Антилевский Б. Р

Антилевский Бронислав Романович родился в июле 1916 г. в деревне Марковцы Озерского уезда, в семье крестьянина. Поляк. Окончил семилетку, а в 1937 г. - техникум народно-хозяйственного учета по специальности «экономист».
В РККА с 3.10.37 г. С ноября 1937 по июнь 1938 гг. учился в Монинском училище авиации особого назначения. В июле 1938 г. младший комвзвода Антилевский был направлен для дальнейшего прохождения службы стрелком-радистом дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф в 21-й дальнебомбардировочный авиаполк.
Участвовал в советско-финской войне. Воевал в составе 21-го дбап 27-й дбаб ВВС Северо-Западного фронта, совершил свыше 20 боевых вылетов и сбил 2 самолета противника.
Полк участвовал в боях с первого дня и понес тяжелые потери[1].
 7.04.40 г. младший комвзвода Антилевский Бронислав Романович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 304.
В сентябре 1940 г. он поступил в Качинскую Краснознаменную военную авиашколу им. тов. Мясникова.
5.02.41 г. ему было присвоено воинское звание старший сержант.
8.04.42 г. после окончания авиашколы ему было присвоено воинское звание младший лейтенант.
Участвовал в Великой Отечественной войне с апреля 1942 г. Служил в 20-м иап. Летал на истребителе Як-9. Участвовал в августовских боях 1942 г. под Ржевом.
17.09.42 г. ему было присвоено воинское звание лейтенант.
15.12.42 г. лейтенант Антилевский был назначен командиром звена.
В феврале 1943 г. основными направлениями боевых действий 20-го иап были Сухиничи и Спас-Деменск. Полк сопровождал штурмовики Ил-2 224-й штурмовой авиационной Жмеринской Краснознаменной дивизии и прикрывал наземные войска.
В марте 1943 г. 20-й иап оказался по соседству с формирующейся 303-й истребительной авиадивизией 1-й ВА Западного фронта и был включен в ее состав.
Вспоминает генерал-майор авиации Захаров: «В марте действия дивизии ограничились из-за плохой погоды. При низкой облачности бомбардировщики использовались редко, работали в основном штурмовики. Четверками, шестерками, реже девятками эти трудяги войны, прижимаясь к земле, сновали через линию фронта и обратно, обрабатывая передний край противника, его тыловые объекты. Так что летчики 20-го истребительного полка, имея большой опыт по сопровождению штурмовиков, сразу же включились в боевую работу и, несмотря на плохую погоду, защищая своих подопечных, часто принимали бой в невыгодных для себя условиях[2]».
15.04.43 г. Антилевский был назначен заместителем командира эскадрильи.
В мае 1943 г. командиром 20-го иап стал майор Петровец.
Рассказывает Захаров: «Петровца я знал еще по довоенным временам. Воевал он с первых дней и уже командовал полком. Во время одного воздушного боя Петровец был сбит, попал в плен. Когда группу военнопленных, в которой он находился, перевозили по железной дороге, он с товарищами разобрал пол вагона, и в образовавшийся пролом они по одному выскальзывали под идущий состав. Прижимаясь к шпалам, слушали, как удаляется стук колес. Так был совершен побег.
После возвращения в действующую армию Петровец некоторое время находился на должности начальника учебного центра 303-й дивизии... Восстановить Александра Кузьмича в должности командира полка удалось не сразу. Однако командующий нашей армией Худяков поддержал меня, едва я предложил кандидатуру Петровца на должность командира 20-го истребительного полка. Под его командованием 20-й полк получил наименование «Смоленский»… стал 139-м гвардейским. Поставленные задачи полк выполнял надежно, не раз получал благодарности от командования дивизии и армии. И больше, чем какой-либо другой полк в дивизии, 20-й полк имел благодарностей от бомбардировщиков и штурмовиков. У этого авиаполка была своя, весьма специфическая работа, которая во многом и определила его судьбу.
20-й истребительный специализировался на сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков. Слава летчиков 20-го полка - слава негромкая. Их не особенно хвалили за сбитые самолеты противника, но строго спрашивали за потерянные свои. Они не были раскованы в воздухе в той мере, к какой стремится любой истребитель в открытом бою, не могли бросить «илы» или «петляковы» и очертя голову кинуться на самолеты противника. Они были телохранителями в самом прямом смысле этого слова, и только летчики-бомбардировщики и летчики-штурмовики могли в полной мере отдать им должное...
Как командир дивизии я знал, какая нелегкая работа выпала 20-му полку. Он вел… в чем-то противоречащие самому характеру истребителя оборонительные бои. Не каждый истребитель другого полка мог выполнять задачу по сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков с таким хладнокровием и выдержкой, как это делали летчики 20-го полка. Не случайно этому полку при скромном балансе сбитых… было присвоено звание гвардейского. Свои задачи полк выполнял образцово, и в этой работе ему, пожалуй, не было равных в дивизии.
В июле, когда начались бои на орловском направлении, летчики 20-го полка уже не имели передышки. Во главе со своим командиром… они с утра до вечера находились в воздухе, надежно охраняя подопечные «пешки» и «илы»[3]».
25.07.43 г. Антилевскому было присвоено воинское звание старший лейтенант.
28.08.43 г. он был сбит в воздушном бою и попал в плен.
Приказом ГУК НКО СССР № 01866 старший лейтенант Антилевский был исключен из списков РККА как пропавший без вести.
Осенью 1943 г. под влиянием полковника РОА Мальцева[4] он добровольно вступил в Российскую Освободительную Армию.
В октябре 1943 г. командир авиагруппы РОА полковник Мальцев объехал концлагеря, агитируя советских военнопленных вступать в РОА. В его обращении говорилось: «Я весь свой сознательный век был коммунистом, и не для того, чтобы носить партийный билет как дополнительную продовольственную карточку; я искренне и глубоко верил, что этим путем мы придем к счастливой жизни. Но вот прошли лучшие годы, побелела голова, а вместе с этим пришло и самое страшное - разочарование во всем, чему я верил и чему поклонялся. Оказались оплеванными лучшие идеалы. Но самым горьким было со знание того, что я всю жизнь являлся слепым орудием политических авантюр Сталина... Многие из вас помнят и знают меня по совместной работе. Так неужели же вы можете поверить, что я - изменник, германский наймит, шпион и все прочее? Пусть тяжело было разочарование в своих лучших идеалах, пусть лучшая часть жизни пропала, но остаток дней я посвящу борьбе с палачами русского народа, за свободную, счастливую, великую Россию[5]».
Работать с людьми полковник умел и перед пленными представал настоящим спасителем. В письме жене Мальцев рассказывал о встрече с двумя летчиками, состоявшейся через пару дней после неудачного для них воздушного боя: «Они глядят на меня, как на человека, который должен сказать им что-то вразумительное и дать окончательный ответ, что делать дальше. Ну, поговорили, подумали, и еще два сознательных врага Сталина появились в моем активе».
После посещения Мальцевым только Лицманштадского концлагеря добровольцами записались почти 100 человек.
С октября 1943 г. завербованные летчики стали собираться в Сувалках. Там они проходили отбор по профессиональным и медицинским показателям и подвергались обязательной проверке. К концу ноября авиагруппа была полностью укомплектована, и после двухмесячного восстановления сил бывших узников сочли готовыми к службе.
Отобранные для переподготовки летчики проходили обучение на базе Хильдешайм под Ганновером. Немалый упор при этом делался на знакомство вчерашних пленных с Германией, европейскими ценностями и образом жизни. Как вспоминал один из власовцев, их «размещали по четыре человека в комнате. Для каждого была отдельная кровать с постельным бельем и одеялом, выдавались два комплекта нового обмундирования и паек по нормам Люфтваффе. Все добровольцы получали денежное содержание по шестнадцать рейхсмарок в месяц». Хотя они и жили в казармах, пользовались достаточной свободой. Для них устраивали вечеринки с немецкими летчиками, «пивные встречи» и знакомства с бюргерами.
В Морицфельде под Инстербургом была сформирована 1-я эскадрилья «восточных летчиков» (1.Ostflieger-staffel), входившая в состав Вспомогательной ночной штурмовой группы «Остланд» 1-го воздушного флота Люфтваффе (Erganzungsnachts-chlachgruppe Ostland). Эскадрилья была оснащена трофейными самолетами советского производства У-2, И-15, И-153 и другими.
Вскоре Антилевскому был присвоен чин поручика РОА.
С февраля 1944 г. он участвовал в перегонах самолетов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в боевых операциях авиагруппы против партизан в районе Двинска.
Группа выполнила на Восточном фронте около 500 боевых вылетов. О конкретном содержании боевых задач и результативности деятельности «Остланда» известно немного, однако ее работа была достаточно высоко оценена. Ряд русских летчиков за успехи в боях наградили Железными крестами, а в донесениях как власовского, так и германского руководства подчеркивались их высокая боеготовность и политический уровень. Группа потеряла в боях три самолета. Девять летчиков погибли и еще двенадцать получили ранения. Никто не перелетел обратно к своим, чего опасались немцы, не было случаев ухода и в последующем.
29.03.44 г. в газете «Доброволец» было опубликовано обращение к советским пленным летчикам, подписанное Героями Советского Союза капитаном Бычковым[6] и старшим лейтенантом Антилевским, в котором они утверждали, что «сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое теплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам[7]».
А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление: «Мы - капитан Семен Трофимович Бычков и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие летчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды[8]».
И Бычков, и Антилевский в начале 1944 г. выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к вооруженной борьбе против сталинского режима, и в составе авиагруппы «Остланд» участвовали в боевых вылетах.
После расформирования группы «Остланд» в сентябре 1944 г. Антилевский прибыл в Эгер. Принял активное участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС РОА.
1-й авиаполк ВВС РОА (1.Fliegerregiment) был сформирован в Хебе. Его возглавил полковник РОА Л.И. Байдак, до революции служивший в авиации Российской империи и эмигрировавший после гражданской войны. Перед II-й мировой войной Байдак командовал 5-м авиаполком ВВС Югославии и прославился в воздушных гонках 30-х годов. Немецкая сторона без задержки предоставила РОА аэродром, ангары, обустроенную базу и казармы, а также оружие, самолеты и горючее.
Полк имел смешанный состав и состоял из пяти эскадрилий: истребительной (шестнадцать Bf.109G-10), штурмовой (двенадцать Ju.87D), разведывательной (два Bf.109G-12, один Та.154, два Ме.262, два Fi.156,), транспортной (два Ju52/Зm) и учебно-вспомогательной (два Bf.109, два Fi.156, два У-2, один Hе.111, один Do.17).
 19.12.44 г. Антилевский был назначен командиром 2-й штурмовой эскадрильи. Эскадрилья имела на вооружении двенадцать пикирующих бомбардировщиков Ju.87D. С учетом осложнявшейся ситуации на фронте ее вскоре перенацелили на ночную работу, переименовав во 2-ю эскадрилью ночных штурмовиков (Nachstchlahtstaffel 2).
 4.02.45 г. на аэродроме в Хебе командующий РОА генерал Власов[9] устроил смотр авиации.
5.02.45 г. Антилевскому было присвоено воинское звание капитан РОА. К этому времени он был награжден двумя медалями и именными часами, которые ему вручил генерал-лейтенант РОА Власов лично.
22.03.45 печатный орган ВВС РОА журнал «Hаши крылья» писал: «Стоя плечом к плечу со свободомыслящим русским человеком и всем миром, открыто заявляем: мы, лучшие из летчиков, вступаем в ряды РОА и даем торжественную присягу - все свои силы, а если понадобится, то и жизнь, от дать за освобождение нашей страны от большевизма. Мы ждем лишь приказа, чтобы взять в руки штурвал самолета и направить наши машины в бой за светлое будущее».
Эскадрилья Антилевского перебазировалась в Hемецкий Брод.
13.04.45 г. она выполнила первые боевые вылеты на поддержку наступления 1-й пехотной дивизии РОА на плацдарме «Эрленгоф» в районе Одера в полосе 119-го УРа 33-й армии 1-го Белорусского фронта.
Атаку власовцев на советские позиции поддержали 6 самолетов с Андреевской символикой на фюзеляже. 4 самолета прикрывали атакующих и бомбили плацдарм в глубине, 2 самолета атаковали командный пункт... на восточном берегу Одера и бомбили артиллерийские позиции[10].
 20.04.45 г. части РОА из Хеба и Марианске Лазне, находившиеся неподалеку от линии продвижения американцев, пешком направились на юг, оставив технику и самолеты на базах.
27.04.45 г. части ВВС РОА на дороге между Цвизелем и Регенсбургом начали сдавать оружие американцам. Генерал-майор РОА Мальцев успел связаться с Власовым, предложив ему перелететь в нейтральную страну, Испанию или Португалию, где тот мог бы укрыться. К вылету был подготовлен Fi.156 капитана РОА Антилевского, но Власов отверг эту мысль, сочтя невозможным покинуть свою армию в тяжелейшую минуту.
30.04.45 г. Антилевский сдался в Лангдорфе американцам. Условия оказались не очень утешительными - начштаба XII корпуса 3-й американской армии бригадный генерал Ральф Канаян не имел полномочий вести речь о предоставлении политического убежища без санкции президента или Конгресса и предложил сдаться под свое личное обещание не выдавать их советским представителям. Власовцам не оставалось ни чего другого, как принять эти гарантии, надеясь на зреющие противоречия между союзниками.
Не все из сдавшихся американцам разделяли эти надежды. Перед самым разоружением исчезли трое бывших белоэмигрантов, имевших опыт в таких делах и решивших полагаться на свою удачу. Следы командира полка Байдака и двух офицеров его штаба так и не отыскались.
Оставшиеся в Hемецком Броде власовцы продолжали боевые вылеты вплоть до первых чисел мая. В эти дни солдаты 1-й пехотной дивизии РОА выступили на стороне восставших жителей Праги. Участвуя в уличных боях, части РОА блокировали аэродром Рузин, заставив немцев прекратить вылеты с него, и не допустив бомбардировок и разрушения Праги. Несколько вылетов немецкие летчики все же совершили, нанеся тяжелые потери восставшим.
Эти события не замедлили сказаться на отношениях авиаторов РОА с соседями-немцами, переставшими доверять «коварным русским». После шумного разрыва со вчерашними соратниками, власовцы бросили свои машины на аэродроме, сожгли запасы бензина и двинулись, куда глаза глядят. Большинство из них попали в плен советским войскам, лишь один из летчиков все же решился взлететь и покинул аэродром в неизвестном направлении.
12.06.45 г. при попытке пробраться в Советский Союз Антилевский был изобличен, арестован сотрудниками НКВД и предан суду военного трибунала.
В материалах его следственного дела указывается, что «Антилевский признан виновным в том, что, оказавшись в августе 1943 г. в немецком плену, сообщил противнику известные ему сведения о расположении частей своей авиадивизии и марках самолетов, состоящих на вооружении части.
В конце 1943 г. добровольно вступил в Российскую освободительную армию (РОА), был назначен командиром эскадрильи и занимался перегонкой самолетов с немецких авиазаводов к линии фронта…
Кроме того, подписал «воззвание» к советским гражданам, в котором возводилась клевета на советскую действительность и руководителей государства…
Также неоднократно выступал по радио и в печати с призывами к советским гражданам вести борьбу против Советской власти и переходить на сторону немецко-фашистских войск.
После капитуляции Германии пытался пробраться на территорию СССР при помощи фиктивных документов, выданных на имя некоего Березовского.
На предварительном следствии и в судебном заседании Антилевский виновным себя признал…
Хотя неоднократно имел возможность перелететь на самолете через линию фронта в тыл Красной армии, либо в третью страну, не делал этого из-за боязни ответственности за содеянное.
Награждался лично генералом Власовым А.А. двумя медалями и наручными часами.
После капитуляции Германии, находясь в Чехословакии, вступил в лжепартизанский отряд, где получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского, с помощью которых пытался легализоваться в СССР.
Преступная деятельность Антилевского в плену подтверждается показаниями свидетелей…
У Антилевского изъяты справки, свидетельствующие о том, что некто Березовский Борис является членом партизанского отряда «Красная искра» и участвовал в боях с фашистами[11]».
25.07.46 г. военным трибуналом Московского военного округа на основании ст. 58-1 «б» УК РСФСР Антилевский Бронислав Романович был осужден к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего имущества, и в тот же день расстрелян. Однако данных о приведении приговора в исполнение в деле нет[12].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.07.50 г. Антилевский Бронислав Романович был лишен звания Герой Советского Союза, а также орденов Ленина и Красного Знамени.
В 2001 г. после повторного рассмотрения дела Антилевского Главная военная прокуратура признала: «Антилевский Бронислав Романович осуждён законно и реабилитации не подлежит».

Примечания:
 [1] С 30.11.39 по 13.03.40 гг. 21-й дбап потерял 11 самолетов в авариях и катастрофах, 3 бомбардировщика были сбиты, а 2 пропали без вести.
 [2] Захаров Г.Н. Указ. соч. С. 184.
 [3] Захаров Г.Н. Указ. соч. С. 187.
 [4] Мальцев Виктор Иванович (1895-1946), полковник РККА (1935), генерал-майор РОА (1944). Русский. Служил в РККА в 1918-38 гг. В 1919 г. окончил Егорьевскую школу военных летчиков. Член ВКП(б) с 1925 г. В 1925-27 гг. - начальник Центрального аэродрома, в 1927-31 гг. - помощник начальника Управления ВВС СибВО, в 1931-37 гг. начальник ВВС СибВО, в 1937-38 гг. начальник Туркменского управления ГВФ. 11.03.38 г. арестован, 5.09.39 г.освобожден за не доказанностью обвинения. В 1939-41 г. - начальник санатория ГВФ в Ялте. Летом 1942 г. явился в немецкую военную комендатуру и предложил свои услуги. Был назначен бургомистром Ялты. В 1943 г. добровольно вступил в РОА. Ему было присвоено воинское звание полковник РОА. Вербовал советских военнопленных в РОА. В конце 1944 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор РОА. Участвовал в боевых действиях на стороне фашистской Германии. Командовал ВВС РОА. Награжден золотым и серебряным знаками отличия для восточных народов «За храбрость» с мечами. В апреле 1945 г. сдался американцам. Осенью 1945 г. был выдан советской репатриационной комиссии и предан суду военного трибунала. 2.08.46 г. повешен.
 [5] Антилевский М. Расколотое небо. Авиация генерала Власова // История авиации. - 2000. - №2.
 [6] Бычков Семен Трофимович (1919-1946), капитан РККА (1943), майор РОА (1944). Русский. Служил в РККА в 1939-43 гг. Окончил Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу летчиков. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был заместителем командира 482-го иап 322-й иад. Совершил 230 боевых вылетов, провел 60 воздушных боев, сбил 15 самолетов лично и 1 в группе. Награжден двумя орденами Красного Знамени. В 1942 г. осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей за аварию. 1.10.42 г. судимость снята. 2.09.43 г. удостоен звания Герой Советского Союза. 10.12.43 г. был сбит огнем зенитной артиллерии, ранен и попал в плен. В 1944 г. вступил в РОА. Был командиром 5-й истребительной эскадрильи 1-го авиаполка ВВС РОА. Принимал участие в боях на стороне фашистской Германии. В апреле 1945 г. сдался американцам. Осенью 1945 г. выдан советской репатриационной комиссии, предан суду военного трибунала и 4.11.46 г. расстрелян. 21.03.47 г. лишен всех наград и звания Герой Советского Союза.
 [7] Доброволец. – 1944. – 29 марта. - № 26 (94).
 [8] Копейкин А. Указом Президиума Верховного Совета СССР лишить звания Героя // Газета «Коммуна». - 23.07.03.
 [9] Власов Андрей Андреевич (1901-1946), генерал-лейтенант РККА (1942), генерал-лейтенант РОА (1944). Русский. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. Служил в РККА в 1920-42 гг. Окончил 24-е Нижегородские советские пехотные курсы командного состава РККА. Командовал взводом, ротой, был начальником полковой школы. Окончил курсы «Выстрел» в 1929 г. Член ВКП(б) с 1930 г. С 1933 г. служил в штабе ЛВО. В 1937-38 гг. был членом Военного трибунала ЛВО, а затем КОВО. 19.02.38 г. майор Власов был назначен командиром 133-го стрелкового полка 72-й стрелковой дивизии. Награжден медалью «ХХ лет РККА». 16.08.38 г. ему было присвоено воинское звание полковник. Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в сентябре 1938 - декабре 1939 гг. Награжден китайским орденом Золотого Дракона. 10.01.40 г. назначен командиром 99-й стрелковой дивизии. 5.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор. 22.02.41 г. награжден орденом Ленина. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 4-м мехкорпусом, 37-й армией (Юго-Западный фронт), 20-й армией (Западный фронт). 24.01.42 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант. 1.02.42 г. награжден орденом Красного Знамени. В марте 1942 г. назначен зам. командующего Волховским фронтом, а затем командующим 2-й ударной армией. В июле 1942 г. попал в окружение и сдался в плен. Возглавил сформированную из советских военнопленных Русскую Освободительную Армию. Участвовал в боевых действиях на стороне фашистской Германии. В мае 1945 г. был арестован и предан суду военного трибунала. 2.08.46 г. повешен.
 [10] Чуев С. Власовцы – пасынки Третьего Рейха. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. С. 389.
 [11] Звягинцев В.Е. Трибунал для героев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. С. 299.
 [12]Существует версия, что Антилевский в мае 1945 г. сумел скрыться от советского правосудия на территории Испании, где был замечен в 70-х гг. См. подробнее: Антилевский М. Расколотое небо. Авиация генерала Власова // История авиации. – 2000. - №2.


Рецензии