Социальная сфера Узбекистана

22.12.2004. По официальным данным, среднегодовые размеры не номинальной, а реальной зарплаты и пенсий, проиндексированных на параметры инфляции, в течении 12 лет ежегодно «увеличивались» более чем на 10%. Не удовлетворившись столь «высокими достижениями», власть договорилась до того, что будто за 9 месяцев 2004 года уровень реальной заработной платы возрос аж на 18,4%, а реальные доходы населения только за последние 5 лет увеличились на 210% и люди, мол, живут несравненно лучше, чем 5 лет назад!? Кто, кроме руководителей страны, может подтвердить такой «сногсшибательный феномен социального процветания» Узбекистана?

Попробуем произвести сравнительный анализ официальной статистики с реальными параметрами жизни населения, коль она вызывает сомнение. В 1991 году среднемесячная зарплата трудящегося по стране равнялась 210 долларам США, а пенсия – 90. В настоящее время они составляют порядка 40 и 20 долларов соответственно. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 6530 сум, пенсия по возрасту – 13000 сум, пособие престарелым и нетрудоспособным, не имеющим необходимого стажа – 7825 сум. И выдаются они с задержкой. Крохотная пенсия, пособие тратится только на хлеб да дешевые овощи. Лекарства, новую одежду, обувь нуждающиеся купить не могут. Многие вынужденно ходят в обносках.

Хотелось бы знать, из каких источников берутся цифры об увеличении реальной зарплаты, пенсий, доходов ежегодно в столь «больших размерах» на протяжении 13 лет? У кого увеличилась реальная зарплата, пенсия в 2-3 раза по сравнению с 1991 годом? Почему при столь «высоких темпах роста благосостояния народа», уровень жизни наших граждан фактически оказался в несколько раз ниже, чем в Казахстане, России. В соседних странах тоже не рай. Но среднемесячная зарплата составляет там 200-250 долларов. И размер пенсии, пособия существенно больше, чем у нас. Право, тяжело задавать такие вопросы даже самому себе. И обидно. Очень.

Официальная статистика абсолютно не соответствует действительности и ничем не подтверждается. Как можно постоянно врать при наличии столь очевидных фактов? Кто после таких заявлений поверит хотя бы одному слову правительства, руководства? Очевидно, поэтому не наблюдается хорового восхищения по поводу «исторических успехов» в развитии экономики, социальной сферы. Даже отпетые лизоблюды не откликнулись на «торжественный» отчет правительства хвалебными комментариями, оценками, исследованиями. По изложенным причинам никто не желает заниматься исследованием проблем экономики, социальной сферы в Узбекистане. Нет ни одной серьезной книги, диссертации, научной статьи по этой тематике.

Вопреки официальной статистике, благосостояние жителей Узбекистана из года в год падает. За 13 лет оно опустилось до самой низшей отметки в мире. В узбекской семье, состоящей в среднем из 5 человек, работает один, редко двое. С зарплаты 40000 сум следует вычесть за коммунальные и бытовые услуги в городах (включая оплату за свет, газ, телефон) минимум 20000 сум, на транспортные расходы одного работающего – 10000 сум. На оставшиеся 10000 сум, при существующих ценах, не сможет прокормить себя даже работающий человек.

Обстановка в сельской местности намного тяжелее, чем в городах и райцентрах. Крестьяне были бы рады работать и за 10000 сум в месяц, но и это остается голубой мечтой. Они по несколько лет не получают зарплату и живут в основном натуральным хозяйством.

Цены на большинство товаров и тарифы услуг с 2003 г по декабрь 2004 года выросли не менее чем на 30%. Динамика цен на товары и услуги первой необходимости за указанный период такова. Горячая вода – 961 и 1565 сум, холодная – 262 и 466 сум на 1 человека, отопление – 68 и 114 сум за 1 кв. метр, газ – 5,53 и 9,22 сум за 1 куб. метр, буханка хлеба 2 сорт (650гр) – 100 и 150 сум и т.д. Общий уровень цен на потребительские товары не ниже мировых. Стоимость 1 кг мяса с костями – от 2 долларов и выше, муки – от 0,3 долл. и выше, сахара – 0,6, риса – от 0,45 и выше, 1 л бензина АИ-76 – от 0,32 доллара и выше. И это при нашей зарплате и пенсиях! Как объяснить столь разительное несоответствие реальных фактов с отчетами правительства?

Методика составления статистических отчетов о развитии экономики, социальной сферы, темпах инфляции вызывает глубокое сомнение, а неприкрытая ложь подрывает доверие граждан к государственным институтам.

Спрашивается, зачем держать антимонопольное министерство, если оно не может остановить рост цен и тарифов естественных монополий, не отчитывается перед парламентом, обществом? Чем, кроме придирок к предпринимателям, оно занимается?

Тенденция роста потребительских цен продолжает сохраняться. Темпы инфляции их опережают, чего, как и роста цен на товары и услуги, правительство не желает признавать. Помогают ему в этом и многие журналисты, политологи, экономисты. Они не проявляют профессиональную честность и не подвергают сомнению отчеты правительства.
Если бы правительство признало свою неудачу и объяснило общественности суть встречающихся трудностей, люди восприняли бы его разъяснения с пониманием. От такой меры авторитет правительства только бы возрос. Многие специалисты, управленческие работники были бы склонны увидеть в случившимся и собственную вину.

С учетом изложенного, прожиточный минимум одного человека в настоящее время не может быть менее 80 долларов. Такую «высокую» зарплату получает у нас самый высокооплачиваемый специалист, чуть ниже уровня министра. Более 100 долларов получают только сотрудники силовых структур, начиная от сержанта. Зарплата в размере 100 долларов и выше должна стать нормой для всех категорий тружеников сегодня, сейчас, а не исключением только для «высокооплачиваемых» работников.

Узбекский народ не живет, а прозябает. За порогом прожиточного минимума остается свыше 70% населения. На грани выживания, ниже черты бедности находится до половины жителей страны и что особенно тревожит: в категорию нищенствующих попали трудоспособные, работающие, полные семьи с детьми. Из-за крайнего ухудшения жизненных условий, часть граждан перестала лечиться от болезней, а учащихся – регулярно посещать занятия. Повысилась смертность среди детей, укоротилась жизнь граждан.

В Узбекистане – один из самых низких стандартов жизни и потребления в мире! Это – реалии жизни, а не инсинуации из области высокой политики. Несправедливо, когда работающий человек не может нормально прокормить не только свою семью, но и себя. Такое положение дел противоречит нормам социальной справедливости и подрывает экономическое развитие, так как снижает платежеспособный спрос, ведет к свертыванию торговли, производства, ориентированного на внутренний рынок. Из-за низкого жизненного уровня не получает должного развития сфера обслуживания. Для сравнения, на Западе в ней занято до 80% работающих в экономической отрасли.

С ухудшением жизненных условий ослабевает крепость семейных отношений, рушатся семьи, сужаются возможности нормального воспитания, обучения, лечения детей, ухудшаются трудовые потенции народа.

Состояние нищеты – весьма унизительно и жестоко для человека. Оно заставляет его вести борьбу за выживание любой ценой. Именно поэтому получила такая форма добровольного рабства, как «мардикорчилик» - батрачество. Каждый нищий, бедствующий человек, батрак в современных условиях – это вызов власти, государству, главная угроза социальной стабильности. Нищета значительной части населения является следствием грубого нарушения прав не одного человека, а миллионов людей. И постоянное нахождение в состоянии нищеты рядом с детьми намного тяжелее, чем отбывание срока наказания в местах заключения.

Бедность, нищета большинства населения свидетельствует об упадке экономики, неэффективности государственной системы. Не избавившись от этого порока, страна не сможет успешно развиваться. Власти оказывают адресную социальную помощь особо нуждающимся. Раньше социальная помощь в размере полутора МРОТ оказывалась в течении трех месяцев, а с 2004 года сумма в размере 9795 сум почти повсеместно выдается в течении двух месяцев в год и то не всем нуждающимся. В инструкциях для поселковых и сельских советов, махаллинских комитетов указано, что размеры социальной помощи составляют от полутора до трех МРОТ и должны выдаваться в течении трех месяцев в год. Причина отступления от установленных норм банальна – недостаток средств в бюджете.

Для получения социальной помощи нужно собрать кучу справок, мужественно выдерживать чиновничью волокиту, что по силам не каждому. Сведение «сильной» социальной политики к государственным подачкам нищенствующим семьям и людям не решает проблему.

Несмотря на очевидные факты, газета «Правда Востока», ссылаясь на некий опрос общественного мнения писала, что 70% населения удовлетворено текущей ситуацией и условиями проживания.

Социальное положение населения улучшается настолько, насколько позволяют возможности экономики. В Казахстане, России и других странах СНГ наблюдается заметный экономический рост, соответственно происходит рост реальной заработной платы, пенсии, пособия, о чем всегда можно узнать из сообщений зарубежных СМИ.

В экономике Узбекистана не наблюдается реальных сдвигов на протяжении долгих лет. От этого страдает и социальная сфера. Власти много обещают, но до сих пор дальше пустопорожних разговоров дело не продвинулось. От лживой пропаганды, притворной любви к гражданам, казенной заботы о благополучии, уровень их жизни не поднимется.

К сожалению, приходится констатировать, что система приоритетов общества и власти разительно отличаются. То, что жизненно важно для нее, противоречит его интересам. Например, львиная доля бюджетных средств расходуется на содержание силовых структур, численность личного состава и сотрудников которых, в расчете на душу населения, многократно превышает аналогичный показатель в любой из стран мира.

Вроде Узбекистан ни с кем не воюет, в нем царит мир да спокойствие. Тем не менее, ни один депутат или представитель карманной политической партии не осмелится задать власти самый простой вопрос: почему значительная часть бюджетных средств направляется на непроизводительные расходы?

Как представляется, главная задача правящего режима – удержаться у власти любой ценой. Поэтому, вместо заботы о повышении уровня жизни граждан, он продолжает укреплять силовые структуры, с их помощью добивается безусловного повиновения, непротивления народа произволу властей.

На самом деле, рабскую покорность может проявлять только нищий, бедствующий народ, целиком озабоченный проблемами выживания! Эту закономерность доказали Сталин, Мао Цзедун, вершители судеб Северной Кореи и других диктаторских государств.

Социально-психологическая обстановка продолжает ухудшаться. Постоянный рост цен, уровня инфляции, безработицы стали ключевыми понятиями, определяющими состояние социальной сферы в стране. Бедственное положение большинства населения, нищета отдельных его слоев являются источником угрозы безопасности государства, жизненным интересам народа.

Изложенные обстоятельства, а также отсутствие возможности открыто, в рамках Конституции отстаивать свои социально-экономические права, вносят заметный вклад в радикализацию общества. Люди, особенно молодежь, готовы последовать за любыми политическими силами, обещающими кардинальное изменение политики правительства. Нетерпеливая молодежь начинает примыкать к радикально-экстремистским группировкам, течениям. Да и от других граждан также можно ожидать любых крайностей в любой момент.

Власть должна нести ответственность за уровень жизни своих граждан. Она обязана как можно скорее оздоровить обстановку в стране, предоставить представителю любого социального сословия, человеку любого достатка зарабатывать по способностям, хотя бы для поддержания способности к труду.

Современное государство - это социальное государство. В нем не должно быть массовой безработицы, нищеты. Тем более среди работающих людей. Успеха добиваются страны, в которых экономический прогресс идет в ногу с социальным. Социальная политика государства должна гарантировать достойный человека прожиточный минимум, смягчать негативное влияние роста цен и социального расслоения общества.

Задачи экономического развития решаются и с помощью инструментов социальной политики. Реальное повышение зарплаты и пенсий стимулирует платежеспособный спрос, расширение внутренней торговли, улучшение структуры потребления. Для повышения благосостояния граждан нужно добиваться ускоренного роста ВВП, развития внутреннего рынка, увеличения занятости. Изложенные задачи могут быть успешно выполнены только при условии демократизации общественного устройства, создания компактного, ответственного госаппарата, развития рыночных отношений.

Кроме того необходимо: - установить действенный общественный контроль над условиями труда, уровнем заработной платы, обеспечением баланса интересов работника и работодателя;

- совместно с заинтересованными сторонами ежеквартально определять и публиковать величину прожиточного минимума (ПМ), черту бедности, минимального размера оплаты труда (МРОТ), добиваться приближения МРОТ к уровню прожиточного минимума, прекращения компенсации зарплаты принудительным распределением товаров по завышенным ценам, что приводит к злоупотреблениям;

- ежеквартально определять и публиковать величину прожиточного минимума, черту бедности, добиваться приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума;

- уделять особое внимание социальной защите уязвимых слоев населения, упростить систему выдачи социальной помощи, которая не должна служить подачкой их получателям;

- усовершенствовать законодательство о пенсионном обеспечении, внедрить систему накопительных пенсий. Размер пенсии должен быть достаточным для достойной жизни.

Необходимо наладить своевременное получение пенсий: - обеспечивать индексацию заработной платы, пенсий, пособий соразмерно параметрам инфляции;

- создать вместо существующих независимые от власти профсоюзы, предусмотреть защиту не освобожденных профсоюзных деятелей от необоснованного увольнения;

- добиваться финансирования профсоюзных лидеров только за счет профсоюзных взносов и не допускать их финансирования со стороны работодателей, госструктур, чтобы они не утратили свою независимость.

- Разработать закон, предусматривающий цивилизованное регулирование трудовых конфликтов и забастовок.

Без выполнения изложенных условий невозможно обеспечить достойный уровень жизни граждан страны.


Рецензии