Бери рюкзак, ступай домой...

Гостиницы и другие средства размещения являются одним из главных звеньев цепочки туристских услуг. К 1990 году в Узбекистане насчитывалось 27 гостиниц, но они обслужили (вместе с туристскими базами) 1,136 млн. человек. Это неплохой результат для сферы туризма. Это было почти 20 лет назад...

Однако ныне насчитывается почти в десять раз больше гостиниц, а объем туристов никак не может перевалить за 500 тыс. Более того, низкая отдача от въездного туризма ведет к тому, что гостиницы, предназначенные для обслуживания иностранцев, испытывают проблемы с рентабельностью. Невысокая загрузка номерного фонда (по разным оценкам от 17 до 45%) ставит их на грань банкротства, и хотя менеджеры пытаются успокоить, мол, для Узбекистана загрузка в 25% является нормальной и достаточно экономически эффективной, на самом деле вряд ли это стоит рассматривать в качестве позитивного достижения.
Получается так, что 75% номерного фонда недогружено. Это означает, что невозможно набрать полный штат сотрудников (нет рабочих мест), сделать заказы фермерам на продукты питания (нет долгосрочных контрактов с поставщиками), не используются мощности инфраструктуры (энергетика, водоканал, транспорт), что ведет также к снижению производственного цикла в других смежных отраслях.
 
В свое время гостиницы отдавала под менеджмент иностранным компаниям, надеясь, что они увеличат нагрузку номерного фонда за счет увеличения объемов туристского протока под своим брендом. Однако в условиях острой мировой конкуренции, отсутствия нормальной рекламы за границей, а также сложностей оформления виз и прочих проблем дипломатического характера (не говоря о коррупции и ужасном положении с конвертацией валюты), даже такие компании не добились положительных результатов. И в итоге – многие из них покинули Узбекистан, не считая республику перспективной для туризма в ближайшее время. Кстати, как-то мне один из солидных чиновников признался, что в свое время от транснациональной гостиничной цепи «Аккор», которая хотела взять под менеджмент новую гостиницу в Ташкенте (центральное место), потребовали откат в 2 млн. баксов. Те, естественно, возмутились и отменили свои планы. Или факт отката был привычным, или ставка была снижена, но гостиницу отдали другой структуре, которая... тоже поработала немного и вернула ее хозяевам.

Недавно президент Ислам Каримов посетил Бразилию, и в среди прочих документов было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере туризма. Можно полагать, что ныне власти делают ставку не на европейцев и американцев, а на латиноамериканцев. Не уверен, что в ближайшие годы интерес к нашей стране у большинства бразильцев возрастет, не говоря о том, что их финансовых ресурсов достаточно ли для путешествий на дальние расстояния. Хотя уровень жизни у жителей Бразилии выше, чем у узбекистанцев, однако они предпочитают ездить в соседние страны, или в Европу.

Хотя нужно отметить, что всплекс интереса к Узбекистану проявляется то там, то сям. Так, несколько дней назад я зашел в Reiseb;ro (турагентство) в одной из железнодорожных станций Швейцарии, чтобы узнать о стоимости поездки в Болгарию. Каково было мое удивление, когда сотрудник заявил, что в последнюю недлю вдруг возник интерес у местных жителей к моей стране. «Может, была реклама или какой-то документальный фильм – не знаю, но только у меня побывало более десятка человек, спрашивавших тур в Узбекистан и стоимость авиабилетов», - отметил он. Такая ситуация меня, если честно сказать, обрадовала. Ибо я также болею за свою республику и за сектор туризма.

Между тем, самих же владельцев узбекских гостиниц ситуация не очень-то и радует. Так, на одном из сайтов в середине мая 2009 года была замещена информация, что «Госкомимущество Узбекистана продлило тендеры по продаже государственных активов гостиничных комплексов Dedeman Silk Road Tashkent и Grand Mir. Иностраным инвесторам предлогается купить 39% акций узбекско-турецкого СП Ipak Yo‘li-Turizm Invest (гостиница Dedeman, стартовая цена $11,3 млн.) и 35% узбекско-турецкого СП Grand Mir (гостиница Grand Mir, стартовая цена $7,8 млн.).»
При этом экспертами делалось уточнение: «Тендер по этим гостиницам продлевался неоднократно, последнее продление было в конце января текущего года. Так же до сих пор не нашлось инвестора и для других ташкентских отелей, выставленных на продажу - гостиничного комплекса "Марказий" (бывший Sheraton, покупателям предлагается 100% акций предприятия) и комплекса Tashkent Palace (на торги выставляются 99% акций)».

Помню, сколько «помпы» было при строительстве и реконструкции этих отелей, какие обещания лились со стороны правительства, мол, туристы так и прут в Узбекистан и теперь их есть где размещать. С другой стороны, складывалось впечатление, что руководители или не владеют реальной ситуацией, или откровенно врут, или это просто «отмыв» денег. Ведь в одно время к туризму приценивались мафиозные структуры, особенно в период проблем с конвертацией и доступом к иностранной валюте – гостиницы и турфирмы являлись одними из учреждений, имеющих возможности зарабатывания долларов и евро.
Нужно заметить, что отели предназначены именно для иностранцев, так как цены на номера в большей части малодоступны для местных жителей. Естественно, в Европе цены также не низкие, но ведь следует помнить, что туризм там интенсивнее во много раз, чем в Узбекистане, да и доходы граждан выше, и поэтому тарифы соответствующие. Хотя в период кризиса они снизились.

И еще, о чем мне хочется сказать: об информации о состоянии туризма в Узбекистане. Без отсутствия достоверных и разнообразных сведений невозможно туроператору оценивать туристский потенциал страны. И не только работникам индустрии гостеприимства, но и экспертам, журналистам, студентам. Между тем, сложно найти какие-либо статистические индикаторы, за исключением тего, что иногда дозировано выдает Национальная компания «Узбектуризм», однако и эти данные отрывочные, фрагментарные. Невольно создается впечатление, что компании просто нечем похвастаться.
Точнее, хвастаются там всегда. Но без цифр и доказательств. Потому что привыкли к пропаганде, чем аналитике.
 
И поэтому сделали закрытым даже свой сайт «www.uzbektourism.uz», где раньше публиковали информацию о туризме... нет, не от собственных экспертов и отделов, а из газет и информационных агентств, видимо, там знают об узбекской индустрии гостеприимства куда больше. Вообще-то, сайты туристского профиля всегда общедоступны, зайдите на страничку министерства туризма любой страны, и никто там не потребует пароля, как это сделал «Узбектуризм». Видимо, корпоративчик для читательской аудитории, чтобы отслеживать негативную информацию или недопускать критики по тому или иному поводу. Скорее всего, национальной компании просто ставить на страничку нечего, поскольку цифры дутые, роста нет, а на агитации большевикского профиля далеко не уедешь, даже за пределы домена «uz».

Я же для размышлений дам кое-какие данные. Советских времен. Итак, в 1990 году в Узбекистане:
- всего лечилось и отдыхало в санаториях и учреждениях отдыха (без одно- двухдневных) – 1,603 млн. человек;
- в санаторно-курортных учреждениях отдыха, пансионатах и базах отдыха, на туристских маршрутах и базах, лечилось и отдыхало – 2,017 млн. чел.;
- численность участников экскурсий – 7,26 млн. чел.;
- численность детей в пионерских и школьных лагерях, на экскурсионно-туристских базах – 900 тыс. человек;
- функционировало учреждений одно- двухдневного пребывания – 111 на 5,4 тыс. мест;
- число баз отдыха – 51 на 5,0 тыс. мест;
- туристских гостиниц и баз – 27 на 9,5 тыс. мест;
- санаториев и пансионатов с лкчением – 88 на 24,2 тыс. коек;
- число домов и пансионатов отдыха – 18 на 4,3 тыс. мест.
Есть ли подобные данные на сайте НК «Узбектиуризм»?
Не знаю. Я не вхожу в число корпоративных «гостей» компании, и доступа к цифрам не имею. Зато о скверном положении гостиниц Узбекистана узнаю из других сайтов.


Рецензии