Рыночные отношения в Узбекистане

27.12.2004. Узбекистан существенно отстает от других стран СНГ в строительстве рыночной экономики. Директивные указания, регулярно поступающие сверху, постоянные вмешательства в экономику, сковывают развитие рыночных отношений, свободу предпринимательства, не дают им развернуться в полную силу.

О цивилизованном рынке услуг говорить не приходится. Властная элита и тесно связанные с ней бизнесмены безнаказанно используют служебную информацию в своих корыстных целях. На формально проводимых торгах, конкурсах зачастую побеждают заранее определенные лица - приближенные к властной элите бизнесмены. Они не хотят отдавать лакомый кусок посторонним и плодить себе конкурентов. Все это ведет к удорожанию стоимости построенных объектов и оказанных услуг на 20-30% ежегодно. Большинство бизнесменов, состоятельных людей в стране своим обогащением обязаны правящей элите.

Малый и средний бизнес является фундаментом экономики. На словах правительство его поддерживает, на деле он брошен на произвол судьбы.

Много изъянов и в законодательстве. Занимаясь предпринимательством, бизнесменам приходится выполнять одни законы, нарушая в то же время другие или подзаконные акты, что создает почву для мздоимства чиновников.

Несмотря на провозглашенную свободу предпринимательства, система защиты этой свободы не действует. Честные предприниматели практически беззащитны перед чиновничьим произволом. За любую подпись, решение вопроса, приходится давать взятки или в добровольно-принудительном порядке покупать билеты на концерты, футбол, лотерейные билеты.

Власть не доверяет бизнесменам. Давая поблажки своим приближенным, она установила чрезмерно жесткий, многоступенчатый надзор за деятельностью рядовых предпринимателей. Частые проверки многочисленных контрольных органов, требования чуть ли не ежеквартально делать "добровольные" отчисления в пользу разного рода внебюджетных фондов, сложный бухгалтерский учет, обязательность ежемесячной, ежеквартальной сдачи отчетов, мздоимство и протекционизм при распределении госзаказов, осложняют задачи честных предпринимателей, препятствуют развертыванию деловой активности.

Строптивые бизнесмены наказываются вдвойне. Им устраивают дотошные, предвзятые проверки, используя и методы запугивания. Поэтому, из-за чрезмерного давления чиновничьего аппарата, ежегодно огромное количество фирм, предприятий малого и среднего бизнеса терпит банкротство, ликвидируется.

Предприниматели отвечают власти взаимностью. По мере возможности уходят от назойливого госконтроля, налогов в теневую экономику, нередко по договоренности с представителями контролирующих органов. Возможности для законопослушания ограничены. Бизнесмены не располагают действенными механизмами конституционной защиты своих прав, лоббирования интересов. Они лишены возможности влиять на принятие важных государственных решений, касающихся частного сектора и экономики в целом.

Ввиду указанных причин вклад малого и среднего бизнеса в экономическое развитие остается недостаточным. Его доля в общественном производстве в два-три раза ниже, чем в других странах.

Бизнес, рынок Узбекистана задыхается без здоровой, честной конкуренции, что препятствует становлению полноценной рыночной экономики, ведет к существенному удорожанию стоимости товаров и услуг.

Государственная экономика рухнула. Поднимать ее из руин предстоит частному сектору.
Перспективы экономического развития во многом зависят от интенсивности перехода к рыночным отношениям. Бизнес должен управляться рынком. Необходимо укрепить законодательно-правовую базу рыночной экономики, создать условия для развития рыночных отношений, устранения вмешательства государства, государственных органов в индивидуальную деятельность хозяйствующих субъектов.

Движущая сила рыночной экономики - свободное предпринимательство. Его предпосылками являются защищенная законом частная собственность, свободная, честная конкуренция, которая заставляет предпринимателей производить лучше, качественнее и дешевле, а тружеников - работать эффективнее.

Приоритетным направлением должно стать формирование социально ответственного предпринимательства. Любой предприниматель, создавая дополнительные рабочие места, оплачивая налоги, становится участником реализации государственной социальной программы. Власть должна создавать выгодные условия для развития предпринимательства посредством проведения разумной налоговой и таможенной политики, действенной борьбы с коррупцией и произволом властных структур. В целях привлечения в производство частных инвестиций, она должна поддерживать эффективные новаторские проекты льготными кредитами или софинансированием, а бизнесмен обязан исправно платить налоги по месту своей деятельности.

Государство должно стоять на страже свободной конкуренции, защищать рынок от чиновничьего произвола, монополизации отдельными должностными лицами или бизнесменами сфер экономики, ограждать ее от криминализации. Необходимо утвердить справедливые нормы деловой этики, принимать во внимание предложения и требования наших предпринимателей, оказывать им всестороннюю поддержку. Целесообразно создать такое правовое пространство, чтобы им ничто не угрожало ни завтра, ни послезавтра. Только так можно активизировать рыночные процессы, обеспечить нормальное развитие малого и среднего бизнеса, расширить его возможности, направить частную и остаток государственной собственности служению общенародным интересам.

Целесообразно создавать приемлемые условия для становления экономически самостоятельных слоев населения, «челноков», среднего класса, обеспечения достойной жизни каждого гражданина, защиты собственности, инициативы и деловой предприимчивости.

Бизнес чувствует себя вольготно и может надежно защищать свои интересы только в демократической среде. Поэтому и он сам должен приложить необходимые усилия для становления демократии и рыночных отношений в стране, активнее бороться за утверждение принципов верховенства закона.

С целью формирования полноценной рыночной экономики и развития рыночной инфраструктуры, необходимо провести ряд структурных реформ, направленных на повышение платежеспособного спроса населения, расширение внутреннего рынка, улучшение инвестиционного климата.

Для этого необходимо: - выполнять любые заказы, услуги, работы исключительно на конкурсной основе;

- поставить деятельность конкурсных комиссий под общественный контроль, не допускать включения в их состав представителей исполнительной власти и заинтересованных сторон;

- утвердить критерии определения победителя открытых и закрытых торгов, признания конкурса недействительным в случаях обнаружения утечки информации, махинации или дискриминации какого-либо участника конкурса с целью выигрыша контракта;

- создать единую информационную систему и вывесить на рынках, в торговых центрах и т.п., электронное табло для информирования потребителей об ориентировочных ценах, фиктивных и недобросовестных фирмах, поддельных и некачественных товарах;

- регулярно проводить обзоры происходящих процессов в сфере рыночных преобразований.

Для развития предпринимательства необходимо:- обеспечить удобный доступ к кредитным ресурсам;

- ограничить масштабы коррупции и чиновничьего произвола;

- сформировать простую и необременительную налоговую систему;

- обеспечить разумную защиту интересов местных товаропроизводителей;

- сократить число проверяющих инстанций хозяйствующих субъектов и самих проверок.

- перечень требований проверяющих сделать кратким, жестким и закрытым, чтобы затруднить возможность вымогательства;

- наделить Торгово-промышленную палату правом выдачи лицензий предпринимателям. Сократить перечень лицензируемых видов деятельности, упростить процедуру получения лицензий, удлинить сроки их действий до 5 лет;

- перейти к международному стандарту качества. Определить единый сертифицирующий орган по всем видам продукций. Прекратить дублирование сертификаций. Ограничить количество образцов для лабораторных анализов, испытаний;

- отменить все ведомственные подзаконные акты, ограничивающие свободу предпринимательства, ввести административную ответственность чиновников за их выпуск, а также за действие или бездействие, наносящее ущерб интересам предпринимателя, клиента;

- создавать научно-производственные комплексы - технополисы, научно-инновационные центры на базе государственных научно-исследовательских институтов с целью интеграции науки и бизнеса, сокращения инновационного цикла и увеличения венчурных проектов.

Реализация данных предложений будет способствовать укреплению рыночных принципов хозяйствования и развитию предпринимательства, качественным переменам в экономике.


Рецензии