О пользе и вреде наркомании

Если кто-то считает, что человек разумный перестал подчиняться закону естественного отбора, он наверняка ошибается.
В прошлом – и дальнем, и не столь дальнем – в большинстве семей рождалось по полтора-два десятка детей, но взрослыми становились лишь четыре-пять-шесть человек из них – остальные умирали в детстве. Умирали по разным причинам – от голода, болезней, хищных зверей и так далее. Выживали наиболее приспособленные – те, кто имел хороший иммунитет от болезней, кто более полно усваивал пищу, кто мог больше этой пищи найти, кто с помощью силы и разума побеждал диких зверей или с помощью хитрости прятался от них… Таким образом проявлялся естественный отбор, происходящий внутри популяций.
Параллельно вид homo sapiens участвовал в межвидовом отборе, и делал это весьма успешно. Появившись в нескольких локализованных областях Азии и Африки, этот вид постепенно распространился почти по всей суше. По мере распространения некоторые популяции (т.е. племена) исчезали. Большинство же, изменяясь и приспосабливаясь к новым условиям, продвигались всё дальше. Одним из решающих условий, дававших виду homo sapiens превосходство над другими видами животных, был его человеческий разум.
Наконец человек, единственный из всех видов, занял почти всю территорию суши, пригодную для жизни. После этого резко ускорилось развитие его материальной культуры. Межвидовой естественный отбор с этой поры перестал воздействовать на человечество как фактор его совершенствования – настолько вид homo sapiens стал сильнее других видов животных. И тем сильнее стал проявляться внутривидовой отбор. Появился отбор межпопуляционный, которого до того не было, поскольку не было столь тесных контактов между популяциями (т.е. племенами, народностями, этносами). Популяции стали исчезать гораздо чаще – исчезать не столько физически, сколько сливаясь с другими, более сильными популяциями, растворяясь в них и укрупняя их.
Продолжался и внутрипопуляционный отбор. До самого последнего времени он шёл по старому пути, выбирая и уничтожая в раннем возрасте более слабых и менее приспособленных особей. Но к двадцатому веку благодаря развитию материальной культуры появилась возможность оставлять жизнь не одному из четырёх-пяти родившихся детей, а почти всем. Казалось бы, перестал воздействовать на человечество и внутривидовой отбор, так же как ранее это произошло с межвидовым.
Но естественный отбор – это стихия, он не зависит от наших желаний и наших действий. Стали люди меньше голодать, перестали страдать от хищных зверей, появились лекарства от большинства болезней – одновременно с этим появились и новые факторы, от которых люди раньше не страдали совсем или страдали очень мало. Появились мировые войны с гибелью миллионов людей, появились новые болезни…
Один из таких новых факторов проявления естественного отбора – это нынешняя массовая наркомания. За наркотики берутся прежде всего наиболее слабые, аутсайдеры человеческого общества, кто ищет лёгкого счастья, нетрудного достижения вершин. Берутся за них и сильные люди – ради интереса к чему-то новому, ради разнообразия в жизни, ради отдыха, наконец.
Стихия пробивает брешь в самом слабом месте. На протяжении всей человеческой истории таким местом в обществе был недостаток продуктов питания. Сейчас во многих странах этого нет. И стихия естественного отбора ищет другие слабые места. И одно из таких мест – это тяга человека к счастью, к жизни без забот. Когда человек хочет слишком много и всего сразу – то вот он, готовый наркоман.
Если человек слаб, он с каждым разом хочет всё больше и больше – и очень быстро погибает. Если человек силён, он отказывается от такого счастья. Но чем дольше он привязан к наркотикам, тем он становится слабее. Поэтому нужно помогать именно сильным людям, помогать им как можно раньше бросить эту погоню за призрачным счастьем, а лучше – не пускаться туда совсем. Нет, это не искусственное деление людей на первый и второй сорт – это естественный отбор.
Задача борьбы с наркоманией – помочь вылезть из этой ямы как можно большему числу сильных людей, не дать им ослабнуть и упасть туда. Я уверен, что большинство людей, в том числе и наркоманов, относится к сильным.  А полностью исключить наркоманию из нашей жизни нельзя, как нельзя отменить законы природы.
Если же всё-таки удастся ликвидировать наркоманию, как был ликвидирован массовый голод, то стихия естественного отбора найдёт другое слабое место. И никому не известно, не окажется ли следующий прорыв этой стихии несовместимым с жизнью человечества как биологического вида.


Рецензии