Пенсионное обеспечение в Узбекистане

24.12.2004. Нужно на деле позаботиться о пенсионерах, отдавших лучшие годы своей жизни работе на благо Родины, а также о немощных инвалидах, гарантировав им хотя бы сносные условия существования.

Пенсионный фонд (ПФ) должен быть подконтрольным парламенту и общественности. Совет ПФ должен формироваться с участием представителей профсоюзов, представительных органов и работодателей. Пенсии, как и зарплата, стипендии, пособия, должны регулярно индексироваться на размер инфляции. Дополнительные их увеличения должны осуществляться согласно закону, а не указов президента, используемых в популистских целях. Пенсия зарабатывается многолетним трудом. Нельзя урезать пенсии работающим пенсионерам. Необходимо довести размер пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера.

Источником средств для социальной пенсии должны служить налоговые и неналоговые доходы бюджета. На формирование пенсионного фонда следовало бы направлять и часть доходов от использования природных ресурсов, таких, как нефть, газ, цветные металлы и других богатств.

С 1 января 2005 года вводится закон «О накопительном пенсионном обеспечении граждан». Согласно ему 1% от начисленной заработной платы (доходов) работника начисляется в обязательном порядке на индивидуальные накопительные пенсионные счета трудящихся. У него имеется один серьезный недостаток, который сводит на нет многие его положительные стороны. Накопленные средства будут индексироваться на параметры не реального, а официально объявленного уровня инфляции, между которыми есть огромная разница.

По официальным данным, уровень инфляции в 2003 г составил 3,8%, а за 9 месяцев 2004г – 0,3%. (Кстати, последнюю цифру, вызвавшую недоумение многих специалистов, через две недели после опубликования, Президент дезавуировал собственной властью. Он сказал, что уровень инфляции в 2004 г. составит 4%). С учетом галопирующего роста цен на товары и услуги, налога на имущество и землю, реальный уровень инфляции за указанный период был не ниже 50%.

Если изложенная тенденция сохранится, то деньги трудящихся, принудительно начисленные на накопительные пенсионные счета, через 10-20 лет почти полностью сгорят в топке инфляции.

Ситуация вполне поправима. Нужно внести следующую поправку в указанный закон: «Государство гарантирует сохранность пенсионных накоплений трудящихся путем перевода начисленных средств на накопительные счета в твердую валюту по официальному курсу на день их начисления». Иначе говоря, на пенсионных счетах трудящихся будут лежать не «деревянные» сумы, а евро или доллары.

Безработица. Занятость

Безработица – постоянный спутник экономического неблагополучия. В нашей стране она приобрела массовый характер. По официальным данным, безработных у нас не более 50 тысяч – самый низкий показатель на душу населения в мире! Но это – неправда. Только в Ташкенте их насчитывается в несколько раз больше указанной цифры. Численность безработных в стране, наверное, зашкаливает за один миллион человек. (Если верить информации, публикуемой в Интернете, то их более 3 млн., что сложно подтвердить из других источников). Если учесть, что не все жители села имеют реальную работу, то уровень безработицы значительно выше указанной цифры.

Раньше в поисках поденной работы возле рынков и вдоль дорог собирались в основном толпы безработных мужчин. С 2000 года к ним прибавились толпы безработных женщин – «мардикоров» - батрачек. Они готовы выполнить любую работу за 2000-3000 сум (2-3 доллара) в Ташкенте и за 1000 сум на периферии в течение целого дня! Кто в такой обстановке будет присматривать за их детьми, заботиться о домашнем уюте, о себе, наконец? Безработные приходят на рынок труда каждый день как на работу. И ожидать удачу им приходится с раннего утра до вечера. Такой шанс выпадает раз в два-три дня. Любую работу готовы выполнить и дети, лишь бы платили и кормили.

Безработный превратился в никем не признанного, презренного беженца, изгоя в своей стране, в своем доме. Куда ему податься? Дома – полуголодные дети, одетые в обноски и от того злая жена. Государство бросило его на произвол судьбы. Оно не способно обеспечить его работой, защитить социально. Милиция постоянно гонит безработных с мест их скопления, производит среди них облавы, чтобы они не мозолили глаза власти, вымогает у них деньги, особенно у иногородних. Иначе их было бы значительно больше.

Не востребованность трудоспособного специалиста морально угнетает, заставляет постоянно думать, искать и находить работу, нередко и за рубежом. Покидать насиженные места, дом, семейный очаг ради неопределенной работы, очень трудно. Но, увы, приходится. Люди бегут из страны, где сложилась тяжелая социальная обстановка. В поисках лучшей доли, часть безработных выехала за пределы Узбекистана, в основном в Казахстан и Россию, где их никто не ждет. Миграция - всегда риск. Судьба наших иммигрантов складывается по - разному. Не всем удается устроиться на работу и там.

Для правительства безработица - большая головная боль. На протяжении многих лет оно не может от нее избавиться. Неудовлетворительно работает рынок труда. Он не может стимулировать создание новых рабочих мест, переквалификацию специалистов для работы в перспективных производствах.

Пособие по безработице – мизерное, выдается до полугода. Для его получения нужно собрать кучу справок, выдержать волокиту, унизительные расспросы членов общественной комиссии, чиновников службы занятости, их проверок. Поэтому численность обращающихся за пособиями по безработице в стране не превышает 30 тысяч в год.

Безработные - беззащитны. Марионеточные профсоюзы, находящиеся под пятой правящего режима, загнаны в угол, вынуждены бездействовать, хотя умеют хорошо отчитываться за не проделанную работу. Оппозиция разгромлена, разобщена. Ее активистов преследуют везде и всюду. Организовать массовые выступления в защиту безработных практически невозможно. Правящий режим этого не допустит из опасения народного гнева и перерастания его в волнения.

Нет ни работы, ни надежды получить ее в ближайшей перспективе у большинства подрастающего поколения, выпускников школ, колледжей, вузов. Значительная часть безработных, голодных и холодных вольно или невольно втягивается в криминальный круговорот и попадает в тюрьмы.

Граждане не должны страдать от безработицы, трепетать от страха перед ней. Только успешное развитие экономики позволит увеличить занятость населения. Для сокращения уровня безработицы и защиты прав трудящихся необходимо: - обеспечить стабильное развитие экономики, постепенно повышать долю расходов на программы обеспечения занятости до 1% ВВП, обеспечивать концентрацию средств фонда службы занятости на приоритетные направления переподготовки специалистов, востребованных экономикой, открытость и рациональное использование его средств;

- гарантировать социальную защищенность работников, четко определив ее рамки, параметры, а также ответственность заинтересованных сторон.


Рецензии