О. К. - часть III абзац 15

Манера Джими


Кстати насчёт Колтрэйна могу сказать, что Джими просто не успел повлиять на Колтрэйна, но это вполне могло бы произойти, если бы по времени Джими родился бы чуть раньше. Ведь сам Колтрэйн учился у гитариста - его учитель был джазовый гитарист и композитор современной классики маэстро Деннис Сэндол (Dennis Sandole), который и после Колтрэйна воспитал плеяду выдающихся музыкантов.
На формирование фри-джазовой концепции саксофониста Орнетта Коулмэна (Ornette Coleman) тоже повлиял легендарный гитарист - Джэймс Блуд Алмер (James Blood Ulmer). Точно также как и молодой гитарист Чарли Кристиан (Charlie Christian) вообще изменил всеобщий взгляд на электрическую гитару, как на инструмент, способный представлять джазовую импровизацию на уровне духового инструмента. Когда он, на заре электрификации звука, играл в оркестре свои импровизации никто из музыкантов не мог поверить, что это звучит гитара - думали, что это саксофон, либо труба, либо неизвестный доселе духовой инструмент.Именно перегруз ламп изменял звук электро гитары, делая его более плотным и увесистым по звучанию, удлиняя ноту каждого звука, благодаря приёму "кантилена", часто используемого блюзовыми гитаристами. Этот приём был перенят Джими у Би Би Кинга, которому, как вы знаете, он тоже аккомпанировал.
Кантилена - термин классический - но для рок-н-рольного гитариста приём нетрадиционный и необычный. Не надо забывать, что на дворе в то время наступала заря рок-н-ролла и в моде был Чак Берри и Литтл Ричард. Для исполнения - Johnny Be Good - Джими не требовалась кантилена, он не применял её часто. Однако у Би Би Кинга это, пожалуй единственный характерный классический приём - первое что бросается в глаза, когда видишь его исполнение блюза. Джими никогда не стремился стать блюзовым гитаристом, потому что в Сиэтле этой традиции не было и радио тогда БЛЮЗ фактически не передавало - это были времена расизма - об этом тоже не надо забывать! Просто в американской профессиональной традиции существует понятие стилизации, особенно если ты работаешь сайдменом при наличии фронт-фигуры, чьи соло ты иногда должен дублировать или играть свои маленькие соло в духе и стиле основного солиста. В России с такой практикой не знакомы, да и достойных парней с гитарами в роли солиста у нас редко встретишь!
Думать и предполагать никто никому не запрещает, но существует психология профессиональных взаимоотношений, где всё складывается органично. Не надо забывать и о том, что учителя у Джими не было - всё в чём он видел пользу для своего роста он перенимал автоматически и это тоже свойство присущее его темпераменту.
Другими словами, счастье Джими заключалось в том, что он был всеяден и следуя своему вкусу постепенно вырабатывал свою уникальную манеру исполнения - он никуда не спешил и понимал что у всех надо учиться!


Рецензии