Четырнадцать имён на обелиске

Здесь не было исторических, всемирно известных сражений. Но война не обошла стороной эти места. На линии Огибное – Рубленое – Комиссарово тоже шли бои – тыжёлые, неравные. От пуль и осколков падали солдаты и офицеры. А в далёкие города страны матерям и сёстрам летели «похоронки»: «…погиб 28 февраля 1942 г.», «…погиб 19 июня 1942 г.». Бережно, с благодарностью за выполненный воинский долг хоронили бойцов местные жители в своих садах.

Прошли годы. Останки безымянных героев были перенесены в братскую могилу на площади в центре села Рубленое. Пионеры местной восьмилетней школы посадили цветы, приходили сюда на митинги и торжественные линейки, А потом, благодаря хлопотам местного председателя сельского Совета Бориса Ивановича Рыкова и учителя истории Николая Федосеевича Огурцова, над братской могилой был возведён памятник Неизвестному солдату.

Нескольког лет назад начал работать отряд красных следопытов Рубленской восьмилетней школы. «Нет неизвестных солдат»,  - решили пионеры и комсомольцы.

Пионеры решили установить имена погибших бойцов, отыскать их родных. Расспросив очевидцев, школьники много раз писали в Великобурлукский райвоенкомат, в Министерство обороны СССР. Оттуда приходили утвердительные или отрицательные ответы, иногда – домашние адреса погибших.

И вот благодаря стараниям школьников братская могила перестала быть безымянной. На мраморной доске памятника сегодня уже высечено четырнадцать имён бойцов, защищавших сёла Рубленского сельского Совета Великобурлукского района – Куреньки, Крейдянку, Озерное, Огибное, Березник… Установлены связи с их родными, с красными следопытами школ, в которых когда-то учились воины.

О своём земляке рядовом Ф. П. Маслове рассказывают в письме красные следопыты Мало-Яблоновской школы Белгородской области: «…окончил семь классов в 1940 году. Учился хорошо, был очень скромным, застенчивым мальчиком. Имел слабое зрение, поэтому его не взяли на действительную службу. Попал он в армию добровольно…». И погиб, защищая харьковское село Озерное, в котором живут теперь люди в новых домах, в достатке и благополучии.

Установили связь рубленские пионеры и с детьми рядового Ф. М. Моисеева из Свердловской области. Сын его Павел сообщил, что работает в СПТУ №8 города Сухой Лог. Его сестра вырастила пятерых сыновей. Старший, Валерий, «служит на дальневосточных рубежах», второй, Владимир – тоже в армии. Как и дед, внуки стоят на страже Родины, только в мирное время.

Семьи фронтовиков от души благодарят рубленских пионеров за их благородные дела, за их сыновнюю любовь и добрую память о людях, защитивших мир от фашистского рабства.

Этим летом в Рубленом состоялся большой митинг. Из Ленинграда на могилу своего отца, старшего сержанта Н. А. Финашина приехала его дочь Галина Николаевна, из Винницкой области – родные рядового Н. С. Стецюры, из Краматорска – родные сержанта Ф. П. Бугаёва. Тепло их приняли в своих семьях колхозники, вспомнили опалённые войной годы. И. кончно же, была встреча с красными следопытами. Они пригласиили гостей к себе на праздник, рассказали о школе, родном крае.

Когда-то и я учился в этой школе. Ухаживали и мы за безымянной могилой, на торжественных линейках клялись в верности памяти погибших.

Я беседую со своими бывшими учителями Владимиром Егоровичем Бурдюковым, Тиной Павловной Селютиной, директором Иваном Петровичем  Зарубиным. Они рассказывают о больших и интересных дорогах моих сверстников, о других выпускниках, которыми сегодня гордится Рубленская восьмилетняя школа.

Просматриваю документацию красных следопытов. Пишут они историю своей школы, сёл Рубленского сельсовета, продолжают устанавливать дружеские связи с пионерами братских республик. И снова собирают материалы – теперь уже о лейтенанте Сергее Васильевиче Голубеве и Андрее Семёновиче Зубкове…

   (Моя публикация в харьковской областной газете «Красное знамя» от 5 марта 1972 г.).


Рецензии