Коррупция в Узбекистане

08.02.2005. Коррупция процветает махровым цветом в тех странах, где сама власть нарушает законы, где отсутствует свобода слова и печати, гражданский контроль за властью, государственными органами, распределением бюджетных ресурсов, госзаказов. Узбекистан – один из них.

У любого следствия есть свои причины. Коррупция закрепилась, пустила глубокие корни по вине самой власти. Определяющую роль в этом сыграли: подбор и расстановка кадров не по деловым качествам, честности, а с учетом их политической лояльности правящему режиму; личной преданности вышестоящему начальству; потворство купле-продаже высокодоходных, «хлебных» должностей; независимость должностных лиц от избирателей, общественного мнения.

По служебной лестнице быстрее продвигался свой человек и тот, кто давал взятки больше других. Взятки вымогались и за возможность встречи с высокопоставленными должностными лицами, положительное решение личного вопроса.

В результате, на важные должности пробралось немало нечестных карьеристов, подхалимов, обладающих уникальными способностями втереться в доверие вышестоящего начальства, Президента, умеющих мастерски извиваться, изгибаться перед ними, чтобы под личиной политической лояльности, лести, покорности безнаказанно злоупотреблять служебным положением, заниматься мздоимством, разворовыванием бюджетных средств. Как метко заметил известный журналист Карим Бахриев, «Бандит грабит людей, запугивая их и наводя страх. Подхалим тоже грабит народ, но делает это, восхваляя правителей».

Чиновник, получивший по блату или купивший, по сути, должность, рассматривает ее в качестве источника своего обогащения и изыскивает тысячи способов, чтобы поживиться за счет государства, народа, не рискуя при этом ничем. Награбленное различными махинациями имущество по законам Узбекистана конфискации не подлежит.
Отмена имущественного наказания дала импульс растаскиванию богатств страны, побудило лихоимцев проявлять большую изобретательность в злоупотреблении должностью.

Жажда наживы и карьерного роста побуждает нахрапистого чиновника быстрее приспосабливаться к сложившейся обстановке, демонстрировать показную лояльность правящему режиму, избегать обсуждения острых социальных, экономических, политических проблем. Такое поведение служит взяточнику охранной грамотой личной безопасности, ограждает от многих неприятностей со стороны власти, назойливых проверок надзорных служб, дает карт-бланш мздоимству и другим правонарушениям.

Расширению масштабов коррупции в госаппарате серьезное воздействие оказали фактическая бесконтрольность чиновников, которая развратила многих. К ним следует добавить мизерную зарплату, высокие налоговые и таможенные ставки, побуждающие хозяйствующие субъекты уклоняться от их уплаты, беспрецедентно широкое развитие теневой экономики.

В распоряжении высокопоставленных чиновников, олицетворяющих государственную власть, имеются реальные рычаги управления. Они свободно распоряжаются бюджетными средствами, фондами, госсобственностью, природными и земельными ресурсами, не неся ответственности ни за что.

Действующие законы, поступающие сверху распоряжения, недобросовестный чиновник пропускает через призму собственной выгоды, чтобы безнаказанно пополнять свой кошелек. Ведь он должен не только компенсировать потраченные средства на приобретение должности, материально поддерживать начальство, но и умножать свое состояние. В законодательстве слишком много пробелов, которые позволяют прикарманивать государственные средства, уклоняться от налогов. Так, за «выигрыш» тендера, госзаказа приходится давать наличными до 10% от суммы контракта. Доля взятки существенно возрастает при реализации госсобственности, недвижимости, имущества приватизируемых предприятий.

На протяжении 11 лет (1992-2002 г.г.) разница между официальным и рыночным курсами узбекского сума составляла, с временными отклонениями в ту или иную сторону, 200-250%. Кроме того, за 1000 сум безналичной оплаты давали и дают 700-800 сум наличными. Большая разница при конвертации валюты, в форме оплаты создала почву для крупных валютно-финансовых махинаций в банковской сфере, во взаиморасчетах между хозяйствующими субъектами.

Разгул коррупции среди руководящих работников развязывает руки подчиненным, рядовым чиновникам, рамки действий которых значительно уже. Они выдают многочисленные разрешительные документы, лицензии, сертификаты, свидетельства, справки… Пользуясь административными рычагами и иезуитскими приемами, большая их часть оказывает давление на клиентов, просителей, вымогает взятки за любые услуги.

На успех могут рассчитывать те хозяйствующие субъекты, совместные предприятия, которые имеют «крышу» во властных структурах. «Крыша» приближает их к государственной кормушке, облегчает доступ к бюджетным средствам, госзаказам, провоз товаров и валютных ценностей через границу, использовать служебную информацию для незаконного обогащения. Но самое главное, они обеспечивают себя, кто фанерным, а кто железобетонным прикрытием от наскоков правоохранительных, налоговых и таможенных служб. Без указания сверху никто из них не решится наносить ущерб интересам влиятельных фигур государственной власти. Ведь в условиях беззакония можно придраться к любому честному проверяющему и образцово наказать, чтобы неповадно было возможным его последователям.

Коррупция, теневая экономика бьют по доходам бюджетов всех уровней. Они ежегодно недополучают порядка 60% доходов, а цены на товары и услуги накручиваются дополнительно на 20-30%. Примерно на столько же увеличивается стоимость построенных объектов, приобретенной техники и оборудования. Коррумпированное чиновничество на всем этом паразитирует, гребет шальные деньги.

Очевидные всем факты каким-то чудом прошли и проходят мимо «больших ушей» и «зрячих глаз» СНБ, МВД, прокуратуры, которые обязаны следит за правопорядком. Я не припомню случая освобождения чиновника от занимаемой должности за вольное обращение с казенными деньгами, нарушение закона «О бюджете», присвоение государственного имущества, хотя кое-что в этом плане в последнее время начали предпринимать.

«Хлебная» должность, связанная с распределением бюджетных средств, госзаказов, решением вопросов юридических и физических лиц, рядовых граждан, несмотря на мизерную зарплату (50-80 долларов), служит в качестве источника богатства. Не случайно, самые богатые люди в Узбекистане – это в основном бывшие и настоящие высокопоставленные должностные лица.

Реальные перспективы легкого и безнаказанного обогащения не дают покоя взяточникам. Невзирая на высокомерное отношение к ним со стороны начальства, унижения, они крепко цепляются за свои должности, готовы выложить приличные «выкупные» за очередное продвижение по аппаратной лестнице.

Неистребимый дух наживы, грязная аппаратная игра в госаппарате многих не устраивает. Но выйти из нее без потерь сложно. Чиновник, добровольно уволившийся или освобожденный от занимаемой должности, автоматически лишается доверия спецслужб, а значит – власти, попадает в список неблагонадежных лиц.

Судьбу госслужащего решают вышестоящее начальство и курирующие отрасль службы СНБ, реализующие на практике кадровую политику правительства. Чиновники больше всего боятся преследования со стороны начальства, спецслужб и потому изыскивают пути, чтобы договориться с ними. При их благосклонном отношении можно спокойно игнорировать законы, общественное мнение, проворачивать любые махинации. Поэтому, а также ввиду массовой безработицы, редко кто признается в своей несостоятельности выполнять возложенные на него задачи или добровольно уходит в отставку.

Истекшие 13 лет вполне можно отнести к периоду бурного обогащения высокопоставленных должностных лиц, значительная часть которых имеет в стране и за рубежом огромные состояния, демонстрирует страсть к комфортной жизни. Порядка 70% великолепно обставленных элитных особняков, магазинов, ресторанов в Ташкенте, других городах и престижных районах Узбекистана также принадлежат должностным лицам и их родственникам. Очевидно, что все это не обошлось без утаивания нелегальных доходов от налогообложения и противозаконного вывоза капитала за рубеж.

Появление группы долларовых миллионеров из числа высокопоставленных лиц на фоне экономического застоя и роста нищеты среди основной массы населения, стала характерной особенностью развития нашего общества после обретения независимости.

За последний год контроль над расходованием бюджетных средств, борьба с фактами коррупции, контрабанды усилились, что дает положительные результаты. К уголовной ответственности стали привлекать и довольно влиятельных правонарушителей. Государственные организации проводят конкурсные (тендерные) торги на размещение заказов. Но они, как и прежде, чаще попадают тем, кто дает взятки или родственникам высокопоставленных лиц. Не прекращается практика подписания контрактов, договоров подряда с фирмами, рекомендованными сверху.

Коррупция, которая приобрела опасные масштабы, подтачивает основу государственного строя, угрожает его безопасности, подрывает доверие граждан к государственным институтам. Она нарушает равенство возможностей, сковывает деловую активность, препятствует здоровой конкуренции, создает питательную среду для процветания теневого бизнеса, душит экономику.

Президент пытается дистанцироваться от взяточников и вымогателей, временами выступает с осуждением фактов коррупции, злоупотреблений служебными полномочиями со стороны отдельных руководящих работников, освобождает их от должности. Общественность узнает об этом лишь после его выступлений, произведенных кадровых перестановок. Затем в СМИ появляется ряд заказных разоблачительных статей о мелких взяточниках.

Борьба с коррупцией спорадична, бессистемна, носит кампанейский характер. По указанию сверху на время вспыхивает и тут же гаснет. Она проводится ради галочки, чтобы сделать вид, будто что-то в этом направлении делается. Но то, что делается, это не борьба с причинами коррупции, а всего лишь имитация борьбы с ее следствиями. На месте наказанного взяточника появляется другой. И так – до бесконечности. От таких мер количество жаждущих поживиться за счет государства, народа не может уменьшиться.
Власть по известным только ей причинам не допускает заострения общественного внимания, публичного обсуждения этого опасного явления в целом.

Из вышеизложенного следует, что надежного механизма борьбы с коррупцией нет. Воля, мускулы общества, ответственные за обеспечение верховенства закона, нравственной чистоты в стране, парализованы. Отсутствует система внутреннего сопротивления коррупции, казнокрадству, теневой экономике, отмыванию грязных денег. Напротив, хапуги, действующие по сговору с вышестоящим начальством, уверены в своей силе. Они ни от кого не скрываются, безбоязненно занимаются своим грязным делом средь бела дня.
Выжимают из страны, народа максимально возможное и стараются прятать их главным образом за рубежом.

Разоблачение взяточников, контрабандистов, казнокрадов, на мой примитивный взгляд, не представляет особой сложности. За какую мзду можно «выиграть» госзаказ, контракт, провезти контрабандный товар через границу или решить личный вопрос, можно узнать заранее. Никто из этого секрета не делает. При желании, органы СНБ, МВД, прокуратуры, налоговых и таможенных служб, располагающие большими возможностями, широкой сетью осведомителей, могли бы вести более действенную борьбу с коррупцией. Но и они не избавлены от любителей легких денег, готовых за соответствующую взятку закрывать глаза на действия казнокрадов, контрабандистов, воротил теневого бизнеса. Да и какой им интерес резать курицу, несущую золотые яйца?

Есть у правоохранительных органов и собственные трудности. Коррупция имеет широкое распространение. Программы борьбы с этим злом нет и, похоже, не предвидится. Взятки берет значительная часть высокопоставленных лиц, связавшая свою судьбу с правящим режимом, выступающая в качестве наиболее ревнивого его защитника. Как можно начать расследование и привлечь к ответственности выдвиженца Президента, без санкции сверху? Действуя таким образом можно углубиться слишком далеко, чего, власть допустить не может.

Коррумпированное чиновничество, состоящее из влиятельных фигур местного и республиканского значения, консолидировано, взаимосвязано, располагает широкими связями, огромными возможностями. Прибегая к круговой поруке, оно способно профессионально защищать как личные, так и корпоративные интересы. Считаясь с его могуществом, правоохранительные органы не осмеливаются проявлять принципиальность, собственную инициативу для активизации борьбы с казнокрадством. Они ведут борьбу с теми, кто им по зубам, выявляют и наказывают в основном мелких нарушителей законов, а средненьких – только по указанию сверху.

СМИ должны быть заинтересованы в повышении своего рейтинга, увеличении тиража печатного органа за счет публикации острых, сенсационных материалов о коррупции, казнокрадстве. Но и они, по тем же причинам, не решаются проводить собственные журналистские расследования. Никто из пишущей братии не желает специализироваться в области расследовательской журналистики. Опасное это занятие. Никто не хочет рисковать.

Подобно ворам и разбойникам, взяточники и казнокрады больше всего боятся гласности, сенсационных разоблачений. Они совершенствуют свои методы и тактические приемы главным образом в условиях общественного безмолвия, принижения роли СМИ, общества, их игнорирования самой властью. Экономические интересы государства, народа защищать в реальности некому. Некому приструнить крупных взяточников, казнокрадов.

Правящий режим, принудительно устранив гражданский контроль над госаппаратом, не допуская функционирования независимых СМИ, гласности, не только потворствовал, но и по существу взял под защиту коррумпированное чиновничество, воспрепятствовал усилению действенности борьбы с коррупцией, утверждению верховенства закона. В результате коррупция пустила в стране глубокие корни. Но что крайне тревожно, ею поражены и сами правоохранительные органы, судебная система, которые призваны бороться с этим злом. В такой обстановке следует ожидать разворовывания бюджетных средств, богатства страны и впредь, при попустительстве самой власти.

Несмотря на запреты, ограничения, опасности, среди граждан находятся смельчаки с обостренным чувством ответственности за страну, которые часто в одиночку пытаются разоблачать отдельных вымогателей, хапуг, анализировать состояние правопорядка, масштабов экономических преступлений в государственной системе, но, к сожалению, нередко сами правдоискатели оказываются в роли преследуемых. Видя их страдания, у многих опускаются руки, усиливается апатия, безразличие к происходящим процессам в стране, недовольство властью. Значительная часть людей глубоко озабочена своим бессилием предпринять что-либо для направления общественных и экономических процессов в позитивное русло.

В Узбекистане все решают не законы, а власть, не принципы справедливости, а деньги и опять таки власть. Властная элита применяет законы избирательно. Свою собственность она защитила законом, а чужие продолжает экспроприировать различными путями. Трудно решить даже не сложный вопрос без денег, взятки. Где ответственность власти перед обществом? Где равенство перед законом? Действующие законы и практика их применения – это пародия на законность и верховенства закона. Они нужны правящему режиму «де-юре», а не «де-факто». При избирательном применении, одни их нарушители спокойно благоденствуют, другие получают заслуженные, нередко и незаслуженные наказания. От формальной законности до беззакония, вседозволенности, как говорят, - один шаг. Граждане становятся свидетелями таких фактов довольно часто.

Горько констатировать: уровень законопослушания упал у нас до самой низкой отметки главным образом в высших эшелонах власти. И живем мы в тяжело больном обществе.

Правящий режим создал безнравственную государственную систему, в которой маленькая прослойка высокопоставленных должностных лиц и связанных с ней бизнесменов, присосавшихся к артериям экономики, благоденствует, а большинство населения еле сводит концы с концами, ведет борьбу за выживание. Налицо очевидное противоречие: с одной стороны проповедь равенства возможностей для всех, с другой – бросающиеся в глаза привилегия власть имущим, доминирование их интересов над интересами государства.

Деление общества на неравноправные касты вселяет коррумпированным должностным лицам уверенность в своей силе и защищенности, в своем превосходстве над окружающими их людьми, создает у простых граждан психологическую установку отчужденного восприятия происходящих в стране процессов, вынуждает смириться с коррупцией, беззаконием.

Власть непристойно ведет себя по отношению к народу. Он перестал доверять ей, верить в справедливость, в возможность нравственного очищения общества в ближайшей перспективе. Что делать людям при господстве чиновничьего произвола, разгула коррупции, когда власть не желает считаться с их интересами, справедливыми требованиями?

Узбекистан – одно из наиболее коррумпированных государств мира. Каждый второй человек, которому приходится решать тот или иной вопрос в государственных учреждениях, с чиновниками, сталкивается с проявлениями вымогательства, а законопослушный предприниматель – с проявлениями разворовывания бюджетных средств и опять таки вымогательства.

За рубежом масштабы коррупции определяются путем опроса общественного мнения. У нас телефонными опросами невозможно охватить бедные слои населения, больше всех страдающих от несправедливости и произвола власти. В сельской местности до 90%, в провинции в целом до 70% жителей не имеет телефона или отказалось от него из-за резкого удорожания услуг связи. Может ли гражданин Узбекистана, который боится собственной власти, правдиво отвечать на поставленные вопросы или публично комментировать негативные стороны жизни в стране? На правильные ответы можно рассчитывать везде, но только не в Узбекистане. То, что публикуется в зарубежных СМИ о масштабах коррупции в нашей стране, вряд ли соответствует действительности.

Главную опасность для государства представляют не «возмутители спокойствия» - инакомыслящие, оппоненты правительства, открыто указывающие на допущенные им ошибки, беззакония, а коррумпированное чиновничество, занимающее ключевые должности в государственной системе и подтачивающее ее основы. Интенсивную полицейскую слежку нужно установить за взяточниками и казнокрадами, а не инакомыслящими, подавляющее большинство которых не имеет постоянной работы, находится у всех, главном образом власти, на виду и потому никак не может нарушать законы.

В Узбекистане к руководящим работникам традиционно относятся как к аксакалам – лидерам общественного мнения, которых рассматривают в качестве защитников и проповедников моральных ценностей. Везде и всюду их приглашают как наиболее уважаемых, умудренных жизненным опытом и знаниями гостей. Обращаются к ним с почтением, подражают им, на их примере воспитываются. Разгул коррупции среди них обусловил негативные сдвиги в системе ценностных ориентаций в обществе. Взяточники и казнокрады стали восприниматься в качестве героев нашего времени, а их поступки – как норма общественной жизни и деятельности. Такие качества, как честность, неподкупность стали означать неудачник, лох.

Молодое поколение получает уроки мудрости больше всего из окружающей действительности. Оно программируется всем тем, что видит вокруг себя, воспитывается на том понятии, что преуспевают не честные и высокообразованные специалисты, а преимущественно хитрые, беспринципные конъюнктурщики, которые умеют пресмыкаться перед начальством, обманывать, решать любые вопросы посредством взятки. Поэтому молодежь старается равняться на «крутых» с мобильниками, владельцев шикарных особняков, магазинов, «Мерседесов».

Неправедное богатство одних и унизительная бедность других, являющиеся результатом злоупотребления властными полномочиями, усиливают социальную напряженность в стране, ведут к радикализации общества, повышению возбудимости и агрессивности значительной части граждан, что угрожает стабильности страны и таит опасность для тех, кто сегодня благополучен, живет в свое удовольствие. В такой ситуации любая искра, малейший всплеск в напряженной до предела общественной жизни, любое протестное выступление или неосторожное действие властей может послужить фитилем на пороховой бочке.

Властная элита и народ живут в разных измерениях. В сформировавшейся за последние годы системе ценностей наиболее комфортно чувствует себя и благоденствует только властная элита, коррумпированное чиновничество и связанные с ними бизнесмены. Собственный народ подвергается правовой, социально-экономической дискриминации и моральному унижению. С коррумпированной, морально разложившейся властью, игнорирующей интересы общества, его многовековые нравственные принципы, проводить реформы, добиваться прогресса не возможно.

Налицо нравственный кризис в обществе. Если власть различными маневрами избегает гражданского контроля над собой, то она теряет способность контролировать себя изнутри. Если власть перестает опираться на нравственные ценности, то сама теряет нравственные ориентиры.

Правящий режим озабочен не повышением уровня жизни населения, а проблемами сохранения власти. Он и коррумпированная часть высокопоставленных чиновников, кровно заинтересованы в сохранении существующих порядков, вернее беспорядков, при которых можно безнаказанно нарушать положения Конституции, законов, заниматься беспределом. Правящий режим прибегает к различным политическим маневрам, манипуляциям общественным мнением, готов пойти на любые меры для того, чтобы не допустить гражданского контроля над собой, развития демократических процессов, способных лишить его власти, дармовой кормушки.

Поэтому устремления большей части чиновников госаппарата, общественности, направленные на проведение рыночных реформ, становление гражданского общества с неизбежностью наталкивались и будут наталкиваться на тщательно завуалированное, но яростное противодействие правящего режима и его опоры – коррумпированного чиновничества. Принимая во внимание их силу и возможности можно смело констатировать, что нет никакой надежды на возможность перемен в ближайшей перспективе.

Можно ли обуздать коррупцию, умерить произвол власти? Все зависит от ответа на вопрос: собирается ли нынешняя власть поставить себя под контроль общества, работать и жить честно?

Безнравственно замалчивать столь острые проблемы, волнующие общество, о которых говорят везде и всюду, но только шепотом. Куда честнее и продуктивнее приступить к открытому их обсуждению, сделать выводы, разработать комплексную программу борьбы с коррупцией.

С коррупцией, тем более пустившей глубокие корни в стране, никакая власть в одиночку, без активной общественной поддержки не справится. Коррумпированный госаппарат набрал силу, работает, размножается, укрепляется по своим корпоративным правилам. Если не удастся переломить ситуацию, то в проигрыше окажутся не только народ, государство, но и сама власть.

Реальная возможность оздоровить обстановку в стране все же сохраняется. Главное – захотеть. Тогда все получится. Многое зависит от позиции правительства, его воли и решимости развернуть активную борьбу с коррупцией. Для этого нет нужды придумывать что-то новое, расширять структуры, штаты и без того многочисленных, дорогостоящих надзорных органов, которым не удается сдерживать коррупцию. Есть положительный опыт развитых демократических стран, накопленный на протяжении длительной истории, являющийся достоянием всего человечества. Вызовы, брошенные нашей стране, требуют его применения и у нас.

Если действия части должностных лиц не согласуется с нормой законов, а правоохранительные, надзорные органы оказываются бессильными оздоровить ситуацию, то нет иного пути для защиты экономических интересов государства, народа, кроме развития демократических процессов, становления гражданского общества.

Обузданию коррупции, сокращению теневой экономики, легализации хотя бы части доходов, укрывающихся от налогообложения, могут послужить контроль независимых политических партий, общественных организаций за деятельностью власти, свободная печать, способная вести объективные журналистские расследования, постоянное совершенствование законодательства, которое поспевало бы за появлением новых видов экономических преступлений, а также максимальная прозрачность государственной, банковской систем, бюджетов всех уровней.

Демократические институты смогут запустить механизм самоочищения общества от всякой скверны, безнравственности, коррупции. Честной власти они станут незаменимыми помощниками, партнерами в эффективном управлении страной, обеспечении социально-политической стабильности, помогут сберегать огромные бюджетные средства, богатства страны, а коррумпированной власти – непримиримыми врагами.

Власть в Узбекистане должна быть справедливой и обязательно честной. Для этого необходимо: - провести эффективную административную реформу и привести ее в соответствие с требованиями рыночной экономики;

- поставить деятельность госаппарата под контроль парламента, общества;

- резко повысить зарплату сотрудникам госаппарата за счет сокращения его персонала;

- принять закон «О противодействии коррупции». Отменить статью УК, предусматривающую привлечение к ответственности и взяткодателей;

- предусмотреть более действенные наказания уличенным в коррупции лицам с конфискацией их имущества, а также чиновникам, злоупотребляющим служебным положением;

- сократить функциональные обязанности чиновников, список лицензируемых (сертифицируемых) товаров, услуг, видов деятельности, разрешительных документов, свести до минимума контакты чиновников с гражданами;

- упростить систему налогообложения, оформления импорта и экспорта, а также бухгалтерскую отчетность;

- шире вовлекать гражданские институты, СМИ в борьбу с теневой экономикой, коррупцией, наносящих огромный ущерб экономике, социальной сфере.

Только открытое гражданское общество способно заставить должностные лица подавать пример законопослушания, не входить в противоречие с совестью и нравственными ценностями народа, честно трудиться на благо развития страны. Дальнейшее ограничение свободы слова и печати, откладывание становления гражданского общества, независимых СМИ еще более усилит недоверие народа к власти, государственным институтам.

Реализация изложенных и им подобных предложений позволит укрепить законность и правопорядок в стране, избавить людей от синдрома страха перед властью, внушить им веру в будущее, надежду на лучшую жизнь.


Рецензии