Отражение в отраженных лучах

ПЕТРОВИЧ ВЛАДИМИР - ТРЕТЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ "ВЕРНИСАЖ 4" ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

«Отражение» в отраженных лучах.
(Три мини миниатюры)

              Мне кажется, увидеть в картине Романа Величко только горсть разбросанных черешен – это ничего не увидеть, ничего не понять. Изображение черешни, полуфантастического неба, островка на линии горизонта, и только – вряд ли основная цель художника. Это лишь средство. Скорее всего, не просто так выбрано и само название картины -  «Отражение». Полагаю, художник имел в виду не только отражение, как физическое явление, запечатленное средствами живописи на его картине, но и то, как она (картина) отразится в сознании зрителя, как воспримет, отразит ее воображение зрителя. Понимая, что все это индивидуально, что важны не только способность к восприятию и воображению, к осмыслению и анализу, но и жизненный опыт, и память, художник как бы предлагает зрителю самому дописать или даже переписать картину. Как бы создать ее отражение. Так солнечный свет, пройдя сквозь предмет или отразившись от него, несет в себе характеристику этого предмета. Достаточно пропустить его через стеклянную призму, и вот она - эта характеристика.

             Отражение, прошедшее через призму моего «я», я попытался представить в трех основных цветах.

            «Отражение» синее. Колорит.
            Синие, голубые, сиреневые, фиолетовые тона занимают большую часть площади картины. Они у художника теплые, притягивающие взгляд.
            Парадоксально, но для меня картина Величко созвучна картине Юрия Пименова «Ожидание».
            На фоне заоконного дождя телефон со снятой трубкой. И всё. Так же скупо, просто и понятно. И нисколько не смущает то, что у Пименова картина решена в серо-синих холодных тонах, подчеркивающих драматизм ситуации, а на картине Величко тепло, радостно, а если что и немного настораживает, так это необычное желтое облако.

            «Отражение» желтое. Философия.
            Вглядитесь в это нависшее над причудливо деформированной вазой желто-оранжевое облако. Совсем немного воображения и вы увидите в нем профиль человеческого лица, которое  напряженно вглядывается в свое отражение в вазе. Или в оставшуюся в вазе черешню?
            Что истинно, а что только отражение истинного? Черешня оставшаяся в вазе, или  другая, то ли падающая, то ли взлетающая, то ли отраженная – миражная? Может быть, и все в мире относительно, все условно…
            У меня содержание картины ассоциируется с древнекитайской философской притчей.
            Мудрец Чжуан-Цзы, проснувшись, не мог понять, кто он? Чжуан-Цзы, которому только что снился мотылек, или мотылек, которому снится Чжуан-Цзы?
            Все в мире относительно, все условно… Может быть, и мы сами всего лишь отражение? Отражение чего-то огромного, всеобъемлющего... Может быть именно того, кого мы называем Богом. Мне кажется, идея картины Романа Величко как раз в этом.
И не принципиально, что именно наводит на подобные мысли: мотылек ли, черешни…
 
            «Отражение» красное. Память.
            Центром композиции, безусловно, являются черешни. Точнее, одна, оставшаяся в вазе. Можно вспомнить и сопоставить картины Евсея Моисеенко или Татьяны Гладковой, в которых центр композиции так же черешня.            
            Но, память.
            У меня на ладони пять черешневых косточек. Девушка в одиночку шла на перевал. Она считала себя опытной альпинисткой. В рюкзаке, в коробке из-под обуви первые черешни. Для меня. Я этого не знал и привез для нее первые черешни с местийского базара. В Верхней Сванети черешня не растет.
            Но мы не встретились…
            От ее черешен я храню пять косточек. И не могу до сих пор смотреть ни на черешни, ни на вишни.
            Даже на картине…

            Автор, простите меня.


Рецензии