Детская жестокость

Честно говоря, эту историю очень трудно и стыдно рассказывать. Но почему-то она не дает мне покоя. Наверное, это одна из тщательно скрываемых человеком ситуаций, которыми так интересуются психологи и психиатры.
 
Мне в то время было года три. У нас в детском доме появился новый мальчик. Чем он не понравился одному из ребятишек – не знаю, но тот начал его бить. В избиение включился еще один герой, потом еще и еще. Помню свои ощущения солидарности со своими и желание наказать чужака только потому, что он не наш. И я тоже стал бить этого мальчика. Представляете себе ситуацию. Один маленький ребенок, которого бьют несколько таких же маленьких детей. Ужас заключается в том, что маленькие дети, да и вообще дети, не понимают уровня своих физических возможностей и бывают очень жестокими. Они бьют со всей силы, и суммарно это может оказаться непоправимым. Малыш начал задыхаться, а избиение продолжалось. На наше счастье влетела воспитательница, которая растащила этот свирепый клубок.

Она отправила мальчика в лазарет и стала разбираться в причине избиения. Еще раз констатирую – не драки, где отстаиваются какие-то права или желания, и есть какое-то сопротивление, а избиения, которое – бессмысленная жестокость. Никто из участников не мог привести аргументацию причины избиения. Одни в силу недостаточности словарного запаса, другие – в силу абсолютного непонимания произошедшего. Аргументация была дикая, типа действовал, как он (приятель, свой). И моя аргументация была такой же. Мол, увидел, что Вася бьет Витю, а Вася свой,  и тоже стал бить Витю. Воспитательница предложила представить что было бы, если бы так же коллективно били каждого из участников. Не знаю, как остальные, а я очень ярко представил себе эту ситуацию, и страх избиваемого настолько, что много лет это гвоздем сидело во мне. Наверно, психологи умеют объяснять причины такой коллективной жестокости, но мне от этого легче не стало бы.

Только лет в семь, гвоздь ужаса сменился на понимание кошмарности, происшедшего тогда, и чудовищности моей аргументации. И сегодня, когда я вижу по телевизору или слышу про групповое избиение, я представляю себе, что творится в головах избивающих и избиваемого, и мне становится жутко, как тогда в детстве.К сожалению, у них нет той воспитательницы, которая помогла бы каждому участнику почувствовать себя на месте избиваемого.


Рецензии
очень честный и беспощадный рассказ, редко встретишь такой уровень самонаблюдения

Инна Рос   16.12.2010 15:34     Заявить о нарушении
Этот рассказ - воспоминание и предостережение.К ненависти жестокости детей нужно приучать с самого раннего возраста. Упустив момент, мы позволяем вырасти уродам, которых, увы , много среди нас.
Спасибо. Вы первый человек, оценивший этот рассказ.
С уважением

Григорий Михлин   10.02.2011 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.