Письма из москвы

Светлана Попова – письма из Москвы
Кажется, в последний раз мы встретились со Светой в 2000 земном году. Или в самом начале 2001 года. Помню, была зима. Света опять оказалась в Питере. До этого мы общались посредством писем и телефона (в основном). После нашей встречи мы потерялись. Теперь я не знаю, где она, – в Петербурге, Москве, Израиле…
Из наших общих друзей Настя Харлова уехала в США. 24 декабря 2002 года у неё родился сын. Назвали Михаилом. Несколько раз она нам звонила, написала пару электронных писем. Про Тоньку мне было долго ничего неизвестно. В 2008 земном году я нашла её на «Vkontakte.ru», она работала тогда фотографом в «Деловом Петербурге».
Навсегда ли уходят твои приближённые?

Привет, Дианочка!
Я звонила по телефону, который ты мне присылала, но особенно хорошего, к сожалению, сказать не могу, потому что никто не подошёл. Буду звонить и дальше.
Я работаю продавцом сахарной ваты. График зависит от официальных праздников, но, как правило, выходной понедельник.
Я планирую в этом году поступить на философский факультет в Москве. Чувствую, что это мне нужно.
Эту экзаменационную сессию я перенесла на осень. Это связано с тем, что я не успела подготовиться. Планирую приехать в октябре.
Переживаю, как вы там, мои родные, поживаете. Очень хочу, чтобы вы выстояли до конца*.
Я становлюсь независимой не только материально, но и морально. Учусь быть ответственней. Внимательней отношусь к людям. Каждый день открываю для себя, что я глупа. В целом немножко торможу, но жду, что придёт время мне преодолеть свою глупость.
Делюсь приятной новостью: в один день, что отправляю письмо тебе, отправляю и подарок на день рождения Зелинину. Посылаю ему компас и прищепку в виде сердечка. Надеюсь, он поймёт по подарку, что я чувствую.
Диана, как ты там поживаешь? Как настроение, что на сердце? Держись. Желаю тебе встречать помощь, когда будет умирать надежда, как встречают радугу во время дождя.
Если будет возможность, передай, пожалуйста, привет Тоне, Тане, Ксюше и Алёше из 166-й.
Пока, моя хорошая.

*По письму складывается прямо такое впечатление, что у нас блокада…
Думаю, что это письмо было написано в 1999 году.


Привет, Дианочка!
Я только недавно собрала всю информацию, которую я тебе должна была отправить. Это из-за того, что я очень много работала. Конечно, могла бы и раньше всё собрать, но постоянно на другое отвлекалась. Прости, пожалуйста, я исправлюсь.
Позвонить я, кстати, не могла, потому что у меня очень-очень мало денег. Ну, что тут говорить, я обещала и опять не сделала. (Опять надо говорить «прошу простить».) Дианочка, дорогая, прости ты меня.
Первое, о чём мне хочется тебе написать, это экзамены в институт имени Горького. (Собственно, я потому и тянула с письмом, что они мне позволяли.) Работы на творческий конкурс можно прислать до 15 мая. Кстати, объём прозы должен быть не менее тридцати страниц печатного текста и не более двухсот. Основные экзамены же с конца июля по конец августа. Сначала на дневное отделение с 28 июля по 12 августа, а потом на заочное с 14 августа по 28 августа. Кстати, на основных экзаменах сдаются русский язык письменно в виде диктанта, литература письменно в виде сочинения на свободную тему, литература устно в традиционной форме, а также история России и только для дневного отделения иностранный язык.
К работе на творческий конкурс нужно приложить краткую биографию.
А да, вот ещё, я спрашивала по поводу обучения граждан из Киргизстана. Так в этом всё хорошо; граждан этой дружественной России страны обучают с таким же удовольствием, с каким и россиян.
Завершая обзор этой темы, сообщаю тебе адрес Литературного института: 103104, Тверской бульвар, д. 25. Удачи тебе в этом деле.
По поводу перемены гражданства вот что мне сказали: необходимо в Москве заполнить специальный набор документов и заплатить 350 долларов. Потом подождать, пока эти документы перешлют в Кыргызстан, а из Кыргызстана вышлют уведомление о снятии кыргызского гражданства согласно просьбе. Потребуется на это пять-шесть месяцев. Далее нужно обратить в Министерство Иностранных Дел России и попросить предоставить тебе российское гражданство. По этому поводу я попробую ещё поподробнее узнать в течение двух недель; когда достаточно узнаю, то ещё раз напишу.
Это основной вариант перемены гражданства, но не единственный. Существует облегчённый вариант, он реализуется при вступлении в брак с гражданином России. Он требует заявления с просьбой и немного времени.
Перехожу к третьей теме деловой части. Адрес и телефон многочтимого Ильи Кормильцева я смогу узнать только месяца через полтора. По этому поводу посылаю тебе ещё одно «прости». Пошли мне «прощаю», пожалуйста.
Я подозреваю, что это не все темы, по поводу которых я обещала выслать тебе информацию, но этим дело и ограничивается. Я больше не помню, что должна написать. Ну, что тебе сказать? Прости и, пожалуйста, вышли мне список того, что я забыла. С энтузиазмом отвечу.
Вот и вся деловая часть. Перехожу к личной.
Дианочка. будь умницей, если тебе начинают мешать, посылай прямо к чёрту. Кстати, это же пожелание передай от меня Тоне, пожалуйста.
У меня всё хорошо. Что нового, так это то, что я всё решила решать сама. В том смысле, что не опираясь ни на религии, ни на других правильных людей. Кстати, по поводу моего одиночества, голодности и униженности, я тоже предоставила себе полную свободу. Я так подумала, что если это есть, то мне бегать от этого бесполезно. Кстати, в этом есть место для всего, что окружало и окружает меня, просто не то место, которое я ему отдавала, а то, которое оно во мне уже имеет. И у меня всё действительно хорошо.
Напоследок прошу тебя написать о наших общих знакомых, когда будешь писать мне. И традиционно передаю приветы Тоне, Насте, Тане, Маше, Оле, которая живёт вместе с Тоней, и Иринке.
Прощай, мой хороший. Пока. Света. 10.04.1999.


Здравствуй, Дианочка!
Я очень виновата перед тобой в том, что долго не отвечала на твоё последнее письмо. Это печально, но я не хотела посылать тебе отрывочные мысли по поводу нашего общения, а цельной картины современной ситуации составить не находила возможности, времени, сил и всего прочего, кроме моего святого намерения.
Это письмо является состоявшимся плодом моих размышлений и несёт полную ответственность за каждую свою мысль.
Статьи и фотографии огорчили меня, потому что вещи, которые подарены, потому что их нужно было выбросить, могут только огорчить за себя и за тебя, но письмо мне очень понравилось.
Многое показалось мне в нём интересным. Меня очень заинтересовал вопрос об Иисусе Христе, и я хочу продолжить его обсуждение. Я согласна с тобой в том, что Иисус Христос был нормальный человек, и в том, что он был зол, но я считаю, что он был зол в полную силу своего сознания, а не в равную меру к своей доброте.
Может быть, в один момент мы говорим об одном и том же, но я могу признать Христа только злым, потому что воспринимаю людей только по их поступкам, а человек, разрушающий духовный мир себя и других, зол. Я понимаю, что в этом случае ты имеешь в виду то, что Бог простит и добрых и злых, потому что злые когда-нибудь искупят своё зло, но рассматривать конкретного человека я могу только в конкретной жизни, а значит, Христос для меня только зол.
Вот что я думаю по поводу того, что Христос разрушает свой и чужой духовный мир.
Своими требованиями любить Бога он вынуждает человека любить Бога больше, чем смысл своей жизни.
Бог – это религиозное убеждение индивидуальности, и оно гораздо меньше, чем сама индивидуальность. И человеку приходится жертвовать индивидуальностью, чтобы иметь одно, принадлежащее прошлому, убеждение.
Второй темой, которая заинтересовала меня, была тема про глупость. Я с тобой совершенно согласна. Я должна сказать, что когда писала об этом, не совсем отдавала себе отчёт в том, что это обозначает; это был один из тех случаев, когда я тороплюсь отправить хоть что-нибудь. Я признаю свою ошибку.
Меня заинтересовала тема про половины. Напиши, пожалуйста, что ты об этом думаешь.
Я подумала по поводу трудности второстепенной роли, о которой мы с тобой говорили по телефону, и пришла к выводу, что те, кто выбирает её себе, уже тем должны быть счастливы, что их надежды сбываются. Они не правы тогда, когда просят благодарности, которой им не обещали. Нечестно с их стороны просить себе дополнительных благ.
По поводу того, что тебе делать, я хочу сказать, что тебе стоит подумать о твоей «Клипомании». Это настолько серьёзная вещь, что она может помочь тебе не только при твоём личном общении, но и через способных помочь людей. Выжми из неё всё то, что она способна дать.
Очень важно то, что тебе нужно рассказать о себе.
Роман – это, на мой взгляд, вещь, которую нужно показывать через третье лицо или через описание романа. Его нужно подать в переработанном виде так, чтобы была очень понятная главная мысль, душа. Хорошая вещь – послать стихи. Можно даже написать для этого специальные стихи. Это очень вместимая форма.
Прямое письменное описание своей цели, может быть, самый простой вариант. Это имеет свой смысл. Используй эту богатую возможность.
Я не гоню тебя, но считаю, что ты можешь это сделать. Многие хотят, чтобы ты это сделала. И я очень прошу тебя – сделай это.
Передаю свой сердечный привет твоей маме.
По поводу того, что я написала Насте не то, что написала тебе, сообщаю, это потому, что я позволила себе опять поспешить.
Артём не звонил, денег нет, работы нет, но душевное состояние хорошее.
Планирую решить все наболевшие вопросы. Надеюсь, что абсолютно всё успею.
Жду ответа, желаю успеха, передаю приветы нашим.
Пока. Светлана Попова. 5 августа 1999. Москва.


Привет, Дианочка!
Не пишу, потому что боюсь наговорить ерунды. Знаешь, того, что ты учишься в СПбГУ, мне уже достаточно для того, чтобы я радовалась за тебя. Так что от твоего письма у меня остались самые хорошие впечатления. Интересно было услышать сейчас то, что ты вдруг много прочитала, потому что мне как раз в ближайшие дни встретился один человек, который в последнее время увлёкся книгами и театром. Я улавливаю нечто общее, что движет вами.
Я не знаю, к какой хозяйке ты переехала, но то, что ты уехала от своей прежней мне по душе. У вас, конечно, были ровные отношения, но напряжение было излишним. Я думаю, что вы из тех людей, которым лучше общаться на расстоянии*.
Спасибо за идею про «Клипоманию». Тут у меня к тебе просьба: вышли мне, пожалуйста, несколько глав. Они мне нужны для того, чтобы выслать ему для знакомства с тобой. Я писала и о тебе. Получилось очень душевно.
Мне очень жаль, что Тонька переживает из-за моего поведения. На самом деле я всегда знаю, когда из-за меня нервничают.
С Артёмом всё, как ни странно, хорошо. Я, конечно, соврала ему, что не получала его письма, и сама целый месяц не пишу после его просьбы по телефону, но я рада тому, что мы с ним встретились.
Сейчас я выведу наши отношения из тупика взаимных претензий и получу прекрасное воспоминание о восхитительном романе.
Что там было с Андреем. В общих чертах это было так: он очень часто приглашал меня встретиться, один раз оставил меня с Мишкелем у себя ночевать и джентельменски в два часа ночи, когда я задерживалась, провожал меня. А то, что я тебе хотела сказать по телефону, это действительно важно. У меня с ним вышла такая великолепная вещь: я подарила Андрюшке московский проездной. Я подарила, иду и что-то другое говорю, а он, представляешь, держит его, держит, а потом подносит к губам, отводит взгляд в сторону и только тогда кладёт в боковой карман. Мне прямо самой захотелось его обнять, и я долго благодарно поглядывала на него. Нет, обнять я не могла. Всё, что я могла, я сделала, честно.
Если бы ты знала, как часто я благодарю судьбу за то, что она дала мне возможность встретиться с ним.
Мои планы с работой за границей всё больше разочаровывают меня. Дело не во мне, всё упирается в материальные глупости. Если ехать за те деньги, которые я могу в России заработать так, как я сейчас хочу, то зарплату я должна буду получать очень маленькую. Если же ехать за большие деньги, то мне нужно находить новый способ заработать, а если я его буду искать, то я не буду нуждаться в работе за границей. Так, как прежде, я жить не собираюсь, поэтому или начну учиться где-нибудь, или буду жмуриться, зарабатывать и сваливать из России.
Сейчас мне не скучно уже. Я учусь на курсах по изучению иврита. Стараюсь учиться хорошо.
Мишкель обещал приехать несколько дней назад, да вот не приехал, так что о наших я давно ничего не слышала. Уже загрустила. Передавай, пожалуйста, приветы Тоньке, Настюшке и ещё – Иринке.
Все эмоции по поводу моего неписания понимаю, так что не ругайся.
Знаешь, я вспоминала тебя этой зимой, и я поняла, что очень многим тебе обязана. Я очень благодарна тебе за то, что ты поверила в меня такую, какой я себя сама не знала. Это так много! Спасибо, я это никогда не забуду.
На выборах я проголосовала за «Отечество», а ты за кого?
Всё. Пока. Света. 19.01.2000.

* Которым лучше не общаться вовсе.


Рецензии