размышления про то что сейчас волнует

Комплекс сверх – ответственности.
«Дают? Бери!!!»
 Призыв очевиден для всего что  угодно – из того что можно взять, вынести, положить и намазать, но вот когда дело доходит до ответственности то встает резонный вопрос :  брать или не брать? И если брать то сколько? А если не брать, то как элегантно уйти в отказ?  И если брать частично то как передать остальное? 
Человек,  берущий на себя ответственность  больше чем может унести  проваливается под ее грузом и быстро перестает быть эффективным, а в дальнейшем и дееспособным.
Человек, вообще не берущий на себя ответственности , мучается  чувством вины и выглядит пиявкой в глазах окружающих. 
Первый тип самонадеянно полностью отвечает не только за свою жизнь но и за жизнь компании, родственников, ближайшего окружения, ближайшего окружения этого окружения и еще за мировые кризисы и бедствия. Этот тип людей пытается держать все под контролем, а ответственность имеет свойство расширяться на все сферы жизни в которые попадает «контролер» и радостно отдается в его руки. Таким образом он мало ест, плохо спит, мучается стрессами, рано или поздно с ним происходит «up-grate»  и после восстановления ответственность заново начинает накапливаться и так доследующей перезагрузки.
«Пиявка» в отличии от «контролера»,общается с миром также мало эффективным но противоположным способом если первый считает «все зависит от меня» то второй   « на все воля Божья и мало что от меня зависит, все равно все случиться так как должно быть, надо только позволить ему случиться».
Если окружающие видя «контролера» с радостью сдаются в его всезнающие руки жаждущие все держать и за все отвечать, то видя пиявку другие люди вздыхают: «что с него возьмешь проще сделать самому чем объяснить ему» и оставляют «пиявку» сидеть себе спокойно, наблюдая за тем как жизнь случается с ним.
Разуметься и те и другие являются неким отклонением от нормы, а истина всегда где-то по середине. Ее искусство в  балансе  между правыми и левыми.  Поэтому существует еще  вариант мудрого распределителя.  Человека, который способен и брать и делегировать ответственность. Так чтобы и ему и другим было комфортно. Но он нем мы поговорим в самом конце чтобы в начале разобрать ошибочные варианты и совместно придти к логическим выводам. 
А сейчас о наболевшем -  не только «пиявка» мешает жить другим , другим точно также мешает и «контролер»  который никому  не доверяет, все постоянно перепроверяет и стабильно вмешивается в процесс, наказывая или ставя под сомнения любую инициативу.
К сожалению  многих , а в особенности людей занимающий управленческие позиции время от времени перекашивает в позицию «котроллера», а тех кто занимает позиции подчинения как правило клонит к «пиявкам». И не потому что кто-то лучше или хуже чем другой,  а потому что роль определяет поведение, если человек не перестроил  ее под себя.
 Должность – как кусок ткани которую человек как профессиональный портной должен на себя «посадить», а не себя подделать под нее.  В нашем менталитете принято худеть под одежду и загорать под отпуск,  это подделывание себя под что-то или кого-то распространяется на все. Сплошь и рядом мы наблюдаем такие случаи когда человек получивший повышение или готовящийся к нему, или принявший решение создать свой бизнес, начинает рисовать в своем воображении идеальный образ управленца и подтягивать себя под этот шаблон, в чем ему помогают различные бизнес школы, тренинги и кино- фильмы где менеджер всегда жесткий, решительный, бескомпромиссный, всегда знающий что  и как делать, одним словом твердо  строящий других и себя командир. На самом деле такой образ не более чем очередной миф.   Реальность тому подтверждение. Успешные менеджеры противоположно отличаются от этого образа.   Посмотрите внимательно например  на В.В. Путина, О. В. Дерепаску, ответственности на них более чем, но жесткими командирами  назвать их сложно, скорее они мудрые волевые правители.               
    Конечно человек подстраивается не только под роль, перекашивает в сторону чрезмерной ответственности или отказа от нее еще и внутренние проблемы. Разберем каждую в отдельности.
1. Страх быть ненужным.
Когда   человек бреет на себя какую –нибудь часть работы или руководство компанией, под  этим подразумевается то, что  человек берет на себя  весьма конкретный функционал который он не всегда до конца осознает и не всегда  ограничивает.    Проблема с усталостью от сверх - ответственности  большей частью начинается тогда, когда человек уже сделал всю свою работу и пора занять позицию наблюдателя за процессом, а не участника. Но попавшему в колею выскочить из нее сложно и тут начинается то что смело можно назвать  «кипишь». Все с его стороны уже сделало и смотрит он на процесс и думает : «как то все вяло, как то все кисло, как то все не то, как то все не так» и под гнетом таких мыслей  начинает создавать эффект активной деятельности , уже на самом деле от него мало что зависит уже продукт в производстве, уже рекламный отдел занимается печатью рекламы, он бегает от одних к другим то к рабочему прикопается что тот опоздал, то к рекламщикам забежит цвет макета проверить, то срочно захочет что –то изменить либо добавить.  Да не твоя эта работа. Расслабься. Жди конкретный результат! Но нет он не может сидеть без дела, он либо побежит создавать что-то исконно новое совсем забросив старое, либо будет бегать по другим, звонить им и проверять мелочи в которых по сути ничего не понимает. Он же менеджер , должен держать в голове настройку на результат, мыслить глобально, а не лезть в зону ответственности других   мешая им реализоваться.    Но человек в кипише – это кондуктор в переполненном автобусе, который не может думать холодно и рассудительно потому что цель у него одна-  срочно собрать со всех плату за билетик. По сути ничего страшного не случиться если несколько человек проедут зайцем, зарплату ему никто не понизит, плохо про него никто не подумает да и не оскудеет от    этого государственный бюджет. НО, если он сломя голову пару дней побегает так по автобусу за который он отвечает, сам себе наживет множество проблем : просто из –за болезни не сможет выйти на работу в следующую неделю.  И потратиться на лекарства и злой будет и расстроенный , да и еще не часто вообще хочется и получается болеть    иногда вообще приходится больным ходить на работу.
Вот такая вот кутерьма происходит из-за одного простого и свойственного всем страха «быть не нужным». Нам всем очень необходимо быть нужными другим, чтобы нас ценили и уважали они,  чтобы мы сами еще могли себя ценить и уважать и поэтому многим кажется что чем больше ты сделаешь, чем больше будешь незаменим тем лучше. Но вот практика показывает незаменимых людей не бывает, а такие желающие быть нужными  очень быстро становятся сверх нужными потому что  отлично делают всю свою работу, да и многую за других, но также быстро они становятся и не нужными потому что устают, начинают делать ошибки, так сказать изнашиваются и становятся непригодными к частому использованию если они наемные работники или становятся просто невыносимыми если они начальники. Одних увольняют от других увольняются. И в том и в другом случае хэппи-энда нет.      
От ответственности отказываются те у кого страх быть не нужным материализовался в реальности. Пиявки уже осознают себя ненужными, доказывать свою значимость им уже нет смысла потому что сами в нее не верят. Такой кондуктор будет сидеть в автобусе читая книжку  и ждать когда пассажиры сами к нему подойдут купить билет желательно без сдачи чтобы лишний раз сумку не открывать.

2. Страх что не получиться задуманное.      

Когда на карту поставлено все и этот проект или бизнес или должность вопрос выживания, например у человека взята ипотека или долги или семейные обстоятельства или какие – то важные планы или ужасно, просто страшно хочется сделать задуманное. В общем когда ставки высоки рассудительности и спокойствию нет места, в этом случае также любой нормальный человек становиться тараном по отношению к себе и к другим как тренер перед олимпийскими играми. Такой подход эффективен когда человек за всю жизнь несколько раз устраивает себе соревнования за серьезный приз. Тогда силы мобилизуются и действительно цель можно взять измором.  Но если измор становиться стилем жизни то вскоре целей не останется вовсе ибо сил на их достижения ни у человека ни у сотрудников не будет.   

3. Скрытый эгоцентризм.
Ответственный человек часто боится «упасть» в глазах окружающих признавшись в том что он что-то не может, что-то не умеет или что-то не знает. Он думает что это ниже его достоинства. И поэтому будет выдавливать из себя все решения, по всем вопросам даже если таковых у него не иметься. Тактично  сказать «извините это не входит в зону моих компетенций» или « вы наверное знаете это лучше  ведь вы профессионал в данной  области», он не может, потому что боится что его как бы «раскусят», подумают «вдруг  он не на своем месте раз не знает таких вещей». На самом деле никто не думает о другом, каждый думает о себе и о том как он смотрится в чужих глазах. Наоборот если другому подчеркнуть его компетентность он будет благодарен за уважение и доверие и сам будет вынимать из себя решение чтобы оправдать ожидания.         
4. Недоверие.      
Когда  человек тайно или явно считает себя умнее других, выделяя себя главным  героем по жизни, а всех остальных массовкой , он автоматически не может никому доверить и будет до последнего проверять и контролировать пока не убедиться в своей правоте в очередной раз, а правота эта звучит так «люди не хотят работать, никто не хочет брать на себя ответственность, у нас вся страна лентяев!».
«Но позвольте!», хочется возразить на его мысль- « вы наняли этих людей, вы выбрали их, так почему вы не доверяете не то чтобы им, а своему выбору? И даже если не вы их нанимали, а вам передали команду в управление неужели вам не хватит ума разработать систему мотивации?»
От доверия отказаться невозможно мы все в той или иной степени зависим друг от друга, но когда вы летите на самолете, вы же не идете проверять как заливают в него топливо? Вам приходиться доверять свою  жизнь авиакомпании. Когда вы ужинаете в ресторане  вы не проверяете кухню, поваров и продукты которые привозят. Вы доверяете свой желудок.
У нас есть только возможность выбора ресторана, авиакомпании, а также сотрудников, партнеров и прочих людей, но сделав выбор непродуктивно подвергать его сомнению. Прощаться с жизнью каждый раз садясь в самолет весьма утомительное занятие.

5. Не умение рассчитать  свои силы.
К плачевным последствиям приводит простое неумение рассчитать свои силы исходящие из неопытности или чрезмерно - больших амбиций подкрепленных желанием «все и сразу».
При раздаче обязанностей- человек принимает на себя слишком много, перспективы зарплаты и карьеры кажутся светом в конце туннеля. Но свет этот в итоге оказывается огнями приближающегося поезда. И когда человек понимает что не может вынести  столько ответственности он либо боится отказаться либо уже не может, потому что кажется что поздно. Поздно не бывает никогда всегда можно найти себе замену, или зама или помощника.  Или совершить этот единственный за пять лет марш бросок, мобилизовав все свои силы чтобы потом отдыхать. И главное в процессе изнурительной гонки      греться мыслями о моральном вознаграждении себя любимого. Четко отдавая себе отчет в том за чем я это делаю, и  что больше никогда так не буду.

Ответственность как и все в этом мире может быть одновременно вредной и полезной, смотря кто и как ей пользуется. Сама по себе  ее функция очень проста и важна-  структурировать и систематизировать взаимоотношения между людьми,     так чтобы они быстрее и проще достигли общей цели. Ответственность не усложняет жизнь а упрощает ее. Но использование ответственности в больших дозах, также как и передозировка всего остального опасна для жизни.
Ответственность- это не то что мы принимаем из-за чувства вины или чувства долга, а то что помогает нам знать - мы влияем на жизнь и многое в ней зависит от нас. Здоровое  осознание  ответственности делает человека уверенным и самодостаточным, он знает что как корабль повернет туда он и поплывет.    Ответственность дает ощущение независимости, жизненно важное для каждого человека.   

  Мудрый распределитель – является той золотой серединой кто использует ответственность по назначению. 
Задумав сделать какое- то дело, он определят для себя цель, критерии по которым она будет оценена обязательно  в цифрах, промежуточные  результаты и сроки.
После чего разбивает цель на этапы и распределяет функции между собой и другими участниками процесса которые в нем должны  быть задействованы.
После  чего распределяет функции между всеми участниками процесса , таким образом что они добровольно принимают их. Если кто –то их не принимает «мудрый распределитель» на начальном этапе найдет ему замену. Start-up  в данном случае будет вестись не по старой русской традиции из «огня в полымя»  а поэтапно и постепенно,  терпение и постановка реальных сроков – отличительная черта  эффективного менеджера, от сверх –ответственного человека. Установка  свойственная Российскому менталитету  «надо уже вчера», помогает сделать несколько квантовых скачков но не может быть постоянной жизненной стратегией.   
Вместе с обязанностями  людям достаются и полномочия, которые  возвышают каждого в своих собственных и в чужих глазах.
 Ответственность нужна  не только для того чтобы достичь общего результата, но также и для того чтобы каждый участник достиг своего личного результата , а также  развился как профессионал и может даже получил повышение или бонусы…
Это уже вопросы мотивации в которые мы углубляться не будем.
Когда все поделили пирог ответственности и  начинается этап контроля, тогда «мудрый распределитель»  занимает терпеливую позицию, на первом этапе   все с энтузиазмом побегут делать свою работу и с радостно отчитываться о своих промежуточных успехах, но вскоре после первых неудач энтузиазм начнет затухать и к  главному ответственному    побегут с вопросами и просьбами решить рабочие задачи. 
 Стоп. Пауза.
 Вот тут мудрый распределитель может «свалится» в позицию «контролера» и начать решать проблемы за других, или объяснять варианты их решения, что займет у него много времени и сил, другие поймут что у них есть «оракул» и будут бегать к нему по любому поводу , ведь зачем включать свой мозг,  когда рядом оракул? А оракул между тем уже «свалился» в роль «пиявки» и уже не способен не свою ответственность нести ни чужую.  А произошло это из-за того что он вместо того чтобы замотивировать людей на успех сказав им, что-то типа « эта задача твоя привилегия,  ты же профессионал в своей области, ты в ней как рыба в воде, я уверен ты справишься с этим лучше меня!» медленно но верно перенимает  ответственность на себя.  Сотрудник же  как поклонник если несколько раз тактично не ответить на его звонок и несколько раз мягко отказать во встрече он больше не будет звонить.  Но зато когда найдет свою настоящую любовь, а в нашем случае сделает свою часть работы будет считать себя героем и благодарить за это мудрого менеджера.   
Если ответственность за все и всех «контролер – начальник» пытается перекинуть на подчиненного , у него всегда есть возможность также тактично  несколько раз отказать, объяснив это тем что кто-то другой более профессионален в этой области и решит данную задачу с большей эффективностью для организации.
Радует одно –ответственность может помогать нам в жизни ведь   за нами всегда остается выбор какую роль играть «мудрого распределителя»,  « контролера» или  « пиявки».

               

         
         


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.