Заметки выпускника

Сразу хочу предупредить, что это никакое не литературное произведение, ни статья, ни что-либо еще в этом духе. Это абсолютно реальная история, произошедшая со мной сегодня, 1 июня 2009 года на государственном экзамене по литературе. Причина, по которой я выкладываю эту информацию на общедоступном ресурсе, очень проста: я хочу, чтобы про это знало как можно больше людей. Может быть, вам покажется, что в этой истории нет ничего такого особенно ужасного. Лично я считаю, что это нарушения гражданских прав. Потому что выпускники – взрослые люди, у них есть свои права, с которыми ДОЛЖНЫ считаться другие взрослые люди. И то, что сегодня происходило на ЕГЭ по литературе, не лезет ни в какие ворота. Конечно, мы могли бы подать коллективную апелляцию по процедуре проведения экзамена, но в таком случае нам пришлось бы писать его заново. У меня лично на то не было ни малейшего желания. Надеюсь, те люди, которые прочтут этот текст, поймут наконец всю абсурдность и бесполезность такого мероприятия, как Единый Государственный Экзамен.

Школа 1064, в которую нас определили, находится по адресу: Москва, Южное Бутово, ул. Скобелевская, д. 30. Думаю, у многих возник вопрос: зачем базу для проведения ЕГЭ поместили за МКАДом? Во-первых, экзамен по всей стране начинается в 10:00. Это означает, что человеку, живущему, например, в Ясенево, на остановке железно надо быть в восемь часов. У нас постоянно очень серьезные пробки на проезде Карамзина – это единственная улица, которая соединяет наш район с Кольцом. Во-вторых, мы все знаем, какие пробки бывают последнее время на Кольце. И если бы организаторы экзамена хоть немного думали головой, они не стали бы помещать базу в Южном Бутово. Потому что та ситуация, которая произошла сегодня, произошла именно вследствие нашего идиотского географического положения.

Экзамен начался в 10 часов. Все нормально, все как обычно. Нам раздали пакеты с бланками, КИМом и листами для черновиков. Мы внесли в бланк регистрации все необходимые данные, сверили штрих-коды и приступили к работе. Нам обещали четыре часа. То бишь, реально с 10:15 (после регистрации) до 14:15. Я, конечно, обрадовался, ибо было чему: на ЕГЭ по русскому, которое было три дня назад,  нам почему-то дали три часа вместо четырех, хотя все были уверены, что будет четыре; позже, когда я посмотрел на официальном портале ege.edu.ru, оказалось – действительно три…  Складывается такое впечатление, что там что-то такое в последний момент  подредактировали. Ну, допустим, здесь я не прав, один ноль в вашу пользу, господа присяжные заседатели. Так вот, мы приступили к работе. Я быстро, буквально за пять-десять минут выполнил все задания из блока B и приступил к большому сочинению, как мне советовала сделать мой репетитор по литературе. Расписал тезисный план, сделал несколько заметок, написал черновой вариант текста. Нижний минимум для сочинения – 200 слов, об этом говорится в инструкции (дословно: «размером не менее 200 слов»). О верхнем ничего не говорится, так что я со спокойной совестью исписал две страницы А4, потратил на это чуть больше двух часов. Посмотрел на часы: время – 13:05, или что-то вроде того.  Думаю:  осталось четыре маленьких задания из блока C.  Успеваю.  Даже с запасом,  могу все несколько раз перепроверить. Одно задание я все-таки не сделал,  и даже не пробовал делать, т.к. это было абсолютно бесполезно: там нужно было сравнить лирику Твардовского с поэтами второй половины XX века, которые писали про войну. Интересно, много из них входит в программу, как вы думаете? А теперь, собственно, самое интересное: я попросил дополнительный бланк ответов № 2, потому что первый у меня целиком и полностью ушел на сочинение по «Грозе» Островского. Осталось сделать всего лишь три задания, три маленьких задания из блока C. Вы понимаете, какое МАКСИМАЛЬНОЕ количество времени может на это уйти. Полчаса. Ну, сорок минут, если очень долго думать и исправлять, хотя было бы над чем думать и что исправлять. То есть, через полтора часа я уже мог быть дома и отсыпаться (лег я в районе часа ночи, потому что просматривал разные лекции, стихи, терминологию – готовился, в общем; встал полседьмого, т.к. ехать достаточно далеко, про пробки на Кольце я уже говорил). И теперь внимание:  – барабанная дробь! – дополнительного бланка не оказалось. Кто-то очень смешно пошутил насчет кризиса.  Ну ладно, чувство юмора – штука сугубо субъективная.  Но вот другой аргумент меня просто убил: ГЭК, видите ли, не предполагала, что выпускники будут так много писать (тоже, видимо, шуточка, но уж больно смахивает на правду). Да уж, действительно нельзя было и подумать об этом: неужели у выпускников хватит наглости выполнять все задания, предложенные в экзаменационном варианте? А, между прочим, те, кто проводили ЕГЭ, нам так «ненавязчиво» давали понять о том, что можно было бы уже и сдать свою работу. Видно было, что им очень хотелось свалить с этого мероприятия как можно скорее. Можно понять. Честно говоря, у меня в какой-то момент тоже возникло такое желание: послать все к черту, сдать то, что уже есть на руках, и – домой. А на руках у меня было уже не так уж и мало: весь блок B, где я был уверен в 11 из 12 вопросов, плюс большое сочинение, которое при удачном раскладе (мечтать, конечно, не вредно) может принести мне 15 баллов. Другие из блока C «стОят» по три балла каждый. Дешевка, конечно. Но три умножить на три – это, я извиняюсь, уже девять. Эти девять баллов могут оказаться решающими. Поэтому я все-таки решил немного подождать, пока не подвезут бланки. Понимаете: НЕМНОГО подождать.

Ждать пришлось два часа. Пробки на Кольце. Тут было еще одно замечательное обстоятельство: нам раздали каждому по черновику и сказали использовать его в качестве бланка ответов №2. Я аккуратно переписал с другого черновика все три задания: специально долго выводил буковки, старался поразборчивей писать – чтобы экзаменаторам легче было проверять. Все. Переписал. Облегченно вздохнув, собираюсь сдавать свою работу и радуюсь, что все это наконец-то закончилось. Рано обрадовался. Теперь оказалось, что все-таки надо ждать эти листочки, потому что не зря же они сейчас в пробке стоят, правда? Блок C,  который мы сделали на специально выделенном для нас черновике, не принимают. Так-с. Ладно, хочешь не хочешь, а ждать придется: свои законные девять баллов я отдавать не собирался. Где-то через час к нам вошла женщина и спросила, всем ли сидящим в этой аудитории нужен дополнительный бланк номер 2. Интересный вопрос, если учитывать, что машина с этими бланками уже битый час стоит на полпути из центра в Южное Бутово. Получив утвердительный ответ, она зачем-то потребовала от нас, чтобы мы назвали наши фамилии и номера школ. Мистика какая-то. Зачем, кто-нибудь может мне объяснить?..

В конце концов их привезли. Мы, насколько это было возможно при том состоянии наших мозгов, быстро переписали задания с черновиков на дополнительный бланк.  Попытайтесь представить себе, что творится с человеком, который с восьми утра до пяти вечера вообще ничего в рот не брал, кроме воды, которая не очень-то калорийная и сил особо не прибавляет. Что официально разрешается брать с собой на ЕГЭ? Бутылку негазированной воды и плитку шоколада. У нас даже шоколада не было. Мне повезло, потому что сочинение я уже успел переписать на первый бланк, мне оставалось перенести на второй только задания C1-C3. Кто-то переписывал большое сочинение. Нас было восемь человек в классе. Измученные выпускники потихоньку начали сдавать свои работы. Но даже здесь еще наши приключения не закончились. Когда в аудитории осталось три человека, я и еще две девушки, среди них была одна из ВПЛ, нам сказали, что мы не имеем права покидать помещение, пока свою работу не закончит последний выпускник. Мотивируется это очень забавно: эти трое должны проследить за организаторами экзамена, чтобы они точно пересчитали количество всех бланков и КИМов и сложили их в отдельные конверты. Чтобы не дай бог, чего-нибудь не выкинули в мусорное ведро. Подразумевается, что с одним человеком можно сговориться, с двумя – можно, а с тремя – уже нельзя. Железная логика, правда? Так что мне пришлось ждать, пока девушка из ВПЛ допишет свою работу (к ней, разумеется, никаких претензий, она вообще здесь не причем) и после этого наблюдать за процедурой упаковывания бланков. С этой ситуацией я уже встречался на ЕГЭ по русскому, я тогда тоже был в числе этих трех. Очень понравилась фраза, которую я случайно услышал, когда уходил из помещения: «Спасибо учителям за терпение». Знаете, это уже без комментариев.

В довершении всего вышесказанного я хотел бы привести несколько цитат из пробных вариантов ЕГЭ, в частности, по литературе и русскому языку, которые мне приходилось прорешивать в ходе подготовки к экзаменам по этим предметам. Надеюсь, эти цитаты убедят вас в том, что эти пособия ни в коем случае нельзя использовать в качестве подготовительного материала. Обратите внимание: я, выпускник, нахожу совершенно идиотские ошибки в тестах, которые составлены («блажен, кто верует, тепло ему на свете») компетентными взрослыми людьми. Вот некоторые из них:
1. Вопрос из пробного варианта ЕГЭ по литературе. Вопрос по отрывку из «Преступления и наказания», который находится в самом начале романа («В начале июля…»):

«Какая деталь одежды, подчеркивающая нищенское положение Раскольникова, дважды повторяется Достоевским, подчеркивая нищенское положение героя?».

Во-первых, обратите внимание на формулировку вопроса. Это как в том анекдоте про Баден-Баден и нового русского: «Я что, тупой? Зачем вы мне два раза повторяете?». Я сначала даже не очень понял, о чем спрашивается. Во-вторых,  я в ответе на этот вопрос написал слово «шляпа». Шляпа не как таковая подчеркивает нищенское положение Раскольникова – шляпы бывают очень даже ничего, - а именно в том виде, в котором она изображена Достоевским: «Шляпа эта была… вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Я посмотрел в ключи – этот ответ оказался неправильным. Знаете, какой правильный? «Лохмотья». С каких пор «лохмотья» - это ДЕТАЛЬ одежды? Я всю жизнь считал, что лохмотья – это и есть одежда. Вернее, то, что от нее осталось. Мда.

2. Вопрос из другого пробного варианта ЕГЭ по литературе (там, кстати, в нижней части обложки этого сборника такой позитивный лозунг: «Сдаем без проблем!»):

«Кому принадлежат следующие слова:
  Нет, я чувствую… не музыку… а любовь».

Варианты ответов (тоже замечательные, обратите внимание на формулировку ответов и сравните ее с формулировкой вопроса): 
1. Обломов Ольге 
2. Штольц Ольге 
3. Ольга Обломову.

Если ты читал «Обломова», ты без колебания ответишь, что слова эти принадлежат главному герою. Можно даже не помнить, что это из 5 главы 2 части; просто по структуре фразы с очень характерными паузами в виде многоточий можно догадаться, что это произнес Обломов, а не Ольга и уж тем более не Штольц. В ключах правильным ответом обозначен второй. Без комментариев.

3. Еще один вопрос из того же варианта:

«Какова судьба Захара в финале романа?».

Варианты ответов:
1. Просит милостыню на паперти.
2. Живет в имении Штольца.
3. Служит новому барину в Петербурге.
4. Живет в доме Пшенициной.

Опять же, человек, читавший роман, без колебаний выберет первый вариант. С какой стати в ключах правильным обозначен второй – одному богу известно. Захар отказывается от предложения Штольца: «Ехать-то  неохота отсюда,  от  могилки-то!». Конечно, вы можете выкрутиться и ответить, что на предложение Штольца приехать в его имение, посмотреть Андрюшу Захар согласился. Но опять же неизвестно, приехал он потом в это имение или нет, т.к. через несколько строк роман кончается. Так что судьба Захара здесь совершенно не причем. Может, книги будем внимательнее читать?..

Судите сами, решайте сами. Как показывает опыт, бороться с ЕГЭ бесполезно: сколько по этому поводу было споров, сколько обсуждений на «Эхо», на «Культуре», сколько студенческих митингов было организовано (на один из них мне совсем недавно присылали ВКонтакте приглашение). Просто когда будете к нему готовиться, имейте представление о том, что это за штука, особенно когда дело касается гуманитарных предметов.

А жизнь продолжается, на носу – ЕГЭ по математике и английскому языку. Ждем новых приключений.


Рецензии