Пьеса для детского спектакля Великим волжским путе

                АДЕЛЬ АХМАДУЛЛИН         
               
Великим Волжским путём в тысячелетнюю Казань.
Роли:
1.     Хан –
2.     Царица-
3.     Король Чехии-
4.     Посол чешский-
5.     Посол турецкий-
6.     Дед Мороз –
7.     Водяная-
8.     Шурале-
9.     Восточная танцовщица-
10.     Глашатай-
ПРОЛОГ
Под музыкальное сопровождение голос за сценой.
Есть одна прекрасная легенда,
Что ровно тысячу лет тому назад,
Здесь проезжал один мудрейший хан
и в речку уронил он свой казан.
Тот час же хан велел остановиться
И всем сказал: « Раз здесь казан упал,
На этом месте, великий город я создам.
У слияния двух красивых рек
На больших холмах расположился
Славный город – равных ему нет,
Взгляд времен на нем остановился.
Казань – прекрасная столица,
Пленит как величавая царица,
Все новые наряды одевает
И возраст в тысячу лет ее не старит!
И сейчас окажемся мы с вами
На кануне Года Нового
Перенесемся вместе в прошлые века.
                1 действие.
Занавес закрыт.  Звучит европейская средневековая музыка( флейты, лютня
«Галантный век»).
На сцену из центра выходит чешский король, держа в руках длинный свиток, и рассуждает:
Король:          Так, так, так. Из далекого Казанского ханства
                Гонец доставил приглашение.
                Хан желает вместе встретить Новый год.
                Заманчивое предложение…
                Интересно?! Как же веселиться там народ?
                А у нас-то, как в улье все жужжат,
                Замок  мой похож на муравейник.
                Эй! Есть там кто?! Ель хоть нарядили?
                Народ ведь ждет рождества.
                Не смогу я в этот раз к хану поехать!
                Здесь столько дел!
                Придется мне посла отправить
                Иначе буду я не у дел.
                Срочно подарки приготовить, и совет собрать! (уходит)
                2.действие
Зловещий лес, темно и холодно, крик ночной совы, дым-туман. Из-за кулис слева появляется турецкий посол, справа чешский посол, идут друг к другу между деревьев навстречу, оглядываясь и оборачиваясь назад. В центре сцены сталкиваются спинами друг с другом (шумовой эффект удара) Испуганно турецкий посол спрашивает:
Турецкий посол:                « Ты кто?»
Чешский посол:                «Я посол королевства Чешского! А ты кто?»
Турецкий посол:                « И я посол, только Султаната Турецкого!
                Я направляюсь на праздник большой
                К кровному брату Турецкого хана,
                К милейшему хану Казанского ханства»
Чешский посол:                «Какое совпадение! И я к нему спешу!
                На праздник года нового с подарками иду.
                От народа Чехии, получив благословение,
                От короля любезного несу я поздравления!»
Турецкий посол:                «Уважаемый посол!
                Не кажется ли вам, что слегка мы заблудились.
                Мне как-то здесь не по себе,
                Мрачно и темно, да где ж мы очутились?»
Чешский посол:                «Непроходимый лес, болотистая местность.
                На меня все это навивает страх.
                Словно собралась здесь вся лесная нечисть,
                Уносить нам руки, ноги надо враз.
                Идем посол Турецкий».
Турецкий посол:                «Пойдем посланник Чешский».

Уходят со сцены.
                3 действие.

Лес становится чуть светлее, выходит Шура-Ле, по середине сцены стоит маленькая ель, он к ней подходит, начинает ее украшать со словами: (звучит татарская национальная мелодия, фоном к его диалогу)

Шура-Ле:               «Расти моя пушистая,
                Расти моя зеленая.
                Ты самая нарядная
                И самая красивая
                Елочка любимая!
( секундная пауза…)
продолжает:             Лишь бы не замучил мой радикулит
                Для тебя готов я подвиг совершить.
                Соберу сухих я веток, разведу огонь
                И устроим праздник мы лесной!
( секундная пауза…)
продолжает со словами, направляясь за кулисы:
                Ох! Как спина моя болит!
                Чертовый радикулит!»
Уходит со сцены в левые кулисы, сразу из правой кулисы появляются послы.
               
               
                4 действие.

Чешский посол: «Посмотри коллега дорогой!
                Какая ель красивая растет.
                Давай-ка мы ее с тобой
                В подарок хану принесем,
                Под корень срубим и пойдем!»
Турецкий посол: «Давай коллега доставай топор!»
Они, не долго мучаясь, комично, срубают ель. В этот же момент выходит Шура-Ле.
Шура-Ле:                «Кто посмел в мои владения ступить?
                Неужели кто-то ель мою решил срубить».
Послы увидели Шура-Ле.
Послы:                «Чудовище лесное, бросаем все, бежим…, бежим!» (убегают за кулисы)
Шурале:(грозит)                Ах, вы, ироды шальные!
                Елочку любимую сгубили! 
                Всех зверей вы распугали!
                Не было от вас печали.
                Только попадитесь у меня вы на пути,
                Не видать своей вам головы,
                Защекочу всех до смерти.
                Пойду-ка я к сестрице – Водяной,
                Расскажу ей о беде лихой! (уходит за кулисы).
               
5 действие.
Под продолжающуюся музыку, при свете ПРК (ультрафиолет). Выходят Шурале и Водяная, мерзнут, прыгают, ежатся. Водяная злится.
Водяная:               Бестолочь, ты лесная,
                Старый трухлявый пень!
                Столько времени ждать тебе не лень,
                А с тобой и я такая.
Шурале:                Не бурлись и не волнуйся,
                Моя водная сестрица!
                Бушевать нам не годится! (нюхает воздух)
                Чую я! Должны они вот-вот появиться,
                Эти наглые почтовые птицы!
Водяная:               Долгое время твердишь ты о том,
                Только уж реки сковало льдом.
                Да и мы замерзаем, пока их ждем.
Шурале:                Гляди-ка, сестрица!
                Вон они чужестранцы лихие!
                Которые елку мою погубили!
                Остановим их! Отомстим!
                Устроим сейчас мы им дикие танцы!

На сцене появляется посольство ( послы Чехии и Турции. Под ритмичную мелодию (Еvro «Дикие танцы») Шурале и водяная начинают всех пугать, кружить, щекотать, дергать.


Шурале:                Вот побегайте, покружитесь!
                Браконьеры негодные
                Защекочу!
Водяная:                В полынье утоплю!
Послы кричат, вопят, падают на колени, просят пощады.
Посол Чехии:               Извольте сообщить, в чем  мы провинились?!
Шурале:                Как же в чем?
                Род ваш человеческий с каждым днем,
                Все больше лес  уничтожает!
                И меры в этом он не знает!
( послы советуются: Придется откупаться!)
Посол Чехии:              Уважаемое лесное чудище!
Шура-Ле:                «Кто-кто? Я вам покажу лесное чудище!
                Я Шура-Ле - невежды городские».
Посол Чехии:             «Уважаемый Шу-ра-Ле!
                Примите от нас дорогую дань,
                За порчу лесного имущества!
                Вот этот лесной  кафтан
                Сотканный мастерами умелыми.
                Подарить хотел я хану,
                Но дарю его я вам.
Все наряжают Шурале, одобряют, восхищаются:
Посол Чехии:             «А сидит как хорошо,
                Освежает, молодит
                Непременно вам идет».               
Водяная:                А меня вы, что забыли?
                Мои реки и озера?
                Их, во что вы превратили!
Посол Турции:             О, несравненная Водяная!
                Бриллиант души моей!
                Позволь искупить нашу вину!
                Свет очей моих!
                Позволь пригласить вас на праздник, во дворец нашего достопочтенного  соседа – Казанского хана, куда и мы направляемся встречать Новый год.
(Во время этого диалога посол Турции увивается возле водяной, а она прихорашивается)
Водяная: (обращаясь к Шурале)    А, что? Мы будем только рады повеселиться немного с  вами! Правда, братец?
Шурале:  (ворчливо)    Хорошо, хорошо! А я уж - так и быть. Свою любимую елочку в подарок хану принесу!
Все:( перебивая друг друга) Вперед! Во дворец! На праздник! Быстрее!
( Уходят под веселую музыку)
6 действие.
Звучит старинная мелодия курая. На сцене трон .Хан и царица одеты по- домашнему …(не в полном комплекте парадного костюма)
Хан:  «Милая моя царица! Помнишь, послы европейские рассказывали, что они на Новый год,  к столу гуся готовят, а я им ответил, что и у нас, хотя Новый год  и празднуют  весной, и называется  Навруз-байрам,  зимой тоже делают гусиные праздники.  В послании они известили, что скоро  у нас будут. И время то, как удачно выбрали: через неделю после своего Рождества католического и за неделю до Рождества православного, как раз на их праздник Нового года!
Царица:  Волею аллаха! Отпразднуем мы праздник Новый год!
         Народ у нас умелый: и играет, поет!
Хан:     Велю готовить я майдан
         Для Казанской ярмарки!
         Пусть едут все купцы
         С лучшими товарами,
         Пусть стреляют лучники
         Батыры состязаются в борьбе,
         Девушки катаются на санях,
         Ну, а парни пусть играют на кураях.
         Будет весело послам!
         Созывай большой диван!
         Ждем гостей на наш байрам!
Под музыку курая, хан с царицей уходят.
7 действие.
На сцене убранство интерьера Ханского дворца  диван для хана и царицы, ковер от дивана, банкетки для послов, вазы-кувшины, столик с фруктами, трон убирается. Под торжественную мелодию выходят хан с царицей в парадном облачении, садятся на диван. Глашатай за кулисами объявляет послов, они выходят, кланяются каждый по-своему.
Глашатай:      Прибыли послы из  далекого королевства Чешского
                И заморского султаната Турецкого.
Хан:                Приветствую вас на гостеприимной земле Казанской!
Посол Турции: Приветствуем и мы тебя! О, достопочтенный хан!
За послами – Шурале и Водяная.
Хан:                А это с вами кто?
Посол Чехии:             Это Шурале с Водяной,
                К вам с подарком (Шурале и водяная дарят елку)
                И с повинной головой.(Шурале и Водяная падают на колени перед ханом)
Хан:                В чем же их вина?
Посол Турции:             По дороге к вам мы мчались,
                На пути они нам повстречались,
                Чуть было, нас не растерзали!
Посол Чехии:              Чуть было, нас не утопили!
Вместе:                В темном лесе и болоте.
Хан:                Ах вы, разбойники лесные, водяные!
                Чуть послов вы чужестранных не сгубили!
                Как рука могла подняться на таких,
                Беззащитных, мирных, чуть живых!
Шурале:                О,  великий хан!
                Это вы про них то? Беззащитных, неживых?
                Да они же браконьеры! Пробежалися по лесу,
                Все деревья порубили, поломали, поснесли!
Водяная:                Все озера осушили
                На водопое лошадьми,
                Чуть в болото все не превратили,
                Эти чужестранные послы!
Посол Чехии:              Это все преувеличение!
                К вам дорога лишь одна,
                Через лес ведет тропа,
                А возле устья двух красивых рек
                Мы своих коней водой лишь напоили,
                И дорогу вновь в ваш славный град возобновили.
                И вот теперь мы здесь,
                На праздник к вам пришли!
Хан:                Хорошо друзья мои и гости дорогие,
                Нет у нас причины
                Для ссоры и обиды!
                Мы собрались здесь вместе для того,
                Чтоб встретить в мире Новый год!
Посол Чехии:              Достопочтенный хан!
                За морем несется слава
                О прекрасном голосе царицы!
                Говорят, что этот голос дивный.
                Даже лучше чем у оперной певицы,
Хан:                Царица, славная моя!
                Не откажи, утешь дитя!
Все рассаживаются. Поет царица.
Посол Турции:             О, досточтимое собрание!
                Позвольте и мне преподнести подарок
                От моего повелителя Высокородного,
                Солнце подобного турецкого султана.
                О, досточтимый!
                Прихоть ханскую твою
                Я исполню, как свою.
                Подарю тебе девицу
                Шамаханскую царицу. (восточная танцовщица садится на пол возле хана)
Хан: (с возмущением)      Что ты?! Что ты?!
                Или бес в тебя ввернулся,
                Или ты с ума рехнулся,
                Что ты в голову забрал.
                Но всему же есть граница!
                У меня уж есть царица.
                Не хочу я ничего!
                Не дари ты мне девицу,
                Шамаханскую царицу.
Посол Турции:             С наипочтеннейшим поклоном,
                Со всей милостью царице с ханом,
                Я дарю Вам из мешка
                Символ года – золотого петушка.
                Петушок мой золотой
                Будет верный сторож твой.
                Чуть опасность - где видна
                Верный сторож, как со сна,
                Шевельнется, встрепенется
                К стороне той обернется
                Закричит: «Крики–ку-ку!
                Царствуй лежа на боку!»               
                А теперь моя девица,
                Вся сияя, как заря,
                Исполнит танец для царицы
                И милейшего царя.
(хлопает в ладоши, танцовщица танцует).
Глашатый:                Прибыл к нам посол
                Из  государства Русского!
Звучат фанфары, входит Дед Мороз.
Дед Мороз:                Ну, какой ж я посол!
                Не посол я! Не рассол!
                Хоть от батюшки царя
                Вам несу его поклон!
К залу:
                Кто, ребята, я – скажите?
                Правильно! Я дед Мороз!

                Расступись, народ честной!
                Здесь и Леший  с Водяной
                Наряжают лесную красавицу?
                Это дело всем понравится!
Шурале:                Я не Леший! Я-  Шура-Ле!
                Видно сразу сказку вы Тукая не читали!
Дед Мороз:                О, простите вы меня!
                Вижу царь лесной предо мной!
                Настоящий Шура-Ле!
Водяная:                Да и я не Водяная!
                Я блистательная Су-Анасы!
                Что, по-вашему – русалка,
                Я царица всех морей, озер и рек!
Дед Мороз:                Если вы Русалка, где же ваш плавник?
Водяная:( ищет на себе, отвечает растерянно)
                А-а, плавник,
                Плавник я отстегнула дома!
                Вон в том болоте!
                Ой, то есть в озере – хотела я сказать!
                Но оно покрылось льдом,
                И достать его мне в лом!
                То есть просто не возможно!
Дед Мороз:                Ах, теперь понятно!
                Что еще сказать здесь можно!
                Вижу я царицу предо мной
                Всех морей, озер и рек!
                И блистательней и краше
                Не сыскать русалки ввек!

                Пусть отныне всегда  в Новый год
                Каждый елочку в дом принесет.
                Раз в Казанском дворце наряжают,
                Значит, Новый год уже настает!
                Вот так приходит мой праздник
                На славную землю Казанскую!
                Пусть звонко часы пробивают
                Великой истории ход!
                И сказку мою превращают
                В прекрасную быль. И восторг-
                Всех детей, означает,
                Что праздник такой долгожданный
                Всем миром мы отмечаем!
                С нетерпением ждем и встречаем,
                Новый год уже настает!
(  все артисты выходят вперед)
 Дед Мороз:              А сейчас вас ждет Новогодний мой сюрприз!
                Всех хозяев и гостей приглашаем мы на бис!
                Переходим дружно в ряд все мы, в новый  зал,
                Где состоится Новогодний, яркий карнавал!
                Накануне Тысячелетия Казани
                Новым и старым мы сказанием
                Для всех детей столицы
                Открываем новые границы.
                Пусть искрятся в новом тысячелетии
                Новогодние огни на всей планете
                Пусть будут счастливы все дети на земле,
                И полны сердца их вдохновеньем!
               
Звучит финальная песня.


          При написании сценария в некоторой части 7 действия  использован текст  А.С. Пушкина.             


Рецензии