Здравоохранение в Узбекистане

19.01.2005. До 1992 года уровень здравоохранения в Узбекистане соответствовал требованиям мирового стандарта. Обеспечивался равный доступ граждан к комплексу базовых медицинских услуг. Существовала целостная система лечения, профилактики, реабилитации и санитарно-эпидемиологического надзора, достигнут высокий профессионализм кадров.

За годы независимости от целостной системы здравоохранения остались лишь воспоминания. Эффективную систему социальной защиты и здравоохранения при парализованной экономике поддерживать и тем более создать невозможно. От хронического недофинансирования и некомпетентного руководства страдают почти все государственные лечебные заведения. По этой причине проведенные реформы здравоохранения привели и ведут к дальнейшему расширению платной медицины за счет сокращения бесплатной, свертыванию и без того куцых социальных гарантий.

Расплодив нищету в медицине, мы пожинаем горькие плоды. Произошло разрушение многих лечебных учреждений, прежде всего амбулаторно-поликлинической сети. Подавляющее большинство ведомственных санаторий-профилакторий, домов отдыха, детских (пионерских) лагерей закрыто или приватизировано. Мало что осталось от системы массового спорта так же, как и от оздоровительно-физкультурных комплексов. Элитные ОФК, главным образом теннисные корты, построенные в Ташкенте и ряде областных центров, которые можно пересчитать на пальцах, дорогие, не всякому по карману. Перестали финансировать проведение ежегодных диспансеризаций граждан, деятельность здравпунктов.

Стало проблемой восстановление утраченного здоровья тружеников. Нищета здравоохранения привела к ухудшению качества лечения в стационарах. Оборудование и аппаратура в большинстве больниц изношено, устарело. Численность физически истощенных, больных хроническими заболеваниями растет из года в год. Воспользоваться услугами платной медицины, здравниц могут лишь избранные.

Резко ухудшилось социальное положение медицинских работников. Врач с высшим образованием получает в среднем до 50, медсестра - до 30, няня – до 20 долларов в месяц.
Существенно ухудшились качество и доступность бесплатных медицинских услуг. В государственных, формально бесплатных медучреждениях, медработники вынуждены вымогать мзду за оказываемые услуги, получение возможности стационарного лечения, спальных и лечебных принадлежностей. Почти все больные оплачивают стоимость лекарств, питания. Энергичные и высококвалифицированные врачи, медицинские работники, не оцененные по достоинству со стороны властей, реализуют себя в частной медицине или уезжают за рубеж.

На фоне разрушения системы здравоохранения, роста стоимости медицинских услуг и снижения их качества, появилась целая армия лицензированных "народных целителей", "экстрасенсов" и прочих шарлатанов, наживающихся на неразборчивости и бедности граждан, а также врачей, завышающих тарифы на платные услуги.
Цены на лекарства в несколько раз дороже, чем в соседних странах, что является следствием высоких таможенных пошлин и монополизации оптового импорта лекарственных препаратов немногими бизнесменами, приближенными к властной элите.

Навести порядок в сфере здравоохранения очень трудно, но можно. Для этого следует поощрять создание независимых общественных организаций, наподобие Ассоциации медицинских работников, союзов или объединений врачей по профилирующим специальностям, с возложением на них части государственных задач. Целесообразно поручить им выдачу лицензий частнопрактикующим медработникам.

Перспективным представляется европейская модель государственного медицинского страхования, которую можно адаптировать к нашим условиям. Однако галопирующая инфляция способна погубить даже хорошо налаженную систему дополнительного медицинского страхования. Чтобы не погубить полезное начинание, средства, поступающие в ее фонд, следует автоматически конвертировать в твердую валюту. Таким образом, можно гарантировать доступность квалифицированной медицинской помощи и малообеспеченным гражданам. Целесообразно развивать частную медицину и дополнительное добровольное медицинское страхование при условии четкого разграничения сферы деятельности государственного и коммерческого секторов в здравоохранении.

Как бы тяжело ни было, нужно сохранить государственную систему бесплатного здравоохранения при допустимости коммерческой медицины, как дополнения к государственному, а также сохранить лечебно-курортную помощь нуждающимся, хотя бы в ныне существующих масштабах. Подавляющее большинство населения живет ниже черты бедности, а часть – в абсолютной нищете. Было бы крайне безнравственно оставить их в беде.

Изложенные меры предполагают активное участие общественных организаций в определении перечня видов медицинской помощи, финансируемой за счет госбюджета, условий и порядка ее предоставления, перечня централизованно поставляемых медикаментов, бесплатных или относительно дешевых лекарств для хронических больных: сахарным диабетом, онкологическим и сердечным заболеваниями и т.д., которых следует регулярно публиковать в республиканской печати.

Независимые, подконтрольные представительным органам власти комиссии должны осуществлять конкурсный отбор поставщиков качественных и дешевых лекарственных препаратов, как импортных, так и местного производства.

Наличие четко разработанных нормативов и стандартов, рамок корпоративного поведения медработников позволят вести действенную борьбу с неконтролируемыми поборами в больницах и клиниках, обяжут врача применять более дешевые и эффективные лекарства, с чем госаппарат не справлялся и никогда не сможет справиться.

При такой постановке дела медработникам будет сложнее перехитрить, обмануть друг друга, государство и пациентов. Сами медработники быстро наведут порядок в своей сфере. Передача решения части государственных задач общественным организациям сэкономит средства госбюджета, сократит бюрократию. Работать так окажется дешевле, надежнее, эффективнее.

Для обеспечения доступного и качественного здравоохранения, помимо вышеизложенного, необходимо: - повысить статус медработников и постепенно решать их социальные проблемы;

- гарантировать бесперебойную работу бесплатной "скорой помощи", экстренную бесплатную медицинскую помощь в несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях на всей территории страны;

- установить жесткий общественный контроль за деятельностью фондов медицинского страхования, обязав их регулярно отчитываться перед органами представительной власти и попечительскими советами, добиваться от них оплаты реальных тарифов оказанных медицинских услуг, наладить вычеты расходов на медицинское обслуживание из базы социального налога;

- укрепить систему предупреждения инфекционных заболеваний, особенно среди подрастающего поколения;

- определить перечень организаций, призванных разрабатывать тарифы медицинских услуг, стандарты медицинской помощи, обеспечивать действенный мониторинг за ними;

- неуклонно следовать кодексу чести медработника - клятве Гиппократа, проводить независимую экспертизу работы отдельных врачей, медицинских учреждений, страховых медицинских организаций и аннулировать лицензии у тех, кто не обеспечивает достойный уровень медицинского обслуживания, корпоративную этику в сфере здравоохранения;

- шире пропагандировать здоровый образ жизни.

2005 г объявлен Годом здоровья. Принята хорошая программа развития здравоохранения в Узбекистане. Будет уместно записать к заслугам правительства, если удастся финансировать и реализовать в этом году хотя бы 50% того, что в нее включено.


Рецензии