Победа Тьмы, или победа над Тьмой И. Альенде Любов

В самом названии романа чилийской писательницы Исабель Альенде «Любовь и Тьма» содержится противопоставление. Тьма – нечто мрачное, то, в чем невозможно ориентироваться, что самим своим определением сковывает движения, замораживает чувства. Этим словом определяется режим Аугусто Пиночета, пришедшего к власти в Чили в результате переворота 11 сентября 1973 года. Законный, избранный в результате демократических выборов президент Сальвадор Альенде был убит при защите президентского дворца Ла-Монеда. Кстати, совпадение фамилий автора книги и президента не случайно. Исабель Альенде – племянница погибшего политика, она жила в его доме в 70-е годы пишет о том, что хорошо знает.
Каким бы страшным не был тоталитаризм, какой бы мрачной не была атмосфера, в которой приходится жить человеку, исторический опыт показывает, что люди всегда остаются людьми. Все находят разные пути выживания. Кто-то борется с режимом, кто-то пытается его игнорировать, укрывшись за стенами своих фантазий, работ, хобби, обмана, наконец. Иные находят свой путь, врастая в систему, становятся ее частями. В романе «Любовь и Тьма» Исабель Альенде показывает представителей разных слоев населения. Беатрис Алькантара де Бельтран, из последних сил стремящаяся соответствовать нормам жизни «высшего» общества. Ей это удается, хотя и приходится для поддержания жизненного уровня сдать первый этаж дома под богадельню, где доживают свой век выжившие из ума старики. Ее дочь Ирэне не приемлет жизненных установок своей матери, хотя и не задумывается о какой-либо борьбе с режимом до поры до времени. Ирэне ждет вполне предсказуемая обеспеченная жизнь, когда она выйдет замуж за своего жениха, определенного ей с детских лет, армейского офицера Густаво Моранте.
Крестьянская семья Дигны Ранкилео, тянущей лямку своего существования в нищите. Муж Дигны – странствующий цирковой клоун – не является надежной опорой ни в обеспечении жизни, ни в воспитании многих детей. Дигне приходится трудно, особенно когда ее приемная дочь пятнадцатилетняя Еванхелина начинает мучиться от болезненных припадков, от которых не могут спасти ни священники, ни знахарь, ни доктор. А соседи-крестьяне верят в то, что девочка может творить чудеса и относятся к ней как к святой, обращаясь со своими просьбами.
Семья Леалей, эмигрировавшая из Европы, спасаясь от каудильо Франко и оказавшаяся в стране, где к власти пришел новый узурпатор. Юношеские свободолюбивые идеалы профессора Леаля оказали влияние на всех его сыновей, которые не могут мирно выстроить свою жизнь под властью Пиночета. Один из сыновей, будучи не в силах выносить вынужденную безработицу, обвиняя себя в том, что он невольно стал обузой для семьи, кончает жизнь самоубийством. Второй сын – священник Хосе Леаль – борется с режимом, используя и легальные, и нелегальные методы. Ему помогает и младший брат – Франсиско.
Франсиско Леаль – дипломированный психолог – также остается без работы. Но он находит для себя применение. Вспомнив прежнее увлечение фотографией, он устраиваться фотокорреспондентом в женский журнал, где работает и Ирэне Бельтран. Между молодыми людьми возникает дружба, а затем, после выпавших на их долю испытаний, и любовь.
Но любовь в тоталитарном обществе может подвергаться суровым испытаниям. Впрочем, суровым испытаниям подвергается вообще человечность, любые чувства и качества. Герои Исабель Альенде вынуждены делать выбор, вынуждены принимать или не принимать диктатуру. Однако неприятие ее заставляет героев либо бороться, либо прятаться. Прятаться не в подполье. Свое «подполье» находит каждый, то, что ближе и удобнее для него.
Беатрис предпочитает просто закрывать глаза на происходящее. Не такова ее дочь. Добрая милая девушка, занимаясь журналистикой, сталкивается со страшным открытием. Расследуя вместе с Франсиско Леалем исчезновение Еванхелины Ранкилео, она обнаруживает заброшенный рудник, где захоронены тела зверски убитых полицейскими крестьян. В первые годы после переворота в Чили пропали без вести многие тысячи людей. Новая власть без суда и следствия истребляла всех, кто был или только казался её противником.
Закрыть глаза на свое открытие, замолчать его, не думать и не говорить об этом Ирэне не может. Но говорить об этом – значит вступить в открытый конфликт с властью. И девушка не останавливается перед такой необходимостью. Рудник открыт. Рассказ о нем обходит все газеты мира. Сама Ирэне чудом выживает после того, как ее чуть не убили автоматной очередью люди, работающие на власть. Любовь Франсиско помогает ей выжить. Виктор Андреев в послесловии к русскому изданию романа характеризует его, как любовный треугольник: «Ромео, Джульетта и Тьма».
Любовь побеждает Тьму в книге Исабель Альенде, поскольку и Ирэне, и Франсиско остаются живыми, хоть и вынуждены эмигрировать. Однако Тьма также остается в победителях, ведь, так или иначе, борцы не остаются в своей стране, они вытеснены. Власть творит свои преступления дальше, избавляясь от тех, кто пытается бороться.


Рецензии