Мюзикл Ребекка в постановке молодежной арт-группы

   17.05.2009
«Ребекка», мюзикл М. Кунце и С. Левай по одноименному роману Дафны дю Мурье

Молодежная  арт-группа « Fellowship». Некоммерческая постановка, всего четыре представления, полностью собственная сценография, декорации и костюмы.

Спектакль сделан молодым коллективом  постановщиков,  артистов, музыкантов, большинство из них не являются профессионалами, спектакль для молодых.
   
  И меня, уже далеко не молодую и не являющуюся поклонницей жанра мюзикла (а, это что-то такое развлекательное, вроде осовремененной оперетты), привлекло любопытство. Интересно узнать, что нравится  думающей молодежи, той, которая в свободное от  работы время не дуреет в барах, не зевает у телевизора, а пытается что-то сказать о себе, о своих чувствах методами современного искусства.
Зал бывшего дома культуры шарикоподшипникового завода, на Дубровке. Какой-то холод по коже. Хотя уже и не помнилось названия того здания. Оказалось, да. Оно. На подходе обелиск  с журавлями, «Жертвам терроризма». На фасаде мемориальная доска с погибшими в результате теракта на мюзикле «Норд-Ост». А на стекле при входе на маленьком листочке объявление: «Пропала девочка 14 лет», с фотографией и приметами.
  Как-то немного не по себе. Хотя знаю, что всю обстановку в зале поменяли, кресла другие. И в столице мест, где пролилась кровь, множество, потому что столица, потому что история – всегда кровь. И дети в мегаполисе часто пропадают. И мы просто идем мимо, потому что ничего не сделать. Только в очередной раз все тот же холодок, царапающий, но бессмысленный.
  Сюжет «Ребекки»  достаточно мрачен. Книгу просмотрела уже после спектакля. Там в финале герои так и не смогли преодолеть свое прошлое, так и остались доживать, а не жить.
   Спектакль сделан так, что с самого начала ждешь чего-то мистического, появления призраков или даже трагедии, несмотря на удачные и эффектные комические эпизоды. Тревожное ощущение создают и начало, когда в темноте на сером полотне занавеса появляется круглое пятно света, как будто луна. И достоверно отыгранный образ сумасшедшего Бена. И поразительные по трагическому накалу арии миссис Денверс. Героиня, замкнутая в броню своего черного шелкового платья, своих обязанностей, своей преданности хозяевам,  на самом деле безнадежно и страстно влюблена в Ребекку, блестящую аристократку, в ее ум, изящество, красоту. Она для нее остается живой, смерть не смогла  ничего сделать с этой всепоглощающей страстью, граничащей с безумием. Строгая осанка, яркий, красивый голос,  запоминающийся образ. Но мало того, актриса еще музыкальный руководитель спектакля. Она выступает под псевдонимом Фальк, что характерно для ролевого движения или сетевых проектов.  Ожидание трагических событий подчеркнуто черно-белыми фото интерьеров и пейзажей, которые сменяются на заднем плане в соответствии с тем, где происходит действие. Это оформление еще и задает рамку времени, когда происходят события, времени, когда фотографии были только черно-белыми. Но в этом приглушенном контрасте была своя почти утраченная в теперешнем многоцветье выразительность.
   Но в соответствии с законами жанра, в спектакле довольно много и  комического.
Миссис Ван Хоппер, богатая американка. Эту роль исполняет Т. Емельянова, она же художник по костюмам. Наряды  этой героини потрясающе помогают создать образ нахальной, вульгарной, но  в то же время жизнерадостной американки?   Или новой русской?  Верх искусства костюмера –  появление этой героини на маскараде, вначале в длинном платье и головном уборе, напоминающими образ статуи Свободы. А под ним оказывается нечто мерлин-монровское, а под ним – шортики в цветах американского флага. И все это маскарадное разоблачение выглядит как карикатура на американские ценности. Вспоминаются сатирические рисунки, которые в свое время изобильно печатались в советской прессе. Ох, не любим мы американцев… Не думаю, что в исходном спектакле было что-либо подобное.
   Образ сестры главного героя, английской аристократки  типа «охота и гольф»,  и в то же время лишенной чванства, добродушной и веселой, кажется будто сошедшим со страниц книг Агаты Кристи.  Злодей и шантажист Фавелл нисколько не страшен, а полноценно, искрометно комичен.  Совершенно замечательны танцевальные номера горничных и слуг, игроков в гольф, слаженные, веселые.
    Конечно, лирические сцены между главным героем и его юной супругой, которой так нелегко вписаться в аристократический круг, не столь впечатляющи, как комические или драматические эпизоды. Они словно прослойка, необходимая и для движения сюжета, и для некоторой разрядки напряжения.
    Порадовало, что постановщики не стали стремиться в оформлении к избыточной достоверности и спецэффектам. Это может быть связано с небольшим бюджетом спектакля, но смотрится удачно. Создается атмосфера как бы соучастия зрителя. Оркестр сидит на сцене, декорации минимальны, хор тоже сидит, реже стоит. Но костюмы у хора хороши и атмосферны, но поет он очень хорошо, и не только поет. По ходу действия хор представляет либо слуг, которые заняты своим делом, либо публику на суде, где кто-то шепчет что-то соседу на ухо, кто-то поправляет прическу…Хор не статичен и органично переходит к танцевальным номерам.
  И вся скупая сценография не отвлекает, акцентирует внимание на игре и пении.
Конечно, есть некие мелочи. Оркестр звучит временами странно, видимо, потому что подзвучка не всегда выверена. Иногда подвывают микрофоны. Героиня весь спектакль проводит в белых босоножках чисто советского образца. Но эти мелочи и есть всего лишь мелочи. Хорошие голоса, эмоциональность пения производят хорошее впечатление. И даже жаль, что зал третьего по счету представления  оказался заполнен лишь наполовину. И представлений всего только четыре. Таковы условия лицензии.
    В целом, очень чувствовалось, что коллектив работал с огромным энтузиазмом, что актерам нравилось разыгрывать эту историю. Очень порадовало, что в финале спектакля назвали и пригласили на сцену не только артистов, но и всех, кто делал спектакль.
    Получилось представление с девизом: «Жизнь должна продолжаться. Несмотря ни на что.» Спектакль про то, что доброта и нежность способны развеять тени прошлого. Совсем не так, как в книге. И это правильно.


Рецензии