Провинциальные истории

                Ранним утром мы вышли из поезда на железнодорожной станции и не спеша, пошли в свой дом на улицу Спорта. Почему  улица получила такое название, я не знаю. Знаю только, что дома здесь стали строить сразу после войны. Наш дом был построен в 1946 году. Во время войны семья приехала в эвакуацию из-под Новгорода, да так и осталась здесь.
    Не хотелось думать о том, что кого-то из соседей уже не увидим по приезде. Нас здесь  не было девять месяцев, мы приезжаем только в отпуск. Уезжая прошлым летом в город, мы видели, что наши две соседки совсем плохи, болеют. К счастью, наши опасения оказались напрасными, все перезимовали и остались живы. Баба Лиза пригласила  родственников  на свой девяностопятилетний юбилей и с ними выпила рюмочку за здоровье. Сейчас  ее можно  увидеть в огороде -  в нем всегда можно найти работу. Правда, в этом году много воды, речки вышли из берегов, и все участки подтопило. Картошку еще не сажали, очень сыро. Но ее зять Миха уже разбрасывал навоз и готовился к посадке картофеля. Мой брат не упустил случая и налил ему пару раз стопки с водкой, чтобы лучше работа шла. В прошлом году у них обмен был – водка менялась на навоз, но сейчас дело до этого не дошло.

                Баба Вера

     Напротив нашего дома баба Вера вышла на прогулку, села на скамейку около дома. Прошлым летом родственники приезжали с ней прощаться навсегда. Сын из Челябинска приехал, дочка из Белоруссии. Однако бабушка ожила, поправилась. Ей исполнилось 86 лет и до сих пор она жила одна в большом доме. Дочка приехала к ней и осталась на зиму, этого требовали жизненные обстоятельства. Состарилась она за этот год, махнула на себя рукой. Бабушка все силы отнимает, по ночам спать не дает, будит. Иногда и палкой стучит, ищет кого-то.
-Баба Вера, как здоровье?
-А огород заставляют копать, а я не могу.
-А кто заставляет-то?
-Да, все…
-Ааа…
-Пенсию приносят, а мне даже 100 рублей не дают.
- А зачем тебе деньги? Ты на всем готовом живешь, в магазин не ходишь.
-Надо.
-К сыну жить не поедешь?
-Нет, умру в своем дому.
Вот так и доживает свой век бабушка Вера

                Баба Маня

 Через дом от нашего дома проживает баба Маня. Тоже одинокая на сегодняшний день - дети, внуки все разъехались. Еще два года назад она жила вместе с племянницей, но та уехала в Москву.
- Баба Маня, как здоровье?
-Ой, милая ты моя, какое здоровье? Иной раз вставать так не хочется, а лежать нельзя. Лучше встать.
-Навозу тебе привезли машину, забор сломан, горбыля столько привезли. Почем дрова?
-Дорогая ты моя, дрова по 350 рублей, а мне за 200 привезли. Вот убираю теперь.
-Тут столько работы, колоть надо. Кто это все будет делать?
-А вот я и буду. Дочка придет - мы с ней длинные перетащим вместе и остальные обносим во двор.
-А картошку сажать будешь? Огород еще не просох, подтоплен сильно.
-И картошку посадим, все милая, сделаем.
При этом разговоре баба Маня ласково улыбается, протирает запотевшие очки и поправляет платочек на голове. Сама она маленькая и подвижная. Каждое утро она проходила мимо наших окон с козами, выгоняла их в поле. Потом на тележке везла белье на речку полоскать. После обеда бежала в магазин за продуктами. Все она делала быстро, деловито. Так же быстро коврики плела из старых тряпок. Зрение плохое, но такая работа ей по силам.
   Несколько лет она ухаживала за ослепшей соседкой - топила ей печки, носила дрова и воду, кормила, стирала. В этом году слепая слегла, помирать собралась. Бабе Мане самой уже за 80 лет, нет сил. Надо сказать, что в доме у бабы Мани иконы стоят на комоде, и я знаю, что они с племянницей утреннее молитвенное правило совершали вместе. Может быть, от веры во Вседержителя идет этот внутренний свет и ясный взгляд. От чистого сердца, оттого, что жизнь старалась без грехов прожить, в работе, в воспитании детей и внуков. Господь дает ей силу и энергию на старости лет, да и смерть, я думаю, будет легкой.
               
                Баба Надя               
               
Старческий диабет подкосил здоровье бабы Нади – перестала видеть. Кому нужна слепая и одинокая бабушка? Пока были силы, она обходилась одна. Приходил социальный работник и делал всю тяжелую работу. Сейчас она с кровати не встает, ослабла. Ухаживать никто не хочет, больно неблагодарная работа. Муж у нее умер, лежит на кладбище уже несколько лет. Одного сына мотоцикл с коляской сбил насмерть. Через несколько лет другого сына машина задавила. Все теперь в одной ограде лежат. И только баба Надя мучается на этом свете, болеет. Вызвали невестку из города - надо же решать проблему с уходом. В Дом престарелых не берут, очереди большие из желающих туда попасть. Да и уход там такой, что больные быстро умирают. Невестка месяц пробыла и уехала, внуки, естественно, тоже. Другая невестка стала приходить утром и вечером и ухаживать. За уход она берет пенсию, может быть и дом ей останется. Днем бабушка одна в доме и дом закрыт на замок.
    Смотрела сюжет по телевизору про дом для пожилых людей в Португалии. Там проводят эксперимент по проживанию стариков и молодых людей в одном доме. Молодые, кажется, час должны общаться со своими соседями. Показывали, как молодая пара заходит к пожилым соседям и радостно, с поцелуями, общается. Все довольны - молодым льготы по оплате. Старикам - общение, энергия молодых. Смотрела я телевизор и бабу Надю вспоминала. Она телевизор даже не может смотреть, зрения нет у нее давно и ничего у нее нет. И не нужна она никому в  этом мире.
    В Финляндии было бы невозможно представить нашу бабу Надю с ее проблемами. Там ей был бы обеспечен медицинский уход.
А у нас в провинции старики предоставлены сами себе. Сколько лет проживешь, столько и живи. Качество жизни не волнует никого.Грустно, господа...


Рецензии
И мои родители далеко.
Мучительный выбор, и город нравится, и мои родные далеко. Мне за них больно.

Мария Кутузова Наклейщикова   24.01.2011 01:41     Заявить о нарушении
А что делать! Я тоже с родителямти вместе не жила с восемнадцати лет.

Любаша Искрометная   26.01.2011 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.