Нанейшвили В. В

Нанейшвили Владимир Варденович родился 29.02.03 г. на станции Риони близ г. Кутаиси в Грузии. Грузин. Окончил гуманитарный техникум в г. Гори.
В РККА с 1925 г. Член ВКП(б) с 1926 г. В 1926 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1928 г. – 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче.
Был командиром звена, авиаотряда, а затем командовал штурмовой авиационной эскадрильей 253-й легкоштурмовой авиабригады.
Вспоминает маршал авиации Красовский: «В 1935 году мы получили самолеты Р-5 ССС. Возросшая скорость полета новой модификации машины Поликарпова намного расширила ее боевые возможности. Наши летчики начали кропотливо отрабатывать упражнения по стрельбе и бомбометанию…
Боевая выучка нашей бригады была проверена на осенних учениях совместно с механизированным корпусом. Штурмовикам предстояло расчистить дорогу пехоте и танкам, форсировавшим реку Великая, и нанести удар по «противнику» на западном берегу. Всхолмленная лесистая местность и непогода заставляли серьезно подумать над профилем полета, продумать несколько вариантов заходов на цель. Опытные командиры эскадрилий В.В. Нанейшвили… и другие подошли к решению задачи творчески. Самолеты, прижатые низкой облачностью почти к самой земле, рассеяв скопления пехоты, прошли вдоль русла реки и поставили плотную дымовую завесу, которая обеспечила скрытное наведение переправы.
Присутствовавший на учении Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский, в ту пору заместитель Народного комиссара обороны, дал высокую оценку действиям летчиков[1]».
В 1938 г. полковник Нанейшвили был назначен командиром 147-й скоростной бомбардировочной авиабригады Ленинградского военного округа.
Участвовал в советско-финской войне.
Рассказывает военный корреспондент Поляков: «Через час после того как Владимир Варденович Нанейшвили провел своих воспитанников над крышами Хельсинки, финское правительство наскоро запаковало чемоданы и бежало в Вазу.
 ...В первые дни войны часть Нанейшвили обосновалась под Ленинградом. Среди рядового летного состава было много молодежи, «неоперившихся летчиков». Они крепко взялись за дело и быстро получили настоящее «воздушное образование».
30 ноября 1939 года, в первый день войны, состоялся первый боевой вылет. Шесть звеньев скоростных бомбардировщиков вылетели в районы Хельсинки, Коулу, Утти. Густой холодный туман до залива. Звено во главе с командиром эскадрильи капитаном Саранчевым пробилось к столице Финляндии. Над Хельсинки низкая облачность. Аэродром найти невозможно. Самолеты идут над городом...
Вокзал. Поезда с боеприпасами, эшелоны, отправляющиеся на фронт. Советские бомбы попадают на крышу вокзала, на платформу, на железнодорожные линии, в составы. Фонтаны огня и дыма...
1 декабря тов. Нанейшвили вылетает в те же места: Хельсинки, Утти, Коулу. Часть самолетов под командой Нанейшвили летит на Коулу. Погода отвратительная. До залива — снегопад. Дальше — низкая облачность. Лететь приходится на высоте 50 метров, бомбардировщики «бреют» над Финским заливом.
Вот и материк. Нанейшвили заметил возле Коулу воинский эшелон противника. Развернул колонну. Бомбардировщики пролетают над эшелоном, обстреливая его из пулеметов. Поезд останавливается. Сыплются из вагонов солдаты. В эшелон летят бомбы. Переворачивается паровоз. Бомбардировщики поднимаются еще выше и бомбят железнодорожный узел.
Летят дальше. Замечены нефтесклады. Бомбят их. Нефтесклады горят.
Метеорологические условия — хуже не придумаешь, к тому же всюду зенитки. На всех шхерах — зенитные пулеметы. И бьют довольно метко. Когда летчики возвращаются на аэродром, многие насчитывают в своих самолетах до пятидесяти пробоин.
По всему фронту идет подготовка к штурму линии Маннергейма. Наземная и воздушная разведка устанавливает местонахождение долговременных огневых точек противника. Самолеты забирают бомбы в 250 и 500 килограммов, летят на финские доты. Бомбят с пикирования. Черный финский гранит, железобетон, металл амбразур сдаются под напором советских бомбардировщиков. Бомбы попадают точно на доты или рвутся рядом...
Владимир Варденович — мастер по бомбардировке дотов, мастер прямых, точных попаданий.
Тов. Нанейшвили водил в бой своих летчиков, никогда не забывая наблюдать за их поведением во время обстрела зенитной артиллерией. После каждого боевого полета он производил разбор, указывая на недостатки, на излишнюю нервозность некоторых пилотов.
Он обратил особое внимание на одного молодого командира эскадрильи. При сложной метеорологической обстановке этот командир возвращался обратно с бомбами и докладывал, что летать невозможно. Нанейшвили в очень плохую погоду сам повел эту эскадрилью. Справа от него шел ее командир. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, задание было выполнено.
С тех пор командир эскадрильи уже никогда не возвращался назад, не выполнив задания. Летал в самых трудных условиях, в туманы и снегопады… Теперь этот командир - Герой Советского Союза[2]».
С января 1940 г. полковник Нанейшвили командовал 18-й скоростной бомбардировочной авиабригадой (48-й и 50-й сбап) ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта.
18-я сбаб была сформирована 1.01.40 г. Штаб бригады прибыл из Латвии, 48-й сбап из Умани, а 50-й сбап вошел в состав бригады уже на месте. К концу января бригада полностью сосредоточилась на аэродроме Сестрорецкий разлив.
16.01.40 г. ее части начали боевые действия. В составе бригады было 126 скоростных бомбардировщиков СБ, которые приступили к методичному разрушению оборонительных сооружений на участке от озера Муолан-ярви до Суммы на глубине не более 6 км от линии фронта.
За период с 16.01.40 г. по 10.02.40 г. самолеты бригады сбросили на линию Маннергейма 621250 кг фугасных бомб калибром от 50 до 500 кг, а так же 15089 кг зажигательных и 51178 кг осколочных авиабомб. К сожалению, бомбометание велось не прицельно, а по площадям, что снижало эффективность ударов.
11.02.40 г. перед началом штурма первой полосы линии Маннергейма 18-я авиабригада нанесла 20-ти минутный удар по финским позициям перед 123-й стрелковой дивизией. Уже в 12.28 солдаты 245-го стрелкового полка этой дивизии захватили центральный ДОТ на высоте 65,5, а к вечеру части дивизии захватили уже восемь ДОТов и ДЗОТов, продвинувшись вглубь финских позиций, на 1-1,5 км. В последующие дни советские войска продолжали развивать прорыв, вводя в него дополнительные силы.
15.02.40 г. атакой с фланга и тыла был захвачен наиболее мощный Суммский узел сопротивления. К 16 февраля была захвачена Кямяра, части 19-го стрелкового корпуса, наступали на Лейпясуо. Линия Маннергейма была прорвана на участке 11-12 км и на 11 км в глубину. В ночь на 17 февраля финские части перед фронтом 7-й армии начали отход ко второй оборонительной полосе. К 19 февраля 7-я армия, преследуя противника, вышла ко второй оборонительной полосе, где финнам удалось задержать ее продвижение.
18-я авиабригада, поддерживая 19 стрелковый корпус, сделала 1312 самолето-вылетов, сбросив на противника 215 тонн бомб.
28.02.40 г. началось новое, еще более мощное наступление войск 7-й армии. Противник, не выдержав удара, стал отходить по всему фронту от р. Вуокса до Выборгского залива. Вторая полоса укреплений была прорвана за два дня. С 1 марта начался обход г. Выборга, а 5 марта войска 7-й армии окружили Выборг.
За время боев 18-я скоростная авиабригада потеряла 15 самолетов в боях и 8 в авариях и катастрофах. 14 летчиков, штурманов и стрелков-радистов были удостоены звания Герой Советского Союза[3].
 21.03.40 г. полковник Нанейшвили Владимир Варденович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 247.
 4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
С 8.08.40 г. по 22.10.41 г. он командовал 27-й истребительной авиадивизией Закавказского военного округа.
Вспоминает С.Н. Гречко: «Однажды, примерно в середине августа, на нашем аэродроме приземлился У-2. Из самолета вышел смуглый, загорелый, крупного телосложения генерал. Это был В.В. Нанейшвилн. Назвав свою фамилию дежурному по аэродрому, он сразу же приказал объявить первой эскадрилье боевую готовность и поднять в воздух истребители для отражения налета авиации «противника».
Пятнадцать самолетов ушли на задание. Сработали летчики точно, уверенно. Напрашивалась хорошая оценка. Но в воздухе с самолетом командира звена Павла Данкевича (впоследствии генерал-полковника авиации) случилось невероятное: при резком развороте на условную цель на его «Чайке» мгновенно лопнула перкалевая обшивка. Машина, как потом рассказывал Павел Борисович, оказалась обнаженной, словно библейская Ева, стала неуправляемой и камнем понеслась вниз. Командир звена мог спастись от неминуемой гибели, только воспользовавшись парашютом. И он оставил «Чайку».
Гневу генерала Нанейшвиди не было предела. Данкевича комдив, правда, не ругал, зато крепко досталось… старшему инженеру полка, который недоглядел, а вернее сказать, поначалу даже и не догадывался, что в «колхидской парилке» перкалевая обшивка на боевой машине сгнила. Когда весть об этом случае дошла до Наркома обороны, он распорядился, чтобы полк собственными силами за пятнадцать суток привел все самолеты в порядок.
Указание наркома было выполнено досрочно. Трудились все, кто умел обращаться с иглой: работники авиационно-технической базы, летчики и техники, боевые подруги авиаторов. «Чайки» одна за другой обретали свой прежний боевой вид и поднимались в небо, подтверждая боеготовность полка.
Вновь к нам прилетел генерал Нанейшвили. Опять та же команда: «Первой эскадрилье - в воздух!» В этот раз все летчики эскадрильи… блестяще доказали, что не напрасно слывут ведущими в полку[4]».
Участвовал в Великой Отечественной войне с октября 1941 г. В июле 1941 - мае 1942 гг. был командующим ВВС 44-й армии, а затем - ВВС 51-й армии. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции и обороне Крыма.
С 22.05.42 по 15.09.42 гг. генерал-майор авиации Нанейшвили командовал 238-й штурмовой авиадивизией[5] 5-й ВА.
«К началу июля дивизия имела только треть положенного количества самолетов. Летный состав, прибывавший из учебно-тренировочных и запасных полков, не обладал боевым опытом, части имели плохую связь друг с другом, их взаимодействие было отработало слабо, но, несмотря на эти трудности, авиаполки выполняли поставленные перед ними задачи…
Боевые действия авиации в обороне Кавказа можно разделить на два периода, различные по содержанию и продолжительности. С 25 июля по 17 августа шла борьба на переправах через Дон и осуществлялся отход советских войск к предгорьям Главного Кавказского хребта. С 18 августа и до конца 1942 г. продолжались оборонительные операции на Кавказе. Особенно тяжелым было положение в последней декаде июля и начале августа. Под давлением превосходящих сил противника советские войска отошли на рубеж левый берег реки Кагальник, Манычский канал…
Бесстрашие и неутомимость в полетах проявляли летчики-штурмовики 238-й авиадивизии генерал-майора авиации В.В. Нанейшвили. Перебазировавшись с аэродрома Крымская на другой аэродром, дивизия основными силами наносила штурмовые удары по скоплениям вражеских войск в устье Дона, мотомехчастям на дорогах, подавляла огонь полевой и зенитной, артиллерии на позициях. В районе станицы Тихорецкая штурмовики этого соединения только в течение 28 июля уничтожили несколько десятков танков и бронемашин 13-й фашистской танковой дивизии…
Выполняя приказ Родины «Ни шагу назад!», летчики 5-й воздушной армии дрались насмерть, не жалея себя. Только в боях в районе Армавира геройской смертью погибли 34 летчика 238-й штурмовой авиадивизии генерала В.В. Нанейшвили. За жизнь советских авиаторов гитлеровцы заплатили дорогой ценой: штурмовики сожгли в этом районе 118 фашистских танков и 460 автомашин с грузами и живой силой, разрушили 10 переправ, провели 12 воздушных боев и обили 8 вражеских самолетов.
Образцово выполняли все задания командования летчики 502-го штурмового авиаполка... Они не позволили войскам противника переправиться через реку Кубань, успешно уничтожали прорвавшиеся вражеские части, в районе Армавира, а также войска, двигавшиеся в направлении Майкоп, Белореченская, Краснодар, Хадыженская и Новороссийск. Полку приходилось выполнять задания при сильном противодействии истребителей и зенитной артиллерии противника, в горной местности и в чрезвычайно сложных метеоусловиях. Летчики совершали до 7-8, вылетов в день и в каждом из них делали по 3-4 захода на цель. Они произвели 377 боевых вылетов, уничтожили и повредили большое количество боевой техники и живой силы противника…
В результате больших потерь 238-я штурмовая авиадивизия... была направлена в тыл на переформирование. Часть ее самолетов была передана в другие полки.
Основными причинами этих потерь являлось то, что враг имел количественное и качественное преимущество в самолетах, а прибывший из запасных полков молодой летний состав недостаточно выл подготовлен к ведению воздушных боев. Чувствовалось еще несовершенство в тактике действий советской авиации: не была разработана тактика группового боя, пары еще не стали основной боевой единицей… не были отработаны и основы взаимодействия истребительной авиации с бомбардировочной и штурмовой. Были случаи, когда истребители прикрытия отрывались от штурмовиков и бомбардировщиков, теряли их из виду. Порою не выдерживалось время встречи истребителей и штурмовиков и последним приходилось выполнять задания без прикрытия[6]».
В сентябре 1942 - апреле 1943 гг. генерал-майор авиации Нанейшвили был заместителем командующего 8-й ВА (Сталинградский фронт), а в апреле 1943 - апреле 1944 гг. - заместителем командующего 2-й ВА (Воронежский и 1-й Украинский фронты).
С 15.04.44 г. он командовал 8-м штурмовым авиакорпусом 8-й ВА (1-й Украинский фронт).
11.05.44 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.
6.01.45 г. он был ранен.
Вспоминает генерал-полковник Рытов: «Для уточнения некоторых вопросов операции к командующему 2-й воздушной армией генерал-полковнику авиации Красовскому на самолете По-2 вылетел командир 8-го штурмового корпуса Нанейшвили. Самолет вел старший лейтенант Агаджабов, который уже несколько раз летал по этому маршруту, и генерал-лейтенант ни на минуту не сомневался, что в пути будет все в порядке.
И вот случилось непредвиденное. По самолету ударила пулеметная очередь. Спасение было только в одном - как можно быстрее терять высоту: у земли не страшны атаки «мессершмиттов» и зенитный огонь. Самолет сделал крутой вираж и начал снижаться. Уже перед самой посадкой По-2 сильно тряхнуло, и летчик едва сумел приземлить его.
Нанейшвили вылез из кабины и осмотрел основательно потрепанный самолет. Агаджабов оставался в машине.
- Что с тобой, дорогой? - участливо спросил генерал.
- Ранен в живот...
Нанейшвили вытащил летчика из кабины и бережно опустил на землю. В это время впереди самолета разорвался снаряд. Генерал нагнулся, прикрыв собой раненого Агаджабова. Потом разорвался второй снаряд, заухали мины. Передний край обороны противника находился в трехстах метрах, и немцам не составляло особого труда корректировать огонь.
Нанейшвили взвалил летчика на плечи и поспешил в сторону наших войск. Осколком снаряда обожгло ногу, и генерал упал. Но оставаться под губительным огнем было опасно, и он пополз, волоча за собой Агаджабова. Вскоре кровь залила унты и силы оставили его.
Эта трагедия развернулась на глазах наших пехотинцев. Командир 134-го Львовского стрелкового полка немедленно выслал на ничейную полосу двух разведчиков. Одного из них убило, второй возвратился и доложил, что неподалеку от самолета лежат генерал со Звездой Героя и летчик. За ними тут же была отправлена группа солдат и сержантов во главе с офицером. Минометчики и артиллеристы открыли заградительный огонь.
Нанейшвили и Агаджабова отправили в госпиталь, но летчик по дороге скончался.
На второй день я разыскал госпиталь, где находился генерал.
- Раны не опасные, но выпишем Владимира Варденовича не скоро: он потерял много крови, - объяснил мне главный врач[7]».
С 30.04.45 г. и до конца войны генерал-лейтенант авиации Нанейшвили снова командовал 8-м шак.
В 1945-47 гг. он командовал авиакорпусом (Приморский военный округ).
В 1947 г. генерал-лейтенант авиации Нанейшвили поступил в Военную академию Генштаба, которую окончил в 1949 г. Затем командовал ВВС Воронежского военного округа. В 1950-51 гг. был командующим 34-й воздушной армией (Закавказский военный округ), а в 1952-57 гг. – начальником командного факультета Военно-воздушной академии. С 1957 г. - в отставке.
Жил в Тбилиси. Работал начальником Управления ГВФ Грузинской ССР.
Умер 16.11.78 г. Похоронен в Тбилиси, на Сабурталинском кладбище.
Именем Героя названы улицы в Тбилиси и Гори, а также аэроклуб в Тбилиси.
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Литература:
1. Цкитишвили К.В., Чинчилакашвили Т.Г. Герои Советского Союза из Грузии. – Тбилиси, 1981. С. 236-237
 2. Командующие воздушными армиями. М.: Патриот, 2006.

Примечания:
 [1] Красовский С.А. Жизнь в авиации. - М.: Воениздат, 1968. С. 93.
 [2] Поляков В. Гордые соколы // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть II. — М.: Воениздат НКО СССР, 1941. С. 474.
 [3] Старшина Аккуратов Фёдор Яковлевич, капитан Власов Иван Павлович, капитан Воронков Михаил Михайлович, капитан Горбко Юрий Николаевич, младший лейтенант Зинченко Николай Аксёнович, старший политрук Койнаш Василий Васильевич, лейтенант Корнилов Борис Александрович, батальонный комиссар Костылев Александр Николаевич, капитан Мартынов Михаил Иванович, полковник Нанейшвили Владмир Варденович, младший командир Салов Александр Михайлович, майор Смирнов Владимир Васильевич, старший лейтенант Хорошилов Владимир Александрович, капитан Шаров Василий Васильевич.
 [4] Гречко С.Н. Указ. Соч. С. 12.
 [5] 238-я шад была сформирована на базе Управления ВВС 44-й армии.
 [6] Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1990. С. 25.
 [7] Рытов А.Г. Указ. соч. С. 387.


Рецензии