Трудовые мигранты из узбекистана

1. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ. БЕЗРАБОТИЦА.

По своим природным и минерально-сырьевым ресурсам Узбекистан относится к богатейшим странам мира. До развала СССР он обладал мощным производственным потенциалом и развитым агропромышленным сектором. По суммарному объему ВВП в 1990г занимал третье место после России и Украины, в чем можно убедиться, взглянув на любой справочник или энциклопедию. Несмотря на лучшие, чем у соседей стартовые возможности, наличие благоприятных условий, Узбекистан существенно отстал от них в своем развитии, никак не может выбраться из тяжелого экономического кризиса. Подавляющее большинство населения прозябает в нищете.

Безработица – постоянный спутник экономического неблагополучия. В Узбекистане она приобрела массовый характер. По официальным данным, число зарегистрированных безработных в республике, не превышает 100 тысяч, то есть 0,6% от уровня экономически активного населения – самый низкий показатель безработицы на душу населения в мире! Но это – неправда. По заключению авторитетных немецких экспертов, безработица в Узбекистане достигает 35%. В Интернете сообщалось, что общая численность безработных в республике превышает 6 млн., при численности населения 27 млн. человек. Если учесть, что формально занятые жители села не имеют реально оплачиваемую работу, то показатель безработицы не ниже указанной цифры.

Руководство министерства труда и социальной защиты населения неоднократно указывало на невозможность обеспечения всех граждан постоянной работой якобы ввиду того, что рынок труда в Узбекистане находится под неослабевающим демографическим давлением из-за ежегодного прироста населения примерно на 400 тысяч человек. Таких циничных заявлений нигде в мире и никто никогда не делал, ибо за такие слова увольняют с работы любого должностного лица немедленно! В Китае 1,3 млрд. населения. Его численность ежегодно увеличивается на 10-15 млн. человек. Тем не менее, там безработица не стоит так остро, как у нас. Успешно развивая производственную базу и обеспечив работой своих граждан, китайцы завалили своими товарами, в том числе продовольствием, весь мир. Наше правительство пытается оправдать причины неудач в экономике и социальной сфере чем угодно, но собственной некомпетентности оно не признает.

Наши крестьяне, днюя и ночуя на полях, не могут прокормить семью. За тяжелый крестьянский труд они получают мизерную зарплату, и то натурой. Принудительно выращенные хлопок сырец, зерноколосовые культуры, тутовый шелкопряд и другую продукцию государство также в принудительном порядке выкупает по весьма низким ценам. Например, до 2006 года при цене 1 т хлопка-сырца в Казахстане $420-440, нашим крестьянам давали в лучшем случае $200, и то большей частью натурой.

Среднемесячная зарплата трудящихся порядка $50-60 (пенсия – $25-30). Найти даже такую низкооплачиваемую работу нелегко. Потому имеет широкое распространение внутренняя трудовая миграция, из периферии в основном в г.Ташкент и другие крупные города. Иного выхода, помимо занятия воровством, разбоем, мошенничеством – нет.

Раньше в поисках поденной работы возле рынков крупных городов и вдоль автотрассы собирались толпы безработных мужчин. С 2000 года к ним присоединились женщины, чего, кроме Узбекистана, нет нигде в мире. Они готовы выполнять любую работу за $2-3 в Ташкенте, и за $1 – на периферии в течение целого дня! Плавясь на солнцепеке летом и леденея в зимнюю стужу, иногда целыми днями, 50-60% удачливым удается найти разовую работу.

В Узбекистане – один из самых низких стандартов жизни и потребления в мире. 1 кг мяса с костями стоит $2,5-3,5, 1кг муки – от $0,25, сахара-песка – $1,0, 1л растительного масла – от $1,2, буханка низкокачественного хлеба (2-ой сорт, 650 гр.) – $0,14 и т.д. Сравните эти цифры со среднемесячной зарплатой и пенсиями. Люди устали от ежедневной борьбы за выживание!

По изложенным причинам люди вынуждены оставить привычные места и при первой возможности убежать из страны, где социальная и экономическая обстановка продолжает ухудшаться, и где авторитарный режим держит в повиновении недовольных его политикой граждан посредством насилия, произвола, нагнетания атмосферы страха перед возможными арестами.

Миграция – всегда риск. Побудительный мотив миграции – социальная неустроенность: низкая зарплата, безработица и относительно высокая зарплата за рубежом. Уезжают в основном экономически активные граждане – молодые, квалифицированные специалисты. Нелегальная трудовая миграция обретает черты семейного бизнеса. Найдя взаимопонимание с работодателем, некоторые иностранцы умудряются пристроить на работу своих жен и детей.

Судьба наших иммигрантов, трудовых мигрантов складывается по-разному. С 1992 по 2005 годы из Узбекистана на постоянное жительство в ближнее и дальнее зарубежье выехало свыше 1,2 млн. русских и украинцев, 300 тысяч татар (из них не менее 25% – крымские), 500 тысяч представителей других этнических групп – евреев, армян, немцев, казахов и т.д.

2. ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ.

Приток трудовой миграции – удел экономически преуспевающих и социально благополучных государств. Благоприятный социальный климат и относительно высокий уровень жизни, емкий рынок труда привлекают в страну трудовых мигрантов. Их принимают и тогда, когда возникают проблемы с безработицей в собственной стране.

Заработная плата существенно выше, правовая и социальная защищенность обеспечена лучше в США, Канаде, Европе, Австралии… Но трудовые мигранты больше тянутся в стабильно развивающиеся Россию и Казахстан не только из-за территориальной близости. Они стали центрами притяжения иммигрантов и трудовых мигрантов из стран СНГ, особенно из Узбекистана, где больше возможностей для трудоустройства. Там бизнес пользуется относительной самостоятельностью и свободой, платит меньше налогов и пошлин, чем у нас, и что важно, установлен безвизовый режим въезда и выезда граждан СНГ. Существенную роль в выборе страны, где можно неплохо заработать, играют отсутствие языкового барьера, схожесть менталитета, жизненного уклада народов, а также вековые торгово-экономические и гуманитарные связи.

Потребности экономического роста в России и Казахстане диктуют расширения рынка труда, создания приемлемых условий для приема растущего количества, как эмигрантов, так и трудовых мигрантов, особенно сезонных работников. В России либерализовано миграционное законодательство, разработана государственная программа, нацеленная на стимулирование добровольного переселения в свою этническую родину русских и бывших граждан Российской Федерации. Примерно такую же задачу решают и в Казахстане. Только в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает порядка 2 млн. этнических казахов и столько же – в других частях света. Власти разрабатывают долгосрочную программу с целью создания жилищных условий, рабочих мест и готовы нести расходы по их добровольному переселению в Казахстан. Преимущества для возвращения на родину предоставляются лицам, родившимся в Казахстане, бывшим его гражданам и этническим казахам. Выделяются квоты и стимулы специалистам востребованных профессий, вне зависимости от национальной принадлежности.

Ранее закон позволял безрегистрационное пребывание граждан СНГ в Казахстане до одной недели. По оценкам некоторых экспертов, тогда границу пересекало до 3 млн. мигрантов, часть из них «челноки» и транзитные. Отныне этот срок продлен до 90 дней. Административно-правовое давление на мигрантов при пересечении государственной границы, в местах вселения мигрантов ослаблено, процедура оформления документов сведена к минимуму. Это всего лишь начальный этап либерализации миграционного процесса.

В связи с принятием нового законодательства о трудовой миграции в России и Казахстане, направленного на защиту прав и интересов трудовых мигрантов, с 2007 года следует ожидать резкого увеличения миграционных потоков русских и казахов в свою этническую родину. Большая их часть будет переселяться на постоянное жительство, меньшая – с целью заработка.

Россия и Казахстан намерены в ближайшее время вступить во ВТО, что предполагает открытия границ для свободного притока рабочей силы в страну. В таком случае и в связи с упрощением процедуры легализации трудовых мигрантов, обеспечением их правовой и социальной защиты, следует ожидать существенного роста притока трудовых мигрантов из Узбекистана. Развитию этого процесса будет способствовать также нарастающий дефицит собственной рабочей силы в России и Казахстане, вызванный динамичным ростом их экономики.

В Узбекистане, вопреки оптимистическим отчетам правительства об успешном развитии, наблюдается противоположная ситуация. Социально-экономические условия продолжают ухудшаться, расширяются масштабы безработицы, налоговые и таможенные тарифы остаются запредельными. Авторитарный режим, продолжая вмешиваться в хозяйственную и общественную жизнь, сам тормозит развитие, подпитывает коррупцию, контрабанду, произвол.

В начале 90-х годов ежегодно на постоянное жительство в Россию выезжало до 140 тысяч человек. За последние годы эта цифра снизилась до 40-50 тысяч, что связано с сокращением эмиграционного потенциала русского населения Узбекистана. По экспертным оценкам, за истекший период из более чем 1,6 млн. русских осталось около 500 тысяч, из 160 тысяч украинцев – 100 тысяч, из 600 тысяч татар (в т.ч. крымских 25%) – 300 тысяч и т.д.
Все, кто имел возможность и хотел уехать из неблагополучной страны – уехали.

3. НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ.

После трагических событий в Андижане 13 мая 2005г внешняя трудовая миграция из Ферганской долины немного сократилась, так как ряда людей, выехавших за рубеж на заработки, местная власть безосновательно обвинила в причастности к «террористам и религиозным экстремистам», что напугало потенциальных мигрантов. Зато те же обстоятельства, то есть опасения повторения андижанской трагедии в иных районах, дали импульс заметному расширению внешней трудовой миграции из других областей республики.

Масштабы нелегальной трудовой миграции из Узбекистана не поддаются учету. Наши граждане, особенно жители приграничных районов, находят тысячи лазеек и способов для нелегального пересечения границы. В дальнее и ближнее зарубежье они предпочитают выезжать с территории Казахстана, во-первых, из-за сокращения численности пассажирских поездов, связывающих Узбекистан с Казахстаном, Россией и Украиной, во-вторых, простаты оформления проездных документов и практического отсутствия таможенных барьеров, в-третьих, ввиду низких цен на железнодорожные и авиабилеты, за проезд на автотранспорте до просторов России. Возвращаются малоимущие люди тем же маршрутом.

За границу на заработки выезжают люди разных возрастов, но больше – молодежи. Женщин среди них мало. В среде трудовых мигрантов немало высококвалифицированных специалистов, не сумевших реализовать свой потенциал у себя на родине. Только 1\3 из них удается трудоустроиться по специальности в частных компаниях и даже госучреждениях. Остальные довольствуются той работой, которую удается найти.

Нелегальные трудовые мигранты, как правило, заполняют свободные ниши: работают в основном на стройках в составе ремонтно-строительных бригад, в аграрном секторе, розничной торговле, общественном питании и других сферах услуг, выполняют непрестижные, низкооплачиваемые виды работ и услуг, вне зависимости от квалификации и уровня образования. Например, женщины с высшим образованием и высокой культуры, хорошими внешними данными, честные от природы, предпочитают работать в качестве нянь, домашних прислуг, что дает им возможность бесплатно проживать и нормально питаться в доме работодателя.

Работодатель порой вынужденно, но чаще сознательно идет на привлечение к работе нелегальных трудовых мигрантов и на этом много выигрывает. Установив низкую зарплату почти за 12 часовой рабочий день, уклоняясь от выплаты подоходного и социального налогов, сбора за лицензию, он получает дополнительные доходы. Поэтому он, по возможности, избегает юридического оформления отношений с гастарбайтерами. Такими работниками не гнушаются и крупные строительные компании, производственные предприятия, особенно в сельской местности, состоятельные семьи.

Работодателя больше всего устраивают безропотные нелегальные трудовые мигранты из Узбекистана, отличающиеся огромным трудолюбием, кротостью и воздерживающиеся от потребления алкогольных напитков. Запуганные насилием и произволом авторитарного режима, периодическими «превентивными» арестами безвинных сограждан, они и на чужбине ведут себя тише воды, ниже травы.

Привыкшие к традиционной общинной жизни, основными признаками которой являются бескорыстная взаимная помощь, взаимная выручка, уважение к человеку, узбеки весьма доверчивы, душа их раскрыта на распашку чуть ли не для каждого встречного. В силу своего характера, которому недостает рациональности, осторожности, наши граждане чаще других становятся жертвами разного рода мошенников, использующих против них их же положительные человеческие качества.

Получая $200-300 в России и Казахстане, против $50-60 у себя на родине, узбекские мигранты реализуют свою мечту о достойной зарплате. Они боятся потерять с трудом найденную работу, потому не обращаются в суд, правоохранительные органы в поисках справедливости, с жалобой на бесчинства начальства или с целью легализации своего положения, против воли и желания работодателя. Не станут они ходить на манифестации, митинги и собрания для защиты своих прав и интересов, так как на родине авторитарный режим надолго отучил их от подобного рода «игр в демократию».

Не пугают нелегальных узбекских мигрантов тяжелая жизнь бездомного гастарбайтера, вынужденного скитаться в чужбине, терпеть унижения, оскорбления разного рода придурков, относящихся к нему как к человеку второго сорта из-за его бедности, беззащитности и многие другие испытания, страдания, которые проявляются в:

– мошеннических сговорах посредников с недобросовестными работодателями, ведущими себя как рабовладельцы;
- бесчеловечном обращении с трудовыми мигрантами;
- полном или частичном отказе выплатить обещанную зарплату;
- нападениях скинхедов и просто разбойников с целью грабежа иностранцев, приводящих порой к инвалидности и даже гибели некоторых из них;
- пропаже некоторых людей без вести;
- придирках и поборах коррумпированных милиционеров и т.д.
- наличии языковых барьеров в западных странах, дефицита общения, слишком высокой стоимости жизни, прежде всего аренды жилья.

Поставленные на колени, униженные в собственной стране, уставшие от повальной безработицы и нищеты трудовые мигранты из Узбекистана, ради возможности работать и зарабатывать, готовы забыть о своей человеческой сущности, правах, отбросить мысль о жалобе на работодателя. Авторитарный режим И.Каримова смог выработать у них такое поведение. Помимо того, они хорошо знают, что ждет их на родине. Нищета и бесправие в собственной стране, моральная подавленность от осознания беспомощности материально обеспечивать семью, детей, страшнее тяжелой жизни сезонных рабочих на чужбине. Потому ничтожно малы скандалы, связанные с узбеками за границей.

Когда Президент И.Каримов заявил, что «Узбекский народ никогда и ни от кого не будет зависеть», то, похоже, не ведал, что сотни тысяч узбеков вынуждены скитаться по странам мира в поисках работы, где рассматривают их, как второсортных людей и объект эксплуатации.

Пересчитать, переловить и зарегистрировать всех нелегальных трудовых мигрантов, особенно в России и Казахстане, при открытых границах и вышеизложенных условиях, практически невозможно. Ни они сами, ни работодатели полную информацию о нелегалах никому и никогда не дадут. Приходится полагаться на косвенные оценки, сделанные на основе репрезентативных исследований.

По официальным данным, безработица в самом Казахстане в 2005 г составила 8,1%, то есть порядка 640 тысяч коренного населения, которое не желает выполнять тяжелую низкооплачиваемую физическую работу. Уровень безработицы в России не меньше казахстанской – 6-8%. Та же проблема с занятостью. С целью приучить неисправимых лодырей и алкоголиков к общественно полезному труду, правительства обеих стран негласно поощряют приток трудовых мигрантов.

По заключению Валентины Чупик, эксперта неправительственной организации «Тонг», занимающейся миграционными вопросами, в 2005г порядка 1 млн. граждан Узбекистана отправилось в ближнее зарубежье на заработки. По мнению ряда других исследователей, их численность доходит до 3 млн. человек. В Интернете даются и более высокие цифры. Расхождения в оценках связаны, скорее всего, с резкими колебаниями численности узбекских трудовых мигрантов в период летних сезонных работ, пик которых приходится в период сбора сельскохозяйственного урожая, особенно в приграничных районах. В зимний период приток мигрантов сокращается.

Я сам проживаю в 5 км от границы с Казахстаном. Трое моих детей выехали и работают за границей в качестве трудовых мигрантов. Так что знаю о потоке нелегальных трудовых мигрантов, их проблемах не по наслышке. По моим весьма воздержанным оценкам, в России и Казахстане в среднегодовом исчислении в настоящее время насчитывается, в каждой из них, примерно по 500 тысяч граждан Узбекистана, преимущественно узбекской национальности. Они работают во всех областях России, в Сибири и на Дальнем Востоке, в степных и других районах Казахстана, малопривлекательных для коренных жителей.

В других странах мира, – на Украине, в США, Европе, Южной Кореи, Австралии, Канаде, Израиле, Греции, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране и т.д.,- узбекских трудовых мигрантов насчитывается в совокупности не менее 300 тысяч человек.

У узбеков до сих пор прочны родственные и общинные узы, они привыкли поддерживать доверительные отношения, как с соседями, так и с малознакомыми людьми. Им нет равных по тяге к оседлости. Потому они часто и больше других тоскуют по Родине, родственникам, друзьям и соседям. Ввиду изложенных причин наши граждане, накопив немного денег стараются как можно быстрее вернуться на Родину, невзирая ни на какие обстоятельства.

Трудовые мигранты из Узбекистана, соблюдая жесткий режим экономии во всем, умудряются накопить небольшие деньги, которые на Родине кажутся большим богатством. Согласно репрезентативным исследованиям, в среднем в расчете на год, трудовой мигрант может накопить: в Казахстане и на Украине – от $2000 и выше, России – $3000, Греции, Турции, ОАЭ, Иране – $4000, Южной Кореи (которая до середины 2006г выделяла до 5000 квот для наших трудовых мигрантов. Однако из-за ухудшения межгосударственных отношений, южнокорейцы намерены отменить квоты) и Израиле – $5000, США, Канаде, Австралии и Европе – от $9000 и выше в год. Различными путями, лишь отчасти по банковским каналам в Узбекистан ежегодно поступает свыше $1,5 млрд.

Для сравнения, по свидетельству директора «Таджикинвесттруд» Халимджона Рахимова, таджикские мигранты зарабатывают в среднем по $300 в месяц. Общая сумма поступающих от них в Таджикистан твердой валюты, как утверждают авторитетные эксперты, превышает годовой объем ВВП республики.

Большая часть заработанных за рубежом денег тратится на материальное обеспечение семьи, меньшая часть – на открытие предприятий малого бизнеса на Родине. Но немногим удается удержаться на плаву. Примерно половина из них, столкнувшись с административным давлением, массовой коррупцией и произволом чиновников на низовом уровне, терпит банкротство. Остальная часть,- по примеру более удачливых предпринимателей, преодолев всевозможные препятствия, переносит свой бизнес в соседние страны.

Таким образом, трудовая миграция служит не только мощным источником поступления твердой валюты в страну, но и ослаблению в ней социальной напряженности.

4. ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ К ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Узбекистан – трудоизбыточная страна. Проводя протекционистскую кадровую политику, оставляющую за бортом или в третьестепенных должностях высококлассных профессионалов, продолжая руководить экономикой, страной административно-командными методами, авторитарный режим ни в настоящее время, ни в обозримом будущем не способен обуздать массовую безработицу. В сложившихся условиях в стране он, по идее, должен проявлять заинтересованность в увеличении экспорта рабочей силы, притока в страну твердой валюты, посредством расширения рамок внешней занятости своих граждан, интеграции в региональные и международные рынки труда. К сожалению, свои корыстные корпоративные интересы правящий режим ставит выше государственных. В подтверждение сказанного выше, предлагаю обратить внимание на следующие факты.

Отток трудовой миграции наблюдается из стран, переживающих глубокий экономический и политический кризис. Авторитарный режим в Узбекистане не признает глубокого хронического кризиса, поразившего экономику страны и наличия в ней массовой безработицы. Нет проблемы,- и баста! Какой может быть разговор о несуществующей проблеме?! Правда, в правительственных документах и материалах СМИ порой упоминается о безработице, необходимости создания новых рабочих мест, как о мелком текущем вопросе на фоне других проблем, без серьезного анализа, комментария и публичного обсуждения.

В Законе о трудовой миграции от февраля 1992г и его новой редакции от мая 1998г., а также в Постановлении Кабинета Министров №505 от 12.11.2003г закреплено право граждан Узбекистана на трудовую деятельность за рубежом. Организованной отправкой трудовых мигрантов за границу занимается Агентство по внешней трудовой миграции Министерства труда и социальной занятости населения. За истекшие с 1994 по 2006 годы оно направило за рубеж порядка 5 тысяч человек, главным образом в Южную Корею (которая, кстати, намерена воздержаться от предоставления миграционных квот, скорее всего, в связи с ухудшением межгосударственных отношений с Узбекистаном).

Легальных частных посреднических фирм, занимающихся вопросами экспорта трудовых ресурсов, в Узбекистане можно насчитать на пальцах. Правительство не жалует и жестко контролирует их деятельность. Основными каналами миграции являются гостевые и туристические визы, частные приглашения на работу, «челночные» поездки. Работу находят с помощью родственников и знакомых, нелегальных посредников, по набору специалистов, объявления о котором публикуются в прессе и Интернете.

Многие наши соотечественники охотно осваивают новые специальности, повышают квалификацию на чужбине, чтобы быть востребованным везде и всюду, довольствуясь при этом вдвое меньшей зарплатой по сравнению с местными коллегами.

Подавляющее большинство наших граждан, главным образом трудовые мигранты, побывавшие за рубежом, выпускники западных вузов невольно сравнивают состояние экономики, методы организации производства, управления страной, условия жизни и работы с аналогичными показателями в других странах. Они легко убеждаются в циничности политики авторитарного режима, в его некомпетентности руководить такой богатой ресурсами страной, как Узбекистан, глубоко переживают о безвозвратно упущенных времени и возможностях поднять экономику, уровень жизни граждан.

Вернувшись на родину, бывшие мигранты делятся впечатлениями со своими родственниками и друзьями, соседями и коллегами, начинают интересоваться политикой и, будто сговорившись, почти все встают в оппозицию к правящему режиму. Закаленные в борьбе за выживание, знакомые с социальной и общественно-политической жизнью в других странах, они начинают вести себя смелее, активнее. Будучи здоровой созидательной силой, выступают за изменение политической системы в Узбекистане демократическим путем.

Авторитарный режим хорошо осведомлен о трансформации мировоззрения мигрантов и обоснованно видит в их лице своего политического противника. Поэтому он бросил их на произвол судьбы, не хочет замечать ни самих мигрантов, ни их проблем, будто они представители чужого народа. Хуже того, вместо заботы о правах и интересах трудовых мигрантов, он препятствует их деятельности, консолидации. С целью разобщения и запугивания мигрантов, узбекские спецслужбы осуществляют периодическую слежку за неформальными лидерами миграционных групп, политически активными гражданами, ведут систематическую работу по их дискриминации, по крохам собирают компромат для возбуждения уголовного дела против них.

Результаты оперативной работы спецслужб преподносится публике как «борьба с терроризмом, религиозным и политическим экстремизмом». К сожалению, в таких сомнительных операциях, если не сказать провокациях, принимают участие, морально и политически поддерживают авторитарную власть Россия, в последнее время – и Киргизия.

Ввиду противодействия спецслужб, узбекским мигрантам в странах СНГ не удается создать крепкие правозащитные организации, общественные объединения, призванные защищать права и интересы сограждан.

Вышеизложенные оценки и выводы автора подтверждают также следующие факты.
1. Вопреки здравому смыслу и интересам государства, в СНГ только Узбекистан не подписал межгосударственных соглашений по урегулированию и взаимной защите правовых и материальных интересов своих граждан за рубежом ни в 1992г, ни в последующий период.

2. Только посольства Узбекистана за рубежом не имеют специалиста-дипломата от Министерства труда и социальной защиты населения, который компетентно занимался бы проблемами трудовых мигрантов, на чем они, как и страна в целом, много теряют. Для примера, слабые в финансовом отношении Таджикистан и Киргизия в своих посольствах в Москве и Астане имеют целые отделы по делам трудовых мигрантов, в других посольствах – по одному дипломату.

3. Законодательство Узбекистана не только запрещает, но и предусматривает уголовное наказание за двойное гражданство, что также препятствует расширения масштабов внешней занятости населения.
Перечень подобного рода фактов можно продолжить.

По изложенным причинам, вопросами внешней занятости занимаются преимущественно сами мигранты, решают свои проблемы, как могут и, естественно, проявляют недовольство политикой правящего режима.

5. ПРОБЛЕМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

Трудовые мигранты осознают, что, легализовав свое положение, они могут рассчитывать на законную правовую и социальную защиту с перспективой получения вида на жительство и даже гражданства в стране пребывания. Быть гражданином не только преуспевающих западных стран, но и России и Казахстана становится престижным, в чем существенную роль играет реальный экономический рост и регулярное улучшение социального положения различных категорий их граждан.

Однако нечеткость и расплывчатость основных статей нового закона о регулировании миграционных процессов в России и Казахстане побуждает законопослушных трудовых мигрантов осторожничать, трактовать их не в свою пользу. Например, они хотят знать, что потеряют и что приобретут в случае легализации своего положения, повысится ли зарплата, и какую ее часть придется отдать в качестве налогов? Дешевая рабочая сила мигрантов поднимает экономику страны, включит ли она их в свое правовое поле, распространится ли действие местного Закона о труде и на них? Не обидят ли они своими действиями работодателя и не лишатся ли с трудом найденной работы?

Разъяснения властей, сделанные до сих пор, не прояснили ситуацию. Новый закон не даст желаемого эффекта, если у работодателя не появится заинтересованность в регистрации иностранных работников, а мигранты не получат удовлетворительного ответа на поставленные и другие вопросы.

При открытых границах никакие административные наказания, крупные штрафы за незаконное использование труда мигрантов не помогут. Целесообразно, своевременно выявить недостатки и доработать действующий закон с тем, чтобы он действительно стал работающим, полезным для принимающей страны и тех, кто своим трудом содействует ее процветанию.

6.ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕврАзЭС)

Решение Президента И.Каримова о вступлении в Евразийское экономическое сообщество возродило у многих граждан надежду на открытие границ Узбекистана, отмену визового режима, либерализацию и оживление экономики. Оптимистическая надежда находит свое практическое воплощение и в жизни. Только в Ташкенте за последние полгода цены на недвижимость возросли раза в два. Прямо или опосредованно ее покупают в основном граждане Российской Федерации и Казахстана. (Тем не менее, цены на недвижимость у нас продолжают оставаться в несколько раз ниже, чем в любой другой стране СНГ. Например, приличную трехкомнатную квартиру в центре Ташкента в настоящее время можно купить за $15-20 тысяч).

В эпоху глобализации, развития рыночных отношений, жесткой конкуренции, ни одно государство не сможет успешно развиваться, существуя обособленно. Осознавая эту аксиому, каждое из них стремится найти и закрепить свое место в международном разделении труда. Выигрывает та страна, которая делает ставку на высокие технологии, наукоемкие производства, глубокую переработку сырьевых ресурсов, повышение качества выпускаемой продукции с использованием новейших средств производства.

Для облегчения достижения желанной цели коллективными усилиями, многие государства объединились в региональные торгово-экономические союзы. Одно из них – Евразийское экономическое сообщество. Оно было учреждено на постсоветском пространстве 10.10.2000г. В конце 2005г в него влилась Организация Центральноазиатского сотрудничества (ЦАС) ввиду того, что эти две организации, имея одинаковые цели и задачи, одних и тех же членов, дублировали друг друга. 5 государств – Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан стали членами ЕврАзЭС автоматически. Только Узбекистан 25.01.2006г объявил о своем вхождении в это сообщество, будто он в нем новичок, с умыслом зарезервировать дополнительное время для повторного рассмотрения соглашений, большинство которых было разработано и принято с участием его представителей в рамках ЦАС.

Членство в ЕврАзЭС предполагает открытость страны, ограничение административного регулирования, развитие рыночной экономики, в которой доминирует принцип эффективности. Евразийские интеграционные процессы дают шанс их участникам вступить в качественно новый этап развития: совершенствовать производство, найти свое нише в региональном, а затем, если еще не опоздали, в международном распределении труда, и таким образом интегрироваться в мировую экономику и международную систему торговли.

В рамках ЕврАзЭС принимаются решения, основанные на согласии всех его членов, обязательные для исполнения. На уровне экспертных комиссий согласован широкий круг вопросов, направленный на защиту конкуренции, составной частью которой является создание правой базы функционирования рыночных структур в сообществе, то есть условия развития рыночных отношений, правила цивилизованной торговли, поощрения и взаимной защиты инвестиций.
ЕврАзЭС находится в стадии формирования, и судить о его эффективности пока рано.

В последнее время участились официальные и неформальные (рабочие) встречи членов ЕврАзЭС, на которых рассматриваются вопросы развития интеграционных процессов. Прилагаются активные усилия с целью формирования на территории членов сообщества таможенного союза и единого экономического пространства, обеспечения равных условий ведения бизнеса. Создается общий рынок, как в Европейском союзе, чтобы в зоне свободной торговли предприятия и компании любой формы собственности членов сообщества могли на равноправной основе конкурировать между собой.

Особую заинтересованность в скорейшей реализации изложенных задач проявляют Россия, Казахстан и Белоруссия, экономика которых испытывает острую нужду в освоении внешних рынков сбыта. Закрытый, можно сказать еще нетронутый рынок Узбекистана, природные богатства, дармовая рабочая сила, вызывают повышенный интерес партнеров по сообществу. По насыщенности товарами, их качеству и ассортименту он существенно уступает рынкам соседних государств. Цены на многие товары широкого потребления в 2-3 раза выше, чем у них, что стимулирует работу «челноков».

Судя по количеству принятых документов – пока 74 – и их содержанию, члены ЕврАзЭС (ранее и в рамках ЦАС) договорились по важнейшим вопросам относительно: проведения согласованной налоговой, таможенной, торговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой политики, сроков и порядка выполнения взаимных валютных платежей, унификации промышленных стандартов и сертификации продукции и т.д. Основная задача: обеспечение свободного перемещения людей, рабочей силы, капиталов, транспортных средств, товаров и услуг на всей территории сообщества.

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве вначале будет реализован между Россией, Казахстаном и Белоруссией, которые желают приобрести опыт взаимодействия. По мере приведения своего законодательства в соответствие с требованиями ЕврАзЭС, к ним должны присоединиться и остальные партнеры. Попроще задача у Киргизии, которая является членом ВТО. Ее законодательство почти соответствует международным стандартам. Чуть больше времени потребуется Таджикистану.

7. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЗБЕКИСТАНА.

Выполнит ли Узбекистан свои обязательства в рамках ЕврАзЭС? Попробуем разобраться. Начнем с базовых предпосылок.

Главным регулятором взаимоотношений в рамках сообщества становится свободная конкуренция. Природные ресурсы, богатства недр, дешевая рабочая сила, имеющаяся в изобилии в Узбекистане, сами по себе не дают конкурентного преимущества. И радужные иллюзии некоторых специалистов на этот счет считаю преждевременными. Любые ресурсы, потенциальные возможности могут дать преимущество, если удастся использовать их с максимальной эффективностью.

Приведу пример. Некоторые исследователи утверждают, что высокие темпы роста экономики в Китае обеспечивает дешевая рабочая сила. С такой оценкой можно согласиться лишь отчасти. И вот почему. В Узбекистане самая дешевая в мире рабочая сила. Узбекский народ обладает уникальной трудоспособностью и готов безропотно работать за бесценок. Помимо того, природных, земельных, водных, минерально-сырьевых ресурсов в нем на душу населения значительно больше, чем в Китае и любом государстве мира. По интеллектуальному потенциалу он пока не уступает никому. А результаты, как очевидно всем, – плачевные.

Узбекистан утратил конкурентоспособность и уверенно катится в пропасть потому, что бездарный авторитарный режим оказался неспособным раскрыть и грамотно использовать имеющийся потенциал на благо страны и общества.

В свободной конкуренции на принципах состязательности выигрывает сильный соперник и проигрывает слабый. Равные шансы на успех имеют те интегрирующиеся государства, экономика которых находится на равном уровне развития. В экономическом соревновании Узбекистан, к сожалению, давно проиграл всем странам СНГ и на внутреннем рынке утратил всякую энергию. Осознав этот несомненный факт, а также неуклонное отставание экономики, не способной выдержать внешнюю конкуренцию, авторитарный режим с 1996 г начал закрывать границу, расставлять высокие заслоны на пути импорта. Затем ввел визовый режим, отгородился от соседей колючей проволокой и минными полями. Среди членов ЕврАзЭс так поступил только Узбекистан!

Конкурентные преимущества обеспечивают главным образом эффективная государственная система, законодательная база, в сочетании с высоким профессионализмом, предприимчивостью управленческих кадров, специалистов и, самое главное, конкурентоспособностью правительства. Эти знаковые критерии являются предпосылкой использования организационных, материальных, производственных и интеллектуально-трудовых ресурсов страны с наибольшей продуктивностью.

Конкурентная борьба быстро выявляет слабые стороны любого ее участника, изъяны государственной системы, законодательства и преимущества сильных партнеров. Слабая и отсталая производственная база, многозатратная и в то же время крайне неэффективная государственная система, некомпетентное правительство, продолжающее руководить страной административными методами, не совместимыми с рыночной экономикой, сырое, противоречивое и к тому же бездействующее законодательство, частые изменения правил игры ограничивают возможности и страны, и предпринимателей, и специалистов.

Снижению конкурентоспособности страны ведет неумение, вернее, нежелание авторитарного режима добиваться предельной концентрации интеллектуальных ресурсов в интересах развития страны. Мы продолжаем жить и работать умом одного человека – Президента И.Каримова, который, при всех его положительных качествах, допускает весьма дорогостоящие политические ошибки. Он не принимает во внимание мнения даже ближайших соратников, не говоря уже об оппозиции или оппонентах. В таких условиях, при отсутствии механизма принятия динамичных, глубоко продуманных, рациональных решений, нет никаких шансов на победу в конкурентной борьбе. Хуже того, разрыв в отставании Узбекистана от других государств неизбежно будет нарастать.

Для участия в деятельности ЕврАзЭС, Узбекистан должен пересмотреть и адаптировать к требованиям рыночной экономики всю законодательную систему, приспособленную для обслуживания интересов авторитарного режима, проводить политику, противоположную тому, что делалось до сих пор. А именно, открыть границы, устранить «железный занавес», немедленно отказаться от административно-командных методов руководства страной. То есть ослабить контроль над ней, отпустить вожжи: дать волю экономике, бизнесу, гражданам, а также должностным лицам, чтобы они несли ответственность не за исполнение бессмысленных, чаще противозаконных распоряжений, спускаемых сверху, а за конечные результаты труда во вверенном участке работы. Только так можно создать условия для нормального ведения бизнеса, повышения конкурентоспособности местных предприятий и компаний, защитить их интересы.

В конкурентной борьбе побеждает тот предприниматель, который умеет производить ходовую, качественную, дешевую продукцию. В Узбекистане трудно решать такую задачу. Условия не созданы. До сего времени узбекским производителям приходится работать в худших условиях, нежели их региональным соперникам. Постоянные вмешательства власти в хозяйственную деятельность предприятий, частые проверки надзорных и контролирующих органов, провоцирующих коррупцию, снижают конкурентоспособность местной продукции на внутренним и внешним рынках.

Помимо изложенного, большинство наших бизнесменов, не имеющее достаточного опыта работы на региональном и внешним рынках, не обладает хваткой современного предпринимателя. «Тепличные» условия и привилегия отдельным бизнесменам создали худший тип предпринимателя. Он обогатился благодаря использованию административных ресурсов, родственных связей с правящей элитой, криминальным способам ведения бизнеса, главными элементами которых являются коррупция и контрабанда, уклонения от уплаты налогов. В конкурентной борьбе в едином экономическом пространстве, столкнувшись с новыми проблемами, ему будет нелегко победить акул бизнеса из соседних государств.

Часть бизнесменов, уставшая от административного давления и коррупции, излишних нервотрепок, испытывающая огромные затруднения в ведении бизнеса, давно ищет пути и способы вывоза своего капитала из страны. В этом деле многие преуспели. Учитывая масштабы «бегства капиталов» из страны по теневым и криминальным схемам, правительство недавно поручило Генеральной прокуратуре установить жесткий контроль за деятельностью Центрального банка и всей банковской системы.

После открытия границ, законный отток местного и иностранного капитала из Узбекистана, под видом экономической целесообразности, обретет массовый характер. Получив некоторые права и свободу действий, инвестор будет вкладывать средства туда, где меньше риск и выше доходность. Помешать этому процессу правительство не сможет.

Ввиду слабости производственной базы, удельный вес поступлений от налоговых и таможенных сборов в государственный и местные бюджеты у нас в несколько раз выше, чем в любой другой стране мира. В связи с унификацией налоговых и таможенных тарифов в рамках ЕврАзЭС, правительство намеревается с 2007 года существенно ослабить фискальный гнет на предприятия и организации, что заслуживает всяческого одобрения. Давно пора. (Но не попытается ли оно закрыть образующиеся дыры в госбюджете за счет дальнейшего увеличения цен на товары и услуги, особенно госмонополий? Или запустит вновь печатный станок?)

Запоздалыми мерами ликвидировать экономическое отставание за короткий срок не удастся. Открыв государственную границу, правительство не сможет воспрепятствовать нашествию более качественных и дешевых товаров в страну и адекватному оттоку твердой валюты за рубеж. Местная продукция будет быстро выдавлена импортом.

Конкурентная борьба в рамках ЕврАзЭС превратится для Узбекистана в неравный бой. Его в первом же раунде могут нокаутировать и вынудить безоговорочно сдать внутренний рынок победителям. Завоевать внешние рынки он не сможет из-за слабости и отсталости экономики.

Таким образом защитить экономику от мощного инфляционного удара, сокрушительного обвала слабейшей валюты региона – узбекского сума – на рынке валют, а значит, крушения финансовой и банковской систем, не удастся. Эра гиперинфляции неизбежно наступит вновь.

Еще один фактор, ведущий к снижению конкурентоспособности страны – неблагоприятный инвестиционный климат. Законы об иностранных инвестициях у нас неплохие. Но их не соблюдает, прежде всего, сама власть. Она может преподнести неприятный сюрприз любому партнеру посредством принятия политизированных решений и частых изменений правил игры, имеющие порой обратную силу. У инвестора нет гарантии, что он защищен от административного произвола и коррупционного давления. По этой причине фирмы, рискнувшие заняться бизнесом в Узбекистане, нередко возвращаются домой, понеся серьезные финансовые потери. Очередные из них на сегодняшний день – «ДЭУ корпорейшн», «Кобул текстайл», «Зарафшан – Нъюмонт» и другие.

От авторитарного режима можно ожидать импульсивных, непродуманных решений в любое время и в отношении любого государства. Накопленный опыт работы с иностранными инвесторами в Узбекистане свидетельствует об отсутствии гарантии того, что инвесторов из России, Казахстана и других государств-членов ЕврАзЭС, в случае очередного изменения политической конъюнктуры или настроения Президента, не постигнет такая же участь.

Изложенные факторы, а также непрекращающееся административное давление на бизнес, безусловно, ведут к падению престижа страны, снижению уважения к ней, росту недоверия к ее государственным институтам. В таких условиях наблюдается «бегство» главным образом западного капитала, так как власть блокирует законные пути его вывоза. Приток инвестиций в Узбекистан из России и других стран СНГ, Китая не компенсируют его потери.

Учитывая все негативные обстоятельства, ведущие эксперты Запада сходятся во мнении, что вложение капитала в Узбекистан является рискованным занятием. Даже дармовая рабочая сила, дешевые сырьевые и энергетические ресурсы, обеспечивающие высокую доходность инвестиций, не покрывают инвестиционный риск. Не случайно, по индексу конкурентоспособности Узбекистан оказался в хвосте мирового списка.

8. НАДЕЖДЫ, РЕАЛЬНОСТЬ, СОМНЕНИЯ.

Пожиная плоды самоизоляции страны, мы далеко отстали в своем развитии. Что ждет узбекский народ в ближайшей перспективе?

По натуре я достаточно коммуникабельный человек. С компетентными специалистами, мнение которых уважаю и часто разделяю, стараюсь обсуждать вопросы, волнующие узбекское общество. По утверждению многих из них, авторитарный режим загнал себя в глухой политический тупик, выход из которого один – согласиться на реальное участие в деятельности ЕврАзЭС, открыть государственные границы со всеми вытекающими отсюда последствиями. В противном случае он потеряет и нынешних политических партнеров, без шанса найти им достойную замену.

Участие Узбекистана в региональных интеграционных процессах, безусловно, способствовало бы ослаблению остроты безработицы в стране, решению ряда других проблем, расширению связей в гуманитарной сфере. Жители региона получили бы возможность свободно контактировать между собой, общаться, торговать, оказывать взаимную помощь друг другу, как в былые времена.

Государство, не способное найти своего места в международном разделении труда, отстанет в своем развитии навсегда. Мы не имеем права отставать в развитии от сопредельных государств. Целесообразно присоединиться ко всем договоренностям в рамках ЕврАзЭС, как и обещано Президентом И.Каримовым, максимально использовать взаимодополняемость экономик членов сообщества, СНГ и других государств, в целях ускорения экономического развития Узбекистана.

Об этом беспрестанно, на протяжении 15 лет твердят оппозиционные партии, оппоненты авторитарного режима, все демократические силы в стране и за ее пределами. Он не только не прислушивается к их мнению, а преследует наиболее активных из них, обвиняя в «покушении на конституционный строй, честь и достоинство Президента И.Каримова», в причастности к «террористическим и религиозным экстремистским организациям» и т.д. Наиболее активные патриоты нации посажены в тюрьму, а часть вынужденно покинула Родину.

Что делается для интеграции в сообщество?
В соответствие с договоренностью на высшем уровне, Узбекистан обязался присоединиться ко всем соглашениям, достигнутым в рамках ЕврАзЭС до конца 2006г. Олий Мажлис готов ратифицировать в три этапа пакет из 74 документов, а Президент И. Каримов – подписать их. Но, учитывая опыт предыдущих лет и логику поведения авторитарного режима можно смело предположить, что дело далее формального участия в деятельности ЕврАзЭС не продвинется. Благие намерения останутся таковыми и впредь.

Главное для авторитарного режима в складывающейся ситуации – дать надежду партнерам, собственному народу, что и переговорный процесс, и ход событий отныне пойдут в нужном направлении. Делается это для того, чтобы немного выиграть время, ослабить критику в свой адрес. А результат – дело десятое. Кто надеется на него, пусть ждет, сколько может.

Открытие границ, либерализация экономики, общественной жизни, отказ от директивных методов руководства страной противоречат интересам авторитарного режима. Очевидно, с учетом вышеизложенных обстоятельств, Президент И.Каримов потребовал предоставления дополнительного времени для пересмотра и экспертной оценки соглашений, одобренных в рамках ЕврАзЭС (ранее в рамках ЦАС), «с учетом интересов страны и народа».

На мой взгляд, авторитарный режим добровольно рубить под собой сук не станет. Он не решится на полнокровное участие Узбекистана в деятельности ЕврАзЭС. С целью продления срока пребывания у кормила власти, он и в дальнейшем будет проводить политику самоизоляции страны, тормозить развитие межгосударственных отношений. Замыкаясь в собственном мире, он увеличит разрыв в отставании страны от других государств, усугублению хронического кризиса в экономике, снижению активности торгово-экономических отношений с зарубежными государствами. Все это приведет к еще большей утрате роли, веса и места Узбекистана в мировой экономике и политике, чего видит каждый непредубежденный человек. Действовать таким образом в эпоху глобализации и ужесточения конкуренции на мировом рынке никак нельзя.

Экономическая целесообразность настоятельно требует подключения Узбекистана к региональным и мировым интеграционным процессам, развития разносторонних торгово-экономических связей, взаимодействия со всеми государствами. К сожалению, правительство до сих пор имитирует роль активного члена ЕврАзЭС, но практических шагов в изложенном направлении не предпринимает. В подтверждение своих слов приведу несколько примеров.

1. В «копилке» авторитарного режима огромная масса ранее подписанных, но так и не выполненных межгосударственных и международных соглашений. Где гарантия того, что он выполнит свои обязательства перед членами ЕврАзЭС? Как представляется, эта организация нужна ему в качестве политического, а не экономического фактора, для подтверждения США и другим странам Запада, что он не одинок, имеет достаточное количество политических союзников. И не более того.

2. В начале августа с.г. я посетил Казахстан и Киргизию. Лично убедился, что они существенно упростили процедуру перемещения людей, транспортных средств, товаров и услуг через государственную границу, устранили таможенные барьеры.

Очереди на контрольно-пропускном и таможенном секторе, унизительные проверки, волокита с целью вымогательства наблюдаются только на узбекском участке пограничного пункта. От тех, кто выезжает из Узбекистана, пограничники требуют предъявления приглашения принимающей стороны, даже родственников, и обязательно с мокрой печатью. Приглашение, полученное по факсу, за подлинный документ не признают. В случае отсутствия требуемого приглашения или выявления в нем недостатков, стоящие на подхвате посредники за $10 тут же ставят штамп на пригласительной открытке, открывающей государственную границу любому желающему.
Это цена госграницы!

Сложным остается порядок оформления грузов, прохождения товаров и транспортных средств через границу в любом направлении, что отнимает много времени и средств, нервирует мигрантов. При желании, правительство могло бы отменить визовый режим, открыть границы и приступить к их разминированию, ликвидации заграждений всего лишь одним распоряжением.

3. Президент И.Каримов обещал отменить визовый режим, смягчить правила перехода государственной границы к 1 июня 2006г. Свое слово он не сдержал. Руководство Киргизии пошло на серьезные политические уступки ему в вопросах «борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом» с целью запугивания демократических сил в стране и за ее пределами. Взамен он готов немного снизить цены на экспортируемый природный газ и ввести безвизовый режим пребывания граждан Киргизии в Узбекистане всего до 60 дней. Этот факт свидетельствует о том, что и после подписания пакета соглашений о вхождении в ЕврАзЭС, авторитарный режим будет отходить от согласованных позиций, вести изнурительные переговоры с партнерами с целью навязать им свои правила игры, выторговывать уступки, идти на сближение с ними черепашьими шагами, чтобы не потерять своего лица.

Однако надо радоваться и этому. Ведь крохотные шаги в желанном направлении хоть немного облегчают жизнь населения региона.

При авторитарном режиме Узбекистан никогда не сможет выбраться из нищеты, из последнего места в мировом развитии. Это пугающая и мрачная перспектива, а изложенные выше факты и соображения – лишь вершина айсберга.

Хочу быть оптимистом. Но обстоятельства, сложившиеся в стране, нерешенные хронические проблемы и отношение к ним авторитарного режима, заставляют быть реалистом и честно информировать общественность о происходящих процессах.

Нет худшего состояния для думающего человека, предвидящего надвигающийся дефолт в стране, не способного не то, чтобы предупредить, но хотя бы ослабить его катастрофические последствия. Никак не могу освободиться от воцарившегося в душе ощущения в собственном бессилии изменить ход событий в направлении неминуемой беды. К великому сожалению, впереди нас ждут большие потрясения. Больше сказанного писать не хочу, чтобы не оказаться причастным к возможным катаклизмам и выслушивать упреки пострадавших, как стрелочник Сергей Кириенко, бывший премьер-министр Российской Федерации, за «преждевременную» информацию.

Критика – это предупреждение. Если власть предупреждена – она вооружена. Надеюсь, авторитарный режим сделает правильный вывод из моего сигнала, разберется в проблемах, ошибках и просчетах холодным рассудком и трезвой головой, сделает соответствующие выводы.
Важные материалы могут появиться в Интернете автоматически, в самых крайних обстоятельствах.

Доказать, что мои грустные и пессимистические оценки состояния дел в стране, основных направлений внутренней и внешней политики автократического режима ошибочны, проще простого. Для этого нужно всего лишь изменить всю законодательную базу Узбекистана, открыть границы, стать полнокровным членом ЕврАзЭС. Тогда я не только признаю неверность своих выводов и оценок, но и лучше любого подхалима возвеличу в своих статьях великих политических деятелей, сумевших вывести мою страну из самоизоляции, хронического застоя и ввести ее в семью цивилизованных государств, на основе реальных фактов.
28.08.2007


Рецензии