Порядок проведения реформ в Узбекистане

28.10.2004. Сильная власть та, которая способна реформировать себя. Оппозиция, демократические силы со дня провозглашения независимости Узбекистана предлагают обратить внимание на первостепенные, доминирующие проблемы и заняться, прежде всего, их решением. А именно: реформировать систему власти, управления страной, экономикой и лишь затем приступить к реформе других сфер.

Однако правящий режим упорно не желает реформировать себя и действует с точностью до наоборот. Вместо децентрализации системы управления, обеспечения самостоятельности и расширения полномочий других ветвей власти, продолжает концентрацию полноты власти в своих руках. Защищая собственные корпоративные интересы, он не допускает широкого общественного обсуждения проводимых реформ, заострения внимания специалистов к решению актуальных проблем, принятия согласованных решений.

Проекты реформ готовятся в узком кругу, келейно, без учета реальных потребностей, приоритетов страны, конкретных условий. Почти все решения принимаются кулуарно и доводятся до исполнителей в виде распоряжений. По изложенным причинам реформы буксуют, не имеют своего логического завершения, что неоднократно признавал и сам Президент.

Проведение реформ, оставляя жизненно важные проблемы, затрагивающие основы государственности, общественного строя, нерешенными, результатов не дали и не могут дать по определению. Поэтому на протяжении 13 лет огромная масса ресурсов расходуется впустую, упускается драгоценное время, цель не достигается. Таким образом, устремления общества к демократии наталкиваются на негласное сопротивление самой власти, превращая их по существу в недостижимый мираж.

Все высокопарные рассуждения вокруг проведенных или проводимых реформ, статьи и книги, оправдывающие действия власти, без учета вышеизложенных соображений, – есть абсолютная бессмыслица, преследующая цель ввести в заблуждение общественность.
Ясно, что проведенные до сих пор реформы не удались. А перестраиваться мы обязаны. Но как?

Народ устал от псевдореформ, невыполненных обещаний. Отказ от реформ означает сохранение существующей системы власти, управления. Альтернативы реформам нет. Есть альтернатива методологии их подготовки и проведения, тому что, как и когда сделать. Реформировать государственную систему можно посредством толерантного стремления власти и народа к проведению востребованных реформ.

Основная цель реформ – создание условий для того, чтобы общество могло работать продуктивно. Требование к реформам – простота, экономичность и эффективность проводимых мероприятий, минимизация нежелательных явлений. Нужно без промедления приступить к реформе государственной системы, формированию многопартийной парламентской демократии с разделением ветвей власти.

Добротная программа реформы вырабатывается методом «мозговой атаки» накопившихся проблем, согласования различных идей и подходов относительно ее проведения. Следует поощрять разработку альтернативных проектов. Они могут быть использованы как в процессе согласования основных параметров проводимой реформы, так и случае ее неудачи.

К решению такой задачи нужно обязательно привлекать представителей оппозиции, общественности. Совместная творческая работа представителей государственных структур и гражданских институтов обладает самостоятельным мотивационным потенциалом, способным воодушевить специалистов к выработке обоснованной, качественной программы реформ. Согласование позиций экспертов, мнения которых расходятся, позволит повысить шансы на успех.

В собранном информационном массиве могут не оказаться требуемые материалы. По этой причине и возможны ошибки, порой, сложно учесть те факторы, которые, оставаясь «за кадром», могут затруднить достижение цели. Некачественное аналитическое обеспечение реформ может привести к выбору неэффективных решений, неверной стратегии и тактики действий, срыву реформ. Хорошо структурированная реформа с определением ее основных направлений, очередности, последовательности, готовится на базе качественных диагностических исследований.

Реформа – это целевая стратегия. Она детализируется в тактике. Тактика определяет конкретные действия, последовательность осуществления реформы. Хорошая стратегия, оптимизирующая тактические действия, повышает надежность достижения искомого результата, позволяет экономить время и деньги. Нужно проводить аудит хода реформы. Он должен оценить эффективность осуществляемых мер, определить соответствие выбранной тактики действий промежуточным и конечным целям реформы, дать основания, если потребуется, для ее оперативной коррекции.

Одним из определяющих ресурсов реформ является наличие высококвалифицированной команды реформаторов. От ее профессионализма зависит ход и окончательный результат реформы. Будет полезно включить в состав команды и сторонников альтернативных решений, то есть оппонентов.

Команда реформаторов должна обладать способностью генерировать нестандартные взгляды, идеи, решения, а также достаточными полномочиями и самостоятельностью для выполнения сложных задач. А именно: держать в поле зрения соответствие стратегии и тактики целям реформы, ясно представлять всю схему реформы и график ее проведения, строить выверенные цепочки действий, тщательно просчитывать выгоды и проигрыши каждого шага, не допускать неуместного вмешательства высших должностных лиц в ход проведения реформы, уметь вовремя фиксировать и устранять недоработки и возможные отклонения от намеченного курса и т.п.

На основании перечисленных составляющих определяются эффективные пути достижения поставленной цели. Учет изложенных элементов методологии анализа, соотношения и взаимосвязи происходящих процессов, задействованных ресурсов, качественный мониторинг хода реформ, позволяют яснее видеть пути выхода из кризиса, определить механизмы движения к лучшей жизни. Невыполнение хотя бы части изложенных рекомендаций приведет к неверным решениям, а значит – к имитации реформ, топтанию на месте.

Реформы следует проводить продуманно, системно, целеустремленно. Необходимо пересмотреть ранее принятые законы, которые не работают или препятствуют становлению демократии и, ее составной части – социальной рыночной экономики, дополнить или принять новые законы. И на их основе следует проводить реформы. Главное в этом деле, как в шахматах, - не перепутать очередность ходов. Нельзя ставить телегу впереди лошади, начинать реформу по частям, с середины или конца дистанции.


Рецензии