Размышления о творчестве и спонтанности

«Чем сильнее становится Эго-сознание, тем больше оно осознает выхолащивающую, околдовывающую, смертельную и одурманивающую сущность Великой Богини».
Эрих Нойманн «Происхождение и эволюция сознания»


Когда пишешь что-то, что ты знаешь будут читать другие люди, то из спонтанного дневника для себя это превращается в некое представление. Представление себя другим. Для других. Невольно одевается маска, да и самое то, что пишется, возникает под бдительным оком некоего читателя, конкретного или абстрактного – не столь важно. И, понятное дело, хочется произвести на этого читателя (замечу – внутреннего) впечатление (неважен его знак и оттенки, важен сам факт), наиболее точно разыграть ту маску, которую ты ради него надел в данный момент. Когда сознаешь это – появляются еще другие лица. Тем не менее, утрачивая (даже дважды, в случае осознания фигур этой игры) изрядную долю спонтанности, творческий момент не исчезает вовсе…
Стало быть, творчество и спонтанность вещи не тождественные. Подавляющее число произведений творчества (книг, полотен, музыки, и всего прочего) в истории человечества было создано именно с оглядкой на зрителя (читателя, слушателя, потребителя…), то есть шло не от спонтанности, а от «заказа». И, если обратиться в глубины, то в качестве архетипического заказчика почти всякий раз наткнемся на нее – Великую Ужасную Богиню, Великую Ужасную Мать, страх перед которой и желание которой двигает большей частью наших действий. Ну, да это еще осознать нужно. Это – донный пласт и мало кто хоть как-то сознает этот страх и это желание, да и самую Великую и Ужасную…
Интересно, что рефлексия, поначалу убивающая большую часть спонтанности, углубляясь, может привести к «убийству Великой Матери», а заодно и преодолению амбивалентности страх-вожделение, что снова способно возвратить спонтанность, только на каком-то новом уже уровне. Возможно и были в истории человечества люди, которые творили уже из этой позиции. Думаю, что их очень мало, но в их творчестве есть отличительная черта – непринужденность. Именно так – НЕ ПРИНУЖДЕННОСТЬ!
Я некоторое время тужился вспомнить – встречал ли я такое… Написал какие-то догадки, потом стер, ибо не могу ответственно судить об этом.


Рецензии
Да, действительно... Как бы мы писали, как говорили бы, как действовали, если бы нам было абсолютно безразлично мнение окружающих... Вопрос : ) Хотя, грань между казаться, стремиться и быть - часто такая неуловимая. Сотворить образ: себя или произведения - это ведь дать первооснову, создать энергоинформационный каркас, это ли не творчество? Так ли важно, чем оно обусловлено?. Что такое "я"? Это то, как я себя сейчас ощущаю, и то, к чему я стремлюсь. Стремления и все мои маски - это тоже я. Может быть, стремясь к своим идеалам и воплощая их в произведениях и в любых других своих проявлениях, мы и развиваем нашу планету, через наши идеальные образы? Как-то так :)

Екатерина Минич   25.03.2010 19:58     Заявить о нарушении
Мне кажется, что Сомерсет Моэм очень близок к этому. Ну, и иногда те, кто вываливает свое творчество под псевдонимом. И не слишком боится, что его раскроют. Проблема в том, что ты не один на этом свете. И много близких тебе людей, кого касаются твои откровения.Но, как правильно писал Моэм, настоящий художник способен не только уморить голодом свою семью и старуху мать, но и будет жить за их счет, лишь бы создавать то, что требует его Сущность. На эту тему прекрасно высказался мой любимый писатель Бернард Шоу, рассказывая как сам жил долго за счет "старухи-матери", не желая зарабатывать деньги, и искал свой Путь. Он абсолютно ироничен и серьезен, высказывая эту мысль.

Таисс Ло   05.02.2011 20:05   Заявить о нарушении