Остаев А. Е

Остаев Алексей Егорович родился 15.12.05 г. в селе Сохта Юго-Осетинской автономной области в Грузии, в семье крестьянина. Осетин. Окончил семилетку. Работал слесарем на железной дороге.
В РККА с 1930 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1933 г. окончил военную школу летчиков.
Участвовал в советско-финской войне. Был старшим летчиком 58-го сбап 55-й сбаб ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Совершил 30 боевых вылетов.
19.02.40 г. старший лейтенант Остаев был подбит, но сумел вернуться на свой аэродром.
Рассказывает военный корреспондент Гутман: «До цели было еще далеко. Эскадрилья набрала высоту и неслась на полной скорости к железнодорожной станции.
— Скоро станция, — сообщил штурман. Эскадрилья развернулась и пошла со снижением к цели. Вдруг впереди самолета в воздухе повисли голубые и белые дымки, разноцветными кляксами упавшие на безоблачную морозную синеву. Мелькнули огоньки разрывов.
«Зенитка, — решил Остаев. — Ну, бей, бей! Кто кого!» Станция была уже совсем близко. Разрывы участились. Оглушительный взрыв подбросил самолет. Остаев почувствовал острую боль в ноге. На секунду он закрыл глаза и крепко сжал челюсти. Он понял, что снаряд попал в самолет. Но уже через секунду он обратил внимание на то, что отстал от товарищей. Этого нельзя было допустить.
Маневрируя, он проверил работу руля поворота, элеронов, рулей глубины. Они были в исправности. Остаев прибавил скорость и занял свое место в строю.
Неожиданный вихрь ворвался в кабину. Это штурман открыл бомбовые люки. Они летели уже над станцией. Остаев видел, как соседние самолеты сбросили бомбы. Когда через несколько мгновений он оглянулся назад, в воздухе висели черные тучи земли. Вагоны были охвачены ярким пламенем и взрывались.
Остаев облегченно вздохнул. Самое главное было сделано.
Он связался со штурманом — у того все в порядке. Затем вызвал стрелка-радиста Погребняка. Радист не отвечал.
«Что с ним, — тревожно подумал Остаев. — Не ранен ли?» Он послал записку пневматической почтой. Ответа не было.
Это еще больше взволновало Остаева. Может быть, Погребняк тяжело ранен и ему нужна быстрая помощь. Скорее домой, скорее на свой аэродром.
Унта пропитана кровью. Нога глухо болела, и он уже не мог нажимать ею на педаль. Ослабевший от потери крови, Остаев все же продолжал уверенно управлять машиной.
И вот показался аэродром. Остаев пошел на посадку. Машина бежала уже по снегу. Летчик не позвал на помощь, хотя имел на это право. Он сделал то, что делал всегда: прибавил газ, чтобы зарулить на якорную стоянку.
Навстречу ему бежали техники, скрестив над головой руки. Это означало — рулить нельзя.
Когда Остаев вышел из самолета, он увидел, что колеса исковерканы осколками снаряда.
Погребняк вышел вслед за командиром корабля. Он был ранен. Обоих отправили в госпиталь.
Через полчаса Остаеву сообщили количество пробоин. Их было семьдесят пять. Осколки раздробили кислородные приборы, лонжероны, турель, патронный ящик.
Остаев пролежал в госпитале десять томительных дней. Больше там оставаться он не хотел и вернулся в часть. Его машина еще была в ремонте. Командир предложил ему отпуск.
— Нет, — сказал Остаев, — отдыхать не время. Прошу дать мне другую машину.
Командир посмотрел на летчика и не стал настаивать.
Опять начались для Остаева боевые дни.
В ожидании, когда его машина встанет в строй, он летал на других самолетах...
Однажды над Выборгом, после бомбежки, на него напали истребители. Остаев увидел струи трассирующих пуль. Они летели, как искры из трубы гигантского паровоза.
«Фоккеров» было девять. Они кружились вокруг шестерки бомбардировщиков, шедших сомкнутым строем.
Остаев заметил знаки стрелка-радиста ведущей машины. Тот указывал ему рукавицей кверху. Остаев понял и набрал высоту.
«Фоккеры» вели настойчивые атаки. Огненный ливень обрушился на машину Остаева. Пули застучали по кабине. Он резко набрал высоту, потом опять спустился. Маневрировал, но машина уже была поражена. Удушливый запах гари заполнил кабину, мешал дышать. Из разбитых радиатора и маслобака вытекали вода и масло.
Атака «Фоккеров» не удалась. Мощный огонь наших стрелков создал непроходимую завесу. «Фоккеры» начали отходить все дальше и дальше, пока, наконец, не отвалились.
Моторы машины Остаева дают резкие перебои. Термометры масла и воды показывают нуль. Сквозь колпак Остаев видел, как на крыле дымится краска. Сейчас вспыхнет пламя, и тогда...
Он быстро выключил мотор. Что ж — правый мотор отказал, зато ведь есть левый!
Это было на высоте 2 тысяч метров. В такие минуты земля совсем не кажется приветливой. Можно было спланировать на одно из многочисленных озер и отсидеться там до прибытия помощи.
Но Остаев решил тянуть до конца. Он положился на свои силы, свой опыт, на машину, которая продолжала слушаться руля...
Через полчаса он сел на своем аэродроме.
Утомленный боем он не ушел отдыхать, а стал помогать техникам менять развороченные пулями баки, плоскости, мотор[1]».
21.03.40 г. старший лейтенант Остаев Алексей Егорович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 265.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был заместителем командира эскадрильи бомбардировочного авиаполка.
1.07.42 г. майор Остаев погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Именем Героя названы улицы в г. Цхинвали (Грузия) и г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР.
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалями.

Литература:
1. За нашу Советскую Родину. – Орджоникидзе, 1957. С. 135-138
 2. Муриев Д.З. Осетии отважные сыны. – 2-е изд., испр. и доп. – Орджоникидзе, 1974. С. 325-330
 3. ЦкитишвилиК.В., Чинчилакашвили Т.Г. Герои Советского Союза из Грузии. – Тбилиси, 1981. С. 240-241

Примечания:
 [1] Гутман А. Полет был нормальным // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть II. — М.: Воениздат НКО СССР, 1941. С. 231.


Рецензии