Забористые Слова

Были времена, когда граффити были строже, проще и жестче. Каждый, кто видел на стене напротив эти крючковатые письмена, и в мыслях не имел относиться к ним как к произведению искусства. Каковыми они, конечно, и не являлись. В отличие от нынешних графферов – полувандалов, полухудожников, – наскальная живопись латинских кварталов выполнялась реальными ганста, готовыми совершенно по Марксу на любое преступление ради тридцати процентов прибыли. Городские программы поддержания чистоты боролись с чиканос не менее жестокими методами – например, закрашивали словоформу на следующий же день после изображения. И уж совсем мало кому приходило в голову сохранить хотя бы в фотографическом виде в назидание потомству странные корявые каракули с жесткими словами типа «controlan», «el puto», «matamos», «rata» – «контролировать территорию», «шлюха», «убийцы», «доносчик». Тем не менее, больше всего о народном творчестве из латинских кварталов семидесятых мы знаем именно благодаря им. И еще исследователю городской культуры 70-х, скрывающемуся под ником Кид Дьюс, собравшему почти шестьдесят шедевров жанра под одной сетевой крышей.

Редкое сочетание вариаций граффити одной и той же банды на одной стене. «Си-14» – кодовое имя гэнга «Клэнтон-14», обитавшего в Лос-Анджелесе на Клэнтон-стрит, переименованной позже в Четырнадцатую улицу. В данном случае, цифирь 14 не имеет отношения к Северной Калифорнии. Просто обитатели исправительно-трудовых заведений родом из Л.А. идентифицировали себя с данным номером, дабы опустить своих лучших врагов из Южной Калифорнии, которая имеет статус тринадцатого штата. Надпись «Карлик Клэнтон» («Midget Clanton»), скорее всего, выполнена более старшими членами банды, помнящими старое название тусы, берущее начало еще в 50-х. И существующей до сих пор – интересующиеся могут сходить по адресу www.clantone.net

Злейшая тайнопись еще одной, как сейчас принято выражаться, организованной преступной группировки родом из Л.А. Block letters – красивый, но редко встречающийся среди стародавних надписей чиканос стиль. «Уилмас» по-испански – Уилмингтон, самоназвание гангстерского объединения, члены которого жили и тусили в ареале Лос-Анджелесского залива. WS – это не туалет, а West Side, запись, оставленная, чтобы подразнить врагов из East Side, проживавших на другом конце города. Ну, и для полной красоты члены банды оставили справа свои автографы. Согласно им, здесь были Поллито, Сапо («Лягушка»), Вино («Алканавт»), Лил’ Мэн («Малыш»), Осо, Овл («Сова») и Чино («Китаец»).

Лого группировки «Жардэн», название которой означает в переводе с испанского «Садовые цветы». «Жардэн» – устаревшее название банды из района Гардена, расположенного на юге Лос-Анджелеса. Как гласит надпись, художественными работами развлекался некто Гильберт, которому на тот момент должно было быть не меньше сорока, поскольку название «Жардэн» помнили уже только original gansta’, которых в тусовке уважительно звали el Veterano.

За целый век до того, как марка «Dog Town» стала культовой линией скейтборд-экипировки, это название уже использовала еще одна веселая тусовка из Л.А. Название «собачий город» происходит не только от жестких условий существования на окраинах, но и от приюта для бездомных животных, находившегося неподалеку. Те, кто видел оригинальные лого «Догтауна» возможно, согласятся, что его создатели они почти наверняка знакомы с первоисточником. Надпись авторства некоего El Joey гласит: «Да здравствует Догтаун». Словечко «trese» внизу – это число «тринадцать», культовый символ латиноамериканских граффити.

Образец графического дизайна, принадлежавший женской банде «Las Chola Queens», квартировавшей в Лаундейле. Интересная деталь: все ники участниц группировки начинаются с артикля «la», аналогичного английскому «the». Автографы на память также оставили бандитки под псевдонимами La Shorty, La Negra, La Chica и La Chuca.

Гордое изображение своего боевого имени на стене подконтрольной территории называлось на сленге «placa». На этом фото «плаза» La Chola из уже упомянутой банды Las Chola Queens цинично загажено конкурирующей группировкой, а неизвестный остряк дописал рядом с плазой словечко, подвергающее сомнению прочность моральных устоев La Chola. Слова типа «puta» обычно чаще всего сопровождали кроссинг-ауты тэгов, оставленных вражескими тусами.

Каллиграфическое граффити гэнга под названием «Флоренсия», оставленное гангстером по имени Бэрд1 в 1971 году. Добавление символа «1» или другой цифры к никнейму обычно означало, что в банде несколько человек имеют одно и то же прозвище. Цифры присваивались по старшинству, времени нахождения в банде или по уровню респектабельности того или иного тусовщика. Судя по всему, Bird1 был одним из первых лос-анджелесских тэггеров, постепенно двигавшихся от писания гадостей на стенах к художественным высотам. Его работы можно до сих пор найти в укромных местах Л.А. и окрестностей – скорее всего, из уважения к их графическим достоинствам.

Данную стенку красиво отбомбили участники гэнга «Los Vatos Locos de Varrio Venice», «Сумасшедшие пацаны из Венисской группировки». Венис – небольшой прибрежный город, географически принадлежащий к сфере вест-сайдского влияния. На это указывает надпись слева «West Side R», где R – «rifa», или, по-английски, «rules», «Вест Сайд правит». Для выражения своего превосходства неизвестный художник изобразил слоган «Вся власть чиканос» и пару свастик на всякий случай, что хорошо показывает, какая каша в то время находилась у латиноамериканских подростков в голове.

Стена посвящена братским взаимоотношениям между гангстерами, скрепившими свои имена девизом «Somos locos» (слева вверху), что означает «мы ненормальные», «we are crazy». Уникален этот креатив еще и потому, что с его помощью братались участники East Side и West Side-фракций группировки «Wilmas» (слева внизу – E.S. Wilmas W.S.), в нормальном состоянии бывшие злейшими врагами.

В случае, когда уличные художники не отличались изобразительным талантом, они брали свое количеством. Под лого «Wilmas» и свои автографы чиканос не пожалели стену реального двухэтажного ангара. Конечно, удовлетворение своей потребности в прекрасном наскальными методами много и не всегда лестно говорит о степени духовного развития их создателей. Но нельзя и не согласиться с тем, что наличие самОй потребности – это бесспорный позитив, оставляющий каждому из нас надежду на свет в конце квартала.

Фотоколлекцию Kid Deuce «The Golden Age of Gang Graffiti» ищи на портале http://www.flickr.com.

Журнал "Хулиган", февраль 2007.


Рецензии