Мама Рина

         Вечер провели у Екатерины Ивановны. Пили чай с шарлоткой и с абрикосовым вареньем. Рассматривали альбомы. Гжелка обожает старинные фотографии. У Екатерины Ивановны их оказалось такое количество!!! На фотографиях её предки: деды, бабушки, мама и папа, тёти и дяди, братья и сёстры двоюродные. На самой старой фотографии написано на обороте: «Брату Коте от Люси. 27 сентября 1901» Красивая девочка лет 11-12, кокетливо склонила голову, локоны завитых длинных волос рассыпаны по плечам.

- Люся – это моя бабушка, а Котя – это Константин, её брат - пояснила Екатерина Ивановна, - После революции Люся осталась с мужем и детьми в России. Не хочется рассказывать, как перемалывал мелех нашей истории судьбы моих родственников, сколько пришлось пережить, сколько потеряли в период репрессий родных. Из пяти детей выжила только моя мама. Троих братьёв и сестру унесли исторические разборки: кто прав и кто виноват, кто каких кровей. Маме было лет 28-29, когда она, следом за отцом, мужем, братьями и сестрой была арестована и сослана. Бабушка не пережила всего этого и сразу покинула этот мир. Мой брат Володя и я оказались в детдоме. Дед, папа, три дяди и тётя так и остались навечно неизвестно где. Никто не знает где! Я пыталась узнать, сейчас информация эта достаточно открытая. Но ничего узнать не смогла. А мама вернулась уже после войны. Я училась в педагогическом училище. Разыскала меня, а брата так и не смогла найти. Может его усыновили. Может он сгинул на этапах из детдома в детдом. Я была вторая по возрасту, Мне было лет шесть-семь. Брат на два года старше. Если бы ты, Гжелочка, знала, как относились к детям врагов народа! Обижали и взрослые и дети. Зачем-то переводили из детдома в детдом. С братом мы растерялись. Только в третьем детдоме я задержалась до 16 лет. Вначале было очень тяжело и морально, и физически. Во время войны сменился директор детского дома, и отношение к детям репрессированных смягчилось. Новый директор был комиссован с фронта по ранению. Он был без ноги и части левой руки. Преподавал русский язык и литературу. Привил многим детям любовь к этому предмету. Я с двумя подругами после седьмого класса пошла в педучилище. Директор даже дал нам направление и какое-то ходатайство для поступления, как самым лучшим ученицам. С его лёгкой руки я и стала преподавателем.

         Екатерина Ивановна с нежностью рассматривала фотографию, на которой были сняты мужчина в военной форме и несколько учеников:
– Наш любимый Николай Гордеич!!!

         Гжелка отогрелась у мамы Рины. Отогрелась и в буквальном смысле и душевно. О своих сегодняшних волнениях рассказывать не хотелось. Рассказывать – это заново всё опять переживать. Гжелке интереснее было слушать рассказы Екатерины Ивановны о судьбе её и её родных, о друзьях, об учениках.

         Было уже поздно, когда Гжелка ушла от новой знакомой. Договорились встретиться в ближайший выходной. Мама Рина обещала испечь пирог с грибами и капустой. Для неё появился смысл жизни, есть для кого печь пироги!!!

         Транспорт общественный уже не ходил. Гжелка остановила частника и уехала домой.


Рецензии