Слова

Я перестал понимать слова. Понимаю речь людей в целом. Понимаю книги и стал читать их быстрее, ибо перестал утруждать себя разгадыванием отдельных слов. И такое впечатление, что стал знать больше. Да и люди как-то потянулись ко мне. Я млел от удовольствия, ведь я стал необыкновенно популярен. Меня называли ходячей энциклопедией. Я мог дать ответ на любой самый каверзный вопрос, я мог дать совет в любой самой щекотливой ситуации.
И я подумал, а ведь, действительно, зачем мне понимать значенья отдельных слов, если я понимаю предложения в целом, речь вообще. Зачем мне разглядывать отдельные кирпичи, если я вижу все здание в целом?! Зачем мне видеть отдельные листочки, если я вижу дерево целиком?! И зачем мне знать, что такое клен или береза, если это все равно дерево, да и до самого дерева какое мне дело, если есть лес?! Зачем мне пытаться понимать отдельного человека, если, в конце концов, важнее человечество  целом?!
Постепенно я возомнил себя мудрым и непогрешимым. Завел себе отдельный офис, дал роскошную рекламу, принял на работу длинноногую блондинку, о чем втайне мечтал еще в детстве. Купил огромный портфель из крокодиловой кожи с особым отделением для ноутбука, положил в него набор паркеровских ручек и толстенный органайзер с тисненной кожей. Приобрел роскошную немецкую машину, нанял личного водителя с отличными рекомендациями. Переехал в квартиру в центре города. Завел парочку молоденьких любовниц и естественно развелся с опостылевшей женой. В общем, я был счастлив.
Но однажды на прием ко мне вдруг явилась Ты и сказала, что у тебя с некоторых пор появилась серьезная проблема – Ты перестала понимать человеческую речь. Понимаешь каждое отдельное сказанное или написанное слово, но не видишь смысла в целом.
Ты еще рассказывала о своей беде, а я уже все понял и в душе усмехался. Мне было жалко Тебя – какой смысл в словах, если есть речь?! Да, и потом, разве у слов могут быть вообще какие-то значения? Их задача быть всего лишь кирпичами. Каждый человек понимает их по-своему. Сколько есть людей, столько есть и разных трактовок того, что такое любовь, счастье, совесть, человек и т. п. Если, конечно, не считать того, что основная масса людей просто бездумно употребляет все эти слова и выражения.
Все это я и сказал Тебе. Ты звонко рассмеялась, видимо, довольная тем, что можешь чем-то меня удивить, и, протянув мне навстречу свои ладони, пропела:
- Лови! Вот они, все мои слова. Теперь они твои. Владей! Мне не жалко.
И я вдруг стал все понимать, вспомнил все-все-все значения всех-всех-всех слов. И мне почему-то стало легко и радостно, будто я вернулся в свое детство, будто умылся поутру чистой и холодной родниковой водой. И Ты не менее радостно призналась мне, что тоже опять стала понимать смысл человеческой речи, что тебе стал понятен даже смысл своей собственной жизни, смысл жизни вообще и значения слов, которые понимала или не понимала, как-то вдруг, сразу сложились в очень четкую, ясную и красивую картину.
- И в чем же он? – все же немного ехидно спросил я.
-Есть много людей, подобных тебе, - ответила Ты, - которые не задумываются над значениями отдельных слов, а, значит, не задумываются и над своими собственными поступками. Мне жалко их! Они не видят и не понимают, что именно слова определяют речь и придают смысл ей и всей нашей жизни. Они не просто кирпичики. Большой, хороший и радостный дом не построишь из глиняных кирпичей. Такой дом состарится раньше своего хозяина и в нем будет холодно, сыро и неуютно. Надо брать добротные кирпичи и надо из огромного вороха слов брать только самые надежные, такие, как мама, человек, Бог, любовь, родина, совесть. А слова типа секс, деньги, слава, власть – они как пустышки, они только создают иллюзию жизни. Если употреблять их каждый день, то не останется времени на любовь, рассветы над рекой, стихи, музыку. Люди, вместе с которыми ты пользуешься этими словами, всегда будут не верить тебе, а ты им, и ты будешь жить все время ожидая от них подлости, предательства, корысти, лжи.
Я задумался. Нет, я не поверил Тебе и подумал, что Ты либо просто разыгрываешь меня, либо Ты просто дурочка. Не без ехидства я подумал и о том, что все бабы такие – носятся с отдельными словами, спорят о них между собой и навязывают их значения нам, мужикам, а в самой жизни болтаются как навоз в проруби.
Да и понапридумывали много совершенно ненужных слов.
Ну, что такое любовь?! Правильно говорят, что нет ее и никогда не было, а есть только здоровое или не очень стремление полов друг к другу.
А что такое счастье?! Миф! Мечта! В конечном итоге, просто бред кошачий!
Совесть?! Придумают же такую дичь!
И все же я решил как-нибудь, когда-нибудь на досуге подумать еще раз над Твоими словами. Пока же был доволен, что кое-что вспомнил. Как раз должен был придти клиент, которому я смог бы помочь понять ситуацию, в которой он оказался, и подкрепить свое решение ссылками на значения некоторых слов, которые он употреблял.
Я не стал брать с тебя деньги. Мы были довольны друг другом, нашей встречей, нашей помощью друг другу и радостно расстались, без всякой надежды или желания встретиться.
Ты ушла. Только вышла Ты за дверь, как ко мне снова вернулось мое ехидство и я опять перестал понимать значения слов. Дверь закрылась, и вдруг у меня появилось ощущение, будто что-то оборвалось, что-то ушло или умерло. И я буквально физически стал ощущать, что куда-то уходит все то, что я только что вспомнил с Твоей помощью. Задумался ошарашено. Это было очень неприятно, очень досадно, но я решил подождать.
- Ну, и что? – в конце концов сказал я сам себе. – Ну, и ладно! Что, мне плохо живется из-за этого? Это было интересно, приятно даже в чем-то, но это было просто мгновение. А жизнь … продолжает продолжаться и дурь эту надо гнать из нее.
С клиентом я все решил привычно быстро и уверенно. Он ушел весьма довольный. Но у меня на сей раз, даже несмотря на увесистую пачку денег, удовлетворения в душе почему-то не было.
Шли дни, потом недели. Дни тянулись полные суеты, удовольствий, но почему-то воспринимать свою жизнь я стал как-то иначе. Дела шли неплохо, но как-то вяло. Я будто потерял интерес к работе. И у меня постепенно, очень медленно как снег под мартовскими лучами, стала таять уверенность в себе. Я часто ловил себя на мысли, что уже не все в себе или других людях понимаю так же ясно, как и прежде. Стал больше думать о смысле своей собственной жизни и она мне почему-то переставала казаться такой уж удачной, радостной и счастливой. Почему-то время от времени пытался вспомнить значения прежних слов, всех этих нелепостей вроде любви и совести.
Часто ловил себя на том, что не свожу глаз с телефона и прислушиваюсь к шагам в коридоре.
Прошел месяц и Ты снова появилась на пороге. Возникла внезапно, как будто никуда и не уходила. Вид у тебя был очень грустный и даже как будто болезненный. Молча встала возле двери и смотрела в пол. И я вдруг понял, что даже слова иной раз и не нужны. Ни речь в целом, ни отдельные слова. Оказывается, можно понимать друг друга вообще без всяких слов.
Я подошел к тебе и тоже молча взял за руки. Ты вздрогнула и подняла лицо. И так мы стояли и смотрели друг другу в глаза долго – долго.
- Знаешь что, - прошептал я. – Не уходи больше. Ты мне нужна. Очень нужна.
- Для работы? – несмело улыбнулась Ты.
- Да, и для работы тоже. И для работы, и для жизни. Оказывается, я не могу без тебя вообще жить. Ты, наверное, и есть моя вторая половина, без которой я не могу существовать вообще. Мне нужно твое знание слов…
- А мне твое знание…
- Да, нет, мы о чем-то не том говорим! Да, это нужно. Без этого мы с тобой больше не сможем жить, физически не сможем. Другие могут обходиться своими полузнаниями, а мы не сможем. Я не смогу – это точно.
- И я.
- Ладно, - сдался я. – Пусть пока хотя бы из-за этого, а там видно будет.
Я побежал по комнате, сбросал все бумаги в стол, забросил на шкаф свой дурацкий портфель, а потом подвел тебя к окну:
- Смотри! Вон он, наш город, наш Ершалаим. Я ненавижу его теперь так же, как и Пилат ненавидел свой Ершалаим. Но вот там, правее, за мостом река и лес. Мы пойдем туда и мы сегодня будем все время разговаривать… обо всем. О словах и солнечных лучах, о людях и птицах, о небе и о … любви… Ты согласна.
-Да, еле слышно прошептала Ты.


Рецензии