Без вести пропавшие...

               

                Файвель    Костинский





БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ ЖИВЫ В НАШИХ СЕРДЦАХ






Старший брат Борах-Бенцион (Барух) Костинский родился в 1913 году в небольшом местечке Хабное (Кагановичи, Полесское) Киевской области. Борах рос светлорыжим мальчиком, был гордостью родителей. С 6 лет стал посещать хедер (еврейская начальная школа), где быстро научился читать и писать. Ему вместе с родителями и младшим братом и сестрой пришлось пережить все погромы петлюровцев и массу других мелких бандитов, периодически делавших набеги на Хабное.

В 30-е годы работал с пригородном совхозе, был председателем рабочкома (профсоюз) совхоза, стал членом бюро райкома комсомола. В 1935 году был призван в армию и отслужил 2 года на Дальнем Востоке на Маньчжурской границе. Там он получил первую военную закалку. В сентябре 1939 года Борах принимал участие в польской кампании.

 
С первых дней войны он принимал активное участие  в эвакуации еврейских семей. Всем желающим эвакуироваться выдавалась повозка с лошадью. Ему поручили вывести с Кагановичского района ребят 16-17 лет, брать в армию их ещё не могли, а оставлять на вражеской территории тоже нельзя было. Во время эвакуации мы в последний раз встретились с Борахом, он уводил ребят в тыл.


В середине 1942 года, живя в Узбекистане, мы получили из
Бугуруслана адрес Бораха. До его гибели оставалось полгода. Мы каждую неделю получали от него письмо или телеграмму. Сначала он служил в специальном подразделении химической защиты, до войны Борах был председателем райкома ОСОАВИАХИМа (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Затем его перевели на фронт на должность заместителя командира роты по политчасти гвардейского стрелкового полка. Начались боевые будни Сталинграда. Лучше всего об этом рассказал Борах в своих письмах.


В своём первом письме к нам в город Маргилан от 15.06.1942 он писал: «Скоро год, когда вероломный обербандит Гитлер рассоединил нас, и лишь сегодня я получил весточку от вас. Здравствуй дорогой отец,
мама, Яша, Фимка (в эвакуации с родителями были Яша, мой брат 1926 года рождения и я, 1934 года рождения). Сегодня у меня радостный день,
вы себе не можете представить, когда я получил от Центрального справочного бюро, что вы находитесь в Ферганской области.


Дорогие, я нахожусь всё время в частях Красной Армии, жив и здоров. Описать весь маршрут жизни за этот период, не хватит бумаги. Меня больше всего интересует:
Первое. Как вы заблагоустроили себе жизнь? Как ваше здоровье, особенно здоровье мамы?  Где сейчас работает папа? Как вы обеспечены материально? Об этом немедленно сейчас напишите. …
Папа, завтра, 16.06.42 г. я тебе высылаю аттестат на 500 рублей через городской военкомат. При получении моего письма сразу обратись в горвоенкомат, и ты получишь его, будешь получать ежемесячно. …
Сам я работаю политруком роты. Всем обеспечен, деньгами  и продовольствием. Я сильно беспокоюсь за вас. Мама. Крепись. Ты гордись, когда твои сыны дерутся на фронтах Отечественной войны, с героизмом и мужеством защищают честь и свободу, свою родину.
Яшка и Фимка, будьте послушны во всём, примерными, как ваш старший брат по-большевистски выполняет все …»


Находясь  на войне, он не забывал о родителях и о нас, младших братьях, в каждом письме сообщал о деньгах, высланных нам. Приведу фрагмент следующего письма от 29.06.42 г. Он писал:
«… У вас сложится мнение, почему был перерыв в письмах. Потому, что был занят, некогда писать было …».
Борах был «занят», он воевал, а бои были тяжёлыми, и много павших было в этих боях.


Я, мой сын и старший брат Берл, который также воевал, посетили Волгоград. Мы нашли место, где держал оборону батальон, в котором воевал Борах. Маленький клочок земли у самой Волги. Там в октябре 1942 года не было живого места – смесь металла и земли. Но они стояли насмерть и не пропустили врага. В один из перерывов, когда стало немного тише, он написал нам своё последнее письмо. Оно было написано 22.10.1942 года – за день до гибели. Это было первое и последнее письмо, где Борах пишет, как говорят, открытым текстом. Он чувствовал о своей гибели.


«Здравствуйте дорогие родные мои.
 Пишу вам письмо с передовой, защищаю …(зачёркнуто цензурой слово Сталинград). Нашёл свободное время, когда гул орудий и самолётов немножко притих, и решил написать вам письмо.
Первым долгом поздравляю с праздником 25 годовщины великого Октября. Год суровых испытаний, год великих битв против ненавистного врага человечества Гитлера.
Дорогие родные мои. Четверть века прошло, когда мы вместе с вами кровью и потом жизнь добывали, и настанет тот день, когда этот адский гул прекратится. Через горе и грязь придём к победе, когда свалится в могилу последний фашист, и мы приедем в родные места. Снова заживём хорошей жизнью.

Яшка и Фимка, подведите итоги: что и чем помогли фронту для быстрейшего разгрома врага.

Ваш сын Борис».

 
Уже в 70-е годы через военкомат я нашёл адрес командира полка, в котором воевал брат Борах. Он жил под Москвой. Заехал к нему в гости. Думал, он должен знать лично всех заместителей своих рот. Меня встретил стройный человек с палочкой. Он рассказал о славном боевом пути полка. Но полк он принял уже в 1943 году. Целым осталось только Знамя полка. Личного состава не было. Почти все погибли в тяжелейших боях. О моём брате он ничего сообщить не мог.


На войне ещё воевали два мои старшие брата:
брат Нухим погиб в партизанском отряде;
брат Берл тяжело раненый попал в плен, и после войны живым вернулся!!
брат Яков в 1945 году был призван на трудовой фронт;
сестра Хана погибла в Бабьем Яру.

Файвель Костинский
Израиль
Май 2009

Использованы материалы из книги Берл Костинского «Горькая чаша моих страданий».
Фото к произведению смотри:toda.zp.ua - еврейские таланты - Файвель Костинский


Рецензии