Очки

                Невыдуманная история.


… Я никогда не любил это мероприятие. У меня ни разу не было особенного желания находиться при этом действии, не зависимо от того, было ли оно связано с моими близкими или чужими людьми.
Мне всегда казалось, что если я вижу его, то сие меня самого всё ближе и ближе приближает к главной роли в этом совсем невесёлом деле.
И вот  совсем недавно  мне снова пришлось на нём присутствовать…
Я говорю про похороны…
И именно на них я случайно услышал то, от чего у меня пока нет полной уверенности в отсутствии жизни после нашей земной биологической смерти.   
Случилось это при следующих обстоятельствах…
У моего руководителя,  начальника отдела и заместителя начальника управления одновременно, Минаева Юрия Исаевича, умер отец. Юра взял вынужденный краткосрочный отпуск и занялся  печальными  хлопотами.
 На следующий день он позвонил мне и попросил договориться с руководителем пассажирского предприятия Шлоповым Николаем о предоставлении автобуса   для поездки на кладбище.
Николай отреагировал незамедлительно и обещал предоставить  автобус марки «ПАЗ»  к  назначенному  времени, то есть  к одиннадцати часам  девятого июня 2008 года  по адресу: ул. Печорская, дом № 8. В том, что «пассажирский мотор» будет, я не сомневался, однако, как человек более – менее ответственный, всё же приехал по указанному  выше адресу, примерно, без десяти одиннадцать, чтобы проверить - стоит ли автобус около дома или нет.
Автобус был на месте. Он стоял на углу дома.
На улице  уже проводились последние приготовления. Людей было немного. Среди неизвестных мне я увидел и своих коллег по работе: Начёсного Дмитрия, Шарапова Валерия и Ильина Александра. Здесь же был и Юрий. Я подошёл, поздоровался с сослуживцами, осведомился у них о процедуре выезда, и, ускорив шаг, направился к ПАЗу, чтобы предупредить водителя о порядке следования к месту захоронения. После разговора с ним я вернулся к провожавшим…
Примерно через полчаса после моего прихода все уже были готовы к отъезду. 
Похоронить отца Юры Минаева Ису Ахметовича  решено было на кладбище в Верхнем Чове. 
Вот так, придя проверить фактическое наличие автобуса, я вскоре уже следовал вместе со всеми в Верхний Чов на личной автомашине начальника отдела документальных проверок Начёсного Дмитрия …
 
Всё было просто и быстро.
Поставили последнее жилище с усопшим на две табуретки. Положили рядом венки и столбик. Принесли поминальное…
Стояли, молчали… Могильщики  не успели ещё до конца вырыть землю…
 Из родственников на похоронах умершего были два сына, жена Исы Ахметовича и внучка. Старший сын на похороны приехать не смог по причине проживания за границей – в Эстонии… 
Я впервые увидел так близко гроб зелёного цвета  с серебристым полумесяцем и звездой – Иса Ахметович был мусульманином из крымских татар.
Состоялось простое прощание с покойным родных и близких  путём прикладывания рук к груди…
Я, Начёсный и Шарапов стояли в сторонке и к домовине не подходили, так как покойного до этого  мы не знали.
Захоронение прошло обычно. Никаких специальных обрядов не проводилось. Было это связано скорее всего со многими причинами:  жена Исы Ахметовича не являлась мусульманкой, не были ими, скорее всего, и все присутствующие, хотя и печальное это событие случилось  «не в исламской Республике». Но уверен, если человек чего – то  достоин, то «Там» уже не будет иметь значение, по каким традицициям его проводили в последний путь. 
Межту тем, Ису Ахметовича гробовщики опустили на дно вырытого прямоугольника … все кинули по горсти земли…
… Закопали… Сделали со скатами холм… Воткнули у изголовья шест, положили и связали между собой венки. Вот и всё…

После этого традиционное употребление всеми присутствующими спиртного, чая или сока - кому что позволительно.
      В разгар всего этого Юрий отметил:   
- Да, батя любил пригубить, не прочь был выпить в компании, весёлый был человек. Ох, забыл ему стакан налить и поставить. Мы выпиваем, провожая его, а у него ничего нет.  И быстро, наполнив одноразовый пластмассовый стакан водкой, поставил его на бугорке могилы рядом с шестом…

А дальше я привожу только небольшой диалог, происходивший там же, между мной и Ильиным, около стоящих рядом с нами Юрия, Валерия Шарапова и Дмитрия Начёсного…
- Конечно, надо обязательно Исе Ахметовичу стопочку поставить, а то получится, как у меня с матерью, покойницей, Царство ей небесное, - высказался на слова и действия Минаева Ильин.
- А что такое? – спросил я.
– Читать очень любила. И вот как – то ночью, совсем недавно снится мне, что она просит у меня принести ей на место захоронения очки. Не может она там без стёкол читать – плохо видит. Сами знаете, - обратился он ко всем нам, – есть сны, которые западают в душу, есть «вещие сны», которые нас о чём-то предупреждают, в данном случае просят. И при очередном посещении её могилки  очки, привезённые с собой, я, чуть – чуть раскопав надгробие, кладу  и присыпаю землёй.
- Правильно сделал, - ответил я, обращаясь к Александру. – Если попросила, надо положить. Она ведь умерла два года назад?
- Три года. Уже три, Андрей.
- Вот время - то летит. Всё быстрее и быстрее. Кажется, совсем недавно было.
Ты там про очки… Положил?
- Да в том – то и дело, если б положил. Я их закопал, – сказал Александр.
Хорошо. Главное - ты их ей принёс. Пусть читает. Если в другом мире есть возможность читать, то это уже неплохо.
- Возможность читать  есть. Ведь  очки исчезли…
- Как исчезли?..
Остальные мои товарищи  до этого времени, особенно не прислушиваясь к нашему разговору, переглянулись и уставились на нас, особенно на Ильина.
- Исчезли. И всё. При следующем посещении могилы я почему – то решил их снова достать и не обнаружил очки в том месте, где их закопал.
- Может,  местом ошибся? – вклинился в диалог Начёсный.
- Я тоже так подумал, - поначалу согласился Александр. – Стал вспоминать точное место, куда их положил. Я хорошо помнил и не мог ошибаться, но их не было. Мало того, я перерыл всю могилу, но очков так и не нашёл.
- Скорее всего,  кто – то видел, как ты что – то закапывал в могильный холм, - утвердил я.
- Этого не может быть, - отпарировал Ильин. - В тот день рядом со мной на кладбище никого не было. И никто не мог заметить того, как я их клал.               
- Надо же, словно сквозь землю провалились, - проговорил я, всё больше и больше удивляясь рассказанному Александром…
Последнее из этого немного странного диалога было за Юрой:
- «Провалились сквозь землю», Андрей, - это метафора, вероятнее всего, мама Александра взяла их себе…


Рецензии