C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Региональное сотрудничество Узбекистана

11.01.2005. После развала СССР, руководство Узбекистана, вопреки экономической целесообразности, взяло курс на отдаление от России и других стран СНГ в расчете на сближение с Западом, его финансовую и политическую поддержку. Ввиду неэффективности экономики и государственной системы, его помощь ушла в песок. А самоизоляция Узбекистана от традиционных партнеров привела к разрыву производственных цепочек, возрастающему дефициту комплектующих материалов, свертыванию многолетних, устоявшихся корпорационных связей между предприятиями.

От ломки разветвленных хозяйственных связей, нарушения их пропорций, больше всех пострадал сам Узбекистан. Ошибки в определении экономических и политических приоритетов привели к утрате достаточно емкого рынка, снижению активности экономических отношений с другими странами СНГ, свертыванию внешнеторгового оборота. Местному производству был нанесен чувствительный удар. Участились перебои во всех сферах производства, появились крупные запасы нереализованной продукции. Убытки понесли даже успешно работавшие предприятия, часть которых находится на грани развала или обанкротилась полностью.

В настоящее время рынок Узбекистана по насыщенности товарами, их качеству и ассортименту, существенно уступает рынкам соседних стран. Цены на товары широкого потребления в 2-3 раза выше, чем у них.

Снижение конкурентоспособности производства, массовый приток дешевых импортных товаров в Узбекистан и адекватный отток твердой валюты за рубеж, вынудили правительство принять ограничительные меры. Таможенные пошлины, достигшие ранее 90%, ныне стабилизировались на уровне 70% от стоимости импорта, что во много раз больше, чем в других странах.

Трудно добиться роста темпов экономического развития без подключения к региональным интеграционным процессам. Возможности для этого имеются.
В регионе образованы интеграционные объединения, такие, как ЦАС, Евразийский союз, ШОС, не говоря уже об СНГ. Их целью является создание единого экономического пространства, расширение торгово-экономических отношений.

Наиболее активные их участники работают над согласованием законов, упрощением таможенного и пограничного режима, гармонизацией налоговых и таможенных систем, унификацией стандартов товаров и услуг, развитием банковской системы, нацеленным на облегчение выполнения взаимных валютных платежей, решением проблем совместной защиты окружающей среды и т.п. Задача – обеспечить свободное перемещение рабочей силы, капитала, товаров и услуг на всей территории членов региональных объединений, как в Европейском союзе.

Посредством постепенного согласования законов, приближения промышленных стандартов, правил деловой активности, они стремятся создать в регионе выровненную площадку, на которой на равных условиях смогут состязаться все компании и фирмы региона.

Развитие интеграционных процессов, несомненно, будет способствовать созданию общего рынка, расширению производства, выпуску широкого ассортимента конкурентоспособных товаров и услуг, занятию каждым государством своего места в международном разделении труда. Узбекистан в этих процессах активного участия не принимает и информацию на эту тематику в СМИ не публикует.

Активное участие Узбекистана в региональных процессах позволило бы ему решить многие экономические и социальные проблемы, вызывающие сегодня глубокую озабоченность общества, открыть путь жителям региона свободно сотрудничать, общаться друг с другом, как в былые времена.

Правительство Узбекистана недавно выступило с инициативой о создании в регионе общего рынка. Но это был чисто пропагандистский ход, которого никто не принял всерьез, наглядно убеждаясь в том, что оно на самом деле проводит прямо противоположный курс.

Конкуренция – это беспощадная борьба за рынки сбыта, ускорение темпов развития, улучшение благосостояния народа. Вперед вырываются те фирмы и страны, которые предлагают более качественные и дешевые товары.

Созданы ли нашим товаропроизводителям необходимые условия для участия в конкурентной борьбе в регионе? Можно однозначно ответить – нет. Во-первых, производительность труда в Узбекистане на много ниже, а себестоимость промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2-3 раза выше, чем в соседних странах, о причинах которых изложено в предыдущих статьях. Во-вторых, из-за скудости золотовалютных резервов (информация о которых засекречена, так как хвалиться нечем) ограничена возможность свободной конвертации сума в твердую валюту для закупки современной техники и оборудования с целью совершенствования технической и технологической оснащенности местного производства.

Изложенное, а также высокие и таможенные тарифы, разгул коррупции и многие другие факторы не позволяют повышать качество и снижать себестоимость продукции, выдерживать конкуренцию.

Какие меры принимает правительство для создания выгодных конкурентных условий своим товаропроизводителям? Оно начало ограничивать импорт, доступ к валютным ресурсам еще с 1996 г и эта тенденция продолжает усиливаться из года в год. В настоящее время Узбекистан смахивает на осажденную крепость. Границы со всеми соседними государствами закрыты. Власти принудительно выселяют жителей приграничной полосы. Вначале снесли бульдозерами дома и постройки, находящиеся до 50 метров от линии границы. Теперь расширяют разделительную полосу до 150 метров.

Граница у населенных пунктов ограждена колючей проволокой и усиленной охраной, а остальная ее часть - минными полями. До крайности усложнен порядок прохождения товаров, услуг, транспорта, людей через границу, будто Узбекистан находится в окружении агрессивных врагов.

Наряду с высокими таможенными тарифами, введен жесткий порядок оформления импорта. Предъявляются высокие нормативные требования к предприятиям оптовой торговли импортом. Их обязывают иметь крупные оборотные средства и разветвленную торговую инфраструктуру, что выгодно небольшой группе бизнесменов, связанных с правящей элитой. Цель очевидна – это - выдавливание из «игры» мелких и средних импортеров, «челноков», снижение доли импорта в розничном товарообороте; - защита местных товаропроизводителей от сильных зарубежных конкурентов; - дальнейшее сокращение утечки твердой валюты за рубеж; - отсрочка, хотя бы на некоторое время, сокрушительного обвала узбекского сума на рынке валют.


В нарушение Конституции, декларирующей право граждан свободно передвигаться по республике, а также право въезда и выезда из нее, неприкосновенность частной собственности, правительство приняло постановления №387 от 12.08.2004 г и №413 от 2.09.2004г. Согласно им, все «челноки» и мелкие фирмы-импортеры обязаны пройти перерегистрацию одновременно в трех учреждениях – в налоговой инспекции (ГНИ), Агентстве по внешним экономическим связям и таможенных органах, в качестве участников внешнеэкономической деятельности, на новых, ограничивающих права коммерсантов, условиях.

На оформление лицензии и других разрешительных документов нужно потратить много времени и средств. При существующих требованиях к импортерам и продавцам импортными товарами, лицензия с ограниченным сроком действия позволяет провести не более 2-3 импортных операций, что не окупает даже затрат на ее приобретение.

Следует отметить, что реализация указанных постановлений вначале была отложена до нового года, теперь – до апреля 2005 года. При этом власти были вынуждены принять во внимание массовые выступления мелких предпринимателей, торговцев импортными товарами против указанных постановлений правительства, противозаконных конфискаций их имущества, находящегося дома, в складских помещениях.

Изложенные меры правительства привели к резкому повышению цен на местные и особенно импортные товары, дальнейшему сокращению потребительского спроса со стороны подавляющего большинства населения, а также спроса на твердую валюту.

Развитию регионального сотрудничества препятствуют действия и правоохранительных органов. Настоящей обструкции подвергаются водители грузовых и легковых автомобилей соседних государств, оказавшиеся на территории Узбекистана. Их без каких-либо оснований может остановить любой инспектор ГАИ и не отпускать до тех пор, пока не получит взятку.

Унизительным проверкам, запугиваниям, вымогательствам подвергаются и простые граждане соседних стран, провозящие в сумках, коробках, чемоданах личные вещи и товары.

В свою очередь адекватным издевательствам подвергаются наши водители и граждане в соседних странах, особенно в Казахстане. В нагнетании подобных страстей немаловажную роль играет крайне низкий имидж Узбекистана в регионе и на мировой арене. К нашим гражданам, уже по привычке, относятся как к людям второго сорта, рассматривают их как самых бедных, беззащитных людей, вынужденных скитаться в других странах в поисках лучшей доли.

В настоящее время прокладывается скоростная автомагистраль, связывающая страны СНГ и Европы с морскими портами Персидского залива через территории Афганистана и Ирана. Цель – расширение рынка транзита евроазиатского трафика по территории Узбекистана, расширение регионального торгово-экономического сотрудничества. Если не удастся положить конец беспределу сотрудников ГАИ, пиратствующих на дорогах, многократно сократить их численность, то они без зазрения совести провалят и этот дорогостоящий и в целом весьма перспективный проект.

Развивать региональное торгово-экономическое сотрудничество можно посредством обеспечения постоянного присутствия наших товаропроизводителей на рынках Центральной Азии. Чтобы побеждать акул бизнеса в регионе, улучшить инвестиционный климат, нужно открыть границу, «железные занавесы», создать выгодные условия для ведения бизнеса, повышения экспортных возможностей страны.

Побеждает тот предприниматель, у которого больше информации о динамике рынка, производственных возможностях, сильных и слабых сторонах своих соперников, кто умеет производить ходовой, качественный, дешевый товар.

Закрыв границу, наше правительство само подталкивает соседние государства чинить препятствия на пути продвижения товаров и услуг из Узбекистана на рынки региона, ограничивает приток иностранных инвестиций.

Закрытие границ, резкое ограничение импорта, ужесточение процедуры ее пересечения – это неоспоримый признак слабости, неконкурентоспособности экономики Узбекистана. Поэтому, несмотря на многочисленные обещания руководства, он не располагает возможностью принимать активное участие в интеграционных процессах, в создании зоны свободной торговли в Центральной Азии, развивать региональное сотрудничество даже в ограниченных объемах.

Вновь открыв границу, правительство не сможет воспрепятствовать нашествию более качественных и дешевых товаров в страну ни квотами, ни высокими пошлинами. Избежать свертывания местного производства и сокрушительного обесценивания слабейшей валюты региона – сума, не удастся. Более конкурентоспособная промышленность сопредельных государств может легко раздавить нашу хрупкую экономику.

Судя по всему, тенденция дальнейшего укрепления границ, сокращения импорта, свертывания регионального торгово-экономического сотрудничества будет продолжаться. По изложенным причинам Узбекистан будет ограничиваться формальным участием в работе органов СНГ, региональных объединений.

Узбекистан связан со странами СНГ общностью интересов, целей, исторических судеб и схожестью решаемых проблем. Мы обязаны использовать взаимную дополняемость экономик, взаимозависимый и не столь требовательный рынок постсоветского пространства.

Нашими важнейшими торгово-экономическими партнерами были и должны остаться Россия и другие страны СНГ, на рынках которых может найти сбыт продукция наших товаропроизводителей, так как мы еще долго не сможем производить товары, соответствующие мировым стандартам. Экономическая целесообразность требует восстановления разносторонних торгово-экономических отношений между предприятиями и государствами региона, их взаимодействия в едином экономическом пространстве. Альтернативы этому пути нет.

Узбекистан должен принимать активное участие в евразийских процессах. Расширять региональное торгово-экономическое сотрудничество следует при одновременном создании условий для повышения конкурентоспособности наших компаний, защищая их интересы, а также проведением предсказуемой, стабильной денежно-кредитной и валютной политики. С учетом изложенных обстоятельств, придется открывать границы постепенно, с предельной осторожностью.


Рецензии