Мы долго изучали друг друга

 
Молодой учитель пришёл в класс. Он долго готовился к своему первому уроку. Волновался – хватит ли знаний… А оказалось, что их хватило бы не только на урок, но и на целую вузовскую лекцию. И класс, казалось, сидел зачарованный, и речь лилась ровно и убедительно. Дебют прошёл вроде бы успешно. Но вот первые отзывы класса: «Новый учитель понравился, но он весь урок крутил пуговицу на пиджаке».

Пока ты придирчиво вслушивался в каждое своё слово, проверял себя на профессиональную пригодность, ученики напряжённо разглядывали тебя и как педагога, и как человека. Теперь работа класса, как и звучание музыкального инструмента, правда, не во всех случаях, но всё же будет зависеть в основном от его настройки. Мне, например, такая настройка далась не сразу.

Вот я делаю первую перекличку: – Гудзенко? – Я.
 - А знаете ли вы, ребята, однофамильца Аллы – советского поэта-фронтовика?... – Онищенко? Пономаренко? Кузнецова?
 - Разведчик! -  в сорок три голоса отвечает класс. – Футболист! Композитор!
Теперь их остановить нелегко. Знай я, что это самый трудный класс в школе, где даже очень опытные учителя не могут нормально провести урок, сообщение сведений о знаменитых однофамильцах перенёс бы на более позднее время и знакомство провёл бы скупо и деловито.

… В восьмом классе не выучили урок. Предупредив, простил. Повторилось снова. Пришлось объяснять, что упущенного в школьные годы уже никогда не наверстаешь, что об этом придётся жалеть в зрелом возрасте. Мораль не дошла: не выучили в третий раз. Теперь – двойки. Какой метод избрать, чтобы он быстрее принёс пользу? Ошибки приходится мучительно переживать, укорять себя, но из переписки и бесед со своими однокашниками узнаёшь, что ты в этом отношении далеко не одинок.

В нашей школе немало молодых учителей – выпускников Харьковского государственного университета. Никто не жалуется на нехватку знаний, полученных в этом вузе. Молодой учитель несравнимо эрудированнее и энциклопедичнее учебника по своему предмету. А вот с методикой мы не на «короткой ноге».

Сейчас многие учителя применяют метод донецкого учителя Шаталова. Но вот приходит молодой учитель в сельскую школу. С передовой методикой он встречался, как в коротком сне: из лекции преподавателя услышал имя заслуженного учителя республики, посетил, как счастливое исключение, один – два урока другого заслуженного учителя. Можно прочитать учебник, выучить лекции преподавателя, сдать зачёт. А умения провести урок так, чтобы каждый ученик был занят работой, не хватает: не знаешь часто, как поступить, если учащийся нарушает дисциплину.

На уроках возникает множество неожиданных ситуаций. Но ведь не всегда находишь верное решение даже в обычных. А к ним, штатным, по-моему, можно подготовить себя ещё в вузе, если пересмотреть целесообразность и длительность изучения некоторых далёких от школьной программы предметов, уделить больше внимания дисциплинам профилирующим, педагогике и психологии.

Если бы будущие учителя уже с первого курса ясно себе представляли содержание школьной программы от первого по десятый класс, каждый бы не пропустил мимо ушей ценные мысли, высказанные преподавателями на лекциях и семинарах, смог бы (конечно, при серьёзном отношении к будущей профессии) за пять лет подготовить очень необходимый свой собственный – назовём так – методико-педагогический кабинет.

Например, в «кабинет» филолога вошли бы … педагогические труды Ушинского, Макаренко, Крупской, Сухомлинского… Книги по философии, эстетике и детской психологии; методические разработки, пособия и рекомендации; произведения писателей, критические монографии, сборники статей, очерки жизни писателей, книги из серии «Жизнь замечательных людей», портреты писателей; репродукции картин, пластинки и магнитофонные плёнки, диафильмы, различные словари и справочники, вырезки газетных и журнальных статей. Кстати, далеко не каждая даже городская школа обеспечит учителя этим необходимым арсеналом.

К педагогической практике, как мне кажется, студент должен приобщаться не с четвёртого, а с первого курса. Сначала посидеть на нескольких уроках и понаблюдать за работой опытного учителя и всего класса. На каком-то этапе ознакомиться со школьной документацией, на каком-то – с ведением дневников и классного журнала… Накопив определённые теоретические знания, «вынести» несколько своих уроков «на суд» руководителей-методистов, учителя, работающего в данном классе, товарищей-практикантов. А уже студенту-стажёру нужно предоставлять больше самостоятельности.

Студенту-первокурснику я посоветовал бы установить тесную дружбу с каким-нибудь хорошим и добрым учителем города, чтобы он посвятил в секреты своей профессии, раскрыл не видимые из студенческого «далека» тайны педагогического труда, морально подготовил бы к многотрудному пути. А общественным организациям факультетов хорошо бы позаботиться о постоянных встречах студентов с выпускниками родного вуза, с лучшими учителями города и области.

       (Моя публикация в харьковской областной газете «Красное знамя» от 22 мая 1976 г.).


Рецензии