Вертикаль президентской власти в Узбекистане

29.10.2004. В Узбекистане выстроена жесткая централизованная система управления. Исполнительную власть в стране единолично осуществляет Президент, являющийся одновременно и Председателем Кабинета Министров. Все уровни государственной власти, в том числе законодательные и судебные органы, включены в вертикаль власти, контролируются Президентом и его Аппаратом. Он принимает единоличные решения по всем без исключения вопросам, производит кадровые назначения на ключевые должности, дает согласие на назначения и на менее значимые посты. Его указания, желания – выше закона, подлежат беспрекословному исполнению всеми должностными лицами.

Но это полбеды. Заставляет задумываться другое. «Ветви» власти фактически обезличены. Их руководители, как и хокимы, министры и т.п., полностью зависимы от Президента. Без согласования с ним самостоятельно никаких серьезных вопросов решать они не могут. Вынуждены придерживаться принципа, установленного во всех автократических государствах: «Разрешено только то, что санкционировано Президентом, властью».

Поэтому сообразительное должностное лицо любого ранга, осознающее природу правящего режима, предпочитает «не высовываться», не проявлять инициативу, выбрав свою дистанцию по отношению к политике, держаться подальше от нее. Оно избегает встреч с журналистами, открытых дискуссий с представителями общественности, которые своими острыми вопросами могут загнать в угол любого чиновника.

Ведь можно что-то не так сказать, написать, предложить, просто промахнуться. Главный судья может неверно расценить самостоятельный поступок, высказывание или статью подчиненного, за что можно поплатиться должностью, а то и свободой. Стиль руководства, делающий ставку на диктат, не терпящий никаких возражений, а также манера поведения Президента в точности копируются нижестоящими руководителями.

Феномен автократического стиля руководства в полной мере отражает принцип: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Начальство, за редким исключением, не считается с мнением подчиненных, рядовых специалистов. Оно привыкло командовать, заставлять, требовать, смотреть на жизнь и понимать ее так, как велят. Следствием такого начальственного поведения явилось проникновение духа угодничества в структуры власти, утрата чиновниками самостоятельности не только в поступках, но даже и в мыслях, готовность к подчинению начальству, «слабого» - «сильному».

Автократический стиль руководства, которым пронизана система управления, поощряет, с одной стороны, диктат, с другой – покорность. И то, и другое сковывает инициативу специалистов, порождает безответственность, отбивает желание работать на результат. Они несут ответственность, прежде всего, за исполнение поступающих сверху указаний.

Президенту не удалось создать работоспособную систему управления. Для компенсации этого недостатка, ему приходится 25 часов в сутки работать и за себя, и за нерадивых подчиненных, качество работы которых ни его, ни общество не удовлетворяет. Поэтому приходится постоянно их подгонять, наказывать, излишне нервничать. Президент возложил на себя непосильную задачу. Один человек, каким бы гениальным он ни был, не способен директивными методами единолично управлять даже маленьким современным государством, а Узбекистаном – тем более.

Имелась ли возможность своевременно заметить допускаемые ошибки и исправить их?

Да, вполне. Такая возможность появилась бы минимум в трех обстоятельствах, если бы:

1. Соответствующие службы предоставляли Президенту объективную, а не искаженную информацию о состоянии дел в стране;

2. Президент дал согласие на диалог с представителями оппозиции, демократических сил и хотя бы один раз принял и выслушал их;

3. Заслуженные, авторитетные представители общественности получили доступ «к уху» Президента.

Изложенные тезисы требуют разъяснений.

1. Спецслужбы, как и другие госструктуры, заинтересованы в предоставлении Президенту благоприятной информации, коснувшись немного и негативных сторон жизни. Судя по всему, суть их докладов сводится приблизительно к следующему: «Все идет нормально. Имеются незначительные проблемы, которые решаются. Ситуация полностью контролируется нами».

2. Оппозицию, демократические силы власть игнорирует. Делает вид, что они не существуют и принимает меры, чтобы они были «тише воды, ниже травы».

3. Власть оторвана от народа. Признанные лидеры общественного мнения на местах, приезжающие в основном из областей, ожидают приема Президентом по несколько дней, недель не для того, чтобы порисоваться перед ним, отнять у него драгоценное время. Они хотят донести до него правду жизни, рассказать ему о неблаговидных поступках представителей его команды в центре и на местах, о явных упущениях правительства, настроениях и желаниях общественности.

Окружение Президента доступными ему средствами старается доказать собственную значимость, всестороннюю осведомленность, компетентность при рассмотрении любых вопросов, сохранить свое влияние на процессы принятия важных решений и, естественно, занимаемые должности, комфортные условия работы и жизни.

Добивающихся приема Президентом лиц оно подвергает тщательной проверке по всем каналам, решительно отсекает носителей «чуждых взглядов» из опасения, что они могут информировать Президента о таких фактах, которые расходятся с тем, что он получает по каналам своего аппарата. А те немногие, которым удается все же встретиться с Президентом, подтверждают то, что он знает и без них.

Информация, поступающая Президенту, проходит суперфильтрацию. А такая информация, подгоняемая высококлассными подхалимами под его желания, сродни прямой дезинформации. В противном случае он проводил бы более объективную, справедливую политику, а не ставил во главу угла борьбу с инакомыслием.

Непосредственно занимаясь решением текущих, оперативных задач, Президент упускает из виду главные проблемы, не замечает собственных ошибок. И мягко подсказать ему об этом некому. Приближенные на такой шаг не осмелятся. Любая объективная информация демократических сил о проблемах страны и вариантах их решения, публикуемые в Интернете, как представляется, являются для него неприятным откровением.

Все облеченные властью должностные лица нуждаются в правдивой информации, а Президент - тем более. Объективная информация позволила бы ему разобраться в реальной жизни, сделать соответствующие выводы. Объективное его информирование о положении в стране жизненно важно для ее успешного развития. Было бы целесообразнее, если бы он периодически встречался с представителями оппозиции, демократических сил, общественности, правозащитных организаций. Это позволило бы посмотреть на себя, на свою команды в центре и на местах со стороны, отслеживать и своевременно устранять недоработки и упущения госаппарата, давать справедливую оценку квалификации должностных лиц, пресекать произвол властных структур.

Но вышеизложенное всего лишь частности. Принципиально важен ответ на вопрос: каковы перспективы, что нас ждет в будущем? Человеку не суждено жить вечно. Нужно проявить заботу и о завтрашнем дне. В настоящее время вся власть держится на одной персоне. Концентрация абсолютной власти в одних руках опасна тем, что она может, как сильнодействующий наркотик, опьянить, развратить следующих преемников Президента, сделать их «слепыми и глухими», упрямыми и бесконтрольными.

Если система власти сохранится без изменений, то вполне возможно, что следующий его преемник будет рассматривать Узбекистан в качестве собственной вотчины, может окружить себя армией бездарных подхалимов, умеющих мастерски угождать, предупреждать его желания, проводить угодную только ему политику. Никто, ни общество, ни государственные органы с абсолютным хозяином страны ничего поделать не смогут. Государственная машина будет обслуживать только его.

Все, кого заботит судьба страны, грядущих поколений, должны осознать эту истину и принять меры для безотлагательного реформирования государственной системы. Ведь для пересмотра действующих законов и принятия вместо них новых, потребуется немало времени.


Рецензии