Загадки коловрата

       REX LUPUS DEUS

       НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

       Настоящая публикация ни в коей мере не является апологией гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, движений, партий, взглядов и идей, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.


       Враги, нападающие на нас, многочисленны и полны ненависти. Пусть они собираются под покровом тьмы, чтобы утром, при помощи света, наступающий день стал их могилой.

       Из гимнов «Ригведы».



       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

       Зачин

       Свастика (по-русски: «коловрат», «конь» или «ярга»), как, впрочем, и другие виды креста, таит в себе поистине великое множество загадок. Кто только ее не использовал на протяжении многотысячелетней истории человеческого рода! Свастика украшала корабли древнеиндийских героев Рамы и Бхараты, троянские древности, буддийские ступы, щиты древнегреческих и древнеримских воинов, ножны скифских мечей-акинаков, наконечники древнегерманских копий, христианские гробницы в римских катакомбах, монеты основателя Польского государства князя Мешко (Мешека, Лешека) I, колокола средневековых церквей, византийские мозаики, гербы литовских бояр и японских самураев, золотой перстень и знамена Чингисхана - всего и не перечислишь... Поэтому мы, ни в коей мере не претендуя на «всеохватность», затронем в рамках нашей миниатюры всего лишь один, да и то весьма узкий, аспект истории древнего символа.

       а) Знак «плюс» с загнутыми концами.

       «Большой знак «плюс» с загнутыми концами». Так в своих путевых заметках назвал древнюю свастику (одним из вариантов которой стал волею судеб «крюковидный крест» германских национал-социалистов) современный русский поэт, писатель и историк Алексей Алексеевич Широпаев. Метко сказано, и подмечено верно - жаль только, что автор сего «бонмота» не обратил внимания на то, что, добавив к слову «плюс» всего только одну единственную букву - «о» - мы получаем слово «полюс», а ведь свастика в историко-эзотерической традиции (например, у знаменитого традиционалиста Рене Генона) всегда считалась именно «знаком Полюса». Случайное совпадение? Навряд ли! Лично мы, скорее, склонны увидеть в этом некую закономерность. Как бы то ни было, необходимо заметить, что многие недобросовестные авторы, в погоне за дешевой популярностью (а возможно, преследуя и какие-то иные, более далеко идущие цели), стремятся к мифологизации и даже фальсификации истории выбора германскими национал-социалистами древнего священного символа - свастики («коловрата», «филфота» или «гаммадиона») - в качестве своего партийного символа. Они же буквально изощряются в попытках представить свастику то неким изначально зловещим знаком, полным недоброй энергии, то древним символом, навсегда дискредитированным нацистами, совершившими под знаком свастики невиданные в мировой истории злодеяния - хотя не меньшие (а точнее говоря - гораздо большие) злодеяния не были совершены под знаком пятиконечной звезды-пентаграммы (запрета которой, однако, почему-то на этом основании никто не требует)... 

       Попробуем подойти к рассмотрению подлинных обстоятельств этого выбора не предвзято, без гнева и пристрастия.

       В настоящее время почти ни для кого не является секретом, что «гакенкрейц» («коловрат» или «свастика») принадлежит к числу исконных (или, по Рене Генону и Александру Дугину, «примордиальных») архетипических символов человечества. Коловрат («гаммированный», «гамматический» или «мученический» крест) широко использовался и в христианской символике (особенно в позднеантичный и раннесредневековый период развития Христианства) - как, впрочем, и «крест Святого Николая» (именуемый в геральдике и церковном искусстве также «крестом между скобами»), особенно часто изображавшийся иконописцами на ризах Христианских Святителей Николая Мирликийского, Иоанна Златоуста и Дионисия Ареопагита и ставший впоследствии опознавательным знаком на германской военной технике. Немалое значение придавали этому сакральному знаку также оккультисты и теософы. Именно это обстоятельство впоследствии дало повод для всевозможных спекуляций на тему якобы «оккультных» корней национал-социализма.

       По мнению теософов, «свастика...есть символ энергии и движения, которое создает мир, прорывая отверстия в пространстве...создавая вихри, которые являются атомами, служащими созданию миров». «Коловрат», наряду с шестиконечной «звездой Соломона», египетским «крестом вечной жизни» («анхом»), кусающим собственный хвост змеем Уроборосом и буддийско-индуистским знаком Творения «Ом», или «Аум», вошел в качестве элемента в эмблему Теософического общества, а также в личную эмблему основательницы современной теософии - Елены Петровны Блаватской, и украшал практически все теософские печатные издания. Так,например, знак коловрата присутствовал на титульном листе журнала немецких теософов «Цветы лотоса», издававшегося в «прусско-германском» Втором рейхе Гогенцоллернов в 1892-1900 гг.

       Свастика-коловрат в период между двумя мировыми войнами использовалась в качестве опознавательного знака на самолетах ряда стран мира - Финляндии, Норвегии и Латвии и даже США (фюзеляжи боевых аэропланов американской эскадрильи «Лафайет» свастика украшала еще в 1918 г.!), петлицах чинов 21-й и 22-й горно-стрелковых дивизий польской армии (до 1939 г.), погонах конников атамана Григория Михайловича Семенова и барона Романа Федоровича фон Унгерн-Штернберга, нарукавных нашивках чинов 45-й пехотной дивизии армии США (с 1923 по 1941 гг.!) и советских красноармейских частей (сражавшихся в 1918-1919 гг. на Восточном фронте против войск Верховного Правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака), на 250-рублевых банкнотах Временного правительства (в сочетании с лишенным корон, скипетра и державы «билибинским» двуглавым орлом) и на большевицких банкнотах-«пятаковках» разного достоинства (уже без орла), на печатях некоторых Советов солдатских и рабочих депутатов в РСФСР (например, Московского губернского - по крайней мере, с 1918 по 1920 г.), на головных уборах калмыцких кавалерийских частей Красной армии в 1919-1921 гг. (и даже в гербе советской Калмыцкой республики!).   

       Не меньшей популярностью коловрат (встречающийся, между прочим, на древнегерманских предметах вооружения, культа и домашнего обихода, в старонордических рунических надписях, на надгробиях древних германцев и, в частности, викингов) пользовался  также в среде немецких «народников» («фёлькише», от слова «фольк» - «народ») и ариософов - таких, как пресловутый «Г(в)идо» фон Лист (автор множества наукообразных трудов, основатель общества своего имени и тайного «Высокого Ордена Арманов») и воистину ставший «притчей во языцех» основатель «Ордена Нового Храма» (или «Ордена новых тамплиеров») барон Йорг Ланц фон Либенфельз, а также тайных лож парамасонского толка - «Германского ордена» («Германенордена»), «Общества Туле» и прочих, о которых падкие до сенсаций энтузиасты-конспирологи былых времен и наших дней написали великое множество более или менее наукообразных триллеров - пожалуй, не меньше, чем о «жидомасонах» и о «святом черте» Григории Распутине, которому также приписываются какие-то конспиративные «оккультные связи» с каким-то таинственным «Обществом зеленых».

       Вот и об Адольфе Гитлере один француз выпустил книгу «Гитлер - избранник дракона», другой - еще более жуткий «роман ужасов» под названием «Нацизм - тайное общество», но всех превзошли патриархи «черной легенды о нацизме» - пресловутые мэтры Луи Повель и Жак Бержье со своей мистической фэнтэзи «Утро магов»! Именно с их легкой руки пошли гулять по страницам популярной «конспирологической» литературы, призванной вскрыть «сатанинские корни нацизма», лишенные всякой исторической основы досужие домыслы о том, что Гитлер был якобы связан с подземным царством Агарти (Аггарти, Агарттой, Агартхой или Агартой), «Королем ужаса», потомками переживших всемирный потоп атлантов, что он приносил человеческие жертвы, часами выслушивал поучения изобретателя «теории мирового льда» («Вельтайслере», сокращенно: «Вель») Ганса Гёрбигера (и даже позволял тому грубо отчитывать себя за непонятливость в присутствии третьих лиц!), продал душу дьяволу ровно на 12 лет, что в мае сорок пятого берлинский рейхстаг и рейхсканцелярию якобы защищал «последний батальон» СС, состоявший поголовно из тибетских лам (одетых, по одной версии, в эсэсовские мундиры без знаков различия, а по другой, более экзотической - в свои традиционные оранжевые облачения), дружно совершивших после смерти фюрера Третьего рейха коллективное ритуальное самоубийство (вероятно, вообразив себя на миг не тибетскими ламами, а японскими самураями!) - и все благодаря тому, что Гитлер повернул «благодатную правостороннюю» буддийско-индуистскую свастику в другую сторону, как это принято у адептов зловещей древнетибетской «черной веры» бон-по...
 
       В действительности же Адольф Гитлер, о членстве которого ни в каких подобных «тайных обществах» (состав которых был ограничен настолько узким кругом «посвященных», что так и хочется сказать о них словами Владимира Ильича Ленина из статьи «Памяти Герцена»: «Узок круг этих (консервативных - В.А.) революционеров, страшно далеки они от народа!») нет ровным счетом никаких достоверных сведений, ни в Агарти, ни в Шамбалу, ни в переживших потоп атлантов не верил, с Гансом Гёрбигером ни разу в жизни не встречался, а рейхстаг и рейхсканцелярию в мае сорок пятого, кроме немцев, кто только ни защищал - французские эсэсовцы из дивизии «Шарлемань» («Карл Великий»), бельгийские эсэсовцы из дивизии «Валлония», испанские ветераны «Синей дивизии», русские добровольцы из РОА генерала Андрея Андреевича Власова - но вот только не было среди них, как на грех, ни одного тибетца! - избирая коловрат в качестве партийного символа, наверняка не оглядывался на теософские, народнические или оккультные трактовки этого древнего священного символа.

       Не в последнюю очередь по той простой причине, что, по единодушному свидетельству знавших его близко очевидцев начала его политической карьеры - Бехштейнов, Ганфштенглей и множества других -, оставивших свои мемуары о раннем, мюнхенском периоде истории НСДАП и ее будущего вождя - Гитлер в описываемый период был совершенно неотесанным или (выражаясь современным языком) «непроцарапанным» провинциалом, не знавшим даже, как функционирует в ванной комнате смеситель горячей и холодной воды - что уж там говорить о наличии у него каких-то «тайных знаний», да вдобавок еще «глубоко законспирированных планов» замены в Германии христианства каким-то «оккультным неоязычеством», «арийско-расистским религиозным учением», а уж тем более - учреждением в Третьем рейхе «черного сатанинского культа»!

       К тому же Гитлер (совершенно безосновательно выдаваемый современными горе-историками и «конспиролухами» за «черного мага», «оккультного мессию», «адепта темных сил», «врага Православия», «ненавистника Христианства», «демонического медиума», «отъявленного сатаниста», «предтечу антихриста», «избранника Дракона», «посланца Общества Зеленых», «герметика-эзотерика» и даже «воплощение Ландульфа Капуанского»!) на протяжении всей своей жизни весьма критически отзывался обо всех «народнических бородачах», «Иоаннах Предтечах» и «Агасферах» - «посвященных», «оккультистах, эзотериках и прочей дряни» (по удачному выражению Виктории Ванюшкиной), претендовавших на обладание «тайными знаниями» и на создание «нового вероучения для германского народа», да и вообще обо всей «фёлькишской» («народнической») мистике (во многом напоминающей бесплодные потуги наших нынешних отечественных посконно-бородатых «неоязычников», тщетно пытающихся «возродить древнюю веру» своих «славяно-арийских прапращуров»!). О крайне неприязненном отношении фюрера НСДАП и канцлера Третьего рейха к подобным «хранителям родовой памяти» всех мастей свидетельствуют, между прочим, следующие строки из «Моей борьбы» (приводим их в нашем собственном переводе с немецкого оригинала):

       «Характерным для этих натур является то, что они восторгаются древнегерманским героизмом, седой древностью, каменными топорами, копьем и щитом, в действительности же являются величайшими трусами. Ибо те же самые люди, которые размахивают в воздухе древнегерманскими, тщательно стилизованными под старину, жестяными мечами, в препарированных медвежьих шкурах и с бычьими рогами на бородатом челе (курсив здесь и далее наш - В.А.), проповедуют для текущего дня борьбу посредством так называемого «духовного оружия» и поспешно убегают прочь при виде резиновой дубинки любого коммуниста (курсив наш - В.А.). Будущие поколения никак не смогут увековечить образы этих людей в новом германском эпосе.

       Я слишком хорошо изучил этих людей, чтобы испытывать к их фокусничеству что-либо другое, кроме чувства презрения...К тому же претензии этих господ совершенно чрезмерны. Они считают себя умнее всех, несмотря на то, что все их прошлое красноречиво опровергает такую претензию. Наплыв подобных людей становится настоящей карой Божией для честных прямодушных борцов, которые не любят болтать о героизме прошлых веков, а хотят в наш грешный век на деле выказать хоть немного собственного практического героизма.

       Довольно трудно бывает разобраться в том, кто же из этих господ выступает так только по глупости и неспособности, а кто из них преследует определенные цели. Что касается так называемых религиозных реформаторов древнегерманского пошиба, то эти личности всегда внушали мне подозрение, что они подосланы кругами, не желающими возрождения нашего народа. Ведь это факт, что вся деятельность подобных личностей на деле отвлекает наш народ от общей борьбы против общего врага - еврея - и распыляет наши силы во внутренней религиозной распре»...Они не только трусы, но всегда оказываются бездельниками и неумехами».

       Сказано, на наш взгляд, предельно ясно, так что нечего тут нашим «конспирологам» напрасно мудрствовать, «размазывая белую кашу по чистому столу» (как говорят в Одессе)... Не случайно Гитлер, после прихода к власти, незамедлительно пресек всяческие попытки насаждения в Германии некоей новой «нордической народной религии» неоязыческим «Германским Вероисповедным Сообществом» («Дейче Глаубенсгемейншафт»), выступавшим под эмблемой золотого «солнечного колеса» в лазурном поле.

       По мнению наиболее авторитетного, на наш взгляд, современного российского исследователя свастики - Романа Владимировича Багдасарова - национал-социалистической партии Гитлера «была необходима эмблема с одной стороны всем известная, с другой - «не занятая» конкурентами, с третьей - вызывающая однозначно положительную реакцию и способная мобилизовать народ...Свастика идеально соответствовала вышеназванным требованиям». Она была вполне традиционна для христианской Европы, но имела (как утверждали все авторитетные ученые описываемой эпохи) арийское (индогерманское, индоевропейское, индокельтское) происхождение, и это, как подчеркивает Роман Багдасаров, «разумеется, стало дополнительным плюсом в деле возбуждения у немцев расового инстинкта».

       Вопреки очевидным фактам, немало мистиков-фантастов, усердно рядящихся в одежды «популяризаторов истории», пытаются доказать недоказуемое, утверждая, что Гитлер, якобы, «заимствовал идею использования этого символа у близких ему людей из оккультной среды». По их ничем не подтвержденному мнению, Адольф Гитлер якобы верил, что за коловратом скрывается некий «мрачный секрет», позволяющий «управлять историей». Утверждающие подобное подчеркивают, что фюрер, якобы, «с необыкновенным вниманием» относился к самому направлению вращения свастики: «Он даже принял решение заменить левостороннюю свастику «Общества Туле», принятую им за образец, на правостороннюю, встречавшуюся в древнеиндийских текстах».


       б)О коловрате, христианстве и нацизме


       В принципе Свастика является символом Христа, так как
       в ней заключена та же эзотерическая идея, только несколько
       менее связанная с историческими деталями Воплощения
       Слова.

       Александр Дугин. Крестовый поход Солнца.

       Прежде всего, следует заметить, что как правосторонняя, так и левосторонняя свастика одинаково часто использовалась в  христианской символике и в христианском искусстве периода Античности и Средних Веков, да и более поздних эпох - скажем, в виньетках Псалтыри Святой Царицы-Мученицы Александры Феодоровны, или на капоте автомобиля Святого Царя-Мученика Николая II (см. фотографию в начале данной миниатюры, где явственно видна прямостоящая, вписанная в кольцо свастика-коловрат на царском автомобиле). Обе они с самых первых веков христианства считались связанными с третьей ипостасью Пресвятой Животворящей Троицы, а именно - со Святым Духом. Правосторонний «мученический крест» служит символом «собирания (концентрации) Святого Духа», левосторонний - символом его «рассеивания (распространения)».
 
       Как с полным основанием писал в свое время наш российский «конспиролог» Александр Гельевич Дугин:

       «Крест - это четыре ориентации пространства, четыре элемента, четыре реки рая и т.д. На пересечении этих компонентов находится уникальная точка - точка Вечности, откуда все исходит и куда все возвращается. Это - полюс, центр, земной рай, Божественный правитель реальности, Царь мира. Особым образом этот «пятый», интегральный элемент, Божественное присутствие, «высшее Я», проявлен в символе «вращающегося креста», т.е. Свастики, которая акцентирует неподвижность Центра, Полюса и динамическую природу периферийных, проявленных элементов. Свастика, равно как и Распятие, была одним из предпочтительных символов христианской традиции, и особенно она характерна для «эллинской», арийской, манифестационистской линии...Пятый элемент здесь - сам Христос, Бог-Слово, Имманентная ипостась Божества, Иммануил, «С НАМИ БОГ». В принципе Свастика является символом Христа...»
 
       В данном случае Александр Дугин совершенно прав. В «Православном собеседнике» за июль-август 1869 года известный русский богослов Илья Степанович Бердников писал о свастике:

       «Что касается до памятников (катакомбных христиан в первые века Христианства - В.А.), относящихся к 2, 3 и началу 4 в., то за немногими разве исключениями, на них употребляются только прикровенные изображения Крестного знамения, как-то...особенно фигура, представляющая четвероконечный крест с загнутыми концами (курсив здесь и далее наш - В.А.).
 
       Автору данного краткого очерка самому доводилось, при посещении «туристического заповедника» Суздаля (каковым он еще оставался, по крайней мере, в 1983 году) видеть в одной из тамошних церквей (являвшейся тогда музеем) выставленный на всеобщее обозрение великолепно сохранившийся саккос православного епископа, украшенный золотыми, на красном фоне, свастиками, причем именно в «нацистском» варианте - левосторонними, «лунными», да еще и вращающимися! Мы уже не говорим о стенах киевского Собора Святой Софии, украшенных поочередно право- и левосторонними коловратами, и о других аналогичных узорах и изображениях на бесчисленных предметах христианского культа - от колоколов до окладов Святых Образов! Впрочем, отсылаем всех, желающих углубленно заняться изучением места и роли коловрата в Христианской и, в частности, Православной церковной символике, к книге Романа Багдасарова «Свастика: священный символ» (второе, расширенное издание данного труда называется «Мистика огненного креста»).
 
       Во-вторых, сами «народники»-ариософы, являвшиеся - якобы! - предшественниками, тайными покровителями, вдохновителями и «закулисными кукловодами» Гитлера - преспокойно использовали как правосторонний, так и левосторонний «крюковидный крест», а иногда - оба его варианта одновременно (как, например, Г(в)идо фон Лист в своей знаменитой магической формуле «АРЕГИСОСУР»).
 
       В-третьих, как с полным основанием отмечал еще такой авторитетнейший исследователь и критик фашизма и национал-социализма «справа», как барон Юлиус Эвола:

       «Возникает сильное сомнение в том, что национал-социалисты, начиная с самого Гитлера, по-настоящему осознавали значение основного партийного символа - свастики. По словам Гитлера, она символизировала «миссию борьбы за победу арийского человека, за триумф идеи созидательного труда, который всегда был и будет антисемитским»... «Поистине примитивное и «профаническое» толкование!» - восклицает по этому поводу барон Юлиус Эвола. Совершенно непонятно, каким образом древние арии могли связать воедино свастику, «созидательный труд» (!) и еврейство, не говоря уже о том, что этот символ (коловрат - В.А.) встречается не только в арийской культуре. Не дали внятного объяснения и левостороннему (противоположному общепринятому при ее использовании в значении солнечного и «полярного» знака) вращению национал-социалистической свастики». Вряд ли нацисты при этом знали, что «обратное (левостороннее, «лунное» - В.А.) вращение знака символизирует могущество, тогда как обычное (правостороннее, мужское, «солнечное» - В.А.) - знание. Когда свастика стала эмблемой партии, у Гитлера и его окружения напрочь отсутствовали знания подобного рода».

       На иллюстрациях к древнеиндийским, джайнским и буддийским рукописям (как и на скульптурных и архитектурных памятниках в обширнейшей - от Тибета, Китая и Японии до Малайи и Индонезии - зоне распространения древнеиндийских культуры и искусства) в огромном изобилии встречаются как «лунные», так и «солнечные» свастики. А изображенная на фоне восходящего солнца, в обрамлении дубовых ветвей и в сочетании с коротким мечом (или кинжалом) острием вниз свастика на эмблеме «Общества Туле» была, хотя и левосторонней, но имела совершенно иную форму, чем гитлеровская, и дугообразно загнутые концы (так называемое «солнечное колесо»).

       В своем исследовании барон Эвола настойчиво подчеркивает следующую мысль: «Можно считать чистой фантазией всякое «демоническое» толкование гитлеризма, свойственное многим исследователям национал-социализма, которые считают, что обратное движение свастики является непредумышленным, но явным знаком демонического характера. Такой же выдумкой являются все намеки на «оккультную», инициатическую или контринициатическую подоплеку (мы утверждаем это со знанием дела). В 1918 году возникла небольшая группа «Tуле Бунд», выбравшая своим символом свастику и сияющий солнечный диск; однако, за исключением германизма, ее общий духовный уровень был не выше уровня англосаксонских теософов. Имелись также другие группы и авторы, как, например, Гвидо фон Лист и Ланц фон Либенфельз (также создавшие каждый свой «Орден» )...и использовавшие свастику; но все эти течения были поверхностными и не имели никакой связи с подлинной традицией, в них царили путаница понятий и разнообразные личные заблуждения».
 
       Таким образом, использование германскими национал-социалистами свастики-коловрата было обусловлено исключительно пропагандистскими и эстетическими мотивами, так что поиски в этой сфере каких-то злокозненных «тайных умыслов» представляются нам совершенно бессмысленными. И уж совершенно нелепо в этом смысле звучит «интерпретация» свастики неофрейдистом Вильгельмом Рейхом (Райхом), утверждавшим, что этот символ якобы «действует на подсознание как обозначение двух человеческих тел во время полового акта».
 
       Последователи Вильгельма Рейха (которого, к слову сказать, судили в США за шарлатанство и оскорбление властей, приговорив к тюремному заключению) договорились до того, что объясняли успех НСДАП тем, что национал-социалисты, в качестве партийного приветствия, вскидывали правую руку ладонью вперед и вверх (что, якобы, символизировало эрекцию и, тем самым, присущую их движению мощную потенцию!), а их основные политические оппоненты - социал-демократы - использовали в качестве эмблемы созданного ими объединения «Железный фронт» три вписанные в красный круг белых стрелы без оперения, направленные по диагонали остриями вниз, что, якобы, символизировало импотенцию, и, соответственно, политическое бессилие СДПГ и ее союзников)!
 
       Так же прозаично, как и использование свастики германскими национал-социалистами, объясняется, между прочим, и выбор ими коричневого цвета для своей партийной униформы. Просто нацистам (да, кстати, и не только им, но и членам праворадикальной организации Гергарда Россбаха, а также - что выглядит просто курьезом - «сионистам-ревизионистам» Владимира-Зеева Жаботинского!) в свое время удалось приобрести по сходной цене большую партию «бросового товара» - рубах светло-коричневого (а точнее - светло-табачного) защитного «тропического» цвета, предназначенных для обмундирования германских «охранных (колониальных) войск» в африканских и азиатских колониях Второго рейха, оказавшихся невостребованными после утраты Германией своих заморских владений в результате проигрыша Первой мировой войны. Лишь позднее, задним числом, партийными идеологами было придумано объяснение (впрочем, вполне удачное) коричневого цвета нацистской униформы как символизирующего почву (как мы помним, лозунг верности «крови и почве» - «Блут унд Боден» - получил в НСДАП широкое распространение, с легкой руки «Имперского крестьянского вождя» Рихарда Вальтера Дарре). Вероятно, именно поэтому Гитлер вообще ничего не пишет в «Моей борьбе» о партийной «коричневой» рубашке, хотя уделяет немало места теме выбора партийного знамени и партийной эмблемы.
 
       Впервые свастика появилась на партийном знамени национал-социалистов (все еще являвшихся в описываемый период мелкой региональной партией, ограниченной рамками Баварии) летом 1920 года в столице Баварии - Мюнхене (через два года после начала ее использования советскими большевиками). Окончательные пропорции и форму национал-социалистической свастики определил сам Адольф Гитлер. При этом следует заметить, что ни Гитлер, ни кто-либо еще из представителей НСДАП или других аналогичных или сходных с ней в идеологическом плане немецких или австрийских партий и организаций, использовавших древний символ, никогда не именовали его «свастикой», предпочитая пользоваться заимствованным из средневековой геральдики немецким термином «гакенкрейц» (крюковидный крест). Поэтому нам представляется правильным  для обозначения «свастики» использовать аналогичный немецкому «гакенкрейцу» славяно-русский термин «коловрат».

      Здесь конец и Богу нашему слава!


 
 


Рецензии
Эта статья, на мой взгляд, вполне удалась автору, преследовавшему цель развеевания тумана, нагнанного в изоблии различными мистиками. Другое дело, что я бы на месте автора, убрал бы из текста слово "Коловрат", дабы у неискушённого в языковых тонкостях читателя, не возникло стойкой комической ассоциации с одним, ныне уже почти вышедшим из употребления, ручным сверлильным инструментом (мною лично, впрочем, очень любимым за свою надежность):

http://s02.radikal.ru/i175/0912/33/6cc4675272dd.jpg

Ну проще надо быть, mon cher ami, проще!
За сим остаюсь,

Александр Ракоши-Шулецкий   10.12.2009 22:16     Заявить о нарушении
Есть простота, что хуже воровства (как говорит известная русская пословица).

Вольфганг Акунов   11.12.2009 19:46   Заявить о нарушении
Так то оно так, конечно. Но слова "коловрат" и "коловорот" это братья-близнецы, и значит, перепутать их для рядового обывателя, при попытке пересказа сути Вашей статьи в беседе со своею женою за утренним кофием, это, как говорится, "проще парянной репы"...
Засим остаюсь, Александр Никандрович Ракоши-Шулецкий.

Александр Ракоши-Шулецкий   11.12.2009 20:40   Заявить о нарушении
Всем нашим мыслящим (хотя бы в минимальной степени) национально соотечественникам и другим собратьям-славянам известно это древнее название "гамматического креста" (хотя для него издревле существуют и другие названия - например - "ярга", в том числе региональные - так, на Рязанщине его именовали "коловрат", на Мещере - "конь", и т.д.; на эту тему написано этнографами много хорошо проиллюстрированных книг). Когда же мы пишем о Третьем рейхе, то представляется неверным обозначать его главный символ санскритским словом "свастика", поскольку его в Германии никто не употребляет, используя другой древний и вошедший в средневековую геральдику термин "гакенкройц" ("крюковидный крест"). Чтобы подчеркнуть эту специфику, мы и используем термин "коловрат". О коловрате (в отличие от коловорота) можно прочитать во многих книгах по геральдике, символике и эмблематике, даже у "левых" (по взглядам) авторов - например, в книге "Эмблемы и символы" покойного Вильяма Похлебкина (при жизни он был больше известен как автор книг о вине, сыре, водке и кухнях народов мира, но являлся также известным автором в области геральдики, символике и эмблематике; несмотря на расхождения во взглядах, я искренне сожалею о его нелепой и трагической гибели). Всех благ! Храни Вас Бог!

Вольфганг Акунов   13.12.2009 04:25   Заявить о нарушении
Кто бы спорил, уважаемый Вольфанг Викторович, о том гений Вильям Похлёбкин или - нет! Достаточно того, что именно благодаря его изысканиям был неоспоримо установлен за Россией приоритет изобретения водки в 1534г. в княжение Василия III Ивановича - вопреки вековым претензиям поляков на данное изобретение. Но коли слово "коловрат" и "ярга" совершенно идетичны, то почему бы Вам всё же не использовать именно последнее, дабы в принципе избежать самой возможности упомянутой путаницы в голове обывателя
Засим отаюсь, Ваш А.Н. Ракоши-Шулецкий

Александр Ракоши-Шулецкий   13.12.2009 15:14   Заявить о нарушении
Уважаемый господин Ракоци-Шулецкий! Слово "коловрат" пользуется в русских национально мыслящих кругах (в отличие от этнографов) несравненно большей известностью, чем региональный "конь" или "ярга". Вспомните хотя бы нашего героя Евпатия Коловрата. Храни Вас Бог!

Вольфганг Акунов   17.12.2009 01:09   Заявить о нарушении
Хорошо, уважаемый Вольфанг Викторович, допустим, так оно и есть. Но м.б. нам ещё только предстоит сориетировать читателя национально? Вы же с места в корьер предлагате читателю из обывателей, запомнить столь тонкую фразеологическую разницу между "коловоротом" и "коловратом", уподобляясь в некоторой мере безвременно почившему профессору Е.Т. Гайдару, что, как известно, в ответ на простой вопрос крестья в сельском клубе: "Верите ли Вы в Бога?", cказал чисто по-книжному: "Я - агностик", тогда как мог бы сказать просто: "Я всегда сомневаюсь в Его существовании".

С уважением,

Александр Ракоши-Шулецкий   19.12.2009 14:21   Заявить о нарушении
Многоуважаемый господин Ракоши-Шулецкий! В статье "Загадки коловрата" название этого древнеславянского знака с первых же строк "переводится" на "общедоступный" язык. Храни Вас Бог!

Вольфганг Акунов   19.12.2009 21:18   Заявить о нарушении
Так ведь путаница-то здесь не столько смысловая (хотя и она налицо), но, прежде всего, мнемоническая.

Засим остаюсь, Ваш А.Н. Ракоши-Шулецкий

Александр Ракоши-Шулецкий   20.12.2009 00:13   Заявить о нарушении
Достаточно прочитать первое предложение статьи, чтобы понять, что такое "коловрат".

Вольфганг Акунов   20.12.2009 02:37   Заявить о нарушении
С Новым Годом!

Вольфганг Акунов   30.12.2009 16:49   Заявить о нарушении
Благодарю, уважаемый Вольфанг Викторович! И Вас так же с наступающим Новым годом!!! Всяческих Вам благ! Засим остаюсь, Ваш А.Н. Ракоши-Шулецкий

Александр Ракоши-Шулецкий   31.12.2009 19:32   Заявить о нарушении
Всех благ!

Вольфганг Акунов   01.01.2010 22:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.