Верховенство закона в Узбекистане

03.11.2004. При авторитарном режиме государственная система утратила внутреннее политическое равновесие, разбалансировалась. Из-за отсутствия систем сдержек, нарушения положений Конституции, законов приняли массовой характер. Основными их нарушителями стали, к сожалению, сама власть и правоохранительные органы.

Когда сама власть не соблюдает подготовленные и принятые ей же законы, не допускает гражданского контроля над собой, дарит себе свободу действий, бесполезно добиваться законопослушания, ответственности в Узбекистане вообще. Автократия – это система произвола, способствующая торжеству вседозволенности. Она присваивает себе право на насильственное лишение свободы других людей. Существующая обстановка побуждает должностных лиц воспринимать вверенную им власть не иначе, как вседозволенность. Поэтому стали привычными частые злоупотребления властными полномочиями.

Значительная часть действующих законов, конъюнктурных по содержанию, не учитывает приоритетов общества, требований международного права, потому не пригодна для правоприменения. Тем не менее, она часто не устраивает власть. В этой связи принято множество подзаконных актов, положений, которые в реальной жизни действуют сильнее, чем сами законы, подменяют их и чаще применяются на практике.

Напрашивается вопрос: для чего существует и куда смотрит министерство юстиции?
К сожалению, министерство юстиции служит не более чем декоративной структурой, выполняющей второстепенные задачи. Основные его полномочия отобраны Генеральной прокуратурой, которая использует их для достижения иных целей. Министерство юстиции не анализирует соответствие действующих законов и применения их на практике положениям Конституции страны, международному праву, интересам общества. Более того, оно само издало ряд подзаконных актов, противоречащих сути действующих законов.

Такая ситуация сложились ввиду бесконтрольности исполнительной власти. Не уважая Конституцию, законы, диктуя свои условия парламенту, суду, сама власть потворствует правонарушениям, развязывает руки правонарушителям. Такая практика усиливает разбалансированность правовой системы. В такой обстановке невозможно создать прочный порядок, устраивающий большинство населения.

Изложенные факторы представляют серьезную угрозу, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Назначение законов – определить долгосрочные ориентиры страны, поставить в правовые рамки и власть, и общество. Эта цель не достигнута.

Систематические нарушения законов, демократических принципов, отсутствие реального правосудия вредят интересам страны, препятствуют ее развитию. Следует добиваться становления правового демократического государства, состоящего на службе у граждан, а не наоборот. Должен действовать принцип: не человек для власти, а власть для человека.
Необходимо кардинально изменить конструкцию власти, применять новые инструменты в управлении государством.

«Конституция – это не есть правительственный акт, а акт народа, учреждающего правительство». (Томас Пейн). Конституция является основным средством ограничения власти правом. Высшей властью в стране должен стать закон, которому одинаково подчинялись бы все граждане и должностные лица, невзирая на ранги. Никто не может встать выше закона, никто не имеет права его игнорировать. Права личности должны не только декларироваться, но войти в основу всей правовой системы. У людей должна быть вера в силу закона, в торжество справедливости.

Сила власти в силе ее ветвей. Фундаментом установления верховенства закона должны служить независимое и реальное равновесие ветвей власти, продуманная система сдержек и противовесов, в рамках которой ни один уровень власти не смог бы обрести полномочия, ставящие под сомнение независимое существование других ветвей власти. Каждый уровень власти должен быть наделен полномочиями и финансовыми ресурсами, достаточными для ответственного выполнения своих обязанностей. Страна должна оставаться президентской республикой. В центре хорошо отлаженной системы сдержек и противовесов должен находиться Президент.

Организация государственного устройства по изложенной схеме, успешно действующей в развитых демократических странах, будет служить стабилизации политической обстановки в стране, препятствовать попыткам насильственного захвата власти, в случае ухода Президента с политической арены. Руководители правительства, парламента, судебных органов назначены самим Президентом. Они могут и должны работать самостоятельно, начиная хоть с сегодняшнего дня нести полную ответственность за эффективность и качество своего труда, а не только за исполнение спускаемых сверху указаний.

Страна сможет успешно работать и развиваться только тогда, когда будут созданы условия, чтобы каждый уровень власти, каждое должностное лицо решало свои задачи самостоятельно. Остается всего лишь оказать им доверие и наделить соответствующими полномочиями. Выборные должностные лица и органы власти должны отстаивать свои конституционные права, реализовывать свои полномочия и нести полную ответственность за порученное дело.

Необходимо разработать механизм, обеспечивающий открытость и подконтрольность всех уровней власти гражданам, что предполагает формирования гражданского общества, обеспечения независимости «четвертой власти», о чем речь пойдет в следующих статьях.
Для решения изложенных задач, целесообразно внести серьезные изменения в Конституцию Узбекистана, наполнить ее реальным содержанием, пересмотреть статью 93 или принять новую конституцию, что предпочтительнее.

Последовательная реализация принципа разделения власти на равноправные ветви: законодательную, исполнительную, судебную и «четвертую власть», с четким разграничением функций, полномочий и самостоятельного статуса каждой из них, а также децентрализация системы управления, - рассредоточение власти по горизонтали, - это обязательное условие подлинного народовластия. Будучи самостоятельными и в то же время взаимозависимыми и ответственными перед избирателями, они смогут реально контролировать деятельность друг друга, предотвращать перерастание одной из ветвей власти в авторитарную.

Верховенство закона, взаимоконтроль ветвей власти и надежный общественный контроль над ветвями власти, позволят обуздать административный произвол, вести действенную борьбу с коррупцией в системе управления. Без выполнения изложенных условий, страна не сможет выбраться из кризиса, порочного круга беззакония и произвола, прогрессировать.


Рецензии