Феодор Кузьмич, Томский старец, и его тайна. 4

http://www.proza.ru/2009/05/31/634

4.

  Осень. 1836 год. 4-го сентября. Был задержан в Кленовской Волости, Красно-уфимского уезда человек.
  На допросе в земском  суде неизвестный показал: «Происхождения с младенчества по имени Фёдор Козмич, сын Козмин же, 70 лет, неграмотен, исповедания греко-российского, холост.»

  С начала он пропитывался у разных людей,  а на последок вознамерился отправиться в Сибирь… Приметы следующие: «рост 2 аршина 6 ; вершков, волосы на голове и бороде  светло-русые, с проседью, нос и рот посредственные, глаза серые, подбородок кругловатый…, от роду же не более 65 лет, на спине есть знак наказания кнутом или плетьми…»

  За бродяжничество суд приговорил Фёдора Козмича к наказанию 20-ю ударами плетьми и определением в солдаты «куда годным окажется»… В случае же «негодности» высылке в Херсонскую крепость, в случае неспособности к работам, к высылке «прямо в Сибирь на поселение.
  Приговором Фёдор Козмич остался доволен… Подписался же за него  Григорий Шпынёв.
               
  Но Пермский Губернатор, всё же возвратил определение суда и предписал Фёдора Козмич, имеющего столь пожилой возраст, сослать в Сибирь на поселение.
 
  12-го октября, Фёдор Козмич был наказан 20-ю ударами плетей и следующим днём выслан.
  В Тюмень он прибыл 7-го декабря 1836 г., 44-й партией ссыльных под №117… Был назначен в разряд «неспособных» и отправлен на поселение в Томскую губернию 11-го декабря, 43-й партией.

  Обобщая сведения об этом человеке, известно, что изначально Фёдор Козмич был приписан к д.Зерцалы,  Боготольской  волости Анинского округа, куда прибыл с 43-й партией ссыльных 26-го марта 1837-го г., и проживал при казенном винокуренном заводе не привлекаясь, однако, к работам.
  Лет пять он проживал здесь, а затем, одно время в Белоярской станице у казака С.Н.Сидорова в отельном флигельке.
  В 1849-ом г. Он поселяется около села Красно-уфимского на реке Чулыме, у Г.И.Латышева. Из Краснореченского, Федор Козмич уходит и останавливается в д.Коробейники, но через три года вновь возвращается на Красною речку.
  И только в 1858-ом г. 31-го декабря, по просьбе купца Семёна Хромова, переезжает в г.Томск, а точнее на заимку Хромова в 6-и верстах от самого города.    
  В январе 1864-го г. Фёдор Козмич сильно заболел. 20-го января многие жители посещали старца, желая проститься с ним. Спустя некоторое время того же дня старец скончался.

 (из протокола С.Ф.Хромова)

  «…1882 г. сент. 4-го дня и т.д. Томского полицмейстера, в следствие  предписания Его Превосходительства Томского губернатора от 16 июля за №2904, производя предварительные дознания относительно личности, проживавшей у купца Хромова, расспрашивал сказанного Хромова,   которым по обстоятельствам дела дано след. объяснение: Семён Феофанович Хромов, Мариинский 2-й гильдии купец, проживавший с издавна в г.Томске, поясняю на спрос, что похороненный   на кладбище Томского Алексеевского монастыря старец, над могилой которого поставлен крест с надписью:
  «Здесь покоится тело Великого Благословенного старца Феодора Кузьмича, сконч. 20 янв. 1864 г.» и потом буквами ниже: «А.П.И.В.» - действительно жил и скончался у меня.
Кто такой был этот старец по происхождению и какое было его прошлое, мне не известно… Об нём были слухи, что это человек высоко-подвижнической жизни, и это послужило к нашему знакомству. Я познакомился с ним в д. Красной речке. В 1858 г.
  Этот старец прибыл в г. Томск и выразил желание поселиться у меня, причем первоначально он жил в мезонине принадлежащего мне в г.Томске дома, а потом переехал на принадлежащею мне заимку, откуда снова перешёл в Томск, где в саду я выстроил ему келью, в которой он и прожил до самой смерти, последовавшей 20-го янв.1864 г.
   Жизнь этого старца была вообще высоко-подвижническая; он никогда не употреблял мясной пищи, масла, даже пшеничного хлеба. Время он проводил в постоянной молитве. О прошлом своём и происхождении он никогда не рассказывал, но пользовался известностью как подвижник. Его посещали многие почётные здешние жители, так равно и Епископы: Парфений, Иннокентий, Афонасий, Павел, а так же Иннокентий быв. потом Митр. Московский.
  По смерти крест над могилой был поставлен иждивением купца Ивана Иванова Скворцова с той же надписью,.. причём слова: «Великий Благословенный» не имели никакой цели, кроме выражения знака того достойного почитания, которого по моему убеждению он вполне заслуживал. Слова же «А.П.И.В.» по объяснению Скворцова имели значение: «Адам пал Иисус Воскресил»
  По смерти старца был снят рисунок с которого сделана потом фотография. Карточки его я не отказываю раздавать всем интересующимся лицам. Засим мне известно, что и в д. Зерцалы в местной часовне храниться вензель, составленный аллегорически, но более ничего, касающееся этой личности мне не известно. 
  Проживал он у меня по паспортам, выдаваемым из Боготольского волостного правления, причём паспорт, с котором жил этот старец, перед смертью, взят от меня не знаю по какому случаю, полицмейстером Дзержинским через пристава Астафьева.
  Присоединяю к сему, что старец этот при жизни имел великий дар прозорливости; все посещающие его приходили к нему со страхом, не как к простому человеку, а как к великому угоднику Божью.
  Истекающей же зимой проезжавший из С.Петербурга тайный советник Галкин-Врасский осматривал келью старца, взял его карточку и просил меня сделать новою ограду, крест и медною доску, в расходах на что  участвовал, выдав мне 50руб…»

После смерти старца остались не многие вещи, среди которых: Постаревшая от времени икона Почаевской  Божией  Матери (в чудах, с инициалом «А» ) так же суконный чёрный кафтан, деревянный посох, чулки из овечьей шерсти, кожаные туфли, чёрный шерстяной пояс с железной пряжкой, а так же тот самый маленький мешочек с двумя скрученными плотно записочками, на  которые перед своей смертью указал Фёдор Козмич Семёну Хромову, говоря:

«В нём моя тайна!»
                По
   По некоторым данным, сам купец С.Ф.Хромов кончил дни свои не в г.Томске, а в г.Красноярске, где жил с семьёй.
   Точно установить место смерти и погребения на данный момент не представляется возможным. Есть предположение, что Власти как С.-Петербургские так и местные преследовали С.Ф.Хромова за попытки его убедить общественность, что живший у него старец Феодор и Император Александр Павлович есть одно и тоже лицо.
   Имеются так же сведения, что и по смерти  купца С.Ф.Хромова, департамент полиции запрашивал у Томского губернатора А.А.Ломачевского(с 1895-1900) о личности С. Ф. Хромова.

     + В начале 20-го в., Вел. Кн. Николай Михайлович в своей книге: «Легенды о кончине Императора Александра 1-го в Сибири в образе старца Феодора Кузьмича»,  пишет:
  «…В такой стране как Россия, народ уже с давних лет поддавался самым нелепым слухам… Что ж касается личности старца, умершего в 1864г. в Сибири под именем Феодора Кузьмича, то вряд ли удастся когда-либо вполне точно установить, кто он был в действительности. Для этого было бы желательно оттискать его письма… но писал ли вообще кому-нибудь Фёдор Кузьмич?.. Будем же надеяться, что со временем кому-нибудь удастся разрешить эту загадку, и определить личность Феодора Кузьмича.»                ( 19 мая 1907-го г.)


(продолжение следует...) http://www.proza.ru/2009/06/02/477


Рецензии