Коммунальное хозяйство в Узбекистане

28.12.2004. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) наиболее чувствительный участок социальной сферы. В нем преломляются интересы всех слоев общества, пользующихся услугами жилищно-коммунальных предприятий (ЖКП). За счет средств, полученных от потребителей услуг, образуется бюджет (ЖКП).

После «реформы ЖКХ», управление жилищно-коммунальными предприятиями перешло в частные руки. Граждане получили формальное право выбора подрядчиков из числа частных фирм для управления ЖКХ. Но реализовать его практически не возможно. Выбор граждан должен обязательно одобрить районное начальство, на что оно никогда не пойдет, если это не сулит ему личную выгоду.

Возможностей для злоупотреблений, наживы в ЖКП предостаточно. Поэтому районное начальство держит их под бдительным контролем и не намерен выпускать «золотую жилу» из своих рук. Жители боятся власти, поэтому считают бесполезным и рискованным активно отстаивать свои законные права. После «реформы» ЖКХ изменились лишь названия ЖКП.

Прежние ЖЭКи стали называться ширкатами, т.е. фирмами, а их суть осталась неизменной. Пользуясь покровительственной поддержкой районной администрации, ширкаты регулярно повышают тарифы коммунальных услуг, что, однако, не ведет к улучшению качества их работы, обновлению изношенных фондов, модернизации муниципального хозяйства.

Не бескорыстная поддержка районным начальством ширкатов ставит их в монопольное положение в социальной сфере. Не обеспечена открытость, прозрачность их бюджета, честная конкуренция за предоставление более качественных и дешевых услуг жильцам.

Регулярное повышение тарифов за коммунальные услуги, без соответствующего увеличения зарплат и пенсий, является свидетельством пренебрежительного отношения правительства к социальной сфере, что, несомненно, грозит серьезными жилищно-бытовыми катаклизмами.

ЖКП являются предприятиями социальной сферы. Они должны находиться под общественным и муниципальным контролем. Жильцы, финансирующие ЖКП, вправе получать информацию и контролировать их деятельность, знать, сколько и на что расходуются их деньги.

Правильное применение закона о реформе ЖКХ снизило бы тарифы коммунальных услуг на 20-25%. Но его следует немного доработать, более четко сформулировать механизм его реализации, защиты прав и интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также их права требовать проведения аудиторских проверок работ ЖКП с целью оценки обоснованности тарифов, выявления резервов снижения их уровня, сокращения управленческих расходов.

В типовые договора следует добавить ответственность ЖКП за нарушения объема и качества предоставляемых услуг, право потребителя не оплачивать многодневные отключения горячей воды, отопления и т. п.

Следует разъяснять людям преимущества закона о реформе ЖКХ, необходимость формирования повсеместно нового типа добровольных товариществ собственников жилья и жильцов, которые возьмут на себя функции управлять ЖКХ более эффективно и с меньшими издержками, подбирать подрядчиков на конкурсной основе.

Необходимо обеспечить прозрачность тарифной политики, установить действенный муниципальный и общественный контроль за тарифами на коммунальные услуги.


Рецензии