А был ли мальчик?

       Не могу уснуть. Не пойму, почему? Кручусь, верчусь... то ли подушка высокая, то ли в комнате жарко. Пойду-ка я на кухню, поищу в холодильнике что-нибудь вкусненькое и душевное... «О, Париж! тра-та-та, ля-ля-ля…». Вот привязалась мелодия... 

       А в холодильнике пиво- немецкое, бельгийское и польское, тоже неплохое… Привезла попробовать мужчинам из поездки. Нет. Пива не хочется. Муж торт купил. Соскучились мои дорогие, пока я «по Европам скакала». Сладкого сейчас тоже не хочется… Когда только похудею?..

      В окно лучше посмотрю. О! Какой вид из моего окна. Красавица Останкинская.  Высота 540 метров. А всего неделю назад я любовалась на творение Эйфеля. «О, Париж! тра-та-та, ля-ля-ля…». По дороге во Францию заезжали в Берлин. Гуляли у самого подножия знаменитой берлинской башни. А наша Останкинская все же краше и лучше всех. «О, Париж! тра-та-та, ля-ля-ля…»…

        Стоп. Поняла, почему не спится. В Европе время отличается от нашего на 2 часа. Все экскурсии, сон и подъем были по европейскому времени. Час ночи дома - детское время там.

Да, Париж незабываем. Удивительно красивые улицы. На зданиях балконы с коваными узорами. Множество дворцов. Лучи улиц обязательно выведут к какому-нибудь старинному месту. Нотр - Дам де Пари, Сакре - Кер, Пале - Руаяль, Собор Инвалидов, Елисейские Поля, Монмартр, Латинский квартал…

До сих пор не верится, что я там побывала. 11 дней пронеслись вихрем. Но остались доказательства – множество фото. Самое интересное я получила после катания на речном трамвайчике по Сене. «Бонжур, мадам!»  Я улыбнулась, кокетливо отставила ножку, чуть задержалась на ступенях трапа. Или этот мостик как-то по-другому называется.  А, не важно. «Мерси, мадам!»  Вокруг моей фотографии сердечки, узоры и надпись «Париж…».

Сказка сбылась. Я увидела Париж. А в Париже Лувр. Заглянула в глаза Моне Лизе… Или она в мои. Не понятно, почему толпы посетителей со всего мира рвутся именно к этому творению великого Леонардо да Винчи. Полуулыбка и спокойный взгляд. Может, именно этого не хватает современному человеку? Мира, спокойствия и улыбок. Людям моей страны этого очень не хватает…

Версаль. Дворцы, аллеи, цветы, подстриженные деревья и кусты. Ступени, по которым гуляли придворные дамы в шикарных платьях с кавалерами в нахлобученных на их головы белых париках. Красота. Но наш Петергоф не хуже. Умница Петр I Петродворец построил в красивейшем месте. Аллеи парка ведут к морю. В Версале этого нет. Мне наш Петергоф с его фонтанами больше нравится.

«О, Париж! тра-та-та, ля-ля-ля…» Я была в автобусном туре по Европе. Побывала в нескольких европейских столицах и городах. Один молодой человек из нашей группы смешно отозвался о Париже после того, как целый день самостоятельно гулял по городу: «Теперь буквально понимаю слова «Увидеть Париж и умереть…» Так уходился по городу, все подошвы стоптал. Чуть не помер…».

Я не понимаю, почему люди отправляются путешествовать в одиночестве. Можно поехать с другом, если семьи еще нет. Другом того молодого человека был компьютер. Мы в шутку между собой так и звали его - Компьютер. Когда он отстал от нашего автобуса на Монмартре, я волновалась, как мать Тереза. Мне сказали: «Не волнуйтесь, Компьютер не пропадет, доберется сам». Как не волноваться? А если бы мой сын оказался один в незнакомом городе в чужой стране? Компьютер отлично изъяснялся на английском языке. Неправильно думать, что парижане говорят только по-французски! Английский там прекрасно понимают. Вот только русский или русских понимать не хотят. Но об этом чуть позже.

Можете представить мою радость следующим утром, когда на своем законном месте я увидела нашу «потерю». Этот молодой мужчина спокойно добрался на метро в нашу гостиницу на окраине города. Вот ведь верно говорят: «Язык до Киева доведет». Я уточню – «английский язык». Так что, уважаемые, учите иностранные языки.

Я говорила за границей на английском уровня средней школы. Заблудившись в лабиринтах французской гостиницы, я подошла на reception и неожиданно для себя произнесла следующее: «We live in your hotel and now we want to eat!» ( Хотя можно было просто спросить, где находится ресторан). Поражаюсь выдержке французской мадам. Если бы мне сказали подобное, я бы от смеха сползла под стол. А мадам нам просто показала направление, по которому надо идти в ресторан на завтрак «to eat»...

Особенное зрелище в Париже - мерцание Эйфелевой башни. Вечером огни равномерно горят по всему каркасу башни. Но на 5-10 минут каждого часа включаются мерцающие огни. Башня становится похожей на гигантскую новогоднюю елку. И ощущение праздника не отпускает. О, Париж!

Я еще много могу восторгаться красотами Парижа и его окрестностями. Но хочу признаться, Бельгия мне понравилась больше Франции. Не менее красивая, старинная и очень современная одновременно. Меньше туристов, а значит меньше суматохи и толкотни. Мы побывали в двух бельгийских городах - Антверпене и Брюсселе. Символом Брюсселя является знаменитый писающий мальчик-фонтанчик. Кстати, в наш приезд он был не голышом, а одет в футбольную форму. В стране проходил международный турнир по футболу. А у бельгийцев с чувством юмора все в порядке. Зимой, например, мальчика наряжают в костюм Санты. О многом в Бельгии могу сказать, что это лучшее. Лучший шоколад, лучшее пиво, лучшие жители...

Среди наших туристов был еще один одинокий путешественник - Петр. Наш гид обращалась к нему на французский манер - Пьер. Попав в Бельгию, он начал поглощать лучшее пиво Европы. Дальше, больше. Лучшее французское вино, сначала Бордо, затем Кальвадос. А потом понеслось вперемешку - шампанское, пиво, вино, опять пиво. Молодежь пыталась отвлечь его от этого занятия. Но упрямый Петя все-таки втянулся в запой. Было страшно за него. Никто не смеялся. Не до смеха было. Грустно шутили между собой: «Напиться, ... , на люстре покачаться - как хорошо!»  Но наблюдать за Петром было неприятно. Наша экскурсовод - тонкий психолог и умный воспитатель, не выпускала Петра из виду. Подбадривала его, заставляла не уходить в себя. Умница женщина.

Верно, не стоит обижать и злить сорвавшегося в пьянство человека. Мы не знаем причины. Он становится ребенком. Даже не ребенком, а больным растением. Это очень печально. Пьер наливался спиртным с утра и до вечера. С ним обращались, как с больным.

Пиво, как известно, ищет выход и заставляет бешено работать почки человека. В нашем автобусе появился свой «писающий мальчик», ни в чем не уступающий брюссельскому фонтану. Обычно туалетом в автобусе не пользуются. Хватает санитарных остановок через каждые 3 часа. Но Петру этого не хватало. Через какое-то время мы стали задыхаться в автобусе и ненавидеть Петра...

Вот тут уже скажу, если вы, путешественник, собрались пьянствовать в дороге, лучше останьтесь дома на своем диване. И не омрачайте поездку другим. О какой русской культуре можно в этом случае вести речь? «Культур – мультур» получается. И в таком виде пьяный турист пытается разговаривать на только ему понятном языке с иностранцами в гостиницах. Это мелкий эпизод. Но впечатление о нас складывается из таких эпизодов.

И еще один неприятный момент, как мы ведем себя за завтраками в гостиницах, где питание со Шведского стола. Поев, мы стараемся набить сумки упаковками йогурта, сыра, заворачиваем в салфетки бутерброды. Ох! Смотреть стыдно. Нас еще учить и учить. А ведь все уже давно взрослые люди.

Вот такой странный финал у моего рассказа. Начало восторженное с соловьиными трелями, окончание неприятное, просто никакое. Что поделать. Такова жизнь. Разная. Веселая и грустная. Счастливая и не очень. С зигзагами и виражами. В любой ситуации не следует забывать о тех,  кто вас окружает и поступать так, чтобы к вам относились с уважением. Уважайте себя, путешественник. И тогда нам в каждой стране будут рады. «О, Париж! Тра-та-та, ля-ля-ля, та...та...та...»

Все зависит только от нас самих.

04.06.2009г


Рецензии
Не могу удержаться, вспомнился эпизод. Я был с группой в Париже в 90-х годах. нашу группу вела наша руководительница. Услышав русский язык к нам присоединились несколько женщин, естественно россиянок. Наши дамы были недовольны выбранной организаторами гостиницы, и они обратились к этим женщинам с вопросом "А как вы устроились. Этот ответ я помню до сих пор. "Какое это имеет значение - ведь мы в Париже. Приехали в автобусе, ночью спим между сиденьями. Но приходим поздно вечером, уходим рано утром, весь день ходим по Парижу. Самое главное - мы в Париже.

Артем Кресин   01.02.2022 21:20     Заявить о нарушении
Могу объяснить, почему туристки ночевали в автобусе. Отсутствие платы за гостиницу делает путевку дешевле. Иногда в автобусной экскурсии несколько ночных переездов. Но это очень тяжело..
Эти женщины будто студенты, голодные, невыспавшиеся, но счастливые.

Светлана Лобова   02.02.2022 00:58   Заявить о нарушении
Это были явно не студентки, дамы в возрасте. Но это была радость от того, что исчез "железный занавес", и они даже не смевшие ранее мечтать о поездке за границу, да еще в капстрану, да еще в Париж! оказались в этом, известном мировом центре культуры и истории.

Артем Кресин   02.02.2022 13:18   Заявить о нарушении
Я в 1978 году, находясь в Москве, три ночи спал в отцовских "Жигулях". "Что меня дёрнуло? - такая не покидала мысль. - Мог бы дома остаться". Не думаю, что Париж стОит этого в большей степени. Скорее наоборот. Извините!

Михаил Струнников   08.02.2022 15:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.