О вреде курения. Недалекое будущее

Погоня продолжалась уже пятнадцать минут.  Джерри Лексли, полицейский, преследовал Непотопляемого Джо по ночным улицам Чикаго. Свет неоновых витрин отражался в лужах на мостовой. Весело подмигивала реклама экологически чистого туризма. Ночные жители шарахались от бегущих людей в разные стороны, и даже пересекали проезжую часть,  не соблюдая правил. Джерри нагонял преступника, явно никогда не занимавшегося спортом и страдающего отдышкой заядлого курильщика. Наконец, на одной из центральных, мокрых от дождя улиц Джо остановился и, схватившись рукой за сердце, тяжело осел на сидение автобусной остановки. Джерри Лексли, не спеша, приблизился и медленно направил на преступника пистолет. За спиной он услышал приближающиеся шаги своего помощника…
Джо Непотопляемый славился тем, что никогда не сидел в тюрьме. Даже за самые серьезные преступления. Армия работавших на него адвокатов отмазывала его раз за разом с завидным постоянством. Такое положение вещей доводило до белого коленья всех высших и низших чинов Чикагской полиции, но ситуация не менялась. В последнее время Непотопляемый даже не старался убегать. Зачем? Все равно, после пары-тройки неприятных процедур его отпустят.
Вот и теперь он сидел, тяжело дыша, и криво усмехаясь, глядел в дуло направленного на него пистолета. Лексли усилием воли заставил себя не злиться. Ярость, зарождавшаяся где-то на уровне диафрагмы, была задушена на корню. Джерри глубоко вздохнул и начал зачитывать Джо его права.  В самом начале давно известного ему перечня Непотопляемый широко улыбнулся и снисходительно произнес:
- Хватит, сержант Как-вас-там. Все это я уже слышал и не раз. Не стоит так напрягаться, я и так знаю свои права и, как вы успели уже заметить, умею прекрасно ими пользоваться.
- Да он еще издевается, мерзкая харя! – закричал помощник Лексли, Питер Сэмюель. Он тоже держал преступника на мушке, и в этот момент его руки опасно затряслись от гнева.
- Спокойно, Пит, спокойно, - как можно тише отозвался Лексли. – Убери оружие и надень на него наручники.
Питер повиновался, постаравшись дернуть Непотопляемого побольнее за запястья. Тот только скривился и пообещал припомнить это нарушение в суде.
Лексли вызвал по рации подкрепление и убрал пистолет в кобуру. Он смотрел на арестованного тяжелым взглядом человека, который держит в руках вместо желанной добычи ее голографическое изображение. А Джо, чувствуя свою неуязвимость, решил получить удовольствие от процесса.
- Сержант Как-вас-там, не надо так расстраиваться. Вы сделали свою работу, теперь кто-то сделает свою, и все будут счастливы.
- Все? Кроме того несчастного охранника, который сейчас лежит в морге с простреленной головой, его жены и детей! Как насчет них?
- Ну, дорогой мой, маленькая шероховатость в исполнении задуманного плана. Что я мог поделать, это судьба. Он сам вышел из помещения для охранников чуть раньше обычного.
Кулаки Джерри непроизвольно сжались, но он заставил себя расслабиться.
- Послушайте, сержант, - снова заговорил Джо, - не надо все так близко принимать к сердцу. Мы с вами живем в заведомо неправильном мире. Ну, так и воспринимайте его как нечто должное. Вы делаете свою работу, я – свою. И каждый получает по заслугам.
Теперь уже губы Джерри искривились в саркастической улыбке:
- Хотел бы я увидеть, как Непотопляемый Джо получает по заслугам. Это было бы потрясающее зрелище! Сколько вдов и сирот возликовали бы тогда и вознесли бы молитву Господу.
- Ну-ну, - нахмурился Джо. – оставьте свой сарказм при себе, иначе его могут квалифицировать, как словесное оскорбление в момент произведения ареста, и вам влепят взыскание.
- Я готов получить тысячу взыскание, только бы отправить тебя за решетку.
- А вот это маловероятно, – ответил арестованный и отвернулся. Разговор наскучил ему.
«Все они одним Миром мазаны, - не без досады думал он. – Хоть бы один сказал или сделал бы что-нибудь оригинальное». Он машинально попытался скованными руками достать сигареты из верхнего кармана куртки, что ему почти удалось. Но пачка выскользнула из пальцев и упала на сырой асфальт автобусной остановки. Зная, что помощи ждать неоткуда, он наклонился за пачкой и вдруг увидел ее у самого своего носа. Сигареты ему услужливо протягивал Лексли.
- Вот как?! – удивился Джо. – последняя милость «умирающему»? Ну, что же, если у вас еще и спички найдутся…
Джерри, не торопясь, выудил коробок из своего кармана, чиркнул спичкой и поднес ее к сигарете, которую с трудом удерживал Непотопляемый.
Всю эту сцену в немом изумлении наблюдал Пит Сэмюель. После того, как он надел наручники на арестованного, Пит достал планшет и стал набрасывать раппорт о происшествии, чтобы как-то отвлечься от кровожадных мыслей по поводу Непотопляемого. Он уже почти успокоился, как вдруг заметил, что его шеф дает прикурить преступнику. От удивления планшет вывалился из его рук, а сам Пит издал сдавленный протестующий крик:
- Джерри, ЧТО ты делаешь?!
Лексли предостерегающе посмотрел на него, и Пит подавился следующим возмущенным возгласом. Он знал, что его командир ничего не делает просто так.
А Джо тем временем с удовольствием затягивался сигаретой, глядя на таявший в ночном воздухе сизый дым. Докурив, он безжалостно бросил окурок в ближайшую лужу, тот беспомощно зашипел и потух. Джерри Лексли опустил глаза и недобро улыбнулся.
Через пять минут подъехала полицейская машина. Из нее вылез лейтенант Хард и мрачно осмотрел всех присутствующих. Они уже не в первый раз задерживали Непотопляемого, поэтому особой радости по поводу его ареста лейтенант не испытывал.
- Что тут у вас? – спросил он у Лексли. – Вы зачитали ему права?
- Да, лейтенант.
- Он знает причину ареста?
- Не совсем, лейтенант.
Брови лейтенанта изумленно поползли вверх:
- В каком смысле, сержант?!
- С момента ареста произошло кое-что, – ответил Лексли тихим голосом.
И тут лицо Непотопляемого исказилось от ужаса.
- О, нет! – выдохнул пораженный Джо. – Нет! Как же я мог так!..
Сержант Джерри Лексли возвысил голос, наступил момент его триумфа:
- Джозеф Пелем Прайс, Вы арестованы по подозрению в совершении ограбления, убийства, нанесении телесных повреждений…, а также в курении в неположенном месте! В том, что мусорили в неположенном месте! А также в нанесении вреда окружающей среде, создании пожароопасной ситуации! И попытке оскорбления действием исторического центра города Чикаго!
С каждым последующим обвинением Джо вздрагивал и все больше втягивал голову в плечи. «Это невозможно, - затравленно шептал он. – Я не мог так проколоться. Почему? Почему?! Теперь десятка за курение, пять за мусор и еще за оскорбление исторических ценностей! Боже! Я попал на двадцать лет!»
- Не на двадцать, а на все двадцать пять, - удовлетворенно заявил лейтенант Хард. – Последняя поправка к закону «О запрете курения в населенных пунктах» увеличивает срок за курение в общественном месте мегаполиса до пятнадцати лет лишения свободы.
- Но он САМ дал мне прикурить! – заорал Джо.
- Вот как? – поинтересовался лейтенант, внимательно глядя на Лексли.
- Я, лейтенант? – делано удивился Лексли.
- Но есть свидетель! – закричал арестованный, радостно тыча пальцем в Пита Сэмюеля.
- Пит, ты видел, как сержант давал прикурить Джо Прайсу? – спросил Хард у ухмыляющегося Пита.
- Нет, лейтенант, ничего такого не заметил, – с невинным видом ответили Пит. – Возможно, я смотрел в другую сторону…
- Вот и отлично. Грузите его, ребята, и в участок. Нам еще раппорт писать. Хорошо поработали, Лексли! Можешь рассчитывать на благодарность.
Джо с перекошенным от страха и злости лицом попытался вскочить и даже сделал два прыжка в сторону ближайшего переулка, но был пойман тяжелой рукой сержанта Лексли.
Запихивая извивающегося Прайса в машину и нежно уклоняя его голову от удара о верхний край дверцы, Джерри прошептал:
- Вы делаете свою работу, я – свою. И каждый получает по заслугам. Ведь так? А вообще, Джо, бросай курить, это, определенно, вредит твоему здоровью!


Рецензии