Айтор Фроуп. Трудно Стать Богом

Болельщик и буддист Айтор Фроуп: «Моя одежда – авангардный джаз!»

Жизнь и работы этого перца так же необычны, как и его имя: Aitor Throup, редкое даже для английского уха. Подобно тому, как в нашем языке трудно найти буквы для его адекватной звукопередачи, в мире модных трендов сегодня трудно найти дизайнера, который мог бы состязаться с молодым человеком по части концептуальной глубины и идейной свежести.

Имея в запасе еще солидно времени до своего тридцатого дня рождения, Айтор успел закончить Королевский колледж искусств, отказаться от выгодных предложений работы по специальности и попробовать свои силы в заборостроении и розничной торговле одеждой. Теперь он получает призы престижных итальянских показов ITS, заседает в жюри модных фестивалей и создает вещи, за каждой из которых стоит придуманная им легенда. Как утверждает сам Айтор, кроме этого, их еще и удобно носить. Обещаем проверить при первой же возможности.

Х: Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на твои модели – что это не «просто одежда», что их объединяет нечто не только на стадии исполнения, но и на стадии замысла. Ты мог бы это как-то прокомментировать?

Айтор Фроуп: В первую очередь, моя работа – это рассказ о поиске причин, по которым мы начинаем креативить. Я заинтересован в реабилитации любых дизайнерских приемов, оправдано все. Любая деталь может пригодиться для создания образа, и она не обязательно должна быть функциональной. Концепция, процесс создания, философия и происхождение вещи – вот главные основания и одновременно цели моего труда. Я стремлюсь их достичь, создавая персонажей и истории в картинках – это иногда занимает меня даже больше, чем дизайн сам по себе! После этого я трансформирую внешний вид этих созданий в свои модели. Так что их внешний вид определяется обликом персонажа и его местом в придуманной мной истории.

Х: Одна из твоих дизайнерских работ – это «аутентичная офисная одежда» в виде костюма Бэтмена. В чем практический смысл этого дизайна? Как такая одежда может помочь офисным клеркам лучше справляться со своими обязанностями? Или ты просто стебешься над корпоративной культурой?

АФ: Этот костюм был задуман в качестве особенного экспоната для выставки моды в лондонской галерее «Wapping Project» в 2005 году. Выставка называлась «Мода, Фильм и Фантастика», и для нее я сконцентрировался на теме своих детских воспоминаний и вещей, которые меня в то время вдохновляли. Мне захотелось отдать должное первому, настоящему фильму про Бэтмена режиссера Тима Бертона. В нем костюм Бэтмена был слишком правильным с точки зрения анатомии. Я бы не очень полагался на человеческое тело – оно не всегда безупречно структурировано… Маска Бэтмена всегда была для меня в детстве объектом вожделения. Мне часто снился сон о том, как она уплывает от меня в какой-то коробке – я иногда думаю, что с нее началось мое изучение человеческого тела. Короче говоря, я решил, что попробую встроить этот харизматический объект в современную моду, вырвать его из уже существующего контекста. Для меня мода – это просто попытка нарядить кого-то во что-то. Даже самые коммерчески успешные дизайнеры или модные брэнды не занимаются ничем другим, кроме как пытаются заставить потребителя стать особенной личностью, заставить его выглядеть по-другому. Изготовление маски Бэтмена из шерсти и превращение ее в строгий деловой костюм – попытка донести эту идею до человеческих мозгов.

Х: В дизайне твоей последней коллекции используются неоднозначные индуистские символы. Тебя интересует, что по этому поводу думают сами буддисты и насколько это важно для тебя?

АФ: Та коллекция, о которой ты спросил – это придуманная мной история о восьми футбольных хулиганах, которые убили мальчика-индуиста из расистских побуждений. После того, как они осознали произошедшее, их охватило горе и они стали искать себе прощения, посвятив остаток жизни воздаянию почестей безвременно погибшему индусу. Они обратились в буддизм, но неутолимое чувство вины побудило их попытаться стать буддийскими богами. Каждая модель коллекции представляет одного из хулиганов и того бога, в которого он хотел бы превратиться. Снаряжение переделано из стандартных военных образцов – это подчеркивает контраст между войной и верой. Это еще также и дань уважения Массимо Ости, основателю брэндов Stone Island и CP Company, которые так любят футбольные хулзы – его дизайнеры тоже врубались в эксперименты с милитари-эстетикой. Коллекция показывает, как из обычной армейской парки М-65 можно сделать индуистского бога. Львиная морда получается из капюшона, белый воротник трансформируется наподобие львиной гривы – это Нарасимха, наполовину лев, наполовину человек, одно из воплощений Вишну. Ну, а сумки в форме черепов сделаны из подсумков, стоящих на вооружении у английской армии. Это имеет отношение к ожерелью из черепов, которое носит Шива.

Х: Это круто, но почему буддизм вдохновляет тебя? Ты действительно считаешь, что жизнь есть страдание, что нужно избавляться от привязанностей и все в таком духе? Что ты думаешь о других религиях мира и будешь ли ты продолжать использовать такую символику в своих будущих коллекциях?

АФ: Меня вдохновляют все религии, поскольку в них говорится о множестве возможных путей. О буддизме я много узнал от одного своего друга, когда работал над дизайном коллекции. Буддизм очень ярок, в нем множество изобретательных и поучительных символов, поэтому он так меня и воодушевил. В моем родном городе Бэрнли, Ланкашир, я видел множество столкновений на почве расовой неприязни, и я хотел бы при помощи буддистской символики показать, что есть потаенная красота в вещах, которых мы не понимаем… Или которые мы воспринимаем как угрозу, потому что они отличны от того, к чему мы привыкли. Это пример того, как две совершенно различные идеи могут влиять одна на другую и становиться вместе чем-то совершенно новым. Религиозный символизм, вне всяких сомнений, будет постоянной темой моих работ. Как прошлых, так и будущих.

На твоих глазах происходят интересные вещи, когда экспериментальная мода при ближайшем рассмотрении оказывается сочетанием дизайна, живописи и литературы. В производственном процессе Айтора задействованы все перечисленные компоненты: сначала он придумывает сюжет, потом воплощает его персонажей в серии рисунков, тщательно прорабатывая физическую модель. Одежда по эскизам будет сделана не раньше, чем закончится стадия мифотворчества. При помощи изощренного метода Айтор возвращает моде статус искусства, поскольку ставит перед собой задачу порождения и передачи вскормленного художником культурного мифа. Фроуп – художник? Вне всякого сомнения. Мы еще дождемся от него большой книги комиксов, которую он безнадежно обещает закончить уже несколько лет подряд.

Х: Как ты сам относишься к вещам, сделанным по твоим эскизам? Это «одежда для жизни» или концептуальное искусство, необычная форма самовыражения?

АФ: Надеюсь, что и то, и другое. Честно говоря, я нахожу моду как таковую несколько туповатой. Из-за коммерческой ориентации в модной индустрии не осталось места для творчества. Важность стилей и трендов затмила значимость конечного продукта. Я же, напротив, стараюсь, чтобы люди смогли получить от моих вещей что-то еще помимо того, что они будут просто их носить! Повысить свой интеллектуальный уровень, например, или найти тему для беседы. Именно поэтому раньше о моих моделях говорили как о концептуальном искусстве. В принципе, так оно и есть, поскольку определенные концепции и идеи лежат в основе всех моих работ. В то же время я модельер, работающий в модной индустрии, поэтому я стараюсь делать вещи, которые будет приятно носить их владельцам. Если я буду слишком абстрактен по этой части, я никогда не смогу достигнуть пика своей креативности. Искусство состоит в том, чтобы выразить концептуальность вещи через ее удобство и функциональность.

Х: Ты мог бы рассказать подробнее о своем проекте «Portable football kits»? У нас в России очень много футбольных болельщиков и фанатов погонять мяч на досуге. Как ты считаешь, им подойдут твои разработки?

АФ: «Портативный футбольный набор» – это идея, которую я придумал для производителей спортивной одежды Umbro во время обучения в Королевском колледже искусств. Наша группа победила в этом конкурсе, и Umbro предложила нам довести идею до стадии готового продукта. К сожалению, у нас ничего не получилось – не хватило времени, выделенного нам на подготовку проекта. Это была интересная концепция, которую я надеюсь довести до конца в будущем. При ее создании должны использоваться современные технологии – я думаю, что она подойдет не только болельщикам, но и вообще всем, кто собирается заняться спортом. Это действительно интерактивный продукт, пропитанный командным духом.

Х: Но ты сам фанат футбола? И за кого болеешь?

АФ: Конечно же, я сам болельщик и болею за ФК Бэрнли, играющий в английской Лиге чемпионов.

Х: Что еще, кроме комиксов и фантастических фильмов, помогло тебе стать тем, кем ты стал сейчас? Работы каких дизайнеров ты выбрал бы для себя в качестве образца для подражания?

АФ: Один из моих фаворитов в мире моды – Массимо Ости. Хотя официально он занимался графическим дизайном, он разработал массу техник и подходов, которые сегодня используются многими модельерами. Меня впечатляют работы дизайнеров, которые уделяют больше внимания самому продукту и процессу его создания, а не его презентации. Это, например, Кэрол Кристиан Поуэлл, ее работы удивительно личные, энергичные и уникальные. Думаю, что Мэйсон Мартин Маргуэла также исповедует взгляды, которые позволяют ему сочетать коммерческий успех с бескомпромиссной целостностью композиции, редкой и вдохновляющей. Еще могу назвать Хуссейна Чалайана – этот модельер постоянно раздвигает границы моды как вида искусства.

Х: Как бы ты сам мог описать свой стиль? Как ты считаешь, в какую сторону изменился бы мир, если бы одежда, придуманная тобой, стала бы объектом всеобщей моды?

АФ: Я не думаю, что смог бы сделать это. Я не увлечен стилем как таковым. Я мог бы назвать свои работы «дизайном, основанным на персонажах и историях», или «анатомическими объектами для ношения в качестве одежды», или же, быть может, «функциональной и интересной одеждой с легендой». Моя цель – заставить публику больше требовать от дизайнеров, особенно высококлассных. Если кто-то собирается потратить чертову кучу денег на одежду, он не просто хочет что-то, что будет хорошо на нем сидеть. Он должен стать частью концепции, я понимать происхождение этой вещи, принять ее на эмоциональном и личном уровне… Это произойдет только тогда, когда я пойму и смогу объяснить ему все, что касается этой вещи. Навязывать тренды и стили неэтично. Потребитель будущего будет требовать объяснений.

Х: Если бы твои работы стали музыкой, что бы это была за музыка?

АФ: Это зависит от того, о какой работе идет речь. Последняя коллекция - это микс из буддистских песнопений и «I Wanna Be Adored» в исполнении THE STONE ROSES. А моя следующая работа, наверное, будет звучать как авангардный джаз!

Журнал "Хулиган", февраль 2007.


Рецензии