Вариации на тему рецензия на фильм Голый остров

Болтовня, трепотня, трескотня и тары-бары, как бесструнные балалайки. Это я про нынешние наши фильмы. Не про все, конечно. Но всё же. Такие есть. Когда говорят, говорят и говорят, что сил нет. Пытаются объяснить словами всё и вся. Какая-то страшная беспомощность, замусоривание или, лучше сказать, засвинячивание фильма пустыми, ни о чем не говорящими словами. От всякого пустословия уходить надо,- сказал кто-то умный. Правильно кто –то заметил: если запустить народ в кинозал, и посадить их перед двумя экранами, на одном из которых будет вещать говорящая голова преумнейшего, уважаемого профессора, а на другом экране – толстая повариха, эдакая кубышка со сдобными руками будет мешать половником суп в котелке, не говоря при этом ни слова, народ выберет второе. Нет, ну конечно, он посмотрит и на профессора, только недолго, надолго его просто-напросто не хватит. А на повариху будут смотреть все: и час, и два, и десять. Извинтиляюсь заранее, может я и утрирую, но по сути-то дела так и есть. Кино – это действие.  Нет, ну я же не говорю: Ни гласа, ни воздыхания. Ни слова, ни звука, ни гугу. Слова нужны, а как же. Обязательно нужны. Вот именно, только там, где они необходимы. А без надобности и трогать их не надо. Пусть себе храпят во все носовые завертки. А почему бы нам и вправду не поговорить о тишине. Странно, однако звучит: говорить о тишине. Но если вы действительно надумали стать умельцем по части немых этюдов… Пойдёмте. Покажу вам виртуоза молчания , гения – Кането Синто. Все в кинозал, бегом, прыжком, как хотите. Смотреть фильм «Голый остров».
За весь фильм не произнесено ни одного слова. Там не нужны слова. Сама жизнь, действие выражают соль существования этих людей, а не слова. Но надо бы и о фильме рассказать. Необычный он.  Всё происходит на маленьком островке, лишенным пресной воды. Там живёт семья: муж, жена, двое маленьких сыновей. Среди камней, откосов, крутых дорожек, они, обрабатывают изо дня в день крохотной клочок плодородной земли. Работают, как быки в ярме. За водой им приходится ездить на соседний, большой остров. Это не в сказку попасть. Скучный, бесконечный, однообразный труд: довести в плоскодонной лодке несколько ведер воды, втащить их по крутым каменистым тропинкам наверх, скупо отмерить влагу каждому хилому ростку и снова грести, тащить, поливать. Тщательно, покорно, молча. Смирение.
Не пытайтесь найти там диалогов. У вас все равно ничего не получится. Их там просто-напросто нет. А о чем, собственно говорить этим людям? Все понятно, привычно. Молчание определяют их тяжкий труд, чёрная жизнь. И сдержанные, глубокие японские характеры. Композитор Хираку Хаяси создал простую, душевную мелодию. Можно сказать: вариации на тему: она повторяется то радостно, то печально, то задушевно. То угрожающе.
Если разобраться, событий-то в фильме всего четыре. Жена оступилась на скользком камне, стараясь спасти одно ведро с водой, упала и разлила другое. Муж, вместо того, чтобы помочь ей подняться, подать руку, сильно, хлестко ударяет её по лицу. Жестокость? Грубость? И так, и не так. Скорее суровость и строгость. Женщина молча поднимается, чтобы вместе с мужем чётко, согласованно и осторожно поднять уцелевшее ведро, чтобы не пропало больше ни капли воды жизни.
Второе событие –радостное. Мальчишки поймали большую, ценную рыбину. Счастливых детский смех. Родители радуются, как птицы. Вся семья торжественно собиралась в город, чтобы продать рыбешку. Как беззащитно и жалко выглядели они перед хозяевами лавчонки, неохотно купившими  у них рыбу. Как дружно потом лакомились они рисом, прямо-таки роскошествуя на вырученные деньги.
Третье событие – трагическое. Всё идёт как белая, черная полоса моря.
Заболевает и умирает старший из сыновей.  Застыла мать у его постели, мечется бедный отец, бежит за врачом, сам, не зная куда. Врача привезли. Но уже поздно. Похороны. Японские бытовые детали: поклоны, чинные шествия, невозмутимые лица родных. Бурный протест в музыке.
Четвертое событие – кульминация всего фильма.  Похоронив сына, родители возвращаются к прежней рутине – к своему каждодневному труду. Гребут, тащат, наполняя ведра.  И вдруг мать с криком отчаяния опрокидывает все эти ведра, рвет из земли и разбрасывает драгоценные ростки.  Лежит ничком в рыданиях. Для чего им этот  труд, эта жизнь, если кровь и плоть их умерла. Муж, так жестоко ударивший её за случайно опрокинутое ведро, стоит  рядом с ней , молчит и смотрит бесконечно  печальным и добрым взглядом. Он ничем не может помочь и снова принимается за труд. Он распрямляет, поливает ростки. Тогда жена поднимается и становится рядом с ним. Они продолжают работу. Здесь нет ни слабости, ни безволия.
Просто слов нет. Это и в прямом и в переносном смысле. Это гимн «маленькому человеку. Любовь к трудяге, его терпению, упорству, смирению. Шедевр. Признанный.
Символичное, однако, сходство названия фильма и самого страшного концлагеря, под названием «Голый остров». И герои фильма, и реальные люди – его узники, «Голого острова».
А что же нам говорят звезды, сны, грёзы?
 Откройте-ка сонник на досуге. Вот, что пишут: Если вам снится голый остров,- наяву Вас ожидают тоска и одиночество.
Всё.


Рецензии