От счастья я не исцеляю!

В июне 2009 года исполняется 120 лет со дня рождения Анны АХМАТОВОЙ
К юбилею поэтессы артисты Сочинской филармонии подготовили новую программу. Творчество Анны Ахматовой предстало перед публикой многоцветной палитрой, в которой в равной степени сияли краски счастья и трагизма. Со сцены в зал летели со стихами и песнями те эмоции, что кипели в душе этой загадочной женщины в момент вдохновения. Концерт получился очень лиричным и наполненным незримой энергетикой, наверное, тому причиной – бескрайний и прекрасный мир поэзии Ахматовой. Программа была выстроена последовательно: от номера к номеру раскрывалась биография Анны Андреевны, а каждое следующее произведение, исполненное артистами, становилось недостающей гранью неведомого калейдоскопа.
Всё началось с чарующих звуков рояля. Олег Федорин пригласил нас мелодией познакомиться поближе с миром творчества этой великой женщины.
-  В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Анны Ахматовой, поэта Серебряного века, - начала свой рассказ мастер художественного слова Светлана Кузнецова. – Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны. Это и красота, и нежность, и мужество, и боль. В ее творчестве – и стихи о любви, и строки о пылающем под огнем блокадном Ленинграде. Она родилась в Одессе. Ей не было и двух лет, когда семья переехала в Петербург, в Царское село. Знаменитый Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин и его друзья. Казалось, сам воздух был пропитан духом поэзии. Директор царскосельской гимназии, учитель и наставник Ахматовой, поэт, переводчик Иннокентий Анненский поощрял любовь своих гимназистов к поэзии. Рано начала писать стихи и Анна. У нас на столике – лилии не с проста: первое стихотворение, которое создала Ахматова, называлось «Лилии». Печататься она стала тоже очень рано, в 16-17 лет.
И Светлана Кузнецова прочла одно из ранних стихотворений Ахматовой, напечатанное в журнале «Глобус».
- Этот журнал издавал ее будущий муж – Николай Степанович Гумилев, - продолжила рассказ ведущая. – Он тоже учился в царскосельской гимназии и приметил анну еще там. Стихотворение в журнале было подписано ее настоящей фамилией – «Анна Горенко». Отец Анна – Андрей Горенко, увидев, что его фамилия стоит в каком-то журнале под стихами, которые он называл «стишата», возмутился. Он запретил дочери печатать их фамилию. Тогда Анна Андреевна взяла псевдоним – Ахматова, это фамилия ее прабабушки, татарской княжны Ахматовой.
Гумилев был старше Ахматовой на три года. Он окончил гимназию, уехал в Париж и поступил в Сорбонну изучать право. В тот год уезжает из Петербурга и Анна с мамой: родители расстались, и она заканчивала гимназию в Киеве. И там после гимназии  она поступает на высшие женские курсы и тоже изучает право. Гумилев по дороге из Петербурга в Париж и из Парижа в Петербург неизменно заезжал к Анне в Киев. Он любил ее безмерно. За шесть лет, что они были знакомы, он предлагал ей руку и сердце 10 раз. Но она отказывала ему. Она не любила его и говорила: «Зачем это вам надо, ничего не получится». Но Гумилев был настойчив. Он был самодостаточным человеком, и до Анна, и после Анны у него было много женщин. И вдруг такая гордячка! Он поклялся себе, что она должна стать его женой. Наверное, все-таки кому-то было угодно, чтобы их брак состоялся. Их объединила смерть учителя – Иннокентия Анненского. Говорят, что она своими отказами подарила Гумилеву ключ к гениальности. Она стала читать его стихи, оценила их. И увидела в нем родственную душу. В конце концов Анна дает свое согласие на брак. Они обвенчались в апреле 1910 года и уехали в свадебное путешествие в Париж. Гумилев хотел показать Анне все, что он так любил: музеи, сады, парки. Но Анне это не очень нравилось. Она ходила на Монмартр, где собирались свободные художники. И там она знакомится с молодым художником, тогда еще никому неизвестным. Его звали Амадео Мадильяни. Выходец из Северной Италии, он жил одним днем: писал портреты, получал деньги, тратил их, и так до следующего дня. Но при всей своей бесшабашности он был достаточно образованным человеком и хорошо знал французскую поэзию. Французскую поэзию хорошо знала и Анна, и не только на языке оригинала, но и в переводах: их делал ее учитель Анненский. Ахматова была тогда в расцвете своей красоты. У нее была царственная осанка, большие глаза, нос горбинкой. Мадильяни не мог не заметить этого, он рисовал ее портреты на клочках бумаги, пока они говорили. Потом молодожены вернулись в Петербург. Оттуда Гумилев уезжает на полгода в Южную Африку. Молодая женщина осталась одна. Ей было скучно. Она уезжает в Париж. Там она встречается с Мадильяни, он приводит ее в свою мастерскую и пишет два ее портрет. Один из этих портретов сделает и ее, и его знаменитыми на весь мир.
Когда вернулся в Россию Гумилев, первое, о чем он спросил, писала ли Анна стихи. Она прочла. Он воскликнул: «Да ты поэт! Надо делать книгу». И вскоре вышел первый сборник стихов Ахматовой, который она назвала «Вечер».
В сентябре 1912 года родился единственный сын анны Ахматовой Лев Николаевич Гумилев. А спустя месяц у артистки театра Мейерхольда Ольги Высоцкой рождается младший сын Гумилева Орест Николаевич Гумилев.
Французская живопись и рождение мальчиков разрушили брак Ахматовой и Гумилева.
В книгу любви, написанную человечеством, Ахматова вписала новую страницу. О любви сказала сама женщина , сказала с позиции равного с равным, а не с позиции подчиненности. 
А потом были строчки из стихотворений «Любовь», «Сжала руки под темной вуалью».
И вот пришло время музыки. Очень необычным было исполнение Людмилой Жуковой «Пяти песен из вокального цикла на стихи Анны Ахматовой» Сергея Слонимского. Аккомпанировала певице пианистка Елена Бабова, дипломант Всероссийского конкурса, заслуженная артистка Кубани.
За неделю до концерта удалось пообщаться с Людмилой Жуковой о новой программе.
- Произведения Слонимского нельзя назвать простыми, - присела к зеркалу артистка. – Слова Ахматовой нужно прочувствовать, впитать эмоции, таящиеся в них. Ведь важен образ, который создается. Очень благодарна Елена Бабовой, она замечательный музыкант и умеет все тонко воспринимать и передавать в звуках. Я вот думала, в чем выступать на концерте в честь юбилея Ахматовой. Сначала хотела выбрать черное платье, в стиле поэтессы. Потом решила предпочесть красное. Это огонь, чувства, о которых я пою. У меня есть мечта: может быть, когда-нибудь в Сочинской филармонии восстановят музыкальную гостиную и мы сможем выступать чаще, а еще было бы великолепно, если бы у нас появились специально оборудованные репетиционные классы. Вот видите, мы с вами находимся в гримерной, где много зеркал, стульев. А помещение для вокалистов обычно обито изнутри материей, в нем нет ничего лишнего. Это помогает найти нужный звук.
После этих слов Людмилы Жуковой мне вдруг вспомнился наш кабинет для сольфеджио в Лазаревской музыкальной школе. И правда, стены в этой комнате были покрыты изнутри задрапированным красным гобеленом, а звуки рояля и наших голосов были такими насыщенными, глубокими. Фальшь чувствовалась сразу, впрочем, как и «точное попадание». Петь и играть там - было одно удовольствие, хоть всегда и охватывали опасения за результат. Но это так, к слову.
- В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян как враг народа, - обрушились на притихший после аплодисментов зал слова Светланы Кузнецовой. – Эта утрата отозвалась болью в душе Ахматовой. Она до конца жизни считала себя женой Гумилева. Наступили тяжелые тридцатые годы – сталинский террор. Трудная судьба досталась сыну Гумилева и Ахматовой Льву Гимилеву. Его арестовывали три раза: в 1935, 1938 и в 1949-м. У него было мало шансов выжить, у него было мало шансов остаться на свободе и у него совсем не было шансов стать блестящим ученым-историком с мировым именем.  Анна Андреевна говорила: «Я родила этого мальчика для каторги». Особенно страшным был арест 38-го года: 17 долгих месяцев Ахматова выходила каждый день к ленинградским крестам, стояла в очереди с другими тысячами мужчин и женщин, которые хотели узнать хоть что-то о своих близких. Одна из женщин узнала Ахматову и спросила: «А вы могли бы описать все это?» На что Ахматова ответила: «Могу». И 1939 году она написала «Реквием», в котором материнская боль превратилась в плач миллионов. Эта поэма подняла Ахматову как поэта на более высокую ступень. В качестве эпиграфа она взяла строчки из произведения английского поэта Джойса – «Ты не оставишь свою мать сиротой?» «Реквием» официально был напечатан спустя 47 лет после написания. В 1987 году в журнале «Нева» №6. А в 1988 году отца и сына Гумилевых реабилитировали.
Особым в жизни и творчестве Ахматовой был период Великой Отечественной войны. Тогда родились такие строки: «…клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит». Зимой 1942 года, в день рождения красной армии 23 февраля она написала строки, которые сделали ее имя бессмертным:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
 И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Нежно и проникновенно читала стихи Ахматовой мастер художественного слова Наталья Котенко. Голос ласкал слух, а воображение тем временем рисовало картинки, в которых говорили и молчали люди, радовались и страдали. Особенно запомнилась строчка «Все мы немного у жизни в гостях» и то, как сказала об Анне Ахматовой Марина Цветаева: «Это имя – огромный вздох».
То, что уже не в силах было передать словами, рассказала музыка. Олег Федорин исполнил «Прелюдию до диез минор» Сергея Рахманинова.
- Гитлер в одном из своих выступлений заявил, что когда он захватит Москву и Ленинград, первое, что он сделает, - повесит всех сталинских писак на фонарных столбах. – Знакомила нас дальше с биографией Анны Ахматовой Светлана Кузнецова. – Тогда Сталин приказал эвакуировать всех литераторов. Ахматова попала в Ташкент. В эти годы она пишет стихи о ратных подвигах наших солдат, о подвиге в тылу. Она чувствовала приближение победы, и это отражалось во всех ее стихах того периода. Но главное, что тогда сделала, - это дополнила «Поэму без героя». Ей говорили, что в поэме надо что-то переписать, чтобы она была понятна читателям. «Это поэма посвящается памяти моих сограждан, моих друзей, моих земляков, живых и мертвых, тех, которые выжили или оставили свои жизни в эту страшную 900-дневную блокаду», - так говорила о поэме сама Ахматова.
Наступил 1945 год, была великая Победа, Ахматова вернулась в родной Ленинград. А в 1946 году вышло знаменитое постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Она была не совсем земной женщиной. У нас на афише есть строчка их ее стихотворения «В то время я гостила на земле». Все, что происходило в ее жизни, она будто предчувствовала и воспринимала все как должное. Ахматова ничего не знала об этом постановлении. Однажды на улице она встретила Михаила Зощенко, его жалобы она восприняла как обычные сетования на неустроенность жизни. А через несколько дней увидела в газете, в которой принесла домой рыбу, то увидела постановление, где была напечатана и ее фамилия. Там говорилось о запрете печатать где бы то ни было произведения перечисленных авторов. «Надо научиться снова жить», - напишет тогда Ахматова.
Близкие, знакомые переходили на другую сторону улицы, чтобы с ней не здороваться: они боялись за себя и свои семьи. Анна Андреевна прекрасно все это понимала и не обижалась. Ее исключили из союза писателей, запретили печататься и самое страшное – забрали хлебные карточки. Как жить? Только самые верные друзья были с ней рядом. И ей поручили делать переводы поэтов братских республик и поэтов Кореи и Японии. Она прощала всем. И написала такие строчки:
Я всем прощение дарую.
И в воскресение Христа
Меня предавших в лоб целую,
А не предавшего – в уста.
Ей было очень трудно, не было денег, нищета. Но она никогда не была с поникшей головой. Это была женщина великого мужества. И всегда с ней была ее любимая музыка. Стихотворение «Музыка» Ахматова посвятила одному из своих любимых композиторов – Дмитрию Шостаковичу.
Струнный квартет им. Рахманинова (лауреат Международных конкурсов) исполнил первую часть «Квартета № 1»  Шостаковича.
В 1964 году в Италии Ахматовой была присуждена престижная литературная премия «Этна-Таормина». А в 1965 году ей был вручен почетный диплом доктора филологии Оксфордского университета.
И тогда же в середине шестидесятых писателям, которые исключали ее в 1946-м из Союза писателей, наверное, стало стыдно, и они решили дать ей дачный домик в писательском поселке Комарово, ведь у нее никогда не было своей квартиры. Этот домик Ахматова называла «будкой». В последние годы она писала воспоминания о своих коллегах-литераторах. В нескольких строчках ей удавалось передать очень многое, каждое слово дышало смыслом. Вот, например, что она написала о Кисловодске: «Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье». Подумать только, две строки, - история русской литературы.
В этот период Ахматова  переосмыслила свое отношение к Гумилеву, стала писать его творческую биографию, ездила на место его гибели. Она полюбила его по-новому – глубокой духовной любовью. Умерла Анна Ахматова 5 марта 1966 года в поселке Комарово. На ее могилу часто ходят молодые литераторы, те, для кого она уже стала необходимостью, и те, для кого необходимостью ей еще предстоит стать. Ведь «гениальное всегда молодо и всегда вечно».


Рецензии