Мата

Посвящается моему собеседнику
В.В.


 Мата сидела на широком подоконнике в углу большой комнаты, играла с соломенной куклой и смотрела в окно. Уже несколько часов лил дождь. Сначала он был очень сильным, ничего не было видно, словно серая и шумная стена отрезала ее от всего мира, но вскоре он стих, так же внезапно, как и начался, оставив лужи на земле и теперь в этих маленьких озерцах можно было видеть расползающиеся круги от усталых капель. Девочка не любила такую погоду, потому что мама не выпускала ее на улицу. У нее не было сестер и братьев, как у многих ее друзей, поэтому ей приходилось скучать и разговаривать со своей соломенной подружкой Луайне, куклой, которую ей сделала мама. У куклы сегодня было не очень разговорчивое настроение, Мата это понимала и не лезла с вопросами, почему. «Конечно, дождь всему виной», - подумала маленькая девочка и погрозила тучам кулачком.
 Дождь вскоре перестал моросить, осторожно выглянуло солнце, и Мата, схватив свою подружку, спрыгнула с подоконника, тихонько подошла к маме, которая перебирала крупу, облокотилась на стол, немного постояла и, помолчав, спросила, не нужно ли чем помочь.
 - Что, лиса, говоришь, хочешь мне помочь? - улыбнулась мама и посмотрела на нее пронзительным и внимательным взглядом, - иди, гуляй, только смотри, не перепачкайся.
- Мамочка, спасибо, какая ты хорошая, мамочка Мадалена - сказала Мата, обняла ее за шею и поцеловала, - мы с Луайне недолго! Обещаю!
- Иди, иди..гулёна, только смотри, скоро стемнеет.
 Девочка, не долго думая, надела голубую накидку с капюшоном, которая ей очень нравилась из-за особенного цвета, застегнула все ремешки на обуви, усадила куклу в специально пришитый к ремню карман и помчалась к двери. Кто-то осторожно постучал.
- Мама я открою, - крикнула Мата, отпирая засов. На пороге их дома стоял высокий незнакомец в длинном широком плаще. Плащ был мокрым, из-за капюшона лица человека Мата не видела, она видела только его длинную седую бороду. Мата совершенно не испугалась этого человека, внешне он был очень похож на тех друидов, которых она часто видела на праздниках.
- Здравствуй, девочка.
- Здравствуйте
- Я знаю, тебя зовут Мата, а мама твоя дома, могу я с ней поговорить.
- Мама дома, но я вас не знаю. Мама, - крикнула девочка, - к тебе пришли.
- Меня зовут Дридвас, - сказал гость, откидывая капюшон. Мата внимательно посмотрела на незнакомца. У него были длинные седые волосы и борода, молодое лицо и очень усталые, как показалось девочке, глаза.
- Кого ты на пороге держишь? - спросила хозяйка дома у дочери, подходя к двери.
- Мама это Дридвас, он пришел к тебе. Рада была с вами познакомиться, но меня ждут срочные дела, - сказала Мата, проскользнув мимо вымокшего незнакомца.
- Мата, постой, - крикнула, было, Мадалена, но гость остановил ее.
- Не держите, пусть идет.


Оказавшись на свободе, Мата первым делом побежала к своему другу, его звали Лонан, они давно знали друг друга, самого рождения, как говорила ей мама. Мама Лонана была подругой мамы Маты, а отцы воевали вместе много лет назад на юге, правда, Мата не помнила своего папу, она была еще совсем маленькая, когда он погиб, но почему-то была уверена, что он был таким же добрым, смелым и хорошим, как отец Лонана.
Она быстро шла по дороге, перепрыгивала лужи и старалась не испачкать свою длинную и красивую накидку.
Подойдя к дому Лонана, она прокричала два раза совой, это он ее научил. У нее это так хорошо получалось, что Лонан часто называл ее Сова. Мата подняла прутик и начала чертить на земле знаки, они пришли ей в голову совсем случайно, какие-то черточки и линии и так увлеклась этим занятием, что не заметила, как к ней подошел Лонан.
- Привет, Сова! Что чертишь?
- Привет, да ничего, просто, - сказала Мата и быстро стерла ногой свои рисунки. - Ну, что? пойдем?
- Пошли. А я думал, что ты не придешь, как тебя мама отпустила?
- Ей не до меня сейчас, у нас гость, странный такой, похож на друидов, с праздников, только мне показалось, что он не совсем друид.
- А зачем он к вам приехал?
- Я не знаю, честно.
- Странно, друид пришел сам, я бы остался, чтобы узнать, тебе, что не интересно?
- Мне с тобой гораздо интереснее, - сказала Мата и рассмеялась.
 Они отправились к своему дереву на холме, оно было одиноким и старым, и им обоим казалось, что ему с ними веселее. А неподалеку были большие камни, на них можно было забраться и уже сверху смотреть на деревню, рощи, реку и горизонт. Иногда в редкие безоблачные и теплые ночи Мата и Лонан смотрели на звезды, они лежали на камнях, нагретых солнцем за день и Лонан рассказывал своей подруге истории, которые слышал от отца о смелых героях, отважных воинах, мудрых старцах и великих королях, живших в незапамятные времена, а теперь оказавшихся на небе. О том, как сверху они наблюдают за всем, что происходит за земле. Мата иногда смотрела не бесчисленное множество звезд и думала, что хотела бы жить в те незапамятные времена и помогать героям в их великих подвигах и затем рассказывать о них людям. Одной из любимых у Маты была маленькая звездочка, рядом с другой, самой яркой на небе. Девочка в тайне от друга считала ее своей защитницей и покровительницей. Наверное, думала она, это подруга какого-нибудь великого короля или героя, или воина, такого, каким обязательно станет Лонан, что они оказались вместе на небе, потому что были неразлучны на земле.. С замиранием сердца Мата смотрела на падающие звезды, о которых Лонан говорил, что это искры от молота бога-кузнеца Гоибниу, значит, он готовит оружие, и скоро снова будет поход.
 Когда они дошли до холма, небо снова затянулось тучами, серыми и тяжелыми, подул ветер, стало холодно.
- Не хотелось бы вымокнуть. Зря мы пришли, - проговорил Лонан.
- Ты сегодня какой-то грустный, что-то случилось? – спросила Мата.
- Да нет, - пожал плечами мальчик, немного помолчал и добавил, - настроение такое.
- Не переживай, все будет хорошо,
- Хотелось бы в это верить. Ну, вот, дождь снова зарядил, Мата, скорее под дерево!
Они спрятались под кроной старого дуба, дождь хлестал по листьям, стекал с них ручьями. Мата мысленно винила себя, что они здесь оказались, так бы сидели дома, в тепле, особенно Лонан, и подумала, что некрасиво поступает, отнимает у друга время, а так бы он помогал отцу или еще что. Но мысли свои высказать опасалась, поэтому молчала и дрожала от холода.
 - Сейчас дождь стихнет и мы все-таки лучше пойдем домой. Ты согласна?
Мата молча кивнула, ей на самом деле очень захотелось домой, погреться у огня и просушить одежду. Лонан смотрел на дождь и молчал. Девочке показалось, что он о чем-то задумался, и она не хотела мешать его мыслям, она закуталась поплотнее в плащ, накинула капюшон, прислонилась к дереву и стала также слушать дождь. Необязательно говорить, когда ты рядом с другом, бывает, что есть, о чем и помолчать.
 Когда дождь начал стихать, Лонан достал небольшой сверток из кармашка на поясе и протянул его Мате.
- Это амулет, я тебе сделал.
- Мне? Как здорово!
Девочка удивленно посмотрела на друга, неспеша развернула сверток, в лоскутке материи оказался небольшой круглый плоский камень. Он был очень легким, на одной стороне была надпись, на другой стороне было нарисовано перо. Камень можно было носить на шее, потому что сквозь небольшое круглое отверстие был продет крученый кожаный ремешок.
- Спасибо, Лонан, такой красивый, а тут что-то написано?
- Это твое имя на языке друидов, а с обратной стороны перо, это чтобы ты не забывала, как я называл тебя Совой…
Мата одела талисман.
- Лонан, почему я должна тебя забыть?
Мальчик помолчал.
- Я не знал, как тебе сказать. Мы завтра уезжаем всей семьей.
- Наверное, в гости? – спросила Мата, цепляясь за надежду, которая просто ускользала сквозь пальцы как песок.
- Нет, Мата, мы совсем уезжаем, вернее, переезжаем и очень далеко, Мата, понимаешь?
Девочка молчала. Она отвернулась, слезы навернулись на глаза, хотелось кинуться в Лонану на шею и никуда его не отпускать.
Мальчик осторожно коснулся ее плеча.
- Мата, ты расстроилась? Скажи хоть что-нибудь, не молчи я…
- Мама мне всегда говорила, - перебила друга Мата, - не нужно плакать, если с кем-то расстаешься, иначе вы больше не увидитесь.
Она тайком вытерла слезы, всхлипнула.
Дождь прекратился, тучи медленно и нехотя расходились, на небе показались первые звезды, чистые и красивые,
- А мы с тобой еще увидимся, правда, Лонан? - сказала девочка, повернувшись к другу и пытаясь улыбнуться.
- Конечно, обязательно! Еще как увидимся!
- Ты мой самый лучший друг, Лонан! Знаешь, у меня ничего для тебя нет, чтобы оставить тебе на память, - сказала девочка. - Я буду смотреть на звезды и вспоминать те истории, которые ты рассказывал, и еще….посмотри, - Мата указала на Колесо звезд, - видишь ту звезду, самую яркую, когда ты будешь на нее смотреть, знай, что я тоже смотрю на нее и вспоминаю наш дуб, эти камни, этот холм, и тогда мы мысленно всегда будем рядом. Хорошо я придумала?
Мальчик посмотрел на небо, на старый дуб и камни, на речку, которая блестела в свете луны.
- Договорились! Я буду в точности вспоминать это место и тебя – сказал Лонан, взял Мату за руку, - а теперь пойдем домой, а то нам так влетит, что встретиться не получится.
- Пошли, конечно.
Взявшись за руки, они направились по склону холма, через рощу в деревню. По дороге Лонан стал рассказывать про переезд, про сборы и описывать места, куда они отправляются. Мата слушала своего друга, ей было очень грустно, но она старалась этого не показывать, чтобы Лонан не подумал, что она плакса, как все остальные девочки. Она держала его за руку, такую теплую и сильную, и радовалась тому, что идет сейчас с ним. Девочка осторожно прикоснулась к талисману, от него исходила приятная магия. Мата, чувствуя ее сердцем, подумала, что именно таким должен быть амулет, сделанный тем, кто тебя очень хорошо знает, что он будет давать сил и спасать от разных опасностей. А Лонан, как всегда казалась девочке, понимает ее гораздо лучше остальных.

Когда Лонан и Мата пришли в деревню, он спросил:
       - Ты придешь завтра провожать нас в дальнюю дорогу?
       - Приду, конечно, а теперь я пойду, до завтра!
       - До завтра, Мата!
       Мата пришла домой, сняла мокрую накидку и повесила ее сушиться у огня.
       Мама сидела у окна и напевала красивую песню. Мелодия была настолько удивительной, что Мата тихонько села рядом и слушала ее с замиранием сердца. Ей представлялись то высокие горы, то непроходимые леса, то широкие равнины. Словно она летела в вышине и видела все это своими глазами. Когда песня стихла, Мата обняла маму и спросила:
       - Мама, ты знаешь, что семья Лонана уезжает завтра в дальние края?
       - Да, доченька.
       - А зачем приходил сегодня Друид?
       - Он предложил нам тоже отправиться в это путешествие.
       - Правда? Мы поедем вместе с ними!
       - Нет, мы останемся, -сказала Мама и погладила дочь по голове.
       - Но почему мы не можем поехать?
       - У каждого своя судьба, кого-то она ждет далеко-далеко и люди не могут жить спокойно, пока с нею не встретятся. Когда ты вырастешь, возможно, тоже уедешь, но не сейчас, Мата, понимаешь?
       - Да, мамочка, Мадалена, я понимаю. А твоя песня была именно о тех краях? Правда?
       - Да.
       - Она очень красивая и немного грустная,- сказала Мата и обняла маму.
       - Я обязательно тебя научу и ты сама сможешь петь эту песню, когда захочешь и представлять мысленно те края.
       - Вот здорово! – Мата вскочила и начала кружиться и смеяться.
       - А теперь пора спать. Иди, умывайся и ложись.
       - Конечно, мамочка!
       Когда все стихло на улице, девочка уже лежала под теплым одеялом и засыпала, она в который раз прикоснулась к амулету, подаренному Лонаном, на мгновение закрыла глаза и внезапно поняла, что она непременно увидит своего друга, только через много-много лет.


Конец.


Рецензии