Альтернатива маршу Мендельсона

Прописная истина: семья как нечто волшебное. Крепче камня и пластичнее шелка – устоит перед землетрясением. Cтоит неловко коснуться – разобьется в мелкие брызги.

Выбор твой или судьбы? Создателя или соблазнителя? Каким образом чувствуешь запах и слышишь родной голос на расстоянии? Почему сегодня это есть, а завтра уже нет?
Как различить: Синяя Птица еще с тобой или рядом уже пыльное чучело?

Думаете, это конец брюзжания? Бедные вы мои, только начало. Расскажу-ка историю, которая родилась в далеком детстве и живет себе. Много лет я боялась двух сказок. Эпизоды снились в страшных снах. Сами собой заучивались целые куски. Я не понимала, почему другим нравятся именно эти. Масса спектаклей, фильмов... Памятники?!
Знаете, что это за сказки?

«ЗОЛУШКА» и «РУСАЛОЧКА».

ЗОЛУШКА
Жила-была девушка, простая милая дочка лесника. И однажды фея поиграла с ней. Хотела как лучше. Крестная, знаете ли, по родственному. На несколько часов взяла да и превратила мышей в лошадей, тыкву в карету, лохмотья в бальное платье – и зашвырнула девочку на пару часов в другую жизнь.

Да не просто в другую жизнь – на королевский бал. Только на балу гости и хозяева – все свои, уж какие они там были плохие или хорошие, но настоящие. И платья у них настоящие и кареты, и лошади. И принц настоящий. Такой Настоящий Принц из мечты любой любительницы сказок. Но ведь и Золушка этому Настоящему Принцу была представлена совсем не золушкой, а настоящей принцессой (из неизвестного отдаленного королевства). Откуда ему, бедному, было знать про фею?

Я все время представляла: вот они танцуют, едят мороженное. А все это время тикают часы. Те самые - с маятником Эдгара По. Маятник-секира опускается все ниже. Чуть забылись в танце – «тик-так».
22:00 ... 23:00 ... 23:45 ... .
И это вы называете счастьем? Это – повезло? Когда под бой курантов Золушка бежит, сломя голову, спасаясь от разоблачения и от унижения, А Принц не понимает: «Что он сделал не так?»

А если бы она не успела? Если бы с последним ударом осталась стоять посреди бального зала в лохмотьях, окруженная гостями, у которых все платья и кареты на месте. Есть гарантия, что Принц захотел бы танцевать с ней следующий танец?

Да, в сказке все закончилось благополучно. Но только потому, что фея хоть что-то подарила Золушке настоящее ... из «бальной» жизни.
Хрустальную туфельку – вот что схватил принц, вот во что влюбился. Не в золушкино горячее сердце под лохмотьями, не в любимое личико, хоть сейчас и чумазое.
Включился инстинкт охотника. Бросился принц искать добычу по этой примете-приманке. Затрубили гарольды по всей стране, зазвонили мобильные телефоны у всех, кто мог бы хоть краем глаза видеть, краем уха слышать. Чуть не собаками травили бедную Золушку.
«Как же так? Я ведь Настоящий Принц. Влюблен, блин. Хо...чу!»

А он знает, кого он хочет (вчера ночью познакомились)? Сексуальная доминанта, господа.
А Золушка уверена, что он не просто хочет приглянувшуюся бабу, а любит? Именно ее, а не ... ее молодость? Не ее папу-лесника, специалиста нужной в королевском хозяйстве профессии? Не фею-крестную с массой полезных связей? Не матку, которая может выносить наследника?
То есть не «бальное платье», данное НА ВРЕМЯ.

Помните финальные сцены? Редко кто из постановщиков отважился вывести Золушку к принцу в лохмотьях. Сначала возвращают бальное платье, а потом – пред светлы очи принца в счастливый финал.

Ходят по улицам разнообразные феи - манят возможностью вырваться на бал. Соблазнишься – сядешь в карету из тыквы, да и поедешь на чужой праздник. На часок ведь... На часок не считается... А там на балу?

Вечное тиканье часов. Еще несколько минут не думать, что будет в 00:01. Еще один тур успеть бы ... Следи за временем - надо услышать бой курантов. Успеешь? Есть ли у тебя в запасе хрустальная туфелька или твой простецкий сабо останется лежать на мраморной ступеньке?

Вы не встречали мужчину в роли золушки? Такой факир на час. Не задумывались, откуда депрессии и суета наших кумиров? Еще одна серия телевизионного мыла под названием «Гонорар IV». Сомнительное депутатство или прыжок в проект-рулетку.

Миллионы-любовницы-карьеры- невероятные успехи в койке ... – золушкины «хрустальные туфельки». Деньги - подарки, все к твоим ногам. Больше - лучше - чаще - дольше .... Консервы на «черный» день. Ведь завтра ветер переменится, и можно потерять ...  Часы пробьют полночь, и что будет в глазах «настоящей принцессы» (иногда жены, частенько дочери, подчас матери)?

Но ведь «принц-на час» в 00:01 точно такой, каким был в 23:59. Что же ты так, «принцесса»? Не замечала раньше, что настроение его переменчиво? Что не особо богат и карьера не как "у мужа подруги". Что характер сложноват. Что капризен и что деспотичен. Что инфантилен и что невнимателен. Что жадноват или пошловат.
Или... или ... или... . Ведь «фрак» арендован на время бала.

Однако, человек-то остался. Остались губы, глаза, руки, запах. Остались профессия, ум и характер. Талант, юмор, самоирония или их отсутствие. Все это в 00:01 точно те же самые, что и в 23:59.
Вот так и танцует пара. Каждый думает не о партнере, а о полночи. Сомневаются друг в друге каждую секунду танца. Считают количество хрустальных башмачков: осколки прежней жизни становятся важнее настоящего. Страшная сказка, жуткая.

Всем нам в жизни не раз и не два бьет полночь. Ох, как часто кареты превращаются в тыквы, а кучера в крыс прямо на балу, и остаемся мы в ярко освещенном зале в лохмотьях. Все мы знаем, что там бывает в глазах у настоящих принцев и принцесс.

Они не плохие и не хорошие. Они – люди, они разные. Show must go on (не теорема - аксиома).
Не раз било и мне полночь. Только вот потом появились другие сказки.
И лестница стала другой - что придумал Леонардо да Винчи.
Там верх и низ условны, и когда кажется, что катишься вниз, на самом деле можешь подниматься вверх и наоборот. А может, идешь в сторону - в ином направлении?
Именно по таким (а совсем не по золушкиным) лестницам бегают в школе Хоггварта однокашники Гарри Поттера - именно поэтому и вырастают из них настоящие волшебники.

Дело не в лестнице - дело совсем в другом.

Однако, все это я узнала позже. А давным-давно моим кошмаром была «Золушка». Я тогда еще не знала, где спасение.
Была еще одна страшная сказка:

РУСАЛОЧКА

Жительница моря. Певунья с дивным голосом, обладательница редчайших по красоте волос. Младшая любимая дочка, окруженная множеством ближних и дальних родственников – родных по крови и духу. Жила себе поживала в ласковом море.

Однажды влюбилась, да так сильно, что захотела уйти на сушу. Девочка: жизненного опыта никакого, а желания счастья масса.
Пожертвовала всем. Чтобы получить возможность жить в другой среде, пошла туда, куда никому никогда ни под каким видом ходить нельзя – к ведьме. Того, чего никому никогда нельзя отдавать отдала: свою уникальность. Немой осталась, а каждый шаг по чужой земле – со страшной болью.

И что в результате? Все старания напрасны. Она ведь продала свой голос. Все замечательные, вот только чужой останется девочка, которая добивается своего любой ценой.

Русалочка только в сказке – женщина.
В реальной жизни жуть напрасной жертвы подстерегает мужчин и женщин. Не щадит ни детей ни подростков ни стариков. Ты жертвуешь, предлагаешь себя, единственную и неповторимую – а в награду? Но задумайтесь: а почему должна быть награда? Кто тебя просит жертвовать? Зачем идете к ведьме?
Как уберечься? Как не ошибиться? А если ты не знаешь, в чем твоя ошибка и что ты делаешь не так? Точно хочешь на сушу, если раскрыться сможешь только в море? Имеешь право на ошибку, или твоя ошибка уже хуже преступления? Как «поймать» опасность? Как остановиться?

Для многих сказка о Русалочке - гимн безответной любви, баллада о самоотречении, символ отказа от себя ради ... .
Подите вы со своими гимнами. Помните, каков выбор у Русалочки? Убить любимого и его жену в их брачную ночь или сгинуть.
Да смерти-избавления нет: вечно будет летать душа Русалочки. Вечно, бедняжка, будет помнить историю своей любви.

Вот они какие – мои бывшие страшные сказки. Пугали-пугали они меня неласковым призраком реальной жизни. Пока в один счастливо-несчастливый день я не загремела в больницу прямо на операционный стол. Оперировали под общим наркозом и после того, как ввели лекарство, попросили что-нибудь говорить, пока не засну.

На следующее утро появился в палате хирург, который меня оперировал. А может, это Ангел Хранитель присел тогда на кровать? Спросил, что это я такое странное бормотала: «В открытом море вода синяя как лепестки красивейших васильков и прозрачная как тончайшее стекло ... «. «Так начинается «Русалочка», - ответила я и поведала ему свои невротические ужастики.

Выслушал меня. Потом взял листок бумаги, а через минуту подал рисунок. На рисунке спиной ко мне стояла женщина - одна рука вытянута вдоль тела, а вторая манерно закинута за голову. Была это, собственно, не человеческая рука, а лебединое крыло. Царевна-лебедь из истории о царе Салтане.

Сказал: «есть другие сказки - их гораздо больше. Тебе дарю всего три: «Дикие лебеди», «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане».

Рисунок до сих пор цел. Он иногда где-то прячется, не появляясь на глаза по нескольку лет. А потом вдруг откуда ни возьмись ... . Обычный карандашный рисунок – обыкновенный спасательный круг.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

Великая Сказка о семье и о любви. Мне ближе в варианте Жана Кокто. А на каждый день переделала в «сокровище» и «чудовище». Ведь мы каждый день друг для друга то чудовище то сокровище. Главное, что мы это знаем. Я знаю, что в тебе от чудовища, а что от сокровища. Ты знаешь про мои чудовища и сокровища.

Мы постепенно привыкали к нашим чудовищам-сокровищам. В доме-замке, где только ты и я. Наш замок окружен дремучим лесом, а на воротах висит табличка «Посторонним В...» (это, как все помнят, написано на двери одного симпатяги из леса, где проживает Винни Пух, но и наших воротах смотрится уместно).

Вместе следили, чтобы не завяли цветы в саду, чтобы прилетали к нам птицы.
Знаешь почему? Потому что, как и сказочной барышне, больше всего на свете нужен мне аленький цветочек. А растет он в одном единственном саду – в твоем саду, мое чудовище.

Помнишь, все в той истории, как и во многих, началось с небольшого конфликта.
Родители, они же всегда лучше знают - из века в век пытаются аленький цветочек с корнем вырвать, чтобы любимому ребенку подарить. Себя подарить. Не обращают внимания, что растет тот цветочек в чужом саду. Детям с этим жить: с цветочком аленьким из сада когда-то чужого, а теперь роднее родного. Но вырван цветочек когда-то родителем.

А потом? Помнишь, как они боялись показаться друг другу со всеми своими чудовищными наворотами? Ужас показаться когтями-клыками-космами перед носом самого близкого. Знай про чудовище в себе и держи зверье в узде. Ужас довериться. "Вдруг я тебе не понравлюсь?", "Вдруг привыкну так, что не отвыкнуть?", "Вдруг предашь - полечу я в бездну?"

Помнишь, Чудовище выглядывало из-за кустов, когда девушка сидела в задумчивости на берегу пруда? Чтобы, не дай Бог, красавица не увидела когти-лапы-хвосты-колтуны.

А она в этот момент не о своей горькой доле тужила. Пыталась рассмотреть в зеркале пруда отражение тех самых колтунов-хвостов-когтей-клыков. Глупостей, страхов, комплексов, неприятностей хозяина своего замка.

Что тебя беспокоит? Какие скелеты в шкафу? Посмотрю потихоньку – чтобы тебя не унизить и не испугать. Подстригу когти, расчешу гриву, да распутаю колтуны. Или спою песенку веселую - рассмешу. Или колыбельную, чтобы утешить.
Ведь ты не просто чудовище, ты – мое Чудовище, любимое, единственное. Наш замок – мой родной дом.

Никто ничего нам с тобой не давал напрокат на время бала, никакие феи палочкой не махали.

Да, иногда хочется или приходится выйти за пределы леса-семьи, где только ты и я. В замок ведь никому другому не проникнуть, даже если у всех на виду в центре огромного мегаполиса. Все равно дремучий и непроходимый лес окружает семью. Никому другому не понять, что там на самом деле. Нереально.

Другие могут только догадываться, строить домыслы, пытаться помочь из самых лучших . Как та фея.

Вот вам фантазия одного представителя «окружающей среды»:
«Что она в нем нашла? Любовь зла, полюбишь и ... ? Да нет, вряд ли, она, бедная, любит такого. Скорее терпит ради денег, положения, детей, полезных связей . Надо срочно спасать ее от такого, прости Господи, чудовища.»

А вот другая фантазия:
«Почему ей – все, а мне – ничего? Мне бы только его окрутить, плевать, что он – чудовище. Там на месте я с этим мордоворотом разберусь: пусть валит в дремучий лес и целуется со своим аленьким цветочком. А я в замке поудобнее устроюсь».

Переводят стрелки часов. Чудовище устает ждать, перестает верить и надеяться. Видит в зеркале пруда, неприятности, комплексы, неблагоприятные обстоятельства, страхи чужое вранье. Не всегда сердце выдерживает.

Да только, красавица всегда возвращается к своему чудовищу. Так как цветет только там и только для них двоих цветочек аленький.
"Жених ты мой желанный", - скажет она чудовищу. И окажется, что ничто никогда не поздно: поднимется-оклемается завядший цветочек.
У чудовища после «клинической смерти», глядишь, да и поубавится когтей-клыков-колтунов ... комплексов да капризов. И встанет он перед своей красавицей принцем. Именно таким, каким был на самом деле всегда. Сказка их продолжится без нас. А вот откуда появилось давным-давно еще в принце чудовище – так это другая сказка. Она-то сейчас и закончилась.

Жизнь в замке продолжается. Помните, как там у Кокто в финале? Другой принц на наших глазах вдруг превращается в чудовище. Но и первого и второго и даже третьего, не принца вовсе, а оболтуса-соседа Красавицы играет один и тот же ироничный Жан Марэ.

Жизнь есть жизнь. Все мы из одного теста сделаны - одним миром мазаны – на одни грабли наступаем.
Главное помнить, что состоим мы из одних тех же ингредиентов: немного сокровища, немного чудовища. Да хорошо бы еще повесить на ворота табличку «Посторонним В».

А настоящий принц он и чудовищем принц. Он и в бочке принц, совсем как мальчик-мажор, князь Гвидон. А царевна и в лебединых перьях – обыкновенная женщина.
Через много-много лет я поняла, почему тот хирург дал мне три сказки, а нарисовал героиню этой.

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ ...

Дай ты своему Гвидону его игрушки. Хочет, чтобы была у него белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет» - придумай. Желает, чтобы служили ему тридцать-три богатыря – попроси братьев походить дозором. Что им стоит прогуляться? Хочет побыть комаром – пусть, шмелем – ради Бога.

«И что», - возразите вы, - «так вот все идиотские капризы исполнять? Не возражать? Не возмущаться? Ничего для себя не просить – не требовать?»

Думаю да: не возражать – не просить – не требовать. Но только при одном-единственном условии: если он – ГВИДОН.
Который, как вы помните, «... не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил». Который «не коршуна убил – чародея подстрелил». A propos, из-за нее не ел три дня. Еще не зная, что она – царевна, от которой «не можно глаз отвесть». Уверен был, что она – одна из прочих гусей, кур, индюшек, т.е. его возможный ужин. Но не подстрелил.
Немаловажно и то, что Гвидон твердо знает: «жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь». Мама правильно воспитала, Детский опыт сидения в бочке многому научил. Да и с мамой повезло: никого там в бочке не обвиняла, ни о чем не сожалела. Плыли себе и плыли.

Вот именно за такого Гвидона царевна-лебедь замуж пошла. Именно поэтому пусть играет Гвидон в свои игрушки. Пусть реализует себя. Лебедь поможет - она всегда там в синем море на родном острове. Танки наши быстры, если тылы крепки.

«Семья», - говорите, - "только двое любящих, преданных друг другу до конца». До какого конца? Где предел веры без сомнения и доверия без объяснений? Что за неприступная крепость? Как это «только муж и жена»? Разве никого вокруг нет?"

Всегда ли телепатия между мужем и женой и все понятно без слов? Всегда и при любых обстоятельствах никаких сомнений и подозрений? Вопросы ... вопросы ... . Как справиться? Сложно.

«ДИКИЕ ЛЕБЕДИ».

Бывают ситуации, когда справляться приходится в одиночку. Так получилось.
Злая колдунья уничтожила твой мир. Разные могут быть «заколдованные лебеди» . Они сейчас для тебя важнее любимого. Так получилось.
Ты ничего не в состоянии рассказать. Не имеешь права, да и силы надо беречь. Так получилось.

Ты плети свои кольчуги из крапивы. Плети их, что бы ни случилось. Обжигайся, терпи и плети их молча и спокойно.
Продолжай плести даже на костре. Не бойся, что не успеешь. Не бойся, что не поймут. Не обвиняй любимого, что не выдержал – предал – изменил. Вспомни, принц из сказки тоже ничего не понимал толком. Не знал, чему верить - ведь Элиза молчала.
А со всех сторон неслось: «Ату Элизу. Кто она такая? Откуда взялась? Что ночами на кладбище делает? Чем днем занимается в замке принца ? Наследника престола, между прочим - будущего главы государства! Нищенка! Выскочка! Ведьма!!!»

Может и у тебя так же? Да ведь и там в сказке и здесь в жизни: любит – разберется. Рано или поздно все встанет на свои места.
Но только при условии, что плетешь ты Те Самые кольчуги из крапивы, а не узорчатые кружева из лапши, повесить на уши окружающим.
Тогда принц поймет тебя, улетят прочь из его души свидетельства очевидцев, несмотря на твое молчание.
Если плетешь ты Те Самые кольчуги из крапивы, то есть шанс, что прилетят лебеди, когда уже вроде и надеяться не на что. Может даже, как в сказке про Элизу, кое-какие языки пламени превратятся в розы?!
Надо честно признаться: велик риск, что сожгут тебя. Но и при этой угрозе стоит, мне кажется, плести кольчуги из Той Самой Крапивы.

А нам хорошо бы помнить: оступишься хоть раз - попадет твоя любимая на костер из-за тебя. Memento …
Доплетет кольчуги Элиза - вернут лебеди человеческий облик – всем всё станет ясно. В вашей с принцем семье все образуется.

Вот они какие – мои нынешние сказки. Знаете, не раз забросит меня Судьба в бочку, не раз пробьет полночь. Но очень надеюсь, что подсознание «подкинет» совсем другое:
Ты волна моя волна!
Ты гульлива и вольна.
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу! ...

Во всяком случае, хочется, чтобы это. Ведь, помните, как там дальше у Пушкина:
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.



Иллюстрации:
Robert Yeager Horizon.Sun www.artnet.com/Galleries/Home.asp
©  Н.М.Вольпиной на текст с 1995 года (регистрация и депонирование в РАО).
Цитирование и копирование частично или полностью разрешается  ТОЛЬКО с указанием гиперссылки на настоящий текст http://www.proza.ru/2009/05/29/779.


Рецензии