Последний шаман Подкаменной Тунгуски - глава5

ПОСЛЕДНИЙ ШАМАН ПОДКАМЕННОЙ ТУНГУСКИ


     Глава 5


  Я молчал: а чего сказать? Несколько вечеров подряд Иван удивлял меня своей невероятной историей. Я уже и удивляться почти перестал, мне уже казалось все это чуть ли не в порядке вещей, как будто я сам при всех этих событиях присутствовал. Я молча взял чайник, и налил чаю Ивану и себе. Он поблагодарил, и продолжил:
- Насколько невероятно трудной, после теплого Китая, была жизнь в страшно холодных и снежных местах нашей новой родины, настолько доброе и человеческое отношение было к моим предкам у местных. Собственно, они и привели нас туда: ведь мы и не знали куда идти, кроме одного – вперед, не останавливаясь, потому как сзади – смерть. А как и куда идти – никто не знал. Монахи молились своему покровителю – змею Дябдару, и он помогал находить путь, а потом прислал людей – проводников. Так оказались  монахи на Подкаменной Тунгуске. Собственно, те, кто там жил – они и звались тунгусами, эвенками нас стали называть лишь лет триста назад – это из-за монастыря Уэнь, первоначально это моих предков так звали. Но, как я уже говорил, мы себя от тунгусов не отделяли, да и они тоже считали нас своими, вот эти два наших имени и стали синонимами – сначала только для нас, а затем и для всех соседей – якутов, ненцев, всех.

  Не обойтись без двух слов о монастыре Уэнь. Это древнейший, может быть самый древний в своих краях монастырь. Испокон веков в том монастыре собирались люди с необыкновенными способностями, в той округе подобные тонко чувствующие встречались очень часто – и, как обычно, люди думали, что так и должно быть, никто не думал о себе, что он какой-то особенный. Понимаешь? Вот умеешь ты читать – и вокруг все умеют – ничего особенного, а вот если ты один умеешь читать – а остальные нет – совсем другое дело. Так и тут.

  В полной мере свои невероятные особенности стали понятны пришедшим лишь среди встретивших их тунгусов. Уже в самом начале знакомства, лишь научившись кое-как говорить друг с другом, проводники удивлялись, что будто духи природы помогают им, что это не столько они – проводники – ведут их, а чуть не наоборот: всегда удачная охота, никто не болеет, если вдруг завтра пурга – так заранее к ней готовились, ну, и в таком роде. Проводники спрашивали – не шаманы ли они, но монахи даже слова такого не знали.

  А уже по окончании пути, прижившись на новом месте, разобрались монахи, кто такие шаманы. Шаманы имели такие же способности, как и у них – только много слабее, ведь они не культивировали их многие сотни,  а может и тысячи лет. Но шаманы отлично знали духов – покровителей своего народа, знали устройство своего мира – и земного и духовного. К слову сказать, мир не одинаково устроен, у каждого народа свои  миры –  подземное царство Аида у древних греков совершенно не то, что христианский ад, Валгалла у скандинавов и рай у мусульман совершенно разные, даже внутри христианства есть разница: у католиков есть чистилище, у православных – нет. Эти все миры существуют, они соприкасаются, но разные. Так вот, местный духовный мир отличался от того, что они знали, не очень сильно: в общем все совпадало, а частности предстояло узнать. Самое главное, и этим пришедшие были сильно удивлены – покровитель пришедших – змей Дябдар – был одним из главных и могущественнейших духов – покровителей местных тунгусов.

  Иван взглянул на меня:
- У меня язык чешется рассказать тебе о нашем духовном мире все до мельчайших подробностей. Ты не представляешь, насколько он интересен – но не осталось уж совсем время, я так боюсь не успеть тебе то главное сказать, ради чего я и весь наш разговор-то затеял. Давай так – если что непонятно – ты спроси, и я тогда поподробнее, а?
- Конечно, как скажешь. Только я не всегда понимаю, что я не понимаю: пока ты говоришь – мне все понятно, а когда начинаю записывать – половину не понимаю. Я же в жизни ни о чем подобном не слыхал.
- Ну это просто: ты отмечай, где непонятно, а я потом растолкую.
- Да я вроде пока разобрался…
- Ну и хорошо, я продолжу. В общем, шаманы занимались тем же, чем и сами монахи, но, так сказать, в практическом применении – в основном лечили людей и скот, да на потребу камлания совершали. Никаких серьезных действий ни в Верхнем, ни в Нижнем мире не совершали, кроме самых насущных, без чего обойтись никак нельзя. Да, вдобавок ко всему, местные шаманы могли только или в Верхний, или в Нижний мир ходить, универсалов, так сказать, не было. То, что любой монах делал просто так, без напряжения, у местных требовало специальных подготовки и отбирало все силы, да так, что после камлания шаман, бывало, по несколько дней отлеживался.
- А что такое Верхний мир и Нижний мир?
- А это вместе с Землей и есть весь наш мир, наподобие рая и ада. Земля – это Серединный мир – Дулин Буга. А еще есть Угу Буга – Верхний мир, он как бы сверху и на восток, и Хербу Буга – Нижний мир, на западе и внизу, под землей. Не знаю, как тебе объяснить – под землей, если копать, его нет, но каким то образом он все равно под землей: шаман, когда идет в Нижний мир, спускается туда через пещеры, или ныряет в речные омуты. А если надо в Верхний мир – то туда попасть можно, как бы пройдя через Полярную звезду, она – словно дверь или ворота в Верхний мир, можно сказать, что она  как бы отверстие для дыма наверху чума, выбраться трудно, но можно.
- А почему именно через Полярную звезду? Ведь она даже и не самая яркая?
- Ну, понимаешь, она всегда в одном месте, весь мир вокруг нее кружится: вот как отверстие вверху чума – куда не сядешь – оно всегда в одном месте, наверху. Правда, есть и более простой способ для путешествий – существует особая шаманская река - Эгдекит, которая течет из Нижнего мира в Верхний, шаман просто плывет по ней куда ему надо.
- А зачем шаману туда вообще ходить?
- Зачем ходить…- Иван растерянно посмотрел на меня – ведь только что сказал тебе, что хотел время сэкономить, пропустить, а ничего не получается. Я не успею закончить, чего же делать?
- Знаешь, что? Давай все рассказывай, мне очень интересно, и не думай про время. Ну, время, и что? Не поспим ночь, чего же тут страшного? Выспимся еще, успеем.
- Неудобно мне, отрываю тебя…
- Да все нормально, давай, продолжай. Я буду сразу записывать.
- Ну ладно, извини только, что спать тебе не даю.
- Да говорю же, все нормально, давай, рассказывай, зачем шаману в Херду Буга ходить.
- Хербу Буга – поправил он меня, и продолжил – и Верхний мир, и Нижний сами сложно устроены, они оба сами из трех миров состоят. То есть три мира, в каждом из которых по три мира – Иван глянул на меня, улыбнувшись одними глазами – видишь, как интересно выходит: вроде бы всего их семь, а на самом деле – девять. Подумай на досуге, как это может быть.  Это у нас магическое число, наверное, заметил уже - у нас все по девять. Ну вот, а человек из трех сущностей состоит, почти, как в христианстве – тело, душа и дух, но немного не так. В двух словах так: беэн, хеян, и маин. Беэн – душа телесная, от тела не отделяется и после смерти уходит в Мир мертвых. Хеян – это живая душа, как душа у христиан, она после смерти попадает в середину Верхнего мира, живет там так же почти, как человек на земле. И еще есть Маин – это дух судьбы. После смерти человека он улетает в самый верх Верхнего мира, и превращается в душу еще не родившегося человека - Оми, но не всегда, может и остаться навсегда в виде духа Маин. А может и на две части разделиться – на Маин и Оми, то есть на дух человека жившего уже и дух человека еще не родившегося.

- Видишь – Иван глянул на меня – совсем все не так просто. Не запутался еще?
 Я торопливо писал, боясь пропустить хоть слово, и запутаться окончательно в этих совершенно непонятных эвенкийских словах, молча  кивнул ему головой – да-да, продолжай мол, я записываю, и он продолжил:

 - Буни - Мир мертвых - находится в самом низу Нижнего мира, это Последний мир Нижнего мира, туда и попадает телесная душа. Вообще, когда человек умирает, взамен духа и души получает Мугды – это такая как бы временная душа, она нужна до тех пор, пока душа телесная не попадет в Буни - Мир мертвых. Там мертвое тело живет почти как душа в Верхнем мире, но бессмысленно, ничем не занимается, пляшет, смеется, в общем, веселится. Неудивительно: ведь тело больше ничего и не умеет. Это почти настоящее тело – но оно холодное и сердца нет, не бьется.
- А у нас – я имею в виду в христианстве – не так ведь?
- Да, совершенно не так: там никакого телесного духа нет, а если и есть – то он оканчивает свою жизнь со смертью. А у нас – нет, в чем человек телесно нуждался – его тело получает сполна и навечно.

    Теперь поподробнее про Верхний мир расскажу. Маин и Оми – дух судьбы и души не родившихся еще детей - живут в самом верху Верхнего мира, правильнее бы сказать, в самом верху Высшего мира Верхнего мира, на звезде Чалбон. Чалбон - это Венера, самая яркая звезда, я бы сказал даже самая манящая, не обращал внимания? Это самое дальнее место во вселенной, шаман, когда добирается туда, делает в каждом из Верхних миров по девять остановок, всего двадцать семь раз. В середине Верхнего мира, я уже говорил, обитают души Хеян. А вот в самом ближней мире Верхнего мира живет Энекан Буга – хозяйка всего мира. Почему-то многие эвенки считали и считают, что Энекан Буга – это такая пожилая женщина, сам подумай, может ли богиня быть пожилой? Нет, конечно, она молода, всегда была и всегда будет такой. Отец видел ее – он говорил, что более прекрасной женщины не видел никогда. С ней всегда Севеки – дух-сотворитель всего Серединного мира, главный помощник и создатель людей. И, конечно, кроме них – огромное количество других духов: Сели, мамонт – творитель мира, Огды, бог грома. Остальных я не буду даже называть, чтобы ты вконец не запутался. Такое же огромное количество самых разных духов живет и в Нижнем мире, я так же лишь самых важных сейчас тебе назову.

  В первом Нижнем мире живут Харги  и Кандыках - полная противоположность Энекан Буга и Севеки. Харги – это младший брат Севеки, неумелый и завистливый, ничего не сумевший сделать и потому желающий все, старшим братом сделанное, уничтожить. Харги и Кандыках все делают наоборот, если дать им волю, они убили бы всех людей и разрушили всю Землю. От них, если можно так выразиться, весь вред: они даже Беэн не пускают в Буни, то есть души умерших не пускают в царство мертвых, понимаешь? Даже умершему человеку они не дают успокоения! Извини, я часто слова использую наши, тебе непонятные, но им нет перевода. Ты не запутался?
- Ничего, пока понимаю, продолжай скорее.
- Харги и Кандыках – ты запомни, все беды от них, это они во всем виноваты. Я опишу тебе их. Харги –огромный, как великан, весь заросший шерстью, ног нет, култышки, как копыта. На левой руке – огромный коготь, а правая – Бальбукка – она и не рука вовсе, у него вместо руки – голова чудовища с оскаленными зубами, это рука - чудовище   может само по себе перемещаться и менять свой вид, помогает ему гадости творить. Кандыках – демон, вместо головы огромная пасть, он может вырываться в Серединный мир, и тогда горе тому, кто попадется ему на пути! Ни простой человек, ни шаман с ним справиться не может, только сама Энекан Буга с помощью Огды – бога грома - может загнать его в Нижний мир!

  Помолчав минуту, Иван продолжил:
-  Второй мир– между местом, где живет Харги, и царством мертвых Буни – гигантская река, вся в порогах и водоворотах, населенная настолько злобными духами, что вообще никого не пропускают. Никто не может перебраться через нее, ни Харги, ни, тем более, люди – только шаманы. Беэн – телесный дух умершего человека переправляет в Буни только шаман. Это трудно: Харги пугает их Бальбуккой и старается зацепить когтем левой руки. Когда у него это получается – шаман умирает, а Беэн возвращается в Серединный мир и ходит неприкаянный, и сам не может здесь жить, и живым людям покоя не дает, мешает. Сам же  Беэн перебраться в Буни никак не может, и так продолжается, пока какой-то другой шаман не переправит его, обычно по просьбе родственников. Хотя бывает и так, что сам шаман, во время своего путешествия, натыкается на неприкаянного Беэн, и тогда сам уже переправит его в Буни, доставив ему успокоение.

  Иван несколько задумался:
- Я понимаю, тебе странным все это кажется, но тем не менее это так. Даже среди совсем уж атеистов – и то какие–то действия приходится предпринимать, чтобы умерший человек успокоился.  Видишь ли, рассказы о привидениях – помнишь, я тебя спрашивал? – не всегда выдумки. Вот грубый пример: копит-копит человек всю жизнь деньги, а потом – раз, и помер. А душа его успокоиться не может, не может свою единственную привязанность – деньги – бросить. Вот и бродит неприкаянная его душа возле закопанного клада, и сама не может им пользоваться, и другим не дает. А если кто доберется до его денег – то жизнь ему испортит, или совсем погубит, не зря говорят, что деньги из клада счастья не приносят.
 
   Это я тебе о неуспокоенной душе хотел сказать, о том, зачем шаман должен Беэн переправить в Буни. Смотри, какие слова говорятся на поминках через год после смерти: «Эсила койтмет, экел мукунра, нейр экел, экел нейр мукунда, хэтал нингира!» По русски так переводится: «Хватит смотреть друг на друга, не возвращайся, не возвращайся снова, дети заклинают!» - а смысл еще шире: не порти нам охоту и не мешай, не делай вреда своим детям, не смотри на нас, уходи и не возвращайся, уходи навсегда!

-  Так вот. – продолжил Иван. - Видишь, как устроено. С шаманом жизнь человека заканчивается, с шамана и начинается: в самом начале жизни человека, когда женщина собирается рожать ребенка, шаман должен со звезды Чалбон принести ей оми – новую душу. Если по какой-то причине он этого не сумеет – ребенок или родится мертвым, или очень быстро умрет.

  Вот это, плюс еще кое-какие дела, делаемые в Верхнем и Нижнем мире, да плюс врачевание болезней, минимальный набор шаманских умений. 

   Не забыл еще, как монахи пришли на Тунгуску? Местные шаманы более-менее со своими обязанностями справлялись, но то, на что были способны пришедшие монахи, даже самых сильных шаманов повергало в завистливое недоумение: монах без всякой подготовки, без камлания, без бубна мог взять Беэн и пройти в Буни между Харги и Кандыкахом! Но главное было даже не это, а то, что местные шаманы разделялись на имеющих корни сверху и имеющих корни снизу, то есть пользующиеся помощью духов соответственно из Верхнего или из Нижнего мира. У первых лучше выходило камлание на добывание удачи на охоту, рыбалку, разведение оленей, и, разумеется, путешествие на Чалбон и прочее, с Верхним миром связанное. А у вторых – лучше выходило лечение людей и животных, и все, что в Нижнем мире делается, но их и боялись, они могли и проклятие наслать. Они и одевались по разному: имеющие корни сверху носили костюм из ровдуги оленя, и головной убор из головы оленя, а имеющие корни снизу– из медвежьей шкуры и головы медведя.
-  Ровдуги?
-  Замши. Надо заметить, что шаманы не были в большом восторге от пришельцев, но монахи поклялись, что ни они, ни их потомки никогда ни при каких условиях не сделают плохого никому из местных и их потомкам. Эта клятва не нарушилась ни разу. Вопрос с шаманами разрешился довольно просто, во-первых, просто договорились, что монахи будут помощниками у шаманов – то есть их приоритет сохранится, а во-вторых, шаман ведь не только особыми способностями обладает. У него еще есть духи – помощники, и родовые, особенные, и любые души-хеян , которые согласятся ему помогать. То есть его помощники или из Верхнего мира, или из Нижнего, в зависимости от них и шаман силен либо там, либо там. Покровитель же монахов – змей Дябдар – существо особое, он один такой во всех мирах. Он творил мир вместе с Сели и Севеки, и находится, где хочет. У него нет преград для перемещения по мирам. Он единственное подобное существо. Он может быть и в Буни, а может быть и на Чолбоне, хотя чаще всего он все-таки находится в Хербу Буга - в Нижнем мире. Потому и монахи, пользующиеся его покровительством, могли перемещаться практически без ограничений, не особо пугаясь даже Харги.

   Ничего удивительного, что постепенно все до одного монахи стали шаманами. Так как новые монахи отличались от прежних способностью перемещаться по всем трем мирам, они стали носить иную одежду, не оленью и не медвежью, а только из ровдуги лося – ведь лось самое сильное животное -  и головные уборы из головы лося, или, позднее добавили, металлический рогатый шлем. Видишь, как было все регламентировано? Так это еще и не все. В течении нескольких десятков лет были составлены правила на все случаи жизни – какие заклинания читать при камланиях, что делать в случае, если что-то во время камлания выходит из под контроля, как воспитывать новых шаманов, какие делать бубны, и многое-многое другое. Но и это еще не все. Трудно поверить, но новые шаманы сохранили единство. Был организован своеобразный шаманский орден, тайная организация шаманов.


                Глава 6


-  Что?! Шаманский орден?! –  от неожиданности я поперхнулся чаем и закашлялся – зачем? От кого таиться?



    Продолжение следует.


Рецензии