Броня крепка и танки наши быстры

Исторические заметки. «Броня крепка и танки наши быстры»…
В своей книге Марк Солонин предлагает ввести мораторий на публикации, посвященные Великой Отечественной войне лет так на сто. Он и сам понимает, что подобный мораторий  нереален, так как по-прежнему в истории войны много  «белых пятен» или фальсифицированных штампов.  К таким штампам относится и миф я якобы подавляющем военно-техническом превосходстве фашистской Германии в начале войны. Еще раз напомню, что в основном цифры и факты почерпнуты из монографии Марка Солонина. Не вижу причины не доверять им: автором использованы обширнейшие архивные материалы.  Но он сопоставляет различные материалы, но при этом  старается давать минимальные цифры. Кстати, и просталинские историки не отрицают тот факт, что не было никакого немецкого военно-технического превосходства.
Автор достаточно убедительно доказал, что в обозримом будущем у Сталина не было планов нападения Германии. Планы были совсем другие. Если проанализировать направления довоенной агрессии то складывается любопытная картина. То, что скажу ниже всего лишь предположение, но в пользу которого говорит определенное сочетание фактов. Сталин стремился расширить  СССР до границ Российской империи. Напомню, что после революции от России «ушли» Польша, Финляндия, прибалтийские республики.
Сентябрь 1939 года – захват Восточной Польши. Между прочим у СССР имелся с Польшей договор о ненападении, заключенный  в 1932 году и пролонгированный в 1937-м.   По договору обе стороны  признавали незыблемость границ. Август 1940 года – «мирная оккупация» прибалтийских республик. У Румынии отобраны Бессарабия и Буковина.  Ноябрь 1939 – декабрь 1940 – позорная и бездарная война с Финляндией. Очевидно, этот позор не давал Сталину покоя, и он, пока Гитлер готовился к нападению на СССР, вел подготовку к новой войне с финнами. Не Германия, а Финляндия была объектом сталинской агрессии. В тот момент, когда фашистская Германия напала  на нашу страну, советское военное руководство продолжало подготовку к войне с Финляндией. Даже в условиях начала войны, советскую  военную машину было практически не остановить. 25 июня СССР напал на Финляндию.
«Сотни тонн бомб обрушились на мосты, дороги, заводы и железнодорожные станции, города и аэродромы по всей территории страны». Но война с Германией расстроила планы дальнейшей агрессии против Финляндии. Положение в первые дни войны складывалось просто катастрофическое, но не по причине военного превосходства фашистов. Этого превосходства не было и помине.
«…Научно-технический уровень советского военного производства не просто «соответствовал лучшим мировым стандартам», а по целому ряду направлений формировал их. Лучший в мире истребитель-перехватчик (МиГ-3), лучшие в мире танки, первые в мире реактивные установки залпового огня («катюши»), новейшие артсистемы, радиолокаторы… и прочая, прочая, прочая – все это существовало, и не в чертежах, не в экспериментальных образцах, а было запущено в крупную серию».
Чтобы не быть голословным только цифры и факты. Начнем с того, что в первый год войны немецкие солдаты были вооружены винтовками. «Шмайсеры имелись только в элитных дивизиях. На дивизию полагалось 486 автоматов и 11500 винтовок.
Но главная ударная сила второй мировой войны – танковые подразделения. А при «блицкриге» их значение возрастало многократно.
Германия, на которую, как утверждают, «работала вся Европа» «в 1941 года произвели только 3094 танка всех типов, включая 678 легких чешских…» В Советском Союзе за этот же период времени появились на свет 6590 танков, почти половину из которых составляли знаменитые Т-34. Но это, как говорится, производство, и не факт, что все они дошли до армии.  Поэтому интересно посмотреть, какими танковыми силами располагали СССР и Германия на начало войны. При таком рассмотрении соотношения танковых сил для Гитлера складывается попросту катастрофическая ситуация. Против нашей страны в войну вступили  3266 танков, а отпор им должны были дать 11029 советских танков. Плюс в течение двух недель для боевых действий  было развернуто еще более 2000 танков. При таком раскладе мы должны были гнать немцев до самого Берлина, а вышло с точностью до наоборот – отступали до самой Москвы.  Правда, некоторые историки утверждают, что новые танки Т-34 быстро выходили из строя по причине малого количества часов обкатки – 10.  Но ведь 10 часов обкатки имели не экспериментальные машины, а серийные, сошедшие с конвейера. В 11941 году вредительство или заводской брак исключен. Следовательно, возрастала роль человеческого фактора – низкий профессиональный уровень от рядового-танкиста до офицеров низшего звена.

«Всякий раз, когда нашим военным «историкам» приходится объяснять очередной разгром, развал, очередную потерю людей и техники,… появляется она – «несокрушимая и легендарная» немецкая авиация.
Из всех мифов о начале войны  этот – одновременно и самый абсурдный,  и самый укорененный».
Действительно, мы помним из фильмов, как немецкие «мессеры» и «юнкерсы» бомбят наши позиции, гоняются за одиночными автомобилями и солдатами, а в небе им противостоит одинокий «сталинский сокол».
Но давайте от кино вернемся к цифрам. Советское небо бороздили  1036 самолетов всех типов. У Красной Армии только в составе западных округов насчитывалось 4200 самолетов, еще 763 истребителя было в составе авиации флотов. К этому следует добавить, что у наших летчиков был больший  боевой опыт.. Да и не только немецкие самолеты летали. 25 июня 1941 на одном из направлений  боевых действий советская авиация совершила 780 самолетов – вылетов. Что оценить эту цифру, приведу следующие данные. В Сталинградской битве наши летчики в день совершали примерно 570 самолетов-вылетов, на Курской дуге, где наше превосходство было очевидным, 976 самолетов-вылетов.
Неэффективность наших авиаударов связана с неверно выбранной тактикой. Перед советской авиацией ставилась задача уничтожение, прежде всего, бронетехники, гитлеровские самолеты использовались как сопровождение танковых ударов.  И у нас, и у немцев в первый год войны были очень несовершенны противотанковые пушки на самолетах. Вот, что говорилось в отчете о полигонных испытаниях: «…из 62 попаданий в немецкие средние танки … было только одно сквозное пробитие».
В условиях боевых действий это выглядело так. Как большой успех расценивалось уничтожение 30 танков и 60 автомашин в результате 780 самолетов-вылетов.
Да и успехи «люфтваффе» на самом деле были не так впечатляющи, как это пытаются представить некоторые историки.
Ясно, что причины катастрофического поражения в первые недели войны не в мифическом военно-техническом превосходстве Германии, а в нечто другом. Это нечто другое зовется человеческий фактор, который и был на самом деле доминирующим.
Георгий ЯНс
Продолжение следует


Рецензии
Радиолокаторов не было. Не надо придумывать. они появились в 44-м английские.
Самолеты были без радиостанций, как и танки. И все - тяжелые в управлении.
Связи не придавалось значения. Поэтому терялись дивизии, армии и фронты.

Владимир Мурашов   13.05.2013 23:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.