10. Ульфила

Ульфила

Первые века нашей эры на территории Скифии были связаны с концентрацией новых сил, которые затем большинством были брошены на покорение позднеантичного и раннесредневекового мира АфроЕвразии. Предвзятостей на подобных картах немало. В частности, игнорируются аланы Приазовья и округи Кавказа, выступавшие и в союзе с вандалами. Нет агафирсов и бастарнов, сотни тысяч которых переселялись в империю примерно из округи Карпат. Потеряны венеды, скловены и анты.
 
 
Вариант размещения (крайне преувеличена роль балтов).
Область расселения в III—IV веках венедов (синий цвет, северный ареал пшеворской культуры), склавин (зелёный цвет, южный ареал пшеворской культуры) и антов (красный цвет, подольско-днепровский вариант черняховской культуры), черняховская культура (жёлтый контур), северная граница Римской империи до 270 года и соседние славянам народы. По В. В. Седову[1]. http://automotonews.biz/wiki/Анты
Более дробно и объективнее представлял Сарматию в начале нашей эры Птолемей.
 
http://www.old-rus-maps.edu.mhost.ru/6/66-expo-2000.htm
http://www.old-rus-maps.edu.mhost.ru/1/1.htm
Никаких реконструируемых современной наукой балтов здесь нет. А вот многие античные реалии – названия рек, водоемов, городов, гор, известных и позже народов – есть. И вот то, что очень осведомленный за счет возможностей Александрийской библиотеки Птолемей никаких конкретных балтов не указал, заинтересованная наука всячески старается игнорировать этнические данные Птолемея. Но из источника (как из песни) слов не выкинешь. Известны попытки привязки данных греческого географа к этно-языковым ареалам. Ниже – одна из таких попыток.
Птолемей зафиксировал состояние, когда гауты жили еще в Скандинавии, а гуттоны (готы ?) высадились на землях венедов, тесня вандалов и ульмеругов. Все, что отдано на карте финно-угорским племенам, зачастую имело полиэтничный характер со времен Великой Скифии, если не раньше. Финно-угры жили вперемежку с индоевропейцами и тюрками (частью сарматов Поволжья), северными семитами (тхиуды-жиды ?) и другими народами.
Высадившись с трех кораблей, позднеантичные готы (считающие себя наследниками более ранних гетов) по мере своего постепенного (десятилетиями) продвижения на юг все более вовлекались в политическую жизнь Сарматии и стремились к доминированию в ней. Поэтому этническая карта будущей Руси оказывалась достаточно поджвижной, полиэтничные силы Сарматии готовились к окончательному натиску в 3 – 5 вв. на Римскую империю.
 
 
http://oldru.narod.ru/map/evr_1_2.jpg
Эстии у Тацита (и вероятно, до айстов времен Теодориха Великого, славших главе Остроготского королевства в 6 веке дары) – явные индоевропейцы http://lib.rus.ec/b/100183/read. Сали (салии; морские ) – с некоторой верпоятностью - одна из групп ранних франков http://www.istorypedia.com/23/209/1623264.html Тогда другая группа франков – рипуарии – имеет шанс происходить из округи гор Рип, а затем вовлекаться в этнические процессы у низовий Рейна.
Идры («ядра») у реки Идрицы остаются веками преимущественно индоевропейцами, ныне славянами. Кареоты – больше карелы, чем курши. Карбоны тяготеют к будущим карпам.
Балтами – вероятнее всего - оказываются галинды (позже гольтескифы, голядь летописей). Это, действительно, индоевропейский полиэтнос с вероятным включением балтов.
Но в составе современных балтов галиндам, как пруссам (юорускам ?)  нет прямого аналога.
 
Вариант локализации народов во 2 веке нашей эры
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/007a/pic/0000/image013.gif

Сравнительно подробно этнический состав позднеантичной Руси (единой Скифии и Германии) прояваился в 3 – 4 веках, особенно в державе Германариха. Б.А.Рыбаков использовал карту "империи Германариха", представленную В. Н. Топоровым в 1983 г. "Империя" простирается на этой карте от Куриш-гафа в Балтийском море до нижней Камы; оттуда ее граница идет на Северный Кавказ (примерно до уровня Сочи), охватывает Крым, Приазовье, все Северное Причерноморье до Днестра и затем поворачивает на северо-запад к низовьям Вислы.
Возможно, выписав откуда-то перечень восточноевропейских народов, Иордан – суммировавший сведения в 6 веке, как бы  забывает о нем и, описав смерть Германариха от раны, нанесенной росомона-ми, ничего не говорит о судьбе обрисованной им "империи". Когда на остроготов в 375 г. напали гунны, то ни один из весьма воинственных народов, будто бы повиновавшихся Германариху, не был привлечен им для противостояния гуннам. Анты из венедов даже более поддерживали гуннов, что затем проявлялось и в 5 – 6 вв.
По Б.А.Рыбакову, в труде Иордана идет лишь не очень достоверная генеалогия готских царьков, подчиненных гуннам вплоть до смерти Аттилы в 453 г. А после этого Иордан повествует лишь об остроготах, ушедших далеко в Паннонию за Дунаем. Все сказанное вызывает у Б.А.Рыбакова большое недоверие к толкованию перечня народов как описания готской империи. Вместе с тем историк текст Иордана напомнил:
«"Германарих. После венедов покорил много весьма воинственных северных (употреблено греческое слово "аrсtoi") племен и заставил их повиноваться своим законам. Покорил же он племена:
1. Гольтескифов (бывшие галинды ?)
2. Тиудов  (затем «чудь» русских летописей ?)
3. Инауиксов («ижорцев» ?)
4. Васинабронков ( «весь» русских летописей, бывших фиссагетов Геродота ?)
5. Меренс (затем «меря» русских летописей ?)
6. Морденс (затем «мордва» русских летописей ?)
7. Имнискаров (затем народы именьковской культуры ?)
8. Рогов (затем народы именьковской культуры ?)
9. Тадзанс («татары» ?)
10. Атаул (жители округи Атиль-Итиль; низовий Волги ?)
11. Навего (дагестанцы и чеченцы, народы Северного Кавказа ?)
12. Бубегенов (горных проводников ?)
13. Колдов (население Кодорского ущелья или иных земель Грузии ?).
Еще Е. Ч. Скржинская, добротно изучив труд Иордана, обосновала версию относительно первоначального характера этого перечня. Исходя из того, что давно расшифрованы имена чуди (тиуды), веси (васинабронки), мери (меренс) и мордвы (морденс), Скржинская, признав, что "остальные названия остаются неясными", добавила: "...ряды этнических названий наводят на мысль об итинерариях, где области, по которым пролегал путь, нередко обозначались названиями населявших их племен".
По Б.А.Рыбакову, предположение Е. Ч. Скржинской о том, что Иордан для возвеличения Германариха использовал какой-то дорожник-итинерарий, написанный на греческом языке, чрезвычайно важно. Едва ли это был итинерарий в полном смысле слова, так как, кроме перечня больших народов, состоявших из многих племен, здесь нет ни одного намека на пути, на реки, на направление по странам света. Скорее всего, это было описание какого-то однократного проезда, рассказ о путешествии по землям отдаленных северных народов без обозначения самого маршрута . Без труда давно уже были определены четыре народа из тринадцати (или из четырнадцати).
Сам Б.А.Рыбаков предпринял попытку определения всех звеньев этого перечня и размещения их на карте.
Судя по порядку перечисления (чудь - весь - меря - мордва) перечень упоминает эти народы в определенной последовательности с запада на восток.
 Начинается перечень с гольтескифов, которые должны быть западными или (учитывая конфигурацию берега Балтийского моря) юго-западными соседями чуди - эстонцев. По всей вероятности, здесь обозначено прусское племя галиндов - голяди, известное Птолемею ("...ниже венедов - галинды, судины и ставаны...").
Происхождение дополнительного определения "скифы" можно объяснить стремлением автора отделить единственный индоевропейский народ перечня от последующих финно-угров. Античные географы включали в понятие "Скифии" не только землю настоящих скифов-степняков, но и обширное пространство славянской прародины вплоть до Скифского (Венедского - Славянского) океана.
Близость балтских племен пруссов к праславянам и обусловила дополнительное пояснение. Балтские галинды могли быть названы гольтескифами еще и потому, что они очень далеко распространялись на восток, перемешиваясь со славянами. На востоке - по Б.А.Рыбакову, - они доходили до р. Москвы, оказавшись в дальнейшем окруженными славянами-вятичами. С летописной голядью связана так называемая мощинская культура IV-VII вв. н. э. Упоминание гольтескифов рядом с чудью-эстонцами говорит о том, что исходным пунктом было Балтийское побережье в районе устья Немана.
Далее можно уточнять версии по Иордану и его комментаторам, учитывая и обоснованную версию академика Б.А.Рыбакова.

 
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/images/000614-000280S.gif
Если Германарих перед покорением венедов (на карте «славянские племена») победил герулов Приазовья, то Остроготия уже доходила до низовий Дона. И распространялась примерно в границах черняховской культуры, в составе которой известно не менее 20 поселений с каменными постройками и укреплениями (города летописных тиверцев и уличей ?).
Около 311 г. где-то в этой Остроготии (Скифии и Германии) родился Вульфила (Wulfila, Ulfila, Ulf;las; Ульфила, Ульфилас) - первый епископ скифов (готов).  По свидетельству Филосторгия (начала V века), он не был чистокровным готом, а происходил от пленных христиан, вывезенных в Северное Причерноморье около 267 г. во время одного из походов войск Великой Скифии на Малую Азию из местечка Садоголтины, в Каппадокии. Не сомневаются, что его семья вполне сжилась с новой средой, так что сам Вульфила, родившийся и воспитавшийся в Скифии («стране готов»), может считаться именно полиэтничным скифом. Его имя ведут от готского W ; lfila ( уменьшительное от Wulfs, волк; ср. немецкие фамилии Wolfel, W ; lflein; а формы Ulfila и т. д. возникли под влиянием греческой орфографии).
Вместе с тем трудно вычеркнуть из нынешних россиян людей с фамилиями Вульф и Вольф, созвучными именами. Да и Волковы от Вульфов далеко не ушли.
По словам ученика Ульфилы - Авксентия, епископа доростольского ( Силистрии; Болгария), Вульфила до тридцатилетнего возраста был лектором при одной из немногочисленных христианских церквей в земле вестготов (округа Карпат). Около 341 г. участвовал в посольстве, посланном его соотечественниками к императору Констанцию. Во время пребывания в Константинополе был выбран епископом готов и рукоположен Евсевием никомедийским не позже весны 341 г., времени смерти Евсевия.
Вернувшись на родину, Ульфила деятельно взялся за проповедь христианства. Когда около 348 г. в стране вестготов начались преследования христиан со стороны Атанариха, могущественнейшего из вестготских князей, то Ульфила, став во главе своих единоверцев, вывел последних через Дунай в Мезию.
Император Констанций принял переселенцев очень ласково и отвел им земли около Никополя, где они основали общину с патриархальным устройством, во главе которой стоял сам епископ и, по его смерти, его преемники (появилось понятие «Готы мезийские»). В 360 г. Вульфила принимал, вероятно, участие в арианском синоде в Константинополе. Когда православие стало вновь брать верх над арианской ересью, то епископ, державшийся последней, по собственным его словам в завещании, всю свою жизнь тщетно старался побудить императора Феодосия (ему служило немало выходцев из Скифии) к созыву собора для решения спора между православием и арианством.
В итоге в 381 году был издан закон, по которому арианам запрещались диспуты по вопросам веры. Феодосий в 383 г. сделал последнюю попытку примирить еретиков с православием, созвав синод в Константинополе, - к которому был приглашен и Ульфила. Явившись в Константинополь, епископ умер здесь, вероятно, летом 383 года. По другому, менее вероятному мнению, его смерть последовала уже в 381 году.

В. В. Лавров в работе «Епископ Ульфила и развитие готской литературы» (Интеллектуальная элита античного мира. Тезисы докладов научной конференции 8 - 9 ноября 1995 г.) привел ряд интересных фактов и оценок деятельности этой личности.

Принятие готами христианства зачастую связывается с деятельностью именно Ульфилы, который, согласно христианской исторической традиции, стал крестителем готов и перевёл на готский язык Священное писание. Историками нового времени заслуги Ульфилы перед готскими народом сравниваются с заслугами Кирилла и Мефодия перед славянами и Мартина Лютера перед немцами. Не пытаясь приуменьшить значение Ульфилы в истории готской культуры, В. В. Лавров отметил, что деятельность готского епископа была лишь одним, хотя и наиболее значительным эпизодом в процессе христианизации готов, происходившей в IV в. н. э. на просторах именно Великой Скифии.

Источники о жизни Ульфилы сходятся в том, что будущий епископ попал из Скифии в империю вместе с готскими заложниками в период правления Константина (332 г. н. э.). Но ещё до этого времени Ульфила был последователем епископа Готии Феофила (Socr., H. E., 2, 41). Вероятно, Ульфила попадает под влияние Евсевия Никомедийского, пользовавшегося расположением Константина. Последнее обстоятельство обусловило приверженность готского епископа арианскому учению. В период пребывания в империи Ульфила получил хорошее, по тем временам, образование. Не исключено, что будущий епископ обучался в Константинополе, где со времён Константина Великого была открыта богословская школа. В последней наряду с богословием преподавался весь корпус светских наук, в том числе и грамматика.

Миссионерская деятельность Ульфилы среди готов, живших севернее Дуная, была прервана начавшимися со стороны варварского князя (короля) гонениями. Это обстоятельство вынудило епископа переселиться вместе со своими последователями в римскую провинцию Фракию (город Новы) в 347-8 гг. Потомки переселенцев-христиан (Gothi minores) продолжали жить там во времена Иордана (VI в. н. э.). Активное принятие готами христианства начинается под влиянием Валента в конце 360-х гг., в форме арианства. Последующее переселение варваров в Империю в середине 370-х гг. и дальнейшая приверженность готов арианскому вероучению становится одной из причин сложения готской этноконфессиональной общности, которая фигурирует в источниках VI в. (Proc. Caes., B. V., 1, 2, 5).

Вероятно, перевод "Священного писания" на готский язык был сделан Ульфилой уже в то время, когда он переселился во Фракию (после 347 г. н. э.). Готский алфавит был создан на основе греческого и достаточно точно отражал фонетический строй готского языка, что свидетельствует о высокой филологической культуре его создателя.

Создание собственного алфавита обусловило дальнейшее развитие готской церковной литературы. Правда, сохранившиеся памятники готской письменности относятся ко времени остготского королевства в Италии. У отдельных авторов имеются указания на существование богослужебной литературе на готском языке в конце IV - V в. н. э. Иоанн Златоуст (390-е гг. н. э.) посещал готские богослужения и слушал через переводчика проповеди на готском языке. Сохранилось письмо Иеронима (начало V в. н. э.) к готам Сунние и Фретеле о принципах перевода псалмов на готский язык (Hier., Epist., 56).

Помимо памятников церковной литературы, до нашего времени дошли подписи на готском языке на латинских купчих (конец V - начало VI в. н. э.). Исследование произведения Иордана "О происхождении и деяниях гетов", представляющее собой эпитому Кассиодора, позволяет предполагать существование светской историографии, написанной на готском языке. К примеру, у Иордана имеется ряд слов и словоформ, которые объясняются существованием светского источника на готском языке. Так, за именами Gapt и Trapstila (Iord., Get., 79 и 300) стоят формы *Gaut и *Thraustila. Как отметил А. Н. Анфертьев, путаница u и p могла быть возможной при переходе от готской графики к греческой или латинской. В связи с этим А. Н. Анфертьев предположил, что за хоронимом Spesis (Iord., Get., 96) стоит форма *Suesis, сопоставимая, по-видимому, с этнонимом свавы/свевы. В название Gepidoios ("остров гепидов") (Iord. Get. 96) второй элемент -oios отражает родительный падеж готского слова *aujos. Эти и другие обстоятельства, по мнению А. Н. Анфертьева, могут быть объяснены тем, что информация приводимая Иорданом в конечном итоге основана на готском письменном тексте, который был основан на устных преданиях готов. По мнению Р. Хахманна устные предания готов Кассиодор заимствовал у Аблабия; последний, вероятно имел в своем распоряжении готский письменный источник.

В описании острова Скандза (Get., 21) Иордан упоминает народ скритифиннов (у Иордана форма искажена - Screrefennae). Сходную информацию об этом племени сообщает Прокопий Кесарийский (описание острова Фула - B. G., 2, 15) и Равеннский аноним. Причём у Равеннского анонима (4, 12 p. 201) упоминается Атанарит, готский философ, у которого автор географического сочинения брал свою информацию (ut ait Aithanarit Gothorum philosophus).

Таким образом, принятие готами христианства и создание готской письменности обусловило формирование в готском обществе на протяжении IV - VI вв. н. э. не только церковной литературы, необходимой для богослужения, но и создание собственной историографии. Последнее вероятно было связано с образованием готских королевств в Испании и Италии, в которых происходил процесс идеологического оформления национальной государственности.

Гурманизация готов, прошедших во 2 – 4 вв. школу Великой Скифии – многовековой процесс, происходивший в ранние средние века в Западной Европе. Тот же Иордан подчеркивал, что готы отличались от германцев.
Готский язык – по сути – поздний индоевропейский, германо-балто-славянский.

Увлеченно изучающий начала Руси Владимир Борисович Егоров, с. н. с. ИПИ РАН, к. т. н. (http://www.ipiran.ru/egorov/index.htm) отчасти отметил это в «Готских реминисценциях».
 
В. Егоров Готские реминисценции
http://www.ipiran.ru/egorov/gore.htm

По его мнению, еще лет десять-пятнадцать назад вполне можно было всерьез спорить, жили ли вообще славяне на территории современных России, Украины и Беларуси в первой половине первого тысячелетия нашей эры. Одному крайнему взгляду об изначальной заселенности Поднепровья славянскими племенами еще с трипольской культуры, то есть с энеолита, активно поддерживаемому украинскими историками во главе с Б. Рыбаковым, перестроечная мысль, освобожденная от оков советской цензуры, противопоставила другую крайность, нечто фантастически противоположное.
В смелом полете фантазии историк А. Бычков, например, вообще отрицает славян на Русской равнине до появления Киевской Руси, то есть до конца первого тысячелетия [27]. К счастью, уверенное вхождение в археологическую науку в последнее десятилетие киевской археологической культуры делает такой спор бесперспективным. Безусловно, протославяне жили на левобережье Днепра по крайней мере с III века н.э. У киевской культуры, соседки и практически сверстницы черняховской, по существу нет иных атрибуций кроме протославянской. Сегодня археологи уже не спорят о существовании протославян того времени, а изучают контакты носителей киевской и черняховской культур .
Самое время и лингвистам внести ясность во взаимоотношения языков черняховских готов и киевских протославян. В конце концов, множественные лексические совпадения в готском и русском языках должны найти свое объяснение. Помимо тех случаев, когда заимствование и его направление очевидны, например, русское художник выводится из готского handogs, но выведение наоборот лингвистически невозможно, есть масса похоже звучащих слов с близкими значениями, для которых непросто найти направление заимствования, если таковое вообще имело место. Пожалуй, полезно привести здесь хотя бы небольшой список таких созвучных пар в готском и русском. Вот он, выписанный из словаря Кёблера с наугад открытой буквы L:

lagjan [лагьян] — ложиться, класть (все более, увы, часто слышимое ложить;лег);

laian [лэан] — бранить, ругать (лаять);

laiba [лева] — то, что осталось позади (левый, ср. англ. left);

laikan [лэкан] — лизать (лакать);

laistjan [лэстьян] — следовать за, неотступно преследовать (ластиться);

laska [ласка] — лоскут;

l;keis [лекис] — лекарь;

leik [лик] — тело, корпус (лик, облик);

lein [лин] — лён;

ligan [лиган] — лежать;

liuba [люба] — любимый, возлюбленный (любый);

liugan [люган] — врать (лгать); жениться;

liwa [лива] ; лев;

lub; [лубо] ; любовь.


Наверно необходимо еще раз подчеркнуть, что в этом случайном перечне не обязательно присутствуют заимствования из готского в русский или из какого-то гипотетического древнего протославянского в готский. Здесь возможны и случайные созвучия и родство вследствие общности индоевропейского происхождения. Но не исключены и заимствования. Но вот кто и у кого? Вопрос.

Попутно стоит чуть отвлечься и обратить внимание на готское laiba, которое того же происхождения, что и английское left (левый и в русском левый) . По этой общности можно предположить, что в германских языках изначально левое было понятийно связано с тем, что осталось позади. То есть, левый первоначально означало «задний». Тогда, вероятно, понятие правого должно было ассоциироваться с передом, тем, что впереди, то есть правый ; это «передний». Позже, с появлением юридической категории права, правое у германцев стало также означать правоту (прямоту). Немецкое recht и английское right означают «правый» в обоих смыслах: и находящийся справа, и правильный (решающий, решительный). У немцев recht связано с движением и управлением: regen  ; двигаться, regeln ; управлять. Но аналогичные соотношения есть и в русском.
Изнанка, то есть задняя сторона материала одежды, в разговорной речи зовется левой стороной. Корень прилагательного правый тот же, что и в глаголе править и существительном направление, и также соотносится с тем, что впереди. Наконец, в русском языке, как и в германских, слово «право» тоже означает как направление, так и правоту. Тот же корень и в русских правлении, управлении, хотя в этом случае мы, скорее всего, имеем дело с «калькой» из более позднего немецкого.

Славяно-готских созвучий, действительно, очень много. И нет абсолютных доказательств, что одни заимствовали у других или наоборот.

К сожалению, не сохранилась и Библия, переведенная Ульфилой. Дошедшие до нас ее вероятные отрывки относятся лишь к началу VI века (через полтора века после смерти Ульфилы) и написаны в Италии, в эпоху высшего процветания остготской власти на полуострове.

Допускают, что Вульфиле принадлежит почин в переводе Библии на готский язык и что он лично перевел, по крайней мере, Евангелие и часть Посланий. Но едва ли довел начатое дело до конца. Правда, вероятно, воспитал себе учеников и помощников, которые продолжали работу, предпринятую им.
Например, около 390 г. два готских священника (Sunnia и Frexela) обращаются к св. Иерониму с просьбой объяснить им некоторые вопросы касательно текста и перевода Псалтири; над переводом последней, очевидно, еще трудились в то время, т. е. уже после смерти Вульфилы. Предпринятая последним работа была не легкая. Нужно было прежде всего создать азбуку, которая могла бы передавать все звуки готского языка и собственных имен, встречающихся в Священном Писании. Готы имели, правда, уже рунические письмена , но их, с одной стороны, было недостаточно, а с другой - их связь с обрядами языческого культа делала применение их при переводе Библии нежелательным.
Вследствие этого Ульфила создал собственную азбуку, в основе которой лежат греческие письмена его времени, дополненные некоторыми знаками латинского и рунического алфавитов. Не зная еврейского языка,он перевел Ветхий Завет с греческого перевода (Septuaginta), а Новый - с греческого оригинала, причем, однако, замечается и некоторое влияние латинского перевода. Судя по сохранившимся отрывкам, Ульфила мастерски справился с трудной задачей и поборол препятствия, состоявшие главным образом, с одной стороны, в необработанности для христианских текстов готского языка, с другой - в образности и философской глубине библейской речи.
Перевод Ульфилы очень близок к оригиналу, хотя не подчиняется ему слепо. Ошибки и ложные толкования встречаются лишь очень редко. В. сумел воспользоваться для своего труда всем богатством и разнообразием форм готского языка и создал, таким образом, образцовую германскую прозу, легшую в основу дальнейшего развития готской письменности .

Ср. Беликов, "Христианство у готов" (Казань, 1887); G. Waitz, "Ueber das Leben und die Lehre des Ulfila" (Ганновер, 1840); W. Krafft, "Die Kirchengeschichte der germanischen V ; lker" (ч. I, 1, Берлин, 1854); W. Bessell, "Uber das Leben des Ulfilas und die Bekehrung der Gothen zum Christenthum" (Геттинген, 1860); Scott, "Ulfilas, Apostle of the Goths" (Кембридж, 1855). Ф. Браун. http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Вульфила

Является ли деятельность Ульфилы и христиан-готов фактов истории земель будущей Руси ?! Если помнить о близости этих земель летописным тиверцам и уличам, то вполне.

Тот факт, что Ульфила из лекторов - низшей церковной должности той поры - был назначен непосредственно епископом, минуя степени дьякона и пресвитера, указывает, по-видимому, на то, что он уже до 341 г. обратил на себя внимание высших сановников церкви каким-либо выдающимся делом: может быть, это был именно предпринятый им перевод Священного Писания.

Готский язык в основе своей формировался и развивался именно на землях Скифии в регионе полиэтничной черняховской культуры, где скандинавы (считавшие себя потомками гетов) веками тесно взаимодействовали с пращурами славян.

Говорят, что 27 букв готского письма были придуманы Ульфилой специально для его перевода Библии. До этого момента письменность у готов, как у древних германцев и соседних народов ограничивалась рунами, знать которые полагалось только жрецам - Ульфила решил слить воедино рунические навыки и форму греческого унциального шрифта. Так появился готский алфавит, правда, впервые представленный в "Летописи Алкуина" (жил в конце 8 века Летописи Алкуина )

 
Понятно, это не Украина, а княжения полиэтничной Руси с 6 века н.э.
http://idrisi.narod.ru/sumy5.jpg

Около 230 года в Причерноморье создаются полиэтничные королевства готов, которые включают в себя разные народы (даже тысяч  готов на такие государства не хватило бы).
Уже в III веке полиэтничные войска вытеснили римлян из Дакии (преимущественно, нынешняя Румыния), тогда же произошло разделение готов на западных (вестготы) и восточных (остготы).
Весной 258 года днестровская флотилия Скифии (с преобладанием готов) достигла Боспора и разграбила Халкедон и Никею.
В 262 году скифскому нападению подверглась Фракия.
В 267 году, выйдя из устья Дона, скифский флот достиг Коринфа и Афин.
В 269 столкновение готов с армией римского императора около города Ниш (Сербия). Войска Великой Скифии достигали 360 тыс. воинов, примерно 2 – 6 тысяч судов. Никаких одних готов на это бы не хватило.
Далее следуют и другие походы.
В 375 гунны – в частности - уничтожают королевство готов в Причерноморье, но оставляют королю готов часть земель и возможность власти.
В 376 готы частью сил форсируют Дунай и переселяются на Балканы.
В 378 войска Скифии (с преобладанием готов) разбивают армию римского императора при Адрианополе.
В 410 король вестготов Аларих разрушает Рим. Вандалы с аланами проникают в Африку.
В 412 вестготы вторгаются в Галлию.
В 414 вестготы вторгаются в Испанию.
В 418 вестготы отступают в Аквитанию (юго-западная Франция) и основывают там свое королевство.
В 463 вестготы возобновляют завоевание Испании.
Мавзолей Теодориха (520) — единственный сохранившийся памятник готской архитектуры.
В 493 король остготов Теодорих основывает королевство в Италии.
Мавзолей Теодориха (520) — единственный сохранившийся памятник готской архитектуры.
В 507 франки вытесняют вестготов из Аквитании.
В ходе Готской войны (536—555) армии византийского императора Юстиниана уничтожают государство остготов в Италии.
В 711 арабская армия Тарика ибн Зияда уничтожает королевство вестготов в Испании.
К началу IX в. относятся последние сведения о готской общине в Крыму. Присутствие готов в Крыму фиксируют и в ХУП веке.
Но и выходили готы-геты в историю с земель Великой Скифии и будущей Руси.
 

Йордан Табов в статье «О датировке Серебряного Кодекса (Codex Argenteus)» (Институт информатики БАНhttp://www.ruedigersuenner.de/Steiner/ulfilagross.jpg) привел аргументы в пользу создания “Серебряной Библии”, Серебряного Кодекса  или Codex Argenteus (короче СБ, СК или CA) лишь в 16 – 17 вв. Господствующая в науке точка зрения связывает Серебряный Кодекс с переводом Библии, выполненным в V веке готским проповедником и просветителем Ульфилой, и утверждает, что язык этого текста является древне-готским, на котором говорили готы, а сам кодекс – пергамент и красивые буквы – сделан в VІ веке при дворе готского короля Теодориха.

 

TOP Topper, U. Falschungen der Geschichte. Herbig, Munchen, 2001.
http://new.chronologia.org/volume6/argenteus.html

Справедливость такой критики не исключена. Но и вероятность личности Ульфилы – при суммировании всех источников – не исключена тоже. Сколь бы мизерными письменные следы его деятельности не оставались.

Правда, «чисто готские руны» допускают трактовки на ряде языков, включая и славянские. Имеются старшерунические «готские» памятники — надпись на золотом кольце из Пьетро[а]ссы, надпись на наконечнике копья из Ковеля и на пряслице из Лецкан, по определенным фонетическим признакам атрибутируемые как готские или восточногерманские, хотя вопрос этот относится к числу дискуссионных.

Реконструируемый готский язык характеризуется единообразием форм и ограниченным числом фонетических, морфологических и лексических колебаний. Проблема диалектного членения готского языка — частный вопрос в дискуссии о диалектном членении восточногерманской группы языков. Ограниченность готского и скудость совокупного восточногерманского материала не позволяет прийти к окончательным выводам; наиболее доказанными являются положения об определенной специфике остготского и крымско-готского диалектов в сравнении с вестготским.

 

Вот примеры как бы готских слов с возможностями читать подобные надписи на многих языках, включая и славянский
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/pic/1075/1075-171.gif и др.

Вульфила (Ульфила) – активный христианин позднеантичных Скифии и Германии (на землях Великой Скифии). Его трудно приписать к нынешним народам, тем более однозначно – к готам как германцам.

Это личность Восточной Европы 4 века нашей эры. Человек, активно участвовавший на здешних землях в идеологических процессах той поры.

И потомки тиверцев и уличей (чем не в связи с Ульфилой ?!) в составе единой Руси вполне могут считать его своим. Конечно, не только своим.

Это личность уже всемирной истории.


Рецензии
Галинды = Гольте - Ляндия. Земля Гольшан. Прямая связь с Олешьем (Ольвия). Пришли они с Полемоном из причерноморья, потому их и назвали ГОЛЬТЕСКИФАМИ. Ольвиополиты.

Род князей Гольшанских – едва ли, не самый древний в Великом княжестве Литовском. Они вели свою родословную от легендарного Гольши (Ольши), первого князя Гольшанского. О происхождении же самого Гольши мы можем узнать из белорусских летописей, описывающих становление Литвы как государства и рассказывающих о деяниях ее великих князей. Согласно одной из самых известных Литовских хроник – хронике Быховца, Гольша принадлежал к клану Довспрунков, Великих Князей Литовских, сама история которых весьма запутана и легендарна. Если верить данной хронике, Род Довспрунков берет свое начало в древнем Риме.

Ляндия - это просто страна. Кур-Ляндия - страна народа КУРШИ. Корсь по летописям.

Как считаете, Петр?

Нил Максиня   09.03.2010 00:41     Заявить о нарушении
Нил, считаю, что Ваши версии имеют право на жизнь.
Но у меня времени обсуждать их нет.

Петр Золин 2   09.03.2010 03:19   Заявить о нарушении
Ну и шо ?!
Нил, считаю, что Ваши версии имеют право на жизнь.
Но у меня времени обсуждать их нет.

Петр Золин 2   11.03.2010 14:38   Заявить о нарушении
Gepidoios пишется Gepеdoios - большое отличие.

Нил Максиня   07.08.2011 20:34   Заявить о нарушении
«Thiudos in Aunxis» - «чудь олонецкая».
http://etymology-ru.livejournal.com/310756.html

Нил Максиня   07.08.2011 23:46   Заявить о нарушении