Неуловимый Исламский джихад

О последних событиях в Андижане. Комментарии в связи с последними событиями в Андижанской области Узбекистана
...............................

"После четырехлетнего затишья из Андижанской области Узбекистана вновь стали поступать тревожные вести о подрывных акциях, осуществленных в разных районах неизвестной террористической организацией. По утверждению пресс-службы Генпрокуратуры, в ночь с 25 на 26 мая неизвестные террористы напали на здание силовых структур в городе Ханабад, затем на блокпост у границы с Кыргызстаном. Прогремели взрывы и в Кургантепинском районе Андижанской области.

По словам ряда местных жителей, взрывы произошли у магазина №69, кафе в Пиенбазаре и в районе Багишамал города Андижана. Нападавшие, численностью от 5 до 20 человек, применили взрывчатку и гранатометы. О жертвах и пострадавших официальных сообщений не последовало, однако, по словам некоторых очевидцев, имеются человеческие жертвы. Правоохранительные органы пытаются поймать террористов. Генеральная прокуратура сформировала оперативную группу по расследованию инцидента и установлению личностей преступников. Подозрение в совершении террористической атаки пало на запрещенные "Исламское движение Узбекистана" - ИДУ и "Хизб-ут Тахрир".

Отличительной чертой терактов является то, что на этот раз террористы не подставлялись под пули, а оказали сопротивление милиции и, похоже, успели скрыться. Террористам удалось осуществить подрывную операцию, бросив дерзкий вызов целой армии профессионалов из СНБ и МВД с их вездесущими агентами, оснащенными современными электронно-техническими средствами слежения за гражданами. Один смертник взорвал себя на подходе к цели, в малолюдной местности. Власти несколько скорректировали свое поведение и не стали заранее называть исполнителей терактов.

Официальный Ташкент заявил, что террористические группы просочились в Узбекистан с территории Кыргызстана, что пограничные службы соседней страны тут же опровергли как необоснованные и попросили представить убедительные доказательства в подтверждение сделанного заявления. К вечеру 26 мая к границе с Кыргызстаном были стянуты регулярные воинские части Узбекистана. Они взяли под контроль Андижанскую область и приступили к патрулированию на БТРах, особенно приграничную зону. Подъезды к городам Андижан и Ханабад заблокированы, въезд ограничен. Машины, а порой и граждане, тщательно проверяются. Улицы, рынки и другие торговые точки Андижана и Ханабада опустели, жители боятся высовываться из своих жилищ. Никаких беспорядков не было. Установлена информационная блокада, телефонная связь часто прерывается. Жители области боятся давать интервью зарубежным средствам массовой информации.

Некая мистическая террористическая организация "Исламский джихад" распространила заявление о своей ответственности за вооруженное нападение моджахедов на здание силовых структур в Ханабаде в ночь на 26 мая. При проверке администрациями интернет-сайтов источника информации выяснилось, что заявление было направлено с территории ФРГ, с компьютера четырнадцатилетнего мальчика, не имеющего никакого представления об упомянутой организации и ее заявлении. Он понятия не имеет, кто бы мог разослать заявление "Исламского джихада" с его компьютера. На сайте самой организации "Исламский джихад" никакого сообщения или заявления о событиях в Андижанской области 26 мая не было опубликовано.

Впервые террористическая организация "Исламский джихад" сомнительного происхождения взяла на себя ответственность за взрывы весной 2004 года в Бухаре и Ташкенте, главной мишенью и жертвами тогда стали сотрудники милиции и других силовых структур. Спецслужбы Узбекистана, учитывая острую критику в свой адрес, в порядке обмена доверительной информацией о сетях международного терроризма, передали Федеральному бюро расследований ФРГ сведения о террористической группе, действующей на территории Германии. ФБР ФРГ провело оперативно-розыскную работу и в сентябре 2007 года арестовало двух немцев и одного турка, связанных с организацией "Исламский джихад", готовившей серию взрывов в Германии. Но немецким следственным органам до сих не удается разрешить кроссворд узбекских коллег, найти спонсоров и учредителей "Исламского джихада".

Для того, чтобы прояснить, что же на самом деле произошло в Андижанской области 26-27 мая, целесообразно принять во внимание следующие факты, нуждающиеся в перепроверке. Накануне четвертой годовщины расстрела правительственными войсками мирной демонстрации жителей Андижана 13 мая 2005 г., силы правопорядка Ферганской долины были переведены на усиленный режим несения службы. Просочилась информация, что они совместно с прибывшими в Андижан двумя подразделениями спецназа, собираются провести учебно-профилактическую операцию по обезвреживанию предполагаемых экстремистских групп. Судя по действиям спецслужб Узбекистана накануне последних событий, создается впечатление, что они знали о времени теракта и ожидали вылазки террористов. По странному стечению обстоятельств, "военные учения" были свернуты за несколько часов до терактов. Специально обученные и готовые сражаться с террористами подразделения спецназа, направленные 10 мая в Андижанскую область, а также их многочисленные агенты и осведомители в махаллях "проглядели" теракты и преступников.

Вызывает подозрение и то, что с 17 мая узбекская сторона начала выставлять дополнительные наряды пограничников на границе с Кыргызстаном. За двое суток до теракта в Ханабаде была прекращена транспортировка сельхозпродукции в Кыргызстан, прервано железнодорожное сообщение между Узбекистаном и Казахстаном. В настоящее время граница с Кыргызстаном закрыта, дороги блокированы военными. Пересечь границу могут лишь жители приграничных районов и анклава Сох, которых подвергают тщательной проверке. За неделю до терактов милиция задерживала и подвергала допросу родственников беженцев, получающих материальную помощь от близких и тех, кто поддерживает интенсивную связь с родственниками за рубежом.

Некоторые политологи вообще не связывают произошедшие события в Андижанской области с политикой и придерживаются криминальной версии. Они полагают, что возмущенные произволом, грубостью, хамством милиции и пограничников, некоторые граждане могли решиться на отчаянную месть.

Удивление вызывает еще и то, что, несмотря на теракты, сообщения о жертвах и пострадавших, напряженную обстановку в стране, президент Ислам Каримов, вместо того, чтобы отложить зарубежные поездки, 26 мая отправился в Бразилию с официальным визитом. В таких случаях почти все главы государств и правительств откладывают до лучших времен намеченные и даже прерывают совершаемые визиты. Например, буквально на днях президент Египта отложил государственный визит в США в связи со смертью своей внучки.

Однако трудно давать однозначную оценку майским событиям в Андижанской области в отрыве от общей ситуации в Узбекистане.

Общественная жизнь в стране находится под полным контролем спецслужб, запуганный народ, живущий в атмосфере постоянного страха, не забыл и жестких действий властей в Андижане. Протестный потенциал в обществе высок, но внешне пока не проявляется. Очевидные всем провалы в социально-экономическом развитии, злоупотребления властью, использование государственной должности для личного обогащения чиновников, разгул казнокрадства и коррупции, широкомасштабная безработица и нищета подавляющего большинства населения, безусловно, озлобляют простых людей.

Режиму нужно доказывать экономическую состоятельность созданного им государственного устройства, однако бессилие скрыть очевидные провалы в экономике, социальной сфере, неспособность компетентно руководить богатейшей страной вымещается на диссидентах и соседях.

Силовыми методами режиму удалось загнать граждан в жесткие рамки покорности, ограничить их права и свободы, на время присмирить страну, что является свидетельством силы и могущества власти, однако несет огромный дестабилизационный потенциал, этим взращиваются в обществе ростки возмущения, провоцируется радикализм, закладывается основа для акций мести, то есть создается экстремальная ситуация.

Особую тревогу вызывает то, что в такой атмосфере страха выросло целое поколение молодых людей с изуродованным сознанием, которых раздирает жажда возмездия и реванша. В стране накопилось слишком много ненависти, взаимной неприязни, вражды. Накопленное зло трансформируется во взрывоопасный материал, безысходность и отчаяние провоцируют радикализацию отдельных слоев общества. Не видя политического выхода из острой кризисной ситуации, многие жертвы и их родственники могут решиться на насильственные акции, выступления против власти.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, подавляющее большинство людей предпочло на время смириться с произволом ради унизительного самосохранения и выживания. Многие из них преисполнены решимости дать адекватный ответ злодеяниям насильников при первой возможности из-за отсутствия правосудия, справедливости, политического решения. В таких условиях редко кто смеет высунуться, выразить критическое суждение, недовольство по поводу массовой безработицы, правовой беззащитности и нищеты большинства людей, миллионы из которых вынужденно выехали на чужбину в поисках средств к существованию.

У озлобленного бесконечными унижениями человека имеется свой мотив для сведения счетов со злодеями и давно намеченные объекты мести. Бесконечная игра в политические репрессии может обернуться бумерангом всем злодеям, есть даже мнения в обществе, что власти сами планируют периодически, каждые 4-5 лет, проводить политические провокации с целью обрушить новую волну репрессий на инакомыслящих и запугивания собственного народа. По словам таких аналитиков, спецслужбы Узбекистана могли в очередной раз спланировать и срежиссировать теракты в Андижанской области с целью устрашения народа или, по крайней мере, имея упреждающую информацию, решили не предотвращать их.

В последнее время Узбекистан активизировал контакты с США и другими государствами Запада, предоставил транспортную инфраструктуру страны для транзита невоенных грузов в Афганистан. Возможно, также, что, потворствуя последним событиям в Андижанской области, Ташкент дает им понять, что является мишенью международных террористических организаций и рассчитывает на щедрую западную помощь. А обвинения в адрес соседних государств, будто с их территории просачиваются террористические группы в Узбекистан, рассчитаны на то, чтобы принудить их сесть за стол переговоров и навязать им свои условия договоренностей относительно решения конфликтных, в частности водно-энергетических проблем. Сегодня делаются нападки на Кыргызстан, завтра может наступить черед Таджикистана или других соседних государств".

2 июня 2009 года.


Рецензии
Все верно и хорошо написано. Полностью поддерживаю автора.

Алишер Таксанов   03.06.2009 19:05     Заявить о нарушении