В ожидании Большого Барабума

                ПРЕДИСЛОВИЕ.

   Исследователь должен быть объективным. Мне лично так кажется (другие, возможно, мыслят иначе). К чему я это? Дело в том, что к моменту начала работы над рабочей рукописью этой книги в свет успела выйти (и без успеха отправиться на издание в Москву) книга «Сектоборцы Руссланда: современная инквизиция». Очень может быть, что кто-то решил: «Вот ещё один закоренелый русофоб нарисовался». Или: «У этого ёрника, поди, вся комната заклеена харями Новодворской и Шендеровича. Или ещё кого похуже. И сатанист он, этот Даркфорс». Что уж говорить о таком раскладе, как: «Борзописец гавкает на острую тему». Не исключён и «позитивный вариант» - «к борьбе за идеи Анархии и Сатанизма».
   Что спорить, разговор получился несколько поверхностным, и многие темы в нём стались «за кадром». Ведь на самом деле в той книге не было речи о том, что «сектоборцы априорно гады» (гады и нацисты, чего я не скрываю), а вот нетрадиционные религии a priori же хороши и абсолютно доброкачественны (что, разумеется, далеко не так). Да, сектоборцы вредны, а патриотизм – последнее прибежище негодяя (Джонсон был прав в этом). Да, благими намерениями вымощена дорога в ад. Верно и то, что человек свободен в выборе своей судьбы и несёт за это ответственность сам. Но (кажется, я говорил об этом в «Сектоборцах») всё во сто крат сложнее, чем может показаться вначале. В этом надо разобраться подробнее.
   Именно в этой книге разговор пойдёт о такой непростой теме, как эсхатологические религии  ведь именно они стали базой для мифа о «тоталитарных сектах». Но мир эсхатологии не так одномерен, как его часто рисуют «нсдаповцы» и бульварная пресса, в нём не только хитрые подонки верхом на дураках существуют.
   И тут вот ещё что получается. В 2003 году вышла книга некоей Юлии Юзик «Невесты Аллаха», посвящённая чеченским смертницам-шахидкам. Эту книгу здорово прошерстил известный анархист Влад Тупикин (KGB-book, мол – не знаю, не читал). В обзоре книги («Rockmusic. Ru», № 2 за 2004год) Тупикин пускается в рассуждения на тему эсхатологического мироощущения чеченцев (кстати, исследователи христианства часто считают, что Откровение Иоанна Богослова – «документ эпохи», родившийся во время геноцида евреев в Древнем Риме). Вообще эта тема очень сложна (и дело тут не в правоте или неправоте Тупикина – а он рассуждает вполне обоснованно). Так что сначала разберёмся, а потом и выводы сделаем.
                James Alexander Darkforce. 

                БОЛЬШОЙ БАРАБУМ.

                Временные структуры.
   
   Вряд ли нужно объяснять, почему именно это – именно с этого всё и начинается. Временная структура лежит в основе любой картины мира, определяя самый modus cogitandi (operandi и vivendi – тем более).
   Особого разнообразия здесь нет – всего три варианта: линейный, циклический и спиральный. С точки зрения естествознания все они одинаково реальны и равно существуют в природе. Но в религиях очень часто опорной временной структурой является что-то одно из этого «каталога», о котором мы начали разговор.
   Линейная  структура времени предполагает, что объект (Вселенная, к примеру) имеет начало и конец – появился, просуществовал и разрушился. Этот процесс необратим – примером тому второе начало термодинамики (нагревание происходит «только вперёд», а охлаждение является частью более сложных процессов) и закон энтропии (в ходе простого развития объект необратимо разрушается). Подчинение Вселенной линейному принципу предполагает, что её простые структуры постепенно отрабатывают ресурс и разрушаются. За этот счёт разрушаются и более сложная системы – в итоге Вселенная прекращает существование. «Смерть объекта» в конце пути – константа. Это и есть «конец света», как его трактуют чистый материализм и иудео-христианские религии (хотя там-то «мировое песнопение» переходит не в полную тишину, а в «заезженную  пластинку» - то есть энтропия плавно переходит в некроз). Как раз линейная структура времени и есть отправная точка любой эсхатологической доктрины – иначе эсхатология просто не получается.
   Циклическая структура времени предполагает круговорот всего в природе и возвращение к началу, как конец процесса (то есть конец и начало совпадают). Смерть одного – жизнь другого, что, в принципе, предполагает бессмертие (пресловутое «коловращение жизни»). Линейные структуры – это точки пути объекта, а не сам объект (пример – круговорот воды в природе: вода в океане, небе, клетках живых организмов и вашем стакане по-любому остаётся водой, просто она находится в разных местах и разных агрегатных состояниях). В индуизме и буддизме это – опора кармической теории (душа не исчезает – она просто меняет место дислокации), в материализме – основа идеи круговоротов природы. Коло Богов древних традиций – это как раз вот эта временная структура (христиане обожают противопоставлять ей линейную структуру времени), да и в магии она очень важна для миропонимания. По сути, это – существование Божественного Начала, воплощающего себя в «линейных» объектах (это объясняет то, каким образом происходит «познание Бога» во многих религиозных и магических традициях).
   Спиральная структура – «переходная ступень» между линейной и циклической (возврат к исходной точке происходит на новом уровне, то есть ничего не «обнуляется»). По сути, любое познание Божественного сводимо сюда: ты знаешь и то, что изучил раньше, и поздние знания закрепляются. Просто новый виток – это стык «старого конца» и «нового начала» в точке, совпадающей с исходной (то есть эти точки лежат на одной прямой). В принципе, спиральная структура объясняет развитие объекта более точно, чем линейная, слишком «общая» и примитивная на самом деле. Кстати, как раз здесь хорошо просматривается цель развития в индуизме: познав мир, разорвать кармические связи и слиться с Божественным (это так не только в индуизме – в Каббале это служит основой учения о метемпсихозе: перерождение, если не удалось за одну жизнь выполнить «урок Бога»). В христианстве изредка раздаётся чей-нибудь голос в защиту «спирали» (таков автор «Медитаций на Таро» Валентин Томберг), но близость этого принципа к магии отпугивает оккультофобное большинство приверженцев этой религии.
               
                Что такое эсхатология.
   
   Эсхатология – это учение о скором конце мира, вплоть до того, что ныне живущее поколение может его увидеть (или увидит). То есть это не просто то, что «конец света» - это неоспоримый факт: эсхатолог видит признаки конца в самом ближайшем будущем («Одумайся, брат, завтра будет поздно!» - кричит он собеседнику). В свете этого он пересматривает свою жизнь, строя её по принципу «отвержения суетного мира» – это общее начало всей эсхатологии.
   А вот дальше начинаются различия в подходах к вопросу, как дальше быть-то. Одни эсхатологи пытаются, прежде всего, спасти свою душу («Всё существующее преходяще, пекитесь о своём спасении», - прохрипел перед смертью Будда Гаутама), а проблемы индейцев, как говорится, вождя не волнуют. Добрые дела и любовь к ближнему здесь (если они здесь есть, конечно) эгоцентричны и являются по существу платой за принятие в рай. Вполне возможен такой вариант, что такой эсхатолог просто уйдёт в своё «служение богу».
   Не менее распространены эсхатологи-филантропы (искренние и не очень). Эти на свой лад пытаются помочь своим ближним уцелеть в пылу Большого Барабума, проповедуя им какое-нибудь «истинное учение» («нсдаповская» пропаганда часто использует истории, когда такой филантроп попал к «жидомасонам» и затянул туда родственника или друга, что привело к трагедии). Часто – впрочем, выше об этом говорилось, -  такая позиция основана на коммерции (шли бы вы, Александр Леонидович, танцевать ковырялочку с притопом – оно от водки помогает, да и вообще для здоровья полезно), но не денежной, а личной («аусвайс на небо» в духе песни АГАТЫ КРИСТИ). Хватает и искренних филантропов – имя им легион. Их часто изображают клиническими идиотами, которых штампуют по технологиям ЦРУ и ФБР лидеры «тоталитарных сект» (этот «скелет» кочует со штатива на штатив аж с самого «жидовского» Запада и до последнего прихода в деревне Куриные Петухи, где один поп трёх древних бабок окормляет). На самом деле среди них есть и очень умные люди, которые заткнут за пояс и самого Мурадина Кумахова с его рентгеновскими линзами. И они отнюдь не принадлежат к «отцам и святым», как думают бюргеры и алкоголики с Крутицкого подворья.
   Нет, конечно, торговля «концами света» и пособиями по их прохождению по сходным ценам есть. И прибыли она приносит солидные (кстати, отец Анатолий, вы бы меньше волновались – уж вам-то на водочку хватит, и цирроз печени вы заработаете раньше, чем Милла Йовович возвестит приход Большого Барабума). В определённые моменты истории эта торговля переплёвывает даже бакалейно-гастрономическую на массу порядков. Значит, есть спрос на Барабум? А спрос рождает предложение, и все ломания копий и костей «сектантов» - лишь борьба за монополию на продажу товара.
   Есть ещё один вариант – «carpe diem», когда индивид начинает гнаться за удовольствиями жизни, желая испытывать их, пока ангел не пропел, и кожа не полопалась. Со стороны такой гедонизм  может показаться безудержным весельем и жизнерадостным времяпрепровождением, но это от непонимания: на деле тут оптимизма – один кубомикрон на бочку обречённости. Это именно тот случай, когда люди изысканно едят и пьют, занимаются изощрённым (а то и просто извращённым) сексом, громогласно  заявляя, что мысли пачкают мозги, и ища новых развлечений в безудержном стремлении добежать до кладбища вприпрыжку.
   Вариантов Большого Барабума (узаконим-таки термин, введённый Милой Йовович) и вовсе на добрый каталог – это без учёта не интересующих на вымыслов фантастов. Тут и классическое сожжение Земли «господом», и природные катаклизмы, и столкновение с небесным телом (тот самый Большой Барабум по Люку Бессону – раз уж всплыла тема Милы Йовович), и антропогенный фактор (войны, техногенные катастрофы), и даже инопланетное вмешательство. Но это одинаково страшно для среднестатистического человека. Почему – тема отдельного разговора. И вы будете правы, если предложите перейти к нему. Чем мы сейчас и займёмся.
       
                Толстый Ковбой и другие жители менталитета.
   
   Если вы думаете, что я сейчас буду разбирать по костям одного из среднезначимых и малосимпатичных персонажей фильма «Искусственный интеллект», то ошибаетесь: я пока могу отличить причину от следствия, а Толстый Ковбой и его «Цирк живой плоти» возникли (и Спилберг это верно подметил) из ситуации. Нет, не из той, о которой повествует фильм, а из более ранней, когда не было на свете ни Стивена Спилберга, ни Карела Чапека (автора термина «робот») ни даже Альберта Великого, по легенде создавшего механического человека.
   В данном случае речь идёт о том феномене, который породил в числе прочих и Толстого Ковбоя (прошу извинить меня, но настоящего имени его я, хоть убей, не помню). Называется он антропоцентризмом. То есть это идея того, что человек – венец творения, царь природы и «сотрудник Бога». Мысли о том, что человек не таков, и есть ещё более совершенные варианты, допускать не принято, а если она и принимается, то с огромным усилием: сложно представить себе эволюцию за пределами вида Homo Sapiens.
   ("Лирическое отступление". Как выяснилось, имя этого киногероя - Лорд Джонсон-Джонсон, в фильме в этой роли занят Брендан Глисон. Правка от 16. 06. 2010).
   Это явление сочетается с эгоцентризмом, когда человек выводит лично себя, как лучший образец вида Homo Sapiens и вообще центр Вселенной. В миниатюре «здесь» реализуется «принцип Гермеса Трисмегиста» («Что наверху, то и внизу; что внизу, то и наверху. Так достигается чудо Единства», - выглядит он в формулировке Учений Пентаграммы). «Наверху» здесь – человечество (точнее, его «наилучшие представители», выведшие формулу Большого Барабума). Проще будет сказать, что люди здесь круче всех, а он, мол, круче только их. Не во всём, но во многом. И из-за этого ему сложно, к примеру, принять то, что сейчас «не его время», и мир, условно говоря, вертится (давно, заметьте) не вокруг него. Это от очень большой части является отправной точкой ксенофобии (вот где появляется на арене Толстый Ковбой или иной его родственник, цицеронствующий на тему опасности «чужих» - иностранцев, роботов или гомосексуалистов), да и эсхатология тоже берёт начало из этого болотца души – боязнь исчезнуть или ничего не решать.
   Да, вот оно, «memento mori» пресловутое – то самое, из-за которого многие люди с огромным трудом смотрят «Искусственный интеллект» и подобные ему фильмы, с опаской читают стихи Сары Тисдейл, давшие название одной из «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери («Будет ласковый дождь») и с паническим ужасом думают о смерти, предпочитая через десять лет превратиться в опустившееся существо, у которого по утрам трясутся руки и жутко болит голова, но в остальное время ему параллельно всё и вся.
   Разумеется, это всё из области «общих картин», всегда грешащих неточным подходом к вещам сугубо личного характера (у разных людей они, естественно, разные), но это – «опорная конструкция» эсхатологического мышления, равно как и линейная структура времени. Остальное – индивидуальные показатели и влияние общества на сознание индивида (и отдельных индивидов на сознание части общества). Отсюда и «характеристики систем», с которыми сталкивается человек.
   Но это мы с Тупикиным всё знаем, а многие в этом вопросе погулять вышли, и для них эти тонкости неведомы. Поэтому они и путают Большой Барабум и со Сменой Эонов (термин, кажется, употреблялся практикующими методики Константина Руднева), и Коло Богов (кто уж совсем пень трухлявый). Разница же между этими явлениями – как между рыбой и дельфином: при немалом внешнем сходстве они не являются одним и тем же хотя бы потому, что базируются на разных временных структурах.
               
                Смена Эонов.
   
   Чтобы впредь не возвращаться к этому вопросу, скажем, что эон – это огромный исторический период, больший, чем эра. То есть смена эонов – это окончание такого периода. Проще будет назвать это дело «рубеж веков».
   Никакого отношения к эсхатологии Смена Эонов не имеет, поскольку основана на циклической структуре времени, а не на линейной, как Большой Барабум. На этом же основано Коло Богов, но оно «работает» в более коротких временных промежутках (смена времён года для последователя Традиции – вплоть до виккан, - и есть Коло Богов). То есть Смена Эонов не означает, что «всем кранты – и точка»: подошёл к концу один эон – за ним идёт другой. Как четыре Юги индуизма. И этот список от «золотого века» до «железного» так или иначе, повторяется в истории. В отличие от доктрины христианства, где мир имеет начало и конец (к этому мы вернёмся ещё не раз по ходу разговора).
   Получается так, что Смена Эонов (даже если она в своём течении тоже где-то «барабум») является антонимом Большому Барабуму. На этом основании идёт критика фанатами Барабума тех, кто «пессимистично» приемлет Смену Эонов (спор христиан и индуистов – typicum).
   Отличие Смены Эонов от Коло Богов в том, что здесь больше интервал между изменениями (нередко он составляет тысячи лет), а Коло Богов укладывается в год. Изменения обстановки, соответственно, глобальнее в Смене Эонов – и держится всё серьёзнее и дольше. Но Смена Эонов и Коло Богов нормально сосуществуют, в принципе, что немудрено: и то и другое основано на циклической структуре времени. Здесь тоже имеют место быть «мини-Барабумы», но они не смертельны: они лишь расчищают площадку для построения более совершенного (или просто нового) мира – и так до новой Смены Эонов.
   Графически Смены Эонов можно изобразить так. На обод колеса прибьём гвоздь и поставим колесо так, чтобы гвоздь находился на уровне земли. Прокатим колесо по прямой вперёд, чтобы в точке остановки гвоздь снова оказался на уровне земли. Описанная им относительно земли кривая – её называют циклоидой, - представляет собой период между Сменами Эонов. Примерно так. Попробуйте повторить опыт с точкой на ободе колеса (гвоздём или нарисованным кружком) – может, вы лучше это поймёте, чем с моих слов.
   Но, тем не менее, всегда хватало тех, кто путал Смену Эонов и Большой Барабум, и многие учения эсхатологов нашего времени вышли из учений Смены Эонов (к чему мы ввернёмся при обсуждении учений). А сейчас мы рассмотрим ещё один принцип – спиральную структуру времени.
               
                «Промежуточный вариант».
   
   Именно так выглядит спиральная структура времени по отношению к линейной и циклической. Прямо к эсхатологии она не относится – слишком далёк конец (если он есть). Но не противоречит – сводима к линейной структуре.
   Спираль – это эволюция: каждый новый виток шире предыдущего, и пройденный этап не «обнуляется», как в циклической структуре. Продвижение по уровням магической иерархии – это спираль с выходом в Божественное. Спираль может быть бесконечной (бесконечное развитие) и конечной – здесь она вполне может стать прологом Большого Барабума, да и в круг замыкается, в принципе, неплохо. То есть это – нечто вроде «универсального принципа».
   Но стоит повторить, что спираль малопригодна для эсхатологии, поскольку не подходит к «концу света не за горами»: слишком далёк конец траектории. Скорее, эсхатология – это «излёт прямой» (точнее, отрезка). Эволюции здесь нет – она подошла к концу вместе с предметом, ей подверженным. А спираль – это развитие, когда неясно, свет в конце тоннеля или тройная кладка кирпича. Что далеко от эсхатологии, где всё уже давно ясно: конец старого мира для тех, кто спасётся, а прочим – амба.
   Разумеется, наши «братцы-алкоголики» и их покровители в рясах не вникают во все эти тонкости: одних интересует власть здесь и сейчас (а лучше, чтобы навсегда), а другие своим скудным интеллектом, сожженным водкой и забитым «верой правой» до этих «высоких материй» не дойдут. Так что ясно, что им это незачем (так недолго и позиции сдать «жидам и Америке»).
   Но как бы ни относилась к этому паства кирхенгеноссе Ридигера, вышеозначенные явления остаются разными, и многие из них нельзя «ставить на одну доску» по означенным выше причинам. Впрочем, обсудим-ка мы это разнообразие по порядку и, если можно, поподробнее.

                ПАСТВА БАРАБУМА.

                Раннее христианство.
   
   Начнём с того, что вряд ли так уж бредова идея национал-провокаторов образца Алексея Широпаева или Эдди Эрикссона, что христианство – это «отрыжка иудаизма». Безусловен тот факт, что христианство оторвалось от иудаизма во времена апостолов, но его корни – в иудаизме. Точнее, христиане – это реформаторы иудаизма.
   Чтобы лишний раз не цитировать низкорослого поляка-анархиста из «Пентаграммы Бафомета», вкратце попробую объяснить, в чём суть проблемы.
   Иудаизм времён Иегошуа Га-Ноцри (будущего Иисуса Христа) переживал не лучшие времена: и с римскими властями надо было «дипломатию» держать и свой народ окучивать. Формализм религии был удушающим, а в канонах образовалась куча лазеек, превращающих эти самые каноны в абсурд, который Га-Ноцри определил, как «оцеживание комара при поглощении верблюда». Многим казалось, что настал конец времён: Рим всё туже закручивал гайки, а власти Иудеи и писка не подавали против.
   На этой почве очень бурно поднимались вверх акции «реформаторов веры», среди которых особо выделялись общины Кумрана (это они сохраняли «свитки Мёртвого моря»). Одним из любимейших в народе учителей-кумранитов был Иоанн (христиане называют его Крестителем или Предтечей). Аскетичный, фанатично преданный вере, он вызывал больше доверия в народе, чем скользкие и корыстолюбивые первосвященники, держащие себя, как короли, и разведшие в храме базар-вокзал и «духовный свинарник». Иоанн говорил о том, что он крестит водой, а «следующий за ним» (то есть можно понять, что Мессия) будет крестить огнём. Напомню, что правоверные иудеи и по сию пору ждут прихода Мессии (Иегошуа Га-Ноцри для них – «сын Иосифов, который пострадает», и то в лучшем случае).
   Идеей раннего христианства было создание альтернативы ложным ориентирам, на которые двигался иудаизм тех лет. То есть возвращение в лоно «истинной веры», тем более что всё, по их мнению, свидетельствовало о наступлении последних времён. А в эти времена господь будет судить свой народ, и отступившие об этом пожалеют, да поздно будет.
   Не будем лишний раз останавливаться на частностях процесса – об этом я уже говорил в книгах «Пентаграммы Бафомета» («Христианство», «Инфернальные культы»), а если вам этого мало, то литературы по этому вопросу сейчас навалом (не в магазинах – так в Интернете), и там есть всё, что надо. Главное в другом: христиане ждали скорого конца света, в то время как иудеи не верили тем, кто выдавал себя за мессий и не сильно ждали Большого Барабума. По крайней мере, они (даже те, кто кричал: «Иисус – царь!») не ринулись шоблой к апостолам и даже изгоняли их, а настоящие успехи христианство делало на греческой земле, а не на иудейской. Тем более сейчас евреи не верят в скорое наступление Барабума.
   Что же до христиан, то они ждали «конца времён» очень скоро – частенько появлялись очередные пророчества: «Скоро конец, бодрствуйте». То, что они не сбылись, подтверждает тот факт, что вы сейчас читаете эти строки, Израиль восстановлен, а Иерусалим почти принадлежит евреям. А два последних признака для христиан – это знак Большого Барабума. Я уже вскользь говорил, что многие видят в Откровении Иоанна Богослова «документ эпохи»: дескать, он описывал окружавшую его действительность. Вряд ли, если это так, Иоанн был одинок в подобном мироощущении.
   Но время шло. Век, другой, апостолы уходили из жизни в силу разных обстоятельств, руководство церквями принимали ученики апостолов, а из старых каменоломен и тайных собраний бедноты христианство переходило в богатые дома, растеряв к 313 году свою аскетичную бескомпромиссность и расслаиваясь на более «приглаженные» и удобные для «язычников» и более жёсткие, хранящие дух катакомб и ненавидящие «предателей» церкви (многие из таких христиан не гнушались убийствами и погромами). Здесь и развернулась полемика, давшая начало пресловутой «борьбе с тоталитарными сектами» (со всеми её причиндалами, включая мифотворчество). И это – отнюдь не желание автора доказать, что арийская раса поставила своей целью замочить всех евреев и сатанистов (каковых тогда не было – не сформировались), а безусловный факт, связанный с эволюцией христианства.
          
                От Пьера Вальдо до эпохи Просвещения.
   
   В средние века Европа управлялась христианскими королями. По крайней  мере, так считает официальная история. По большей части они подчинялись митрополиту Рима (то есть папе). Католицизм унаследовал далеко не все признаки христианства на самом-то деле: ещё какие-то непогрешимые авторитеты за пределами Иисуса Христа и священные книги вне Библии, орда святых, перенос дня отдыха с субботы на воскресенье, обилие символики, поклонение иконам и мощам – всё это выглядело для строгого христианина полным язычеством. А это было для многих знаком последней битвы.
   Кстати, в эти годы начала бурно развиваться своеобразная ветвь эсхатологии, которую можно было бы назвать её «радикальным крылом» - хилиазм. Хилиасты (от греческого chilioi – тысяча, отсюда их латинское имя «милленарии») проповедовали, что «тысячелетнее царство господа» не за горами, и вполне возможно, что следующее поколение уже перейдёт в него, обретя счастье и покой (кто праведен) или преддверие «озера огненного и серного» (для отвергнутых богом). Праведные – равные, поскольку они «братья и сёстры во Христе». Хилиастами были табориты, амальрикане, анабаптисты и близкие им христианские радикалы. Из хилиазма постепенно выросло пост-христианство, продолжающее реформирование христианства в духе эсхатологических и «тайных» доктрин (впрочем, об этом мы поговорим отдельно). Здесь же родилось учение о «новом мире только для праведных» (ада не будет, так как милосердие Творца не позволит ему подвергать грешников вечным мучениям – они просто будут сожжены или тихо исчезнут из мира).
   Большинство же склонялось к бессмертию души и тому, что «суды божьи» будут очень скоро, так что одни будут радоваться в Царстве Небесном, а другие будут страдать в огне неугасимом вместе с дьяволом. Критерии отбора тут были разные. Кто-то (как Жан Кальвин) считал, что бог ткнул пальцем наобум – и этот спасён, а с ним ещё вон тот, и семья за рекой спасётся, а прочим очередь не занимать. Иные, следуя за Оригеном (их, правда, было мало) утверждали, что спасутся все – даже дьявол. Это предполагало многоступенчатый процесс очищения и покаяния, сводящий «суды господни» на нет, но подтверждающий, что «бог есть любовь». Но самая большая толпа шла за Арминием, провозгласившим, что спасётся любой, если он покаялся и доверился Иисусу Христу, который просто скажет на суде: «Отец, он теперь невиновен – я взял его грех на себя». Отвергнувшим – ад.
   Католическая церковь (и греко-ортодоксальная вслед за ней), не желая терять монополии на души «спасаемых», объявила «искателей истинной веры» вероотступниками, так как они, по сути, объявляли католиков заблудшими, а их клир – слугами ада. Еретиков преследовали очень жестоко: даже за пределами Свящённой Римской Империи, в Англии, их жгли на кострах (классический случай – это сожжение в 1555 году, в Оксфорде, лидеров тогдашнего протестантизма Латимера и Николаса Ридли, о котором Рэй Брэдбери мельком говорил в романе «451 градус по Фаренгейту»), считая  более страшными, чем колдуны. Это только способствовало пониманию того, что католики не имеют реального доказательства своей правоты (христиан в Древнем Риме тоже пачками гробили в амфитеатрах – и сами сгинули в веках). Что привело к Реформации и падению Священной Римской Империи под натиском протестантизма и материализма.
   XVIII и XIX века стали торжеством этих идей, когда в Европе и Северной Америке возобладали рационализм и власть капитала. Протестантизм стал консервативным, и в нём развернулась внутренняя война. Теперь уже одни проповедовали консерватизм и предопределение, утверждая, что срок наступления Большого Барабума неизвестен – просто надо быть готовым. Формализм и респектабельность с головой накрывали лютеран, кальвинистов и англикан, которые с аппетитом лопали яства со стола мирских властей и строили карьеру «у людей, а не у бога». Это было причиной недовольства тех, кто жил мифом «истинной веры». Они отделялись от «испорченной дьяволом» церковной верхушки, утверждая, что скоро миру кобздец, и всем нужно покаяться. Доказательством было для них, как минимум, то, что учения, базирующиеся на Библии, сворачивали в дикое болото, в то время как раньше они же шли верным курсом,  апостолы, которые сами Новый Завет писали, от истины и вовсе не отпадали (как на самом деле, я лично говорил в «Учениях Пентаграммы», кроме которых валом литературы, в которой по самое «не могу» объяснений, что на самом деле там было – молчу про вечные попытки это оспорить). О чём мы поговорим отдельно прямо сейчас.
               
                «Святые последних дней».
   
   Так называет себя церковь мормонов, о которых мы поговорим по ходу книги, но не сейчас – пока обсудим эволюцию христианства.
   В те годы, когда протестантизм бурно развивался и дробился, заняв нишу, фактически освобождённую в 1798 году захватом Папы Римского генералом Бертье, и став основой консерватизма населения Северо-Американских Соединённых Штатов, многие из христиан решили, что «официальная доктрина» - это редкостная дьявольщина, и эту гадость надо изжить. Как раз в эти годы начинается мощная волна духовных поисков, связанных с исследованиями этнических и религиозных пространств (новые средства связи и транспорт сократили время путешествий и упростили коммуникации между людьми). Мощная типографская индустрия и увеличение процента грамотных людей позволили увеличить число экземпляров Библии на душу народонаселения, что дало толчок к возникновению библейских обществ, изучавших «книгу книг» вдоль и поперёк, создавая новые толкования (адвентизм, пятидесятничество, «Свидетели Иеговы»).
   Развитие христианской идеологии пошло тогда в двух направлениях. Часть христиан пошла по пути строгих канонов и отвержения мира в пользу «истинной веры». Мерилом всего признавалась Библия, а стилем жизни стал общественный труд, помноженный на «возрастание в вере». Блага цивилизации признавались соблазном (правда, не всеми, но...). Эсхатология здесь цвела и пахла. Типичный пример таких церквей – конгрегационалисты, пресвитериане, баптисты, меннониты и адвентисты (последние вообще были образцом эсхатологизма с самого начала и являются им сейчас).
   Другой разновидностью были поиски за пределами канонов – в философии, магии и даже нехристианских религиях, моральные установки которых во многом совпадали с христианскими. На этой основе они пытались создать более гибкую и универсальную религию, которая подходила бы для наибольшего количества людей (а не только для маленького сообщества избранных). Десять заповедей Библии трактовались, как «космические заповеди», «принципы христианства» (беззаветное «служение богу», милосердие, отвержение «мирского» в пользу «духовного») объявлялись вселенской этикой. Магическое начало здесь нередко пытались соединить с христианством классического образца, а то и вовсе с протестантизмом. Здесь родился экуменизм, здесь же обрели своё пристанище идеи многих пост-христианских учений. Эсхатология здесь обрела сильные мистические моменты и развилась в мощную идеологию «наступления духовной эпохи», когда развитие на духовном плане сделает человека более обозримым для всех,  а ум не будет котироваться. Эту ветвь составили «Христианская Наука» и «Школа Христианского Единства», пятидесятники и ряд русских философов-эмигрантов (Всеволод Соловьёв, Николай Бердяев, Василий Розанов, Даниил Андреев).
   Как и положено в таких случаях, обе фракции поливали друг друга помоями и фекальными водами. Мистически настроенные идеологи обвиняли «пуристов» в «духовном умерщвлении» христианства и Христа, выраженном в хранении догм, зачастую основанных на третьестепенных положениях апостольских посланий и иных книг Библии (урезанных до сознания узколобых фанатиков, чьё мнимое смирение дышало эгоцентризмом с самого начала). «Пуристы» обвиняли мистиков в засорении «истинной веры» магией и отсебятиной, нередко противоречащей библейскому учению по полной программе (надо сказать, что эта публика не стеснялась в выражениях, едва не доходя до нецензурной брани). О компромиссе и речи быть не могло (кто не с нами – тот против, если враг не сдаётся – его уничтожают, а один маленький компромисс – начало серии больших и сдачи в плен). Иными словами, речь шла о «духовной битве», то ли предваряющей Армагеддон, то ли являющейся его частью. Понятно, что эта битва была (и есть) вещью более важной, чем мирская жизнь и карьера, (которой скоро конец).
   В этой среде появилось понятие «катакомбного христианства» (ранние христиане спасались от преследователей в заброшенных каменоломнях и прочих подземельях – отсюда и аналогия). Так называют христиан, находящихся «под прессом» или сознательно стоящих в жёсткой оппозиции тем, кто не приемлет их учения – вплоть до государства (в документах, деньгах и клеймах весов видели происки Антихриста). Здесь было немало конфессий не только протестантского или «вольного» толка, но и жёстких по духу «никейских» (греко-ортодоксальные «Опричное Братство», «Истинно-Православные Христиане» и старообрядцы строгих толков). Как правило, эти конфессии (как амиши или «ИПХ») просто не признают государства, но нередки смычки таких общин с политическими экстремистами (обычно правого толка), использующими религиозный фанатизм для оправдания террора и неприязни к врагам. За что и преследуемы (Ридигер нападает на «ИПХ» и «Опричное Братство» - дескать, «лжеправославные» они). Чего им и надо (истина, по их мнению, сейчас «в оппозиции»).
   При всех различиях эту публику объединяет ряд факторов. Во-первых, они убеждены в очень скором конце мирового пространства. Во-вторых, для них вся истина сосредоточена только в их учении (остальные врут). Другие точки зрения ведут в ад. Жизнь должна быть подчинена спасению души и ничему более. Времени до конца мало, а на суде тебе поблажек не будет – получишь по полной программе. Спасает только подчинение Христу и избранным его, как «членам тела Церкви», остальное – муть и ерунда. Мирские авторитеты и блага – ничто, если вообще не зло.
   Но и здесь что-то было «не слава богу», ибо находились и те, кто пытался опровергнуть даже христианские догмы. И было их немало.
               
                Последний Завет.
   
   Чтобы не возникало путаницы, стоит сразу объяснить, что такое «пост-христианство». Этот термин применяется по отношению к учениям, базирующимся на христианстве, но рассматривающим его, как пройденный этап («Христос выполнил свою миссию»). Также пост-христиан отличает расширенное за счёт небиблейских книг учение, порой резко отличающееся от изначалия – иные варианты ада, учения о загробной жизни, своеобразная трактовка Христа, наличие ещё каких-то «божественных» авторитетов и воплощений. Как ни странно, многие из них считают при всём при этом «истинными христианами» только себя (христововеры, «Свидетели Иеговы»), хотя некоторые довольствуются ролью «продолжателей дела Христова» (Церковь Объединения, «Богородичный Центр», Великое Белое Братство «Юсмалос»). В истории были случаи, когда подобные идеи высказывали даже откровенные оккультисты («Орден Труда и Милосердия», в котором выросли Ж.-К. Гисман и Жозеф Буле).
   Пост-христианство базируется на «никейских» и «протестантских» методиках одинаково хорошо. В первом случае мы имеем дело с развитием «никейских» идей до окончательной утери главенства Христа при сохранении внешних церковных моментов («Богородичный Центр», «Юсмалос», Церковь Последнего Завета), на которые кладётся идея «братства истинной веры». Нельзя сказать, что Христа совсем не почитают, но рядом с ним ставят новых «мессий» (Матерь Мира Мария Дэви Христос у «юсмалиан» или «царь Комар» прыгунов-максимистов – в миру «царя» звали Максимом Рудомёткиным) или почитают кого-то, как Христа (Виссарион в Церкви Последнего Завета, христововер Иван Суслов, Совершенные в катарской среде, Сёко Асахара в «АУМ Синрикё» - но Асахару стоит обсудить отдельно). Разумеется, все эти конфессии считают себя единственным образцом «истины от бога», которой (о чём уже говорилось выше) они любят делиться с ближними.
   «Пост-протестанты» (за исключением, может, Церкви Объединения, где молятся «Истинным Родителям» - Сан Мьян Муну и его жене Пак Джа Хан) не претендуют на «христовство» в такой степени, как «никейские» пост-христиане (чаще речь идёт о «святости» или изменении трактовки Христа и «искупительной жертвы его).
   Мормоны практикуют «крещение мёртвых» и «загробные браки», считают Христа «духовным братом Люцифера» (Санат и Сананда?) и отвергают адские муки, обещая всем небеса («телестиальные» для неверующих, «террестриальные» для немормонов и «целестиальные» для мормонов). «Свидетели Иеговы» считают Христа воплощением архангела Михаила, отвергают бессмертие души (грешники, по их мнению, просто исчезают после суда), а «духа святого» считают чем-то вроде радиолуча. Церковь Объединения учит, что «человек является видимой формой Бога», декларирует себя, как преемников христианства: Христос не выполнил своей миссии (теперь эту роль  играет Мун). Все эти конфессии жёстко изолируются от «мирского», включая семью (если она не «воцерковлена»), вводят жёсткие ограничения («Свидетели Иеговы» отказываются от переливания крови, Церковь Объединения сокращает время сна).
   Оккультисты (как упоминавшийся выше «Орден Труда и Милосердия») часто (хотя этой публики всегда было немного) пытались подготовиться к «приходу Христа во всей славе». Правда, при этом христианская риторика сочеталась с откровенно инфернальной магией и неистовым сексом, но эти люди считали свою магию «светлой» (магическое имя Жозефа Буле – Доктор Иоганнес, - взято в честь Иоанна Крестителя). Стоит повторить ещё раз, что эта публика на рынке Барабумов погоды не делает.
   Так как пост-христианство появилось, как попытка пересмотреть итоги эволюции ушедшего от ожидания «конца времён» христианства, то эсхатология здесь очень мощна, она часто доходит до хилиазма (таковы, например, «Свидетели Иеговы»). Даже самые миролюбивые пост-христиане считают заблуждением любое мировоззрение кроме собственного. А раз это заблуждение ведёт в ад, то есть два варианта – спасать заблудшего переубеждением или бежать от него, чтобы не погибнуть самому. Это порождает сильную замкнутость общин и активную миссионерскую  деятельность данных конфессий. Многие из них стоят на позициях аскетизма, живя в предельно строгой общине с минимумом имущества (у «Свидетелей Иеговы» и Церкви Объединения широко распространены центры-общежития с чрезвычайно жёстким  режимом) – дескать, на тот свет с виллой, яхтой и счётом в банке ты не пойдёшь, поскольку мир сгорит во время Большого Барабума. Кстати, именно за это сектоборцы всех мастей бросают громадные силы на борьбу с пост-христианами (напомню ещё раз, я не поддерживаю a priori всех, с кем борются арийцы). Эклектичные по структуре, несмотря на свою нетерпимость к «чужим», пост-христиане были не единственными, кто ждал Большого Барабума. Вариантов оного хватало на уймы разных религий и философий. О чём мы поговорим ниже.
             
                Исламский Барабум и Восток вообще.
   
   Сама по себе идея Большого Барабума появилась задолго до христианства. Свои «барабумы» есть и у мусульман, и у зороастрийцев, и у многих других религий.
   Зороастрийцы считают, что в «конце времён» воскресшие из мёртвых будут проходить по Мосту отбора в Дом песен. Те, кто набрал много грехов, ухнутся с моста вниз и будут залиты расплавленным металлом. В исламе очень много от иудаизма и христианства, и ад, ожидающий в «конце времён» всех грешников – это обитель мучений, а рай – одно удовольствие. Одним из главных признаков  является побеление Чёрного Камня в храме Кааба, что в Мекке. Шииты же утверждают, что в «конце времён» появится «скрытый имам» Махди (был даже случай некоего Мухаммеда-Ахмеда, назвавшегося Махди и создавшего своё государство в Северной Африке – правда, его довольно скоро разгромили). Иудеи ждут наступления «мессианской эпохи» или Мессии, как великого правителя, который решит «вопрос зла» политически и общественно. Как правило, эти религии очень консервативны, в них редко появляются именно эсхатологи (ветвь ислама Ахмадие, учащая, что Махди  уже явился миру). Но те же мусульмане имеют помимо  «пяти столпов веры» (публичное исповедание веры, молитва пять раз в день, хадж, милостыня, Рамазан) ещё и джихад, который американские «конфедераты» и великороссы вроде Буданова и Ульмана любят представлять, как «истребление неверных» (притом, что джихад вполне может быть и обыкновенным миссионерством).
   Косвенное отношение к этой среде имеют и некоторые «шамбалисты», которые сильно ставят на христианское начало в общем потоке заимствований – для них «эпоха мира и добра» (Эра Водолея) выглядит константой. Правда, они являются исключением из «шамбальских» правил (в буддизме, на который опираются Махатмы и их последователи, Большого Барабума нет, а «концепция спасения» через обретение нирваны индивидуальна). И вообще, если Христос – «рыба» (Jesus Christus Theos Uios Soter), то по всей логике «шамбала» - это сборище «дельфинов» (о чём я говорил выше).

                "ДЕЛЬФИНЫ".

                Посланники Шамбалы.
   
   Если серьёзно, то тема Шамбалы и «шамбалистов» заслуживает отдельного разговора, так как выходит за пределы компетенции этой книги. И этот разговор будет. А сейчас – к эсхатологии и соотношению с ней «шамбалы».
   Выше уже говорилось о том, что «шамбала» при всей глобальности своих масштабов (и масштабов изменений на грани эпох) совершенно не эсхатологична: в целом идея Шамбалы имеет буддийское происхождение, а в буддизме временная структура – круг (символ и распространённый «технический термин» буддизма – колесо), а не прямая линия, характерная для эсхатологических систем. Вход в нирвану (небытие в собственно буддизме – Хинаяне, - и соединение с Божеством в Махаяне) всегда индивидуален, и Будда – великий учитель, но отнюдь не Мессия («Будда лишь указывает путь – зарабатывайте с усердием спасение своё»), а идея Майтрейи (Мироку) ближе к Смене Эонов, чем к Большому Барабуму (как и индуистский Калки-Аватара).
   Разумеется, в «шамбализме» есть и элементы зороастризма и христианства, да и ислама тоже, но некоторые из теософов уважительно отзываются об Алистере Кроули (вряд ли стороннике Барабума, а уж как его безумно «любят» христиане, я не стану распространяться – без моих соплей знаете). Основой «шамбальских религий являются Правый Путь европейской магии (в частности, герметизма) и философия индо-буддийских школ, положенная на почву «никейского» христианства (в частности, греко-ортодоксии – Рерихи и Блаватская были русскими, как ни крути). Плюс Ницше (славивший вечность, за что Валентин Томберг отшлёпал его по «филейным частям») – это несколько испортило образ Заратустры, перелопаченного Ницше под свою доктрину. Это великолепие утратило все элементы эсхатологии, низведя Христа и Мухаммеда до уровня великих, но не исключительных людей, «общавшихся с богом».
   Основы «шамбализма» начали закладываться в 1875 году, когда Елена Блаватская и Генри Стилл Олкотт основали Теософское общество и начали распространять идеи, переданные Блаватской духом по имени Серапис (Эль Мориа и Кут Хуми Лал Сайн появятся на арене позже). По большей части идеи теософов – эволюция рас, духовное главенство Шамбалы и Махатм (Кут Хуми и Мориа – из их числа) и метемпсихоз (с очистками в  Камалоке или так просто), - стали основой всего «шамбализма».
   «Эсхатологические шамбалисты» («эзотерические христиане», «Великое Белое Братство Юсмалос», «Богородичный Центр», «АУМ Синрикё»), всё же верящие в скорый конец света -   это «вторичное образование», достаточно далеко ушедшее от изначального учения Шамбалы, основанного на циклической структуре времени («Махатма Сибирской Тайги» Анастасия, давшая через Владимира Мегрэ учение «Ведической Руси» - ведруссов, соответственно, - провозглашает в «Пространстве Любви»: «Я отменяю предречённый ад Земли»). Глобальные изменения здесь (даже если они схожи с Большим Барабумом) – не константа: за одной Сменой Эонов следует другая, как лето сменяется осенью, а зима – весной. Чуть подробнее мы рассмотрим эту схему на примере традиционного индуизма («Схема Кальп»), что будет позже.
   Спустя некоторое время, идеи «основной ветви» (теософия, Живая Этика, антропософия, «Церковь Вселенская И Торжествующая») начали шататься в разные стороны – от христианства и пост-христианства до магии (Сабад, Четвёртый Путь, Марк Амару Пинкхем, Карлос Кастанеда) и неоязычества (Владимир Данилов, Николай Слатин, ведруссы, бажовцы). Это изрядно размыло границы «шамбализма» и сделало ещё менее понятным, что есть, и что не есть «шамбала». Результаты видны из той же «анти-шамбальской» идеи – греко-ортодоксы в 2004 году «пробили» сюжет на НТВ (как раз под смертный приговор Сёко Асахаре) про современную эсхатологию на Руси, и в числе эсхатологов оказались ведруссы (и блистала своим отсутствием Мила Йовович!!!). Это – одна из причин появления на свет этой книги.
   Но список «дельфинов» внебрачными детишками и рупорами Махатм не ограничивается. И об этом мы поговорим дальше.
               
                Родом из Индии.
   
   Это только иеромонах Анатолий Берестов пьяно ревёт, размахивая табуреткой перед проколотым носом ученицы школы индийского танца «Bollywood Dance», что индийская религия – это Харикеша Свами, Лев Тетерников, Митхун Чакраборти и Судхарани Раджхупати (иногда сюда добавляют Раджа Капура). На самом деле всё гораздо сложнее («Как всё это сложно, но в этом-то и прелесть», - говаривала некая Алиса Лидделл). Нас интересует не это, а то, насколько в индуизме хорошо с эсхатологией.
   В «основном учении» этот вопрос выглядит так. Есть три «наиверховных» бога (Тримурти) – Брахма (Творец), Вишну (Хранитель) и Шива (Разрушитель). Брахма -  Космократор индуизма, хозяин нашей Вселенной. Его работа – творение в своей вселенной (таких вселенных бесчисленное множество). Век вселенной определяется жизнью Брахмы (по обычным меркам сто лет жизни Брахмы составляют 311 040 000 000 000 лет). «Год Брахмы» состоит из «дней» и «ночей», каковые, соответственно, дробятся на Юги. Первой в этом списке идёт Сатья-юга. Она длится 1 728 000 лет и является «золотым веком», когда все духовны, и в мире нет страстей и пороков. За ней следуют 1 296 000 лет Трета-юги, где страсти и порок уже есть (это можно окрестить «серебряным веком»). Следом идёт 864 000 лет «медной» Двапара-юги, когда порок и страсть «поднимают голову». Завершает такой период (кальпу) «железный век» - Кали-юга. Она длится 432 000 лет и заканчивается пришествием Аватары – воплощения Вишну. И наступает новая кальпа.
   Таким вот образом всё течёт. Умирает Брахма – и нет вселенной. Но таких вселенных – миллионы и миллиарды, и их жизнь для Причинного Океана (Вселенной-Гиперпространства) составляет ничтожные доли секунды, а Причинный Океан  и Вишну (или Шива) вечны – как и души (до слияния с «мировой душой» - этот процесс называется «мукти»). То есть, перефразируя Илью Лагутенко, Барабума не будет – Барабума нет.
   Что же до Аватар, то их десять: Матсья (рыба); Курма (черепаха); Вараха (вепрь – некоторые кришнаиты говорят, что клык Варахи, вытащивший Землю из тёмных уровней, сделал яму, которая образовала Бермудский треугольник); Марасинха (человек-лев); Вамана (карлик); Чарашурама (Рама с топором); Рама, Кришна, Будда; Калки (белый конь - Аватара, «венчающий» Кали-югу). Кстати, из-за этого «списка Шиндлера» Кеннет Боа (в Учениях Пентаграммы – Констриктор) вывел в своих «Лабиринтах веры» (косвенно, впрочем), что в индуизме есть Большой Барабум. Ну, наверное, для людей и Брахмы это – Большой Барабум, а вот в Гиперпространстве таких «барабумов» - как грязи (с точки зрения клетки организма человеческая смерть – тоже Большой Барабум).
   Иными словами, конечные процессы для индуиста – это часть бесконечного, «игры богов» («лила»). Учение о сансаре (переселение душ) в любом из видов, включая метемпсихоз, предполагает долгое развитие (или ускоренное – если прилежно учиться). Что тоже далеко от эсхатологии (а то, что сейчас для индуиста время Кали-юги, ничего не меняет, поскольку полного уничтожения мира и создания «нового неба и новой земли» нет).
   То же самое можно сказать и о джайнизме, где вообще всё держится на цикле кармы, основанном на связи духа («дживы») и материи («адживы»). Суть жизни истинного джайна – порвать с адживой, прекратив страдание и несовершенство. То есть там Большого Барабума нет – есть индивидуальный разрыв связи с адживой для осознавших и вовлечённость в цикл кармы для остальных. При этом джайны в мирской жизни очень аскетичны, а монашеская система в джайнизме – самая строгая из существующих. И грехи они замаливают, как волжские разбойники перед казнью. Вот только конца света для всех у них нет.
               
                Ведруссизм.
   
   Ведрусс (или ведрусса – кто женского пола) – это тот, кого «белобрысики» называют «анастасийцами» (вслед за ними так их называют и другие – даже сами ведруссы).
   Ведруссизм – натуррелигия, аналогичная неоязычеству (в проявлениях «здесь и сейчас»), помноженная на космологию и эклектизм «шамбалы». Поклонение природе (особенно кедру) и стремление к созданию экологичного сознания и бытия человека в понимании ведрусса – норма жизни. Внешне ведруссы миролюбивы и терпимы к инакомыслящим – здесь нет воинствующих персонажей, готовых «порвать, как Тузик тряпку» не согласного с ними. По «шамбальской» традиции они приводят все религии к «общему знаменателю», подгоняя это единство под свою мифологию (куда более безобидную, чем греко-ортодоксальная «соборность», которая привела к рекам крови и ксенофобии). От «шамбалы» же ведруссы заимствовали страх перед злом и веру во всепобеждающее добро, а также идею об «обетованной земле», где живут по истинным законам добрые и сильные люди, среди которых работает и пресловутая Анастасия (греко-ортодоксы и дебилы объявляют её, чуть ли не земной богиней ведруссов, что является чушью – судя по книгам господина Владимира Ароновича Телепузмана-Мегрэ, Настя – «одна из», а отнюдь не лидер).
   Ведруссы ждут «золотого века», когда человек будет жить в гармонии с природой, творя добро и замышляя любовь. В их идеологии места для Большого Барабума нет – Анастасия говорит об отмене «предречённого ада Земли». Ад и зло остаются тем, кто их генерирует (в итоге это же их и убьет). Можно предположить, что «золотой век» - константа, но прямо из книг Мегрэ этого не выводится. То есть это может и не быть константой. Как возможен и Большой Барабум – если ничего не делать для остановки опасных процессов, порождённых технократической цивилизацией. Стоит напомнить, что в эсхатологии Барабум – вопрос решённый, и можно делать что угодно, но он будет. Лично ты можешь спастись, но никакая толпа не сможет остановить то, что решил осуществить Создатель. Чего ведруссы не приемлют.
   Вопрос того, что ведруссы считают себя истиной в самой последней инстанции, имеет место быть, и огромная доля реальности в этом есть. Но в сравнении с настоящими эсхатологами (да-да, сексот Дроздов, это и о вас тоже) ведруссы в этом совершенно безобидны – никого на кострах не жгут и во всех СМИ в связях с Преисподней и Георгием Кустовым из городу Техасу не обвиняют. В отличие от неоязычников «шамбальского» происхождения.
               
                «Бажовцы» и неоязычники. 
   
   Если быть предельно точным, то здесь места для Большого Барабума даже меньше, чем у ведруссов. Мы снова имеем дело со Сменой Эонов, священным местом (Омск и окрестности у Инглиистической церкви или Урал у «бажовцев») и своими «махатмами» («авеги и гои» у «бажовцев» и поклонников творчества Сергея Алексеева – особенно «Сокровища валькирий»). Здесь нередок национализм (тот же Алексеев, Владимир Истархов, Владимир Данилов, Виталий Мефодьев), причём, заимствования из агни-йоговской практики остались далеко позади – здесь навалом неприкрытого антисемитизма и отсылок к нордической культуре. Не везде, но часто встречаются «космические» идеологии, хотя «синтеза всех религий» нет – напротив, признаётся уникальность религий и культур и декларируется то, что человек должен исповедовать веру народа, к которому принадлежит.
   Как было сказано выше, в данной системе нет  места Большому Барабуму: даже глобальные изменения происходят здесь периодически, и циклы, подобные кальпам индуизма здесь считаются реальностью, хотя высчитываются по своим системам мер (как в «Книге Света», издаваемой Инглиистической церковью). Смена Эонов здесь связана с прохождением «рукава свастичной галактики» через Пекельные Миры (или чем-то подобным), а как раз в этом рукаве и находится Мидгард-Земля. В тяжёлые периоды приходит кто-то из богов (Перун, например) и тащит Свята Расу на себе (вернее, объясняет, как плохого не наделать). А чтобы одним махом Барабум, после чего рай, как константа – это не сюда.
   «Локальность» сознания (на судьбе народа или страны сосредотачивается всё внимание) уже не способствует ожиданию глобальных перемен, а «космичность» (Свята Раса появилась не на Мидгард-Земле, где живёт сейчас, а на Ингард-Земле, в системе Дажьбога-Солнца – не путать с Даждьбогом Тархом) и вовсе лишает гибель Земли или уход человечества с неё статуса Большого Барабума – это всего лишь переезд из дома «под снос» в новый район (жить-то где-то надо). Эти два обстоятельства выносят многих «язычников» за пределы эсхатологии (сугубо  «локальные» движения наподобие «бажовцев» ещё менее эсхатологичны). Это – Смена Эонов, и в её ключе и следовало бы рассматривать данные религии. Как и все производные от «шамбалы», не связанные с глубоко христианизированным сознанием. Что резко меняет картину «нетрадиции», разрушая систему восприятия этих религий, усиленно насаждаемую сектоборцами.
            
                Системы Циолковского и Чижевского.
   
   Эти системы материалистичны (хотя Александр Чижевский и называл себя «солнцепоклонником») и во многом антропоцентричны, но любая система развития человечества, измышленная оным, так или иначе, антропоцентрична. Основа же их развития – спираль.
   Первые кирпичи в эту систему мировоззрений вложил легендарный Константин Циолковский. Он рассматривал развитие человечества, как освоение последним космоса. Космическое бытие человечества Циолковский делил на четыре эры:
   1. Эра рождения. Начало освоения космоса. Она должна была продлиться несколько миллиардов лет.
   2. Эра становления. Расселение человечества по всему космосу. Её продолжительность измеряется сотнями миллиардов лет.
   3. Эра расцвета. И так ясно, что это за эра. Тоже сотни миллиардов лет.
   4. Терминальная эра. Десятки миллиардов лет, которые приведут к решению вопроса о смысле бытия, после чего будет приведён в действие второй закон термодинамики в атоме, то есть переход вещества из корпускулярного состояния в лучевое.
   В дальнейшем предполагается появление корпускулярной эры более высокого уровня, чем сейчас, зарождение нового космоса и дальнейшая эволюция Вселенной, опять переживающая переход из корпускулярного состояния в лучевое, опять в корпускулярное, но совершеннее прежнего, снова в лучевое, пока разум не узнает всего в мире и не отменит существование отдельных индивидов и самого корпускулярного мира, войдя в лучевое состояние, когда разум будет всё знать и ничего не желать.
   При жизни Циолковского и Чижевского эта теория не была опубликована в полной мере, к чему её авторы не стремились, боясь оказаться непонятыми и попасть в сумасшедший дом. Поэтому она не получила такого развития, как теории «шамбалистов», которые схожи с ней лишь конвергентно (Николай Рерих и его супруга говорили: «Мы верим только в Материю»). Справедливости ради стоит отметить, что более «здравые» прогнозы Циолковского были опубликованы в советское время неоднократно и в большом объёме, но они вряд ли годились для создания новой религии или философии и были не так масштабны, как приведённая выше система.
   Разумеется, на самом деле представленные на данных страницах системы – одни из многих, возникающих и исчезающих там и тут идеологий и верований. Эти – распространённые и показательные в классе «дельфинов». А кроме них в среде «нетрадиции» есть и те, кого даже к «дельфинам» в плане эсхатологии не отнесёшь. Вот как раз о них-то и следующий разговор.

                "СУХОПУТНЫЕ ВИДЫ".

                Даосы.
   
   Даосская философия толкуется всеми вкривь и вкось. Разобраться в её разновидностях (если так их называть) очень сложно. Но попробуем подойти к этому учению с точки зрения данной книги.
   Даосизм (не его гибрид с конфуцианством и народной магией, а чистое учение, изложенное в «Дао Дэ Цзин») – классический вариант концепции Единого Мира, который соединяет в себе свет и тьму, добро и зло, мужское и женское начала в живой организм, где нет нужды побеждать орды демонов и бояться «гнева божьего».
   Основополагающие принципы даосского modus operandi – «пу» и «ву вей» (или «у-вей») тоже не дают почвы для эсхатологии. «Пу» («неотёсанное бревно»)  - это работа с уже имеющимся миром, который не нужно менять, поскольку он и так хорош. Познать, найти «точку для единения» (а отнюдь не оставлять в страхе погибнуть) – и обрести единство с миром и покой души. Вот суть «пу». Принцип «у-вей» («недеяние») – это сведение к минимуму работы и снижение потребностей. Никакой беготни и суеты, никакой «борьбы со злом». Это непохоже на активную миссионерскую деятельность  и судорожные попытки «спасения души», характерные для эсхатологических учений.
   Аналогична концепция дзен-буддизма (он и возник, как гибрид с даосизмом, если вспомнить), если не брать в расчёт «поправок на ветер» в виде доминанты интуиции над логическим мышлением. Сюда же можно отнести упомянутый выше «гибридный даосизм» и мистические даосские школы – опять-таки, с «поправкой на ветер». Да и система «фэн-шуй», имеющая корни в «гибридном даосизме», сюда относится. Во всех этих случаях мы имеем дело с Единым Миром, существующим издревле, и отсутствием идеи скорого разрушения мира в рамках Большого Барабума. Так же не отвергается материальное, как то, что «не от бога» (дыхательные и физические упражнения вряд ли помогут спасти душу во время «божьих судов» - скорее, помешают разглядеть нужные «знамения» и подготовиться к «избавлению от греха»). В даосизме нет «бессмертной души» христианства – есть энергия «ци», как часть Единого Мира. Борьба и победа по «Дао Дэ Цзин» - зло («мудрый побеждает неохотно»), что уже упоминалось выше по тексту. Демоны в «гибридном даосизме» - связующее звено между людьми и богами (послания богам передаются через верховного демона Чжун Куя). Что алогично для христиан  (и эсхатологии в целом). Отсюда и весь конфликт.
               
                Виккане и «серьёзные язычники».
   
   Дабы не углубляться в разговор о сути данных систем взглядов (и так поднимаемых мной в соответствующих книгах), скажу сразу, что они не более эсхатологичны, чем даосы.
   Во-первых, это всё подчиняется циклической схеме (Смены Эонов и годовой цикл саббатов, о чём подробно говорилось в «Учении ведьм» у меня и непосредственно в викканских и «языческих» книгах). Что отвергается с порога всеми эсхатологами. Константа Единого Бога (Род-Всебог «Родолюбия» или Ра-М-Ха инглингов) или Матери-Богини (виккан и ведовской традиции вообще) далека от эсхатологической, и мир изменяется тихо, аккуратно. В ходу традиционизм (эсхатологи предпочитают «новотварчество» по апостолу Павлу – смотри 2-е Коринфянам, 5: 17). В итоге мы имеем дело с системой концентрических кругов с ячейками, описанной в «Учении ведьм» (например, в «Кирпичах Мироздания»). Что не стыкуется с идеей Большого Барабума, где время может течь, как угодно, но по короткому отрезку прямой – и всем  кранты, если не спаслись.
   Второе – магия. Что противоречит фатализму Барабума, так как предполагает личную работу, способную изменить ситуацию не по схеме «либо посадят, либо одно из двух». Многие из ведьм считают, что границей «можно» является в данном случае совесть мага, иные видят предел во вреде, причиняемом магией. Оба варианта далеки от постулата эсхатологов: «Жить строго по Священному Писанию». То же самое относится и к тому, что называется «язычеством», если не учитывать малозначимых здесь «поправок на ветер», касающихся теологии и космологической картины.
   То есть человек – не «раб божий», чья непокорность привела к необходимости «лечения от греха» (нередко переходящего в эвтаназию). И его «греховная природа», если она есть – ещё не повод рушить всё. Что для виккан, что для «язычников» Божество – не капризная дитятя, топающая ногами, бросаясь «непослушными» игрушками с агрессивным рёвом и оскорблениями в адрес тех, кто не поддерживает сие злое и слезливое чадо в его горе: слишком уж это в их глазах далеко от совершенства. Самая идея Большого Барабума и «приведения всех к одному знаменателю» в данной системе считается абсурдом. Рабочий принцип «мыслить глобально и действовать локально» (заимствованный экологами – в частности, «Greenpeace») в сочетании с «дальним прицелом» в планах на будущее  также в корне расходится с идеями Большого Барабума.
   То есть на одну доску с эсхатологами эту публику не поставишь, как ни старайся. Как и тех, с кем их нередко путают.
               
                Сатанисты.
   
   Вот уж кто менее всего близок к идее Большого Барабума, так это сатанисты.
   Начать хотя бы с личностности, даже эгоцентризма сатанистов, щедро замешанного на мышлении «здесь и сейчас» (именно отсюда идёт максима: «После нас хоть потоп»). Такому человеку не втолкуешь, что завтра будет поздно. А даже если он формально признает это, то будет жёстко противостоять «истинному богу», как врагу свободы. И не исполнит ни единой заповеди его, удовлетворяя лишь собственные потребности.
   Опять же магия. Преобразование ситуации в серьёзном масштабе для эсхатологов – удел «бога и посланников его». А в сатанизме таким «богом» является любой, кто работает с магией. И к совершенному овладению ей, а не к мнимому «спасению души» устремлён сатанист. Какое там «завтра будет поздно», и так яснее некуда: никакого. А насмешки над этим – всегда пожалуйста.
   Некто Финголфин, написавший предисловие к русскому изданию книги «Князья Хаоса» провозглашает там среди прочего: «Carpe diem!» Это – основа. Так же, как и максима Алистера Кроули: «Делай то, что ты хочешь – вот что должно стать законом жизни». Почти всё на этом стоит. И это начисто уничтожает малейшие зацепки для попадания в сознание зёрнышка веры в Большой Барабум. А даже если он и есть, то главное находится здесь и происходит сейчас, а «потом» будет потом. И нет никакого основания подчиняться «истинному богу» («Кто он такой  и откуда на лыжах вылетел?»). Более того, храбрость в том, чтобы выступить против ненавистного диктатора, невзирая на опасность быть уничтоженным или брошенным в вечное узилище.
   Сатанизм – это построение своего закона во Вселенной, как говорил Анжей Водецкий в «Инфернальных культах». Это значит, что чужие законы и интересы не имеют значения, и кто угодно может писать любую чушь в своих «священных писаниях» - пусть идёт «к» и «на». В лучшем случае речь идёт о взаимодействии равно свободных личностей на основе общих интересов. А библейское «благовестие» рассматривается, как шантаж – на данных же позициях условия попадания в рай не обсуждаются и отвергаются с порога (если не иметь в виду того, что в сатанизме нет рая и ада – есть внутреннее состояние человека).
   Стоит в очередной раз напомнить, что в данном рассказе речь шла о сатанизме, а не о тех религиях, которые так называют. Что не мешает им быть вдали от эсхатологии.
               
                Инфернализм. 
   
   «Инферно» - это ад. А инфернализм – это поклонение духам Инферно (или, если хотите, богам). Его называют сатанизмом, но это не совсем так: тотального противления текущему мироустройству здесь нет – есть почтение к принятым в покровители и авторитеты божествам (со всеми вытекающими).
   Инферналистов существует две разновидности: фанатики и рационалисты. Первые посвящают свою жизнь служению божествам своей религии, вторые же пытаются с её помощью решить личные вопросы. Рассмотрим их поподробнее в свете эсхатологии.
   Фанатики – самая яркая разновидность инфернализма. Это они режут на кладбищах кошек и собак, проводят дикие обряды и устраивают акты  вандализма, которые приписываются религиоведами сатанистам. Их идеология связана, как правило, с примитивным «чертомольством», нередко растущим из христианской мифологии  и выдержек из гримуаров, переписанных по принципу «испорченного телефона». Они утверждают, что ведут войну с Христом во имя свободы от «ложного бога». У них есть моменты эсхатологии в учении (Армагеддон, победа Люцифера, как константа), но они очень слабы, и для большинства важна ситуация «здесь и сейчас». Та эсхатологическая идея, которая наличествует – это борьба за существование и жизнь в режиме «carpe diem». Большинство инферналистов такого типа вообще далеко от «замороченной» философии.
   Рационалисты – это персонажи, работающие с магией Левого Пути в меру сил и знаний. Для них работа с Инферно – это средство достижения своих целей. Они ищут гримуары и сильные заклинания нужного профиля для этого всего или пытаются попасть в ученики к «великим магам». Их modus cogitandi связан с максимой: «Carpe diem». Так что им эсхатология – что гавайцу тулуп. Поэтому её здесь и нет, а есть магический подход к Мирозданию, каким бы наивным он ни был – а он далеко не всегда наивен, как может показаться. Методы магии Левого Пути (если предположить, что такая магия существует в природе) очень ограничены по возможностям, но они вполне рациональны и весьма действенны. И безгранично далеки от ожидания «конца света» в силу концентрации на точке «здесь и сейчас» и принадлежности к миру магии, где предполагается возможность влияния мага на ситуацию в «большом» мире – в эсхатологии это прерогатива Самого.
   Вот примерно так. Разумеется, друзья мои, что это не предполагает осветить всё и вся. Это – лишь образцы, дающие примерное представление о предмете. Но вы, я полагаю, люди умные и понимаете, что же это за эсхатология такая, и с чем её кушают.

                ЧЬЯ БЫ КОРОВА МЫЧАЛА...
   
   Только не надо пищать о корректности: вы так же корректны к своим оппонентам, господа ревнители «Веры и Отечества». Так что будем разбирать вас по косточкам. В свете эсхатологии.
   Вы, кажется, любите представлять себя христианами? Христианство – религия, основанная на эсхатологии. Именно боязнь угодить в огонь вечный, не успев покаяться, заставляет «принимать Иисуса господом». А «благовестие» имеет конечный срок – когда весь мир будет оглашён «благой вестью», проповедь прекратится, и начнутся суды. Кстати, разве только радикальные протестанты и пост-христиане ищут везде и всюду «метки дьявола»? А случай с идентификационным номером налогоплательщика (ИНН)? Ведь та самая Греко-ортодоксальная церковь Руссланда (Русская Православная Церковь), которая обвиняет «тоталитарные секты» в создании своим прихожанам с целью зомбирования, объявила три пары длинных линий в штрих-коде ИНН числом 666 (многие греко-ортодоксы так считают и по сию пору). Смирились только после проблем с государственными органами. Откровение Иоанна Богослова в  христианстве – непререкаемый авторитет (как и вся Библия). Принимая всю Библию, вы принимаете учение о скором конце света. Если вы частично принимаете христианство, то это – ложь, поскольку нельзя быть наполовину беременным, а для христианина частичное «принятие истины» является такой «половинчатой беременностью».
   У «них» жёсткие каноны? В Греции местная греко-ортодоксальная церковь полностью управляет островом Афон, и там по определению не может быть иных разновидностей христианства, нежели греко-ортодоксия. Так вот, на Афон не допускаются даже животные женского пола. В монастырях «никеи» тоже хватает мерзостей и тоталитаризма, а многие греко-ортодоксальные общины (у католиков этого меньше) ждут скорого конца света и пытаются изолироваться от «бесовского мира». От паспортов отказываются, а не то, что от ИНН. И потом, настоящий христианин именно так и живёт: никакой собственности, всё на благо церкви, своё мнение – это пересказ канонов веры. Вы ведь претендуете на «истинное христианство»? Вот и делайте выводы, панове.
   «Они» не хотят присягать гербу, гимну и флагу? Присягают, как говорил Владимир Гостюхин, один раз, и «они» это сделали, и тут другая песня, кто из них более искренен. Да и вы тоже хороши – вы ведь не хотите веротерпимости, вам нужно подчинить себе светскую власть. И в своих газетах вы пишете призывы в духе: «Прочитал сам – передай товарищу». А так делают маргиналы от политики. Что же до «Родины», то для христианина таковыми являются «новое небо и новая земля» (Откровение, 21:1), а прочие города и страны – ничто, поскольку их время сочтено. Кстати, повторюсь, вы – христиане. Или как?
   Это считается истиной в самой последней инстанции? Ну, на подобное претендует всякий, не страдающий олигофренией в тяжёлых формах. Вы относитесь к подобной категории больных? Пожалуйте на родную коечку в клинике имени Алексеева (Кащенко), с таким «счастьем» на свободу нельзя. Другое дело, что это не так, но тогда несправедливо обвинять других в этом, иначе получится нечто вроде «бросай курить, вставай на лыжи» из уст человека, в комнате которого можно вешать топор.
   Воспитывают страх и честно отнимают нажитое добро? И вы тоже. Вы же христиане, вы тоже пугаете дьяволом, адом, злом, жидами и «геополитикой Запада». И получаете больше, чем десятки квартир и машин – власть в большой стране. Нет – откажитесь от высоких связей и зарабатывайте на жизнь честным трудом. Но ведь известно, что с трудов праведных не наживёшь палат каменных, это говорит ваш «великий народ», за который вы орёте до охрипу.
   О бизнесе в религии говорить не будем – лучше осветить это отдельно, что я, если удастся, попробую сделать в дальнейшем.
   Вот такая песня, значит. Кажется, всё рассмотрели. Разумеется, объяснить этим всё в мире конфессиональных войн невозможно, но и это – подспорье в познании этой сферы. О других аспектах мы тоже поговорим в своё время. Что же до господ греко-ортодоксов, то им тоже будет уделено место в нашем виртуальном музее. А то, что оно будет в разделе с Гитлером и Муссолини, так это они сами себе это место выбрали, когда стали настаивать на выгодном им законе о свободе совести.
 
                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Можно спокойно вздохнуть и поставить книгу на полку. Разговор окончен. Этот разговор. Книга, честно говоря, получилась очень «абрисной», но в ней и шла речь об эсхатологии в целом. Не всеобъемлющая, да. Но «разжёванный» материал вряд ли должен быть огромным и всеохватным – он должен стать отправной точкой поисков, познания мира, по большому счёту.
   Резкость высказываний в ряде случаев оправдана тем, что с англичанином надо говорить по-английски, а лексика «мягкотелого интеллигента» вряд ли понятна хаму. С хамом надо по-хамски – он лучше поймёт тебя. Вот почему я позволил себе пнуть «нсдаповцев». Не забывайте также, что они точно так же «вежливо» говорят о представителях нетрадиционных религий. Это неприятно, и то, что Юоан Свами или Виссарион – подонки (если подонки), не означает, что можно хаять всю «нетрадицию».
   Данная книга не является попыткой оправдания эсхатологических мировоззрений. Они просто показаны, как есть (или с точки зрения логики) – смотрите и делайте свои выводы. Личное мнение автора выражено вступлением в Церковь Сатаны и никому не будет навязываться, так что читайте и составляйте своё мнение, пишите свои труды, если можете и хотите. Если получится – присылайте труд или намётки, где его найти. С удовольствием прочту, если есть интересные мысли.
   Искренне сожалею, что не могу порекомендовать какие-то более подробные по изложению книги на данную тему. Интернет-сайты доступны не всем, да и то, что мне удалось найти по данному вопросу, либо не является объективным, либо предмет  вашего интереса будет сложно найти в общем потоке. Надеюсь, что я ошибался.
   Вот такая, понимаешь, загогулина. Буду надеяться на то, что начавшийся разговор не будет таким коротким и поверхностным, а его итогом не станут одни только перебранки и прочие «военные действия». В конце концов, на их прекращение отчасти были направлены усилия, благодаря которым на свет появилась данная книга. И хорошо, если она достигнет цели.
                27. 08. 2005.


Рецензии
короче с религиями всё очень и Очень непросто и простые толкования могут вызвать и омерзения.

Анатолий Бурматоф   08.05.2014 05:32     Заявить о нарушении