Под знаком Пушкинианы
Имел далеко не ангельский характер, а любимый людьми самых разных увлечений, воспитания, цвета кожи… Поэтому и неуклюжи, жалки и никчемны действия русофобствующих националистов, обливающих краской его постамент – в Харькове, лишающих его имени одну из улиц – во Львове… А он, проигнорировав дремучее бескультурье продажных политиканов, был и остаётся Гением. Его признало просвещённое человечество и объявило нынешний порубежный год тысячелетий – Его Годом, Годом Пушкина. Ну что тут попишешь: ничего ни отнять, ни добавить к лучезарному облику Великого Землянина.
Литературная студия «Нива» приобрела прочный авторитет в Харькове. Недавно звонят мне и приглашают выступить в 38-й школе Фрунзевского района на Празднике славянской письменности. Приезжаю туда, переступаю порог и попадаю в энергетическое поле нашего национального гения – нынешнего юбиляра. Его дух незримо витает в вестибюле, длинных коридорах, расширителях учебного заведения. Стены здесь завешаны живописными акварелями учащихся, в сюжетах везде присутствует личность знаменитого Поэта. Ему посвящены содержательные стенгазеты, с любовью сделанные энтузиастами, кажется, чуть ли ни всех классов.
Тут же узнаю, что ученики круглый год писали сочинения, посвящённые Александру Сергеевичу, радовали педагогов стихами в его честь, знакомились с музыкой, окрылявшей произведения Творца.
По случаю Месячника славянской письменности школьники собрались в литературно-музыкальной гостиной и встречают желанных гостей – харьковских литераторов. Тех, кто своим творчеством продолжает ныне святое дело и славных просветителей Кирилла и Мефодия, и незабываемого в веках поэта-мыслителя Александра Пушкина.
Хозяйка гостиной преподаватель русского языка и литературы Раиса Ивановна Горбань открывает праздник и просит меня обратиться со вступительной речью к его участникам.
Что сказать им, какие отыскать слова, одинаково понятные и шестикласснику, и выпускнику, и учителю, и гостям-поэтам? Напомнить о выдающейся роли братьев-просветителей, создавших в дявятом веке славянскую азбуку, на основе которой возник древнерусский алфавит, родилась письменность, послужившая становлению великой Руси, а потом и могучего Московского государства?
Или о том, что аж до самого девятнадцатого столетия наш официальный язык оставался книжным, не приживался в широких слоях простого народа, пока не оседлал Пегаса Пушкин, пока не повенчал этот язык с сельским и городским просторечием, не переплавил их в своём творчестве и явил миру обновлённый – великий и могучий русский язык, а с ним – и литературу.
Или напомнить о том, что мы и до Кирилла с Мефодием, до знакомства с библейскими мифами и до крещения Руси не прыгали, словно обезьяны, по деревьям, а успели создать неповторимую народную культуру, в частности, чудесные сказки и былины, мудрые сказания, легенды и задушевные песни, в которых со всей полнотой отразились и наше народное мироощущение, и наше миропонимание, и пророчества о незаурядной роли в будущей истории?
А может, следуя за знаменитой «Велесовой книгой», рассказать, что мы и вовсе никогда не были такими дикими язычниками, как нас рисуют тенденциозные идеологи, пытаясь убедить мир в примитивности славянского разума?
Рассказать о том, как до изобретения бумаги и пергамента, до использования бересты восточные славяне писали подобием той же кириллицы на гладко выструганных дощечках. Что из многочисленных разумных дощечек состояла и сама «Велесова книга». Которая, кстати, вплоть до гражданской войны хранилась у нас на Слобожанщине, в Великом Бурлуке, а потом вслед за офицером Русской армии кочевала на телеге огненными фронтами, пока не оказалась в Западной Европе и не погибла в пожаре, оставив после себя предусмотрительно сделанные хозяином репродукции.
Да, что-то близкое к этому я рассказал тогда школьникам, после чего они представили слушателям свою литературно-музыкальную композицию. В их исполнении звучали стихи о Пушкине Максима Рыльского, Михаила Лермонтова, современных поэтов. А шестиклассница Вита Городецкая прочитала об Александре Сергеевиче своё стихотворение. Звучала на празднике музыка, положенная на произведения юбиляра, записи его стихов в исполнении известных артистов.
Потом меня повторно пригласили к микрофону – уже с собственными произведениями.
Поэт Алексей Больших рассказал о своём путешествии по пушкинским местам, проникновенно комментировал поэтовы строки «Кавказ подо мною…», победителям школьных юбилейных конкурсов подарил собственные поэтические сборники.
Завершала концерт литстудийка ХТЗ поэтесса Элеонора Булгакова, которая ещё недавно печаталась в заводской газете, выпустила сборник «Радужное скерцо», подготовила к печати книжку детских стихов. Теперь она научилась играть на гитаре, создаёт собственные песни. Школьникам Элеонора спела «На улице Сумской», свой романс «Метель» на музыку Георгия Свиридова, а также с театральным блеском прочитала детские стихи, чем сорвала бурные аплодисменты.
Этим мероприятием Пушкинские дни в 38-й, как и во многих других школах Харьковской области, не закончились. Здесь готовятся к новым праздникам его творчества, славянской письменности, которые уже становятся традицией.
(Моя публикация в газете «Темп» от 26 мая 1999 года)
Свидетельство о публикации №209053000903