Кали-юга или век золотого тельца
Что будет, если эти кусочки показать человеку, допустим, его зовут Никифор, не знающему их истинного значения? Он может подивиться красоте оформления, или обругать ее. Далее мы можем спросить у него, как можно применить эти бумажечки? И узнаем о целом спектре возможностей, начиная от оклеивания ими деревенского сортира, заканчивая розжигом печи. Затем мы предложим ему обменять эти бумажечки, в определенном количестве, на его корову. Никифор громко рассмеется нам в лицо, и на этот, явно неравноценный (!), обмен, скорее всего, не пойдет. В целях продолжения эксперимента (да и корова не помешает), мы попробуем убедить его в том, что резаная бумага ему нужна. Мы говорим Никифору, что он может зайти впоследствии в любой банк, шваркнуть на прилавок пачку этих бумажек, и банк обменяет их на настоящее серебро или золото. (Самое поразительное, что это грандиозное надувательство, поскольку с некоторых пор Государственный Банк России перестал писать на своих купюрах, что они обеспечены золотовалютным или иным запасом РФ). Деревенщина нам радостно верит, и отдает корову. Потом в его сознании происходит интересная метаморфоза. Поскольку сами по себе эти бумажечки ему не нужны, он испытывает неодолимое желание поменять их на что-то более вещественное. И идет он в соседнее село, зажав в руке разноцветные купюры. Заходит в лавку, показывает их лавочнику, и колеблясь спрашивает: - А, чаво, эт я и… сахару можно взять?
А лавочник ему и говорит: - От чего ж не можно? Конечно можно, бери, и все тут.
Берет мужик полпуда сахару и несет домой. Приходит он домой и думает, на кой ляд ему полпуда сахару? Тут приходит ему в голову спасительная мысль, что сосед его, Петрович, ставит брагу. И неплохо бы у него этой браги взять. Идет к Петровичу, и предлагает ему за брагу полпуда сахару. А поскольку Петровича обуревают те же сложные чувства на тему разноцветных бумажечек, Петрович не дает браги, а дает денег.
И опять приходит Никифор к размышлению о том, зачем ему могут понадобиться деньги.
Таким образом, мы пришли к тому, что номинальная стоимость денег, есть лишь коллективное убеждение большинства, что деньги эти чего-то стоят. Так происходит круговорот денег. Мы работаем – получаем деньги. Мы производим – получаем деньги. Мы избавляемся от лишнего – получаем деньги. У нас скапливается какое-то количество денег. Что нам с ними делать?
А что мы вообще можем с ними сделать? Считается, что можем поменять в банке на злато-серебро. Правда? Вот лично вы, хоть раз производили эту нехитрую операцию? Попробуйте, чертовски, отрезвляющее мероприятие. Остается только поменять их в ближайшем магазине на водку и запить горькую. Замкнутый круг, или белки в колесе. Вводим в наши размышления еще один аспект. Когда у человека есть деньги, это означает лишь ВОЗМОЖНОСТЬ, приобретения каких-то вещей, но никак не наличие этих вещей. Используя диалектический метод мышления, можно составить несложное уравнение: - ВОЗМОЖНОСТЬ, символизируя ОТСУТСТВИЕ, повергает человека в НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ, которая требует УДОВЛЕТВОРЕНИЯ через ПРИОБРЕТЕНИЕ.
Упрощая уравнение, сведем его к нехитрой формуле: ВОЗМОЖНОСТЬ = ПРИОБРЕТЕНИЮ. Иными словами, наличие возможности заставляет нас приобретать. Еще проще: если у человека есть деньги, он их обязательно потратит. (Это, кстати, основная суть и великая идея системы кредитования.) Как сделать схему товарооборота более подвижной? Вести в нее банкнот, или иную ценную бумагу "имеющую хождение наравне". Как принудительно стимулировать продажи, или, как заставить потребителя потреблять еще больше? Дать потребителю еще больше денег. Если поднять зарплаты, вырастут цены – сальдо равно нулю, не пойдет так. А если дать обывателю виртуальных денег? Дать ему товар, в обмен на письменное обязательство работать на государство, в лице работодателя платящего налоги, и далее на несколько лет вперед. Чем не стабильность? (Это, кстати, вторая великая идея союза кредиторов и государства). Государство исправно собирает налоги, банки получают прибыли с процентов по кредитам, торговцы автомобилями, бытовой техникой и жильем процветают, работодатели имеют в абсолютном подчинении рабочих, накрепко привязанных к своему рабочему месту и окошечку в кассе. Осталось только ввести работающую схему кредитования, по продуктам питания, одежде и развлечениям (как собственно и произошло в Америке, и многих Европейских странах, и скоро произойдет и у нас). И шо мы с этого поимеем? А поимеем мы, братцы, с этого абсолютную видимость натурального обмена, и забудем, как выглядят купюры.
На первый взгляд вроде неплохо. И действительно, зачем эта возня с какими-то разноцветными бумажечками? Человек работает, что-то делает, и за это получает все, что ему необходимо. Жилье, еду, одежду, развлечения, медицинскую помощь и образование. Он даже может, черт возьми, взять и поехать на отдых в Турцию! Только вот, можно ли говорить тут о свободе? Только вот не похоже ли это на неусыпную заботу рачительного хозяина о своих рабах? Что-бы они хорошо работали, и обеспечивали своего барина всем необходимым, требуется лишь удовлетворенность, сытость и относительный покой в душах. Для их ублажения барин нанимает за большие деньги комедиантов, для сброса негативных эмоций регулярно сообщает в вечерних новостях о катастрофах и несчастных случаях происшедших где-то, (это создает, ко всему прочему, ощущение уверенности, что у нас-то все хорошо, т.е. удовлетворенность). Для охраны рабов друг от друга, да и для своей охраны держит надсмотрщиков, заводит систему судопроизводства, и ОВИР для контроля над туристами, посещающими владения более зажиточного барина из соседнего села. А поскольку душ у него в имении много, набор в штат обслуги и охраны производится из вчерашних рабов. Рабы, будучи возвышенны над вчерашними собратьями по несчастью, ощущают свое превосходство и, следовательно, удовлетворенность, посему служат ревностно и преданно.
В принципе, можно и далее развивать эту тему, но при желании пытливый читатель и сам сможет пораздумывать на досуге о своей роли в этой жизни.
Выходит, деньги не так уж плохи? Выходит деньги не есть абсолютное зло? И да, и нет. Строго говоря, зло и добро, хорошо и плохо, являются лишь понятиями, существующими только в нашем сознании. И только мы можем придать чему-то статус доброго или злого. Самая главная ценность человеческая включает в себя: доверие, помощь, общение, верность друг другу, своим принципам, независимость взглядов, неподкупность, желание помочь, выслушать, улыбка, поддержка, пренебрежение ценностями материальными в вопросах доверия и помощи. И когда мы об этом забываем, когда перед нашими глазами стоит в своем сверкающем великолепии "Золотой Телец", затмевая собой, блеск душ наших друзей, родных и любимых, мы перестаем быть людьми. Мы становимся частью этого большого куска металла, забывая о том, что "Телец" останется стоять на своем пьедестале из зависти и алчности, в назидание потомкам, а мы умрем, так и не успев понять, что прожили свою жизнь в погоне за призраком несуществующего.
Деньги, действительно необходимая вещь в сфере взаимоотношений между людьми, но они превращаются из орудия в оружие, когда мы придаем им излишнее значение или забываем об их истинной ценности. И памятуя об этом, скажем словами старика Хема: "Прощай, оружие!"
Раджастан, вечность, осень.
Свидетельство о публикации №209053100214